«Экологические про6лемы моего микрорайона»
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Поскольку вопросы сохранения здоровой экологии не оставляют равнодушными никого, то тема проекта вызвала живой интерес и желание работать. При решении задач использовались методы экологического эксперимента, химического анализа, математическая обработка данных результатов, сравнения, наблюдения, анализ, индивидуальная работа, работа в группах. Проведя социологический опрос, ребята сами определились с объектом изучения (пришкольный участок).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Экологические про6лемы моего микрорайона»

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой.

А. Швейцер

Проблемный  вопрос

Для чего необходимо изучать состояния микрорайона школы?

Учебные вопросы:

Какие основные факторы загрязнения территории микрорайона школы?

Как можно улучшить состояния  микрорайона?

                         

Один из принципов экологического мировоззрения гласит:

«Непосредственный опыт - лучший учитель» - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.

        1 Комплексный характер цели

Образовательные:

  1. Определить антропогенное влияние на биоценоз (на примере пришкольного участка).
  2. Развивать интерес к познанию мира, сущности происходящих процессов в экосистеме.
  3. Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать это умение на практике.
  4. Способствовать мотивированному выбору своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

Воспитательные:

  1. используя краеведческий подход осуществить конкретную практическую деятельность учащихся по улучшению окружающей среды,
  2. способствовать формированию экологического сознания и экологической культуры у школьников, развивая высоконравственный, эстетический, эмоциональный потенциал.

Развивающие:

  1. развивать у школьников коммуникативные навыки и умения, такие как, умения работать в группе, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою позицию и знакомиться с разными точками зрения на одну проблему.
  2. умения брать ответственность за выбор решения, проявлять взаимоуважение и оказывать взаимопомощь,
  3. умения поделиться своими идеями и найденной информацией, решать спорные вопросы.
  4.  развивать у учащихся логическое мышления,
  5.  способствовать развитию связной речи,
  6.  развивать умения, последовательно излагать материал, составлять рассказ, план объяснения,
  7. владеть научной терминологией;

Задачи: 1.Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения экосистемы
2. Выявление путей решения проблемы
3. Реализация межпредметных экологических связей.
4. Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
5. Развитие коммуникативных способностей ребят.
6. Развитие навыков сотрудничества.

Тип : исследовательский проект, долгосрочный, коллективный.

   

Деятельность по проекту

1 Составление  плана – схемы пришкольного участка

2.Характеристика экосистемы

3.Проведение анализа публицистической, справочной,  методической, научной  литературы, рассказывающей о причинах  нарушающих стабильность экосистемы,

разработать план исследования.

4.Изучение окружающей среды школы для выяснения экологической обстановки: анкетирование, опрос

  1. практическая деятельность,
  2. математический анализ.
  3. выявление объектов, загрязняющих экосистему.,
  4. определение газообразных веществ в атмосферном воздухе.
  5. анализ почвы экосистемы.
  6. изучения состояния зеленых насаждений.
  7. создание списка растений наиболее приспособленных к городским условиям  северо-западного региона
  8. отчет по выполненной работе – представленная учащимися презентация.

Оборудование и приборы: проектор, экологический атлас Санкт-Петербурга, раздаточные карточки: «Этические принципы и экологическое мировоззрение», бинокуляры, чашки Петри с образцами почвы и почвенные вытяжки,  фотопленка с результатами протеазной активности, набор оборудования и реактивов для определения почвенных ионов, баночки с посевами овса.

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Сообщение темы проекта, формулировка целей и задач.

3.Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

  1. Что такое экологические факторы?
  2. Какие группы экологических факторов вам известны? Дайте им краткую характеристику.
  3. Как изменяются факторы окружающей среды в условиях крупного города?

4.Защита проекта.

Учитель.   «Человек пытлив, он хочет все объяснить себе - и во вселенной, и в самом себе. Как же без этого жить? Исследовать, понять должен человек, а не спешить забыться, махнуть рукой» В. Бианки.

