Урок биологии в 10 классе "Зародышевое развитие животных"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

План конспект урока в 10 классе "Зародышевое развитие животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_10.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

Цели урока:

Углубить и расширить знания об основных этапах эмбрионального развития организмов, полученные в 9 классе; раскрыть сущность сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития.

Развивать умения активно воспринимать изучаемый материал, обобщать, определять направление в дальнейшей деятельности, ставить цели.

Развивать коммуникативные навыки.

Формировать правильное отношение к процессу образования эмбриона как к развитию будущего живого организма.

Оборудование: таблица «Эмбриональное развитие организма»

Стадии урока

I. Стадия вызова

Вступительное слово учителя:

Итак, ребята, мы сегодня приступаем с вами к изучению новой темы.

Из предыдущих уроков вы уже знакомы с тем, как развиваются половые клетки, как происходит процесс оплодотворения.

О чем же пойдет речь сегодня?

Зачитываю цитату из детской энциклопедии по биологии

«В XVII-XVIII веках среди натуралистов бытовали самые фантастические представления об этом. Утверждали, например, что в мужской половой клетке человека можно разглядеть детали строения будущего организма. Ссылались на мнение самого Гиппократа, который считал, что в только что снесенном яйце курицы уже содержится в готовом виде цыпленок, который только увеличивается в размерах при насиживании».

Вопросы классу: Действительно ли это так? Прав ли Гиппократ?

Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Посмотрите на таблицу (на доске висит таблица «Эмбриональное развитие животных» с закрытым названием)

Ответ учащихся: Мы будем изучать развитие зародыша.

Вопрос: Как на греческом языке звучит слово зародыш?

Ответ учащихся: Эмбрион.

– Итак, тема нашего урока: Эмбриональное развитие животных (запись на доске)

Вопрос: Что вы знаете, или думаете что знаете об этом. Изобразите уже имеющиеся у вас знания в виде кластера.

Учащиеся, разделенные на группы, активно обсуждая информацию (прием «мозговая атака») составляют кластеры.

Через некоторое время каждая группа представляет свой кластер, в котором блоками в виде схемы отражает ту информацию, которой владеет по данной теме.

Кластеры у каждой группы имеют разное количество «гроздьев» в зависимости от первоначальных знаний по этой теме у учащихся.

В начале урока кластер может иметь, например, такой вид.

– Что бы вы еще хотели узнать об этом процессе? Внесите в кластеры вопросы, которые вас интересуют, вписывая их в отдельные «гроздья» схемы.

Каждая группа озвучивает свои вопросы.

Учитель на доске записывает вопросы, поставленные учащимися, и ставит свой вопрос: «Как из одной клетки может сформироваться сложный организм с различными органами?»

– Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте поработаем с терминами. Перед нами таблица. В первой колонке таблицы выписаны называния стадий развития зародыша. Во второй – вы напишете ваши первоначальные представления. Попробуйте предположить, что могут означать эти термины. Третью колонку таблицы мы пока заполнять не будем.

В помощь предлагаю воспользоваться переводом некоторых терминов на русский язык, выписав их на доске.

Лат. differentia — разность, различие, разделение целого на различные части, формы и ступени.

Лат. inductor, от induco — навожу, побуждаю

Греч. gaster — желудок

Греч. Genesis – происхождение, возникновение

Стадии развития зародыша

Первоначальное представление

Определенияпосле чтения

1. Дробление

2. Гаструляция

3. Дифференцировка

4. Органогенез

5. Эмбриональная индукция                  

.  Учащиеся заполняют вторую колонку в группах, и высказывают свои предположения. Ни одно из предположений учащихся, даже если оно не соответствует истине, не критикуется и не обсуждается. Все предположения принимаются.

II. Стадия осмысления.

Сейчас вы будете работать с текстом параграфа.

Ваша задача: познакомиться с тем, как происходит развитие зародыша.

Для ее решения, вам необходимо сделать следующее:

Каждая группа читает об одной из стадий развития зародыша (каждый учащийся в группе читает индивидуально)

I группа – Дробление

II группа – Гаструляция

III группа – Дифференцировка

IV группа – Органогенез

V группа – Эмбриональная индукция

Группа составляет план этого отрывка. План составляется совместно всей группой, принимая во внимание высказывания каждого члена группы и приходя к единому мнению.

Примерные планы групп могут быть такими:

I группа – Дробление

Примерный план:

Понятие «бластомер»

Дробление у ланцетника

Дробление зиготы у амфибий

Период дробления у птиц

Общие черты периода дробления у разных групп животных

II группа – Гаструляция

Примерный план:

Понятие «гаструла»

Процесс гаструляции

Образование зародышевых листков

III группа – Дифференцировка

Примерный план:

Понятие «Дифференцировка»

Дифференцировка с морфологической точки зрения

Дифференцировка с биохимической точки зрения

Формирование групп тканей

Гомология зародышевых листков у разных групп животных

IV группа – Органогенез

Примерный план:

Понятие «органогенез»

Формирование осевых органов у ланцетника

Образование нейрулы

V группа – Эмбриональная индукция

Примерный план:

Эксперименты, проведенные эмбриологом Г.Штеманом

Понятие «Эмбриональная индукция»

Роль эмбриональной индукции в развитии зародыша

Каждый член группы готовится рассказать свой отрывок другим группам по этому плану.

