Проверочные работы по биологии
тест по биологии (11 класс) по теме

Сашина Элла Леонидовна

Работа по теме  "Борьба за существование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borba_za_sushchestvovanie.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы и задания по теме «Борьба за существование»

Задание №1

По подсчетам В.И. Вернадского, для захвата поверхности Земли различным организмам понадобился бы срок: бактериям – 1,5 дня, сельдям – 7-12 лет, курам – 15-18 лет, крысам – 8 лет, диким свиньям – 6 лет, слону – 100 лет, одуванчику – 1 год. Ни слоны, ни кролики, ни одуванчики, ни какие – либо другие животные и растения не заполняют весь земной шар.

Перечисляем ряд причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчиков и не дают этому виду занять весь земной шар.

Заполните таблицу, указывая в каждой графе номер причин

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями

  1. Плоды вместе  с сеном попадают в желудок овцы
  2. Плодами питаются многие птицы
  3. Всходами питаются травоядные животные
  4. Топчут люди, автомашины
  5. Сами одуванчики вытесняют друг друга
  6. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах
  7. Растения погибают от сильных морозов и засухи
  8. Мешают другие более высокие растения (крапива, пырей), они затеняют, берут воду и пищу
  9. Высокие растения мешают распространению семян ветром
  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов
  11. Семена растения погибают в средней полосе, если они упадут в неблагоприятные  для сохранения и прорастания условия

Задание №2

Определить о каких формах борьбы за существование говорится в следующих строчках

  1. Внутривидовая борьба
  2. Межвидовая борьба
  3. Борьба с неблагоприятными условиями

А) И меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно,

    За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд,

    За почву и за влажность спор ведут. (Э. Дарвин)

Б) Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила;

    От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.

     Всегда имеет верх над слабостию сила… (А.С. Пушкин)

В) Лес кругом. Широкая поляна… На траве зеленой у кургана

    Жаркий бой ведут тетерева …..(П. Усачев)

Г) пословица: И раки не живут без драки

Д) А знаете, друзья, что ёж был с мягкой шерсткою когда – то?

    Но объявилась, вдруг лиса, защелкали зубами волки, -

    И стали колкими глаза, и выросли иголки  (А. Марков)

Е) Была зима такая, что с ветвей комочком белым падал воробей,

    Закованные в ледяные глыбы, в речных глубинах задыхались рыбы… (П.-Б. Шелли)

Задание №3

Распределите примеры борьбы за существование в соответствующие графы таблицы:

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями

А)  каннибализм, уничтожение молодняка

Б) конкуренция за свет между елью и березой

В) львы и антилопы

Г) зимняя спячка у медведя

Д) борьба самцов за самку

Е) борьба за главенство в стае

Ж) растения паразиты, питающиеся за счет растения - хозяина

З) птицы и насекомые

И) сорные растения угнетают  культурные растения

К) серая и черная крысы борются за место в поселениях человека

Л) волк и клещ

М) редукция листьев у кактуса

Н) смена меха у млекопитающих

О) борьба лис и волков за территорию

П) сезонные перелеты у птиц

Р) рыбы и планктон

С) листопад

Т) низкорослые растения в условиях Севера

У) крупный рогатый скот и ленточные черви

Ф) лягушка и комар

Х) лиса и змея

Ц) длинные корни у растений пустыни

Задание №4

Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

Вопросы и задания по теме «Борьба за существование»

1. Каким образом разрешается в природе противоречие между необходимостью выживать и малой плодовитостью у различных животных?

2. Дарвин приводит следующие факты:

«Кондор несет пару яиц, страус – 20, буревестник – одно. Однако полагают, что буревестник – самая многочисленная птица на Земле». Как бы вы объяснили этот факт?

3. Многие насекомые приносят вред, между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Объясните:

А) почему бы не уничтожить насекомых, ведь сейчас для этого имеются эффективные средства?

Б) К каким последствиям в живой природе приведет уничтожение насекомых?

В) Почему заявляют: «Без насекомых континенты мертвы». Вы согласны?

4. Между особями в стае ворон идет борьба за существование. За что она осуществляется и как проявляется? Какие особи будут иметь в ней преимущество?

5. В гнезде трясогузки обычно бывает 4-6 яиц, но не 2 и не 18. Объясните этот факт с позиций эволюционного учения.

6. Проанализируйте данные, составьте график изменения численности особей олений по годам и объясните возможные причины изменения численности популяции.  

  1. В 1911 году на остров Сент – Пол  (площадь 106 км2) у побережья Аляски завезено 25 северных оленей.
  2. В 1920 году там обитало уже 300 оленей
  3. В 1924 – 190 оленей
  4. В 1930 – 650 оленей
  5. В 1935 – 1000 оленей
  6. В 1938 – 2000 оленей
  7. В 1950 году осталось 8 оленей.

7. Объясните цели осенней и весенней вспашки полей, прополки, прореживания и подкормки культурных растений?

8. Что значит выражение «Особь достигла успеха в борьбе за существование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по биологии. 9 класс.

Тестовые задания в двух вариантах по темам: "Введение", "Молекулярный уровень", "Организменный уровень"....

Тестовые проверочные работы по биологии 10-11 классы

Здесь Вы можите найти и использовать на уроке тестовые проверочные работы для учеников 10-11 класаа по всем основным темам курса общей биологии: Основы цитологии,Основы генетики, Основы учения об...

Тестовые проверочные работы по биологии 10-11 классы

Здесь Вы можите найти и использовать на уроке тестовые проверочные работы для учеников 10-11 класаа по всем основным темам курса общей биологии: Основы цитологии,Основы генетики, Основы учения об...

Проверочные работы по биологии 6-9 класс

Проверочные работы в форме теста, письменного ответа на вопрос, зарисовки, составления схемы помогут оценить знания детей по данной теме....

проверочная работа по биологии по теме генетика

материал проверочной работы позволяет судить об усвоении темы "Генетика"...

Проверочная работа по биологии по теме "Методы изучения в биологии. Свойства живого", 5 класс, учебник Суховой Т. С., Строгонова В.И.

Проверочная работа представлена в 3 вариантах, содержит тестовые задания, задания на работу с рисунком, задания на соответствие, задания со свободным ответом. Часть заданий взята с сайта sdamgia.ru...