Мы уверены - человек должен быть информирован о состоянии окружающей среды - дома, в котором мы живем и учимся. Именно поэтому при обсуждении объекта исследования был выбран пришкольный участок. Прямых источников информации о состоянии окружающей среды микрорайона школы №516 – нет.

       

Учащийся.    Крупный город изменяет почти все составляющие природной среды – воздух, воду, растительность, почву. Изменение одних природных условий неизбежно вызывает изменение других. К сожалению, эти изменения не всегда благотворно влияют на человека. Учащимися класса был проведен социологический опрос среди  жителей микрорайона и учащихся школы с целью определения основных антропогенных источников загрязнения в микрорайоне. Было выявлено два основных источника: ТЭЦ №5 и автотранспорт. Построив, розу ветров мы пришли к выводу, что основным источником загрязнения является автотранспорт.

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации

каждый гражданин имеете право на благоприятную окружающую среду,

 каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории  Российской Федерации (42 статья Конституции РФ).

Конституция закрепляет три, по существу тесно связанных между собой, экологических права человека:

  1. Право на благоприятную окружающую среду;
  2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  3. Право на возмещение ущерба, причиненному здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учащиеся, используя данные санитарно-гигиенических норм, дали характеристику пришкольного участка

     

               По санитарно-гигиеническим нормам:

  1. промышленные предприятия, бани, прачечные, магазины  должны находиться от школы не менее чем на -10м, автострада - не менее чем на 25 м.
  2. Защитная полоса, расположенная на границе участка школы  должна состоять из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5м, а со стороны улиц - не менее 6 м.
  3. . На пришкольном участке расстояние между деревьями и школой должно быть не менее 10 м, а между кустарниками и школой - 6 м.
  4. Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5-6 м, а между широколистными - 8-10 м.

Экологическая цена автомобиля

Группа учащихся занимающаяся изучением состояния атмосферного воздуха дала характеристику микрорайона школы.

1учащийся

    Автомобиль стал своеобразным символом технической                                революции. Наличие автомобиля говорит о независимости и благосостоянии его владельца, обеспечивает свободу передвижения. Каждый человек испытал удовольствие комфортной езды на автомобиле. Однако, по мере того как росло количество автомобилей, стало очевидным, что существует и обратная сторона медали.   Микрорайон школы окружен тремя  крупными автомагистралями: проспект Большевиков, Дальневосточный проспект и ул. Народная.

Начиная с сентября 2007 года по январь 2008 года, на автомагистралях вокруг нашего микрорайона учащиеся 11 класса вели подсчет проезжающего транспорта в течение 30 минут. Всегда в рабочее время, в рабочие  дни. При подсчете проезжающего транспорта учитывался тип двигателя, и рассчитывалось количество выбросов углеводородов, оксидов азота, оксидов углерода и сажа. Но так как нас интересовал весь микрорайон в целом, то эти данные были сведены в одну таблицу. Здесь суммированы выбросы выхлопных газов от автотранспорта по четырем компонентам по всем трем автодорогам, в среднем за 30 минут только от автомобилей, проезжающих в микрорайоне, выбрасывается почти 24 кг угарного газа, 1.3 кг оксида азота, более 2 кг углеводорода и 50 кг сажи. Здесь явно выделяется отрицательное “лидерство” ул. Народной, так как является выездом из города и непосредственно соединяется с Мурманским шоссе. В атмосферу автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают десятки миллионов тонн токсичных веществ: различных углеродов и продуктов их неполного сгорания, а также тяжелые металлы. Среди этих веществ есть сильные мутагены и бензапирен,

оказывающий канцерогенное действие на соматические клетки. Ученые уже обнаружили в выхлопных газах около 200 компонентов. Автомобили также являются источниками выделения других вредных веществ, которые не содержат выхлопных газов, а образуются при износе шин тормозных колодок.