Учащиеся читают, составляют план своего отрывка текста. Затем происходит переформирование групп (каждый учащийся попадает в группу, где он является единственным членом предыдущей группы). Таким образом формируются группы, в которых присутствуют представители всех предыдущих групп.

В новой группе каждый учащийся рассказывает по плану свою часть текста параграфа.

– Теперь вы приобрели определенные знания по нашей теме, давайте вернемся к таблице и заполним третью колонку.

Учащиеся заполняют третью колонку таблицы, опираясь на полученные знания и текст учебника.

Таблица может выглядеть следующим образом:

Стадии развития зародыша

Первоначальное представление

Определения после чтения

1. Дробление

 

1. Процесс митотического деления зиготы, в результате которого образующиеся клетки (бластомеры) не растут, а с каждым делением уменьшаются в размере.

2. Гаструляция

 2. Процесс перемещение клеток одного из полюсов бластулы внутрь шарообразного зародыша

Дифференцировка

3. Процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша.

Органогенез

4. Процесс образования осевых органов.

5. Эмбриональная индукция        

5. Влияние одних частей зародыша на формирование других

 Заполнив колонку таблицы, учащиеся возвращаются в свои группы

– Вы прочитали о стадиях развития зародыша, составили план, рассказали друг другу о каждой стадии, сформулировали определения. Теперь настало время еще раз вернуться к нашим кластерам. Внесите в них ту информацию, которую вы узнали. Укрупните, дополните ваши «гроздья». Возможно, у вас появятся новые веточки.

Представьте классу свои кластеры и обоснуйте появление новых блоков и связей между «гроздьями».

Следующая ваша задача составить по 3 вопроса (1 вопрос на воспроизведение материала, 2 – на понимание, 3 – на сравнение). Каждая группа составляет вопросы по своей части параграфа (по определенной стадии развития)

Группы задают друг другу вопросы. В таблицу ставятся знаки «+» или «-» в колонку каждой группе, в зависимости от того отвечает группа на вопросы других групп или нет.

Тип вопроса

Дробление

Гаструляция

Дифференцировка

Органогенез

1.Воспроизведение

2.Понимание

3.Сравнение          

 Примерные вопросы, которые могут быть составлены учащимися

Дробление:

Дайте определение понятию дробление

Объясните, почему объем бластулы не превышает размеров зиготы?

Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?

Гаструляция:

Что такое зародышевые листки?

Объясните, почему у кишечнополостных не формируется мезодерма как у всех многоклеточных животных?

Сравните процесс гаструляции у кишечнополостных и других многоклеточных. Выявите разницу и объясните причины различий.

Дифференцировка:

Дайте определение процесса дифференцировки.

Объясните причину того, что клетки начинают синтезировать различные белки, свойственные только данному типу клеток.

К какому выводу можно придти, сравнивая между собой процесс формирования органов и тканей у различных животных?

Органогенез и эмбриональная индукция:

Опишите, как происходит процесс формирования нервной трубки и хорды у зародыша.

Как можно объяснить, что культивирование клеток зародыша вне организма не приводит к формированию типичных тканевых структур?

Как можно доказать, что зачаток одного органа влияет на другой и определяет направление его развития?

III. Стадия Рефлексии.

Группы возвращаются к своим кластерам.

Те блоки информации, которые были разобраны и те вопросы, на которые даны ответы, обводят красным фломастером.

Если остались вопросы, на которые не были даны на уроке ответы, их предлагается разобрать дома с использованием дополнительной литературы и подготовить доклады к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Общая характеристика царства Животные"

Данный урок проводится в 7 классе. Особенностью урока является то, что он проводится с применением технологии развития критического мышления....

Конспект урока биологии "Зоология - наука о животных"

Цель урока: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными. Рассказать о средах жизни и местооб...

Использование идеографических изображений на уроках биологии при изучении курса «Животные»

Отображение основного содержания материала последовательным рядом знаков, символов, так называемое идеографическое письмо, т.е. письмо при помощи идеограмм, а не букв,- один из древнейших способов пер...

Урок биологии в 5 классе "Животные"

Урок построен по стандартам ФГОС...

Презентация к уроку биологии 5 класс Тема "Животные" "Передвижение животных"

Презентация подготовлена учеником 5 класса к уроку по теме " Животные" В данной презентации описаны три способа передвижения собаки. Шаг, рысь, иноходь....

Урок биологии в 5 классе "Животные"

Технологическая карта и презентация предназначены для использования на уроках биологии в 5 классе по теме "Животные"....