Транспорт веществ в организме растений.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Мартынова Анна Николаевна

Методическая разработка интегрированного с физикой урока-исследования, включающая конспект и электронное домашнее задание для дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnoe_dz.docx14.46 КБ
Файл tablica.docx12.14 КБ
Файл stih.docx11.98 КБ
Файл zadanie.docx11.64 КБ
Файл konspekt__transport_veshchestv_v_rastenii.docx24.24 КБ
Package icon tr.zip2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Транспорт веществ в растении»

1. Внимательно прочитай учебный текст на стр. 78-79 учебника и познакомься с презентацией по теме «Передвижение веществ в растении».

2. Заполни таблицу «Передвижение веществ в растении»:

Вопросы и задания

Ответы, выводы

1

Перечислите вещества, необходимые клеткам растения.

2

Как и откуда вещества поступают в растение?

3

Что обеспечивает движение веществ внутри клетки?

4

По какой ткани происходит транспорт воды и минеральных солей?

Где эта ткань располагается?

Как называются ее клетки?

5

По какой ткани происходит транспорт органических веществ?

Где эта ткань располагается?

Как называются ее клетки?

6

Какие силы заставляют воду подниматься

наверх, к листьям?

3. Подготовь устные ответы на вопросы 1,2, 6-10 на стр. 83.

4. Используя рисунок на стр. 79 расскажи о процессе передвижения веществ в растении.



Предварительный просмотр:

Транспорт веществ в растении

Вопросы и задания

Ответы, выводы

1

Перечислите вещества, необходимые клеткам растения.

2

Как и откуда вещества поступают в растение?

3

Что обеспечивает движение веществ внутри клетки?

4

По какой ткани происходит транспорт воды и минеральных солей?

Где эта ткань располагается?

Как называются ее клетки?

5

По какой ткани происходит транспорт органических веществ?

Где эта ткань располагается?

Как называются ее клетки?

6

Какие силы заставляют воду подниматься

наверх, к листьям?

Транспорт веществ в растении

Вопросы и задания

Ответы, выводы

1

Перечислите вещества, необходимые клеткам растения.

2

Как и откуда вещества поступают в растение?

3

Что обеспечивает движение веществ внутри клетки?

4

По какой ткани происходит транспорт воды и минеральных солей?

Где эта ткань располагается?

Как называются ее клетки?

5

По какой ткани происходит транспорт органических веществ?

Где эта ткань располагается?

Как называются ее клетки?

6

Какие силы заставляют воду подниматься

наверх, к листьям?



Предварительный просмотр:

                     Пастух кору надрезал у берёзы,

                     Склоняясь тянет сладковатый сок,

                     За каплей капля падает в песок,

                     Берёзы кровь прозрачная, как слёзы.

                                                   А над землей - дыхание весны,

                                                   И все деревья с корня до листочков

                                                   Едва раскрывшихся напоены

                                                   Железной силой, рвущей силы почек.

                     Так ясен день! Так небосвод глубок!

                     Так журавли курлычут, пролетая!

                     И в этот миг березе невдомёк,

                     Что, может быть, смертельна рана злая,

                                                   Что может быть, от муки холодея,

                                                   Она увянет к будущей весне:

                                                   Усохнет ствол, и ветви онемеют,

                                                   И помертвеют корни в глубине.

                     Но этот черный день еще далек,

                     И долго будет кровь еще струится.

                     Над нею станут бабочки кружиться,

                     И пчелы пить густой пахучий сок...

М. Браун



Предварительный просмотр:

Я буду называть вам слова, а вы по данным определениям отгадайте многозначное слово. Кто даст ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим.

1. Лестничная, шахматная, грудная, растительная, нервная, мышечная, птичья, звериная….………………………………………………………(клетка)

2. Нарезной, гладкоствольный, разведочный, эксплуатационный, лафетный, пожарный, тонкий, толстый, гладкий, шершавый, прямостоячий……(ствол)

3. Математический, искомый, вещественный, мнимый, лингвистический, съедобный, главный, боковой, придаточный, воздушный……………(корень)

4. Земная, ледяная, шершавая, гладкая, березовая, сосновая………..…..(кора)

5.Чистый, белый, одинарный, двойной, обходной, похвальный, опросный, экзаменационный, прямоугольный, простой, сложный, осенний, березовый…………………………………………………………………….(лист)

6. Автомобильный, водный, воздушный, веществ………………….(транспорт)

7. Студеная, горячая, замерзшая, болотная, свежая, ключевая………….(вода)

8. Химические, твердые, минеральные, органические……………....(вещества)

Постройте из полученных ответов логическую цепочку,  предложение.



Предварительный просмотр:

Передвижение веществ в растении

Урок – исследование.

Цель: создать условия для овладения учащимися опытом исследовательской деятельности; сформировать представление об особенностях передвижения веществ в растении и его биологическом значении; дать понятие о соответствии строения органов растения выполняемым функциям; продолжить формирование умений работы с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные задачи; воспитывать бережное ответственное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тетрадь, учебник; побеги сирени, простоявшие 18—20 ч в растворе чернил, лупы.

Ход урока:

I. Повторение изученного материала

Фронтальная работа со слайдами по теме «Дыхание».

Решение биологических задач.

Что такое дыхание? Какие процессы оно включает? Каково значение дыхания для жизнедеятельности живого организма?

В чем сходство и различие дыхания растений и животных?

Какие приспособления для газообмена есть у животных? Что они собой представляют?

Проверка правильности заполнения таблицы «Типы дыхания животных».