                                      Состояние атмосферного воздуха

По карте «Выбросы автотранспорта» можно определить, что выбросы автотранспорта в  микрорайоне школы N 516 составляют от 30 тонн на квадратный километр в год до 100 тонн на  кв.км в год. По улице Народной (выезд из города) наблюдается наиболее интенсивное движение  транспорта и, как следствие этого, выбросы автотранспорта увеличены до 100 тонн на кв.км в год.

2 учащийся

Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга должно было решить ряд проблем:

  1. на международном уровне – создание транспортного коридора для осуществления евроазиатских связей и повышения эффективности международной торговли,
  2. на федеральном уровне - интеграция России в мировую транспортную систему,
  3. на региональном уровне - обеспечение развития транспортной системы Санкт – Петербурга и Ленинградской области,

       на городском уровне:

  1. обеспечение внешних транспортных функций города,
  2. создание современной транспортной системы города,
  3.  освоение прилегающих территорий, развитие вдоль трассы зон предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест.

Однако, как показало время, КАД не решает  в полной мере всех этих вопросов.

3 учащийся

                           

Большую опасность для здоровья человека представляет оксид углерода (II). Этот оксид соединяется с гемоглобином крови в 200-300 раз быстрее чем, кислород, образует очень прочные соединения - карбоксигемоглобина, диссоциация которого протекает в 3600 медленнее, чем оксида гемоглобина. В этом случае резко снижается обеспеченность тканей организма кислородом, развивается гипоксемия. Он соединяется не только с гемоглобином крови, но и с миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена, в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, моче и в спинномозговой жидкости, нарушает обмен фосфора и азота, водно-солевой обмен, изменяет содержание витамина В6, повышает содержание липидов в плазме, что способствует усиленному отложению холестерина на стенках сосудов, свертываемость крови и проницаемость сосудов.

В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды, в том числе и бензопирен, вызывает раздражение дыхательных путей, расстройства дыхания, возникновение раковых опухолей. Именно в развитии автотранспорта, и, стало быть, во все большем засорении городского воздуха автомобильными газами, многие ученые видят главную причину увеличение смертности от рака легких. Частота этого заболевания в городе немного выше, чем в сельской местности.

Оксиды азота, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, вызывают, резкое раздражение легких и дыхательных путей, возникновение в них воспалительных процессов. При попадании диоксида азота в организм наблюдается снижение дыхательных функций.

К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относится также соединение свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его содержания в воздухе.

В организм человека свинец удерживается белками и эритроцитами, затем поступает в плазму крови, и, наконец, достигает почек, печени и других органов. В костях свинец накапливается постепенно и надолго остается в них. Время от времени происходит выделение свинца из костей, что может стать причинной неожиданных симптомов острого отравления. Поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы, угнетение синтеза белка, отрицательное воздействие на генетический аппарат оксидом.

Придельное допустимое количество свинца в воздухе равно 0,0007 мг/м но содержание его иногда достигает 0,02 мг/мЗ. В костной ткани современного человека свинца в 500 раз больше чем у людей живших 2000 лет назад.

ВЫВОДЫ: Среди основных направлений по охране атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта можно отметить основные направления:

  1. Развитие     дорожной     сети     и     совершенствование организации движения
  2. Разработка  и  внедрение экологически чистых видов топлива

Экологические проблемы автомобильного транспорта затрагивают каждого человека. Что же в состояние сделать мы с вами?

Если вы имеете автомобиль:

  1. Следите за своим автомобилем, качественно и вовремя проводя его техническое обслуживание и ремонт.
  2. Используйте для парковки, ремонта и мытья автомобиля специально отведенные территории.
  3. Если нет острой необходимости ехать на автомобиле, пользуйтесь общественным транспортом.

Если вы пешеход:

1) Выбирайте для прогулок, особенно с детьми, наименее оживленные автомагистрали, бульвары, скверы, парки.