II. Вызов.

Обсуждение стихотворения «Березовый сок» М. Брауна.

Почему погибает береза?

Какие правила необходимо соблюдать, чтобы не навредить деревьям в лесу?

Запись темы в тетрадь.

Целеполагание.

Сегодня мы с вами проведем заседание научного биологического общества на котором вы мои юные исследователи, «младшие научные сотрудники» претендующие на звание лучший естествоиспытатель изучите теоретический материал и проведете исследование с целью определения путей и способов переноса веществ в растении.

III. Осмысление изучаемого материала

Каждой клетке растения необходимы определенные вещества. Какие?

Какую роль в обеспечении растений необходимыми веществами играет каждый орган растений?
Какие вещества всасывает корень из почвы?

С помощью каких приспособлений происходит всасывание воды и минеральных солей корнем?

Почему корень всасывает только те вещества, которые нужны растению?

Как вещества из корневых волосков попадают в другие клетки растения?

Учитель физики объясняет механизмы перемещения веществ (осмос и диффузия).

        

Таким образом, вещества перемещаются от клетки к клетке через поры в оболочке и цитоплазматическую мембрану по законам диффузии и осмоса.

Как же происходит движение веществ внутри клетки?

Просмотр видеофрагмента «Движение цитоплазмы».

Однако движения цитоплазмы недостаточно для переноса веществ от одного органа растения к другому, иногда на десятки и сотни метров со скоростью десятки и сотни сантиметров в час. Как же растение справляется с этой задачей.

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

  1. Сделать поперечный срез сирени (липы).
  2. Рассмотреть с помощью лупы срезы, сделать рисунок. Что вы увидели? – (окрасилась кольцом средняя часть стебля.
  3. Сделайте продольный срез стебля сирени (липы). Рассмотрите при помощи лупы. Что наблюдаете? (увидели окрашенные сосуды древесины).
  4. Сделайте вывод, как транспортируются минеральные вещества и вода? Вывод: Вода и минеральные вещества перемещаются по сосудам древесины снизу вверх.

Изучение строения древесины (расположение, проводящие элементы, их строение, направление тока веществ).

Какие силы обеспечивают передвижение неорганических веществ снизу вверх, преодолевая силу тяжести?

Что демонстрирует данный опыт?

Через какие приспособления происходит испарение воды? От чего зависит интенсивность испарения? (солнечное излучение, ветер, количество воды в почве, строение листа – площадь листовой пластинки, опушенность, расположение устьиц)

Рассмотрите рисунок. Почему выше кольцевого среза коры возник наплыв? Почему на черенке, поставленном воду, корни развиваются в основном выше надреза коры?

Из каких веществ начала развиваться почка у основания срезанного листа фиалки?

Сделайте вывод о переносе органических веществ в растении.

Изучение строения луба (расположение, проводящие элементы, их строение, направление тока веществ).

        Вывод: минеральные вещества и вода перемещаются по сосудам древесины, а органические вещества по ситовидным трубкам луба. Перемещению воды способствует корневое давление и испарение.

IV. Рефлексия.

Я буду называть вам слова, а вы по данным определениям отгадайте многозначное слово. Какой ряд даст ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим (приложение_задание).

Постройте из полученных ответов логическую цепочку,  предложение.



Подписи к слайдам:

Механизмы транспорта веществ
Испарение воды
Корневое давление

давление
, возникающее из-за всасывающей силы корневых волосков.
Домашнее задание:
стр. 78-79 (читать, пересказывать по рисунку), подготовить устные ответы на вопросы 1, 2, 6 - 10
Передвижение веществ в растении
1. Перенос веществ в клетке.
3. Перенос неорганических и органических веществ в растении.
4. Механизмы переноса веществ.
Стадии развития сосуда
Древесина (ксилема)
клетка
ствол
корень
кора
лист
транспорт
вода
вещества
Дыхание
дыхательные движения
(вдох и выдох)
газообмен
(поступление кислорода и удаление углекислого газа)
клеточное дыхание
(высвобождение энергии)
кислород + органические в-
ва
= углекислый газ + вода +
энергия
Характеристика проводящих тканей растений
Проводящая ткань
Проводящие элементы
Проводимые вещества
Направление переноса
Древесина
(ксилема)
Сосуды
Вода и минеральные соли
Луб
(флоэма)
Ситовидные трубки
Органические вещества

Транспорт веществ в клетке
Вещества, поступающие в клетку
Вещества, выделяемые клеткой
Движение цитоплазмы
Луб (флоэма)
Строение ситовидных трубок
Механизмы транспорта веществ
Диффузия
– движение вещества из области большей концентрации в область меньшей концентрации.
Осмос
– движение воды в область большей концентрации растворимого вещества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест 6 класс Тема Транспорт веществ в организме

Тест для проверки знаний учащихся 6 класса по теме "Транспорт веществ в организме"...

"Транспорт веществ в организме" по программе Н.И. Сонина

Конспект и анализ урока на котором рассматриваются особенности передвижение веществ в растительном и животном организме....

Транспорт веществ в организме

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Транспорт веществ в организме»Развитие навыков мыслительной деятельности и интеллектуальных способностей через решение проблем.Воспитание навыков самостояте...

Транспорт веществ в организме

Данная разработка урока может применятся на уроках биологии в курсе "Биология. Живой организм" 6 класс....

Рабочий лист по теме:"Транспорт веществ в организме животных"

Рабочий лист для учащихся 6 класса по теме: ""Транспорт веществ в организме животных" (по программе Сонина)...