2)Планируя время прогулки, помните, что наибольший выброс автотранспортом загрязняющих атмосферу вещества происходит в часы пик и резко сокращается в другое время, безветренная погода способствует концентрации газообразных загрязнителей.

Учитель

Один из  этических принципов гласит: Земля без нас сможет существовать, а мы без неё – нет, истощенная Земля – истощенная  экономика.

Следующая группа учащихся  анализировала состояние почв в микрорайоне школы.

                                   

                             Почвы – богатство страны

1учащийся

Почвы Санкт-Петербурга представляют собой в большинстве искусственные образования, которые созданы постоянной подсыпкой: смесью естественного природного материала и антропогенного вещества. Загрязнение почв является индикатором геохимического состояния  окружающей среды. Будучи загрязненной, почва, в свою очередь. воздействует на приземный воздух, поверхностные и грунтовые воды, на корневые системы растении и другие составляющие окружающей среды в течение длительного времени. Загрязненная почва существенно ухудшает среду обитания, не только на улице, но и в помещении, на рабочем месте и в квартире.

Микрорайон школы N 516 расположен в относительно благополучном, в так называемом «спальном» районе, где нет промышленных предприятий. Однако вблизи находится ТЭЦ (пр.Большевиков), а приблизительно в пятистах метрах от микрорайона, если двигаться по  Мурманскому шоссе, находится городская свалка.

   По карте «Загрязнения городских почв» можно определить, что шлейф загрязнения почв тянется к исследуемому микрорайону с левого берега реки Невы, где расположены такие крупные промышленные предприятия, как Обуховский завод. Пролетарский завод и др. В целом ситуация в микрорайоне благополучна по сравнению с центром города. Но по некоторым показателям: хром, медь, цинк, вольфрам, никель - интенсивность превышает ПДК. Это объясняется, во-первых, выбросами автотранспорта, во-вторых, выбросами промышленных предприятий, расположенных на левом берегу реки Невы.

                                   

Еще одним из источников загрязнения почвы может быть бытовой мусор.        

К сожалению, не всегда места складирования мусора находятся в идеальном состоянии, а это может привести к загрязнению почвы.

Типичные обитатели почвы - дождевые черви, которые пропускают через себя почву, тем самым, улучшая ее состав, гибнут не только от уплотнения почв, но и от недостатка подвижности, и высыхания. Например, на проезжей дороге после дождя черви гибнут сотнями.

Микрорайон школы N 516 представляет собой типичный антропогенный ландшафт: большое количество не только газонов, но и дорожек, которые ведут к значительному уплотнению почвы. На территории микрорайона был проведен эксперимент: взяты одинаковые объемы почвы (25х25х25 см) с газонов и дорожек, которые их пересекают. На дорожках в исследованных кубах почвы (6

проб) визуально не были обнаружены типичные жители почвы - дождевые черви, В то время, как на газонах (6 проб) были обнаружены. 

 2 учащийся

Нами было проведено ряд исследований с образцами почв. Все исследования проводил в 3-х кратной повторяемости.

Материал для опытов был отобран на расстоянии от 0,5 до 100 метров от улицы Народной, где наиболее оживлённое движение. Для определения свинца использовали наиболее распространённые и доступные способы качественного определения свинца, в результате которых образуются плохо растворимые соли:

Pb²+ + S²‾ → PbS↓

Pb²++2CI‾→PbCI2

Pb²+ + CrO²‾→ PbCrO↓

Таблица № 2. Содержание свинца в исследуемых почвах.

Номер образца

Наличие ионов свинца

№1 Контроль почвогрунт

Не обнаружено

№ 2 Остановка ул. Народная

Обнаружены

№ 3 школьная клумба

Обнаружены следы

№ 4 вход а школу

Не обнаружено

Выводы:

  1. В пробах был обнаружен свинец, дававший реакцию только с S²‾  следовательно его приблизительная концентрация равна 10‾14 моль/литр
  2. Чем больше расстояние от дороги, тем меньше осадка выделится в результате опыта.
  3. При наличии растительных посадок свинец задерживается и его количество резко сокращается

В настоящее время с обострением экологической обстановки особую актуальность приобретает вопрос сохранения и рационального использования почвенного плодородия. Почва, являясь важнейшим компонентом биосферы, занимает центральное место в улучшении экологической ситуации на планете. Поэтому забота о плодородии почвы - это не только забота о повышении продуктивности земледелия, но, прежде всего о сохранении оптимальной экологической ситуации на земле.
В условиях усиления антропогенной нагрузки ослабевают санитарно-гигиенические функции почвы, что может привести к ухудшению экологической обстановки.
В связи с этим целью нашей работы являлось изучение состава микробиоценоза  почвы. В основе принципа биологической диагностики почв лежит представление о том, что почва как среда обитания составляет единую систему с населяющими ее популяциями разных организмов. В зависимости от сочетания природных факторов, определяющих почвообразовательный процесс, разные почвы различаются по составу своей биоты, направленности биохимических превращений и содержанию тех химических компонентов, которые являются продуктами этих превращений или их агентов.

 Микрофлору почвы оценивали методом посева на агаровой пластине при экспозиции в течении семи дней при температуре 25 градусов.

Протеазную активность почв оценивали методом аппликации на фотоплёнке. Результаты обрабатывали с помощью фотоувеличителя и люксметра.

Таблица №3. Характеристика качественного состава микробиоценоза.

Номер образца

Состав микробиоты

Протеазная активность

Возможные причины

№1 контроль почвогрунт

Водоросли, бактерии,

90,2%

№2 Остановка ул. Народная

Доминирующая группа бактерий и водорослей.

25,6 %

№3 Школьная клумба

Бактерии, водоросли

32,1 %

Возможно, это объясняется антибактериальными свойствами гуминовых веществ почвы.

№4 вход в школу

Преобладают актиномицеты.

67,3%

Данные почвы можно рассматривать как хорошо сформированные

Вывод:

  1. Микробиоценозы имеют сходный состав и включают актиномицеты, бактерии, водоросли.
  2. Протеазная активность почвогрунта выше, чем в естественных и парковых почвах.
  3. Наименьшая протеазная  активность обнаружена  в образцах №2 и №3.

В состав микробиоценоза почвы входят бактерии (доминирующая группа), актиномицеты, дрожжи, плесневые грибы, водоросли, простейшие. Бактерии выглядят как мелкая зернистость вокруг почвенной частицы, окрашены в жёлто – коричневые или серо-белые тона. Актиномицеты образуют тонкий бесцветный субстратный мицелий в виде прямых или развёрнутых нитей, от которых отходят более толстые тёмные грифы воздушного мицелия , формирующие конидиеносцы. Гифы воздушного мицелия могут быть прямыми, специально закрученными, волнистыми. Эукариотические грибы в основном представлены плесневыми грибами. Их мицелий в 10 раз толще, чем у актиномицетов. Водоросли видны в виде округлых клеток (может просматриваться оформленное ядро). Под микроскопом клетки водорослей обычно светятся, так как содержат пигмент.    Протеазная активность почв не зависит от структуры и образования почв. Она отражает биологическую активность почвенных организмов и является показателем плодородия почв. Грибы, как гетеротрофные организмы, нуждаются в притоке из внешней среды как минеральных, так и органических веществ. Как правило, в биогеоценозах грибы выполняют функцию редуцентов, разлагая растительные остатки и обеспечивая их частичную минерализацию и гумификацию.

Редуценты (от лат. reductio – возвращение) – организмы, разлагающие органические вещества и превращающие их в неорганические вещества, усваиваемые другими организмами. К редуцентам помимо грибов также относятся бактерии, сапрофаги, копрофаги, некрофаги и др. Они являются завершающим звеном биологического круговорота веществ. Поэтому их угнетение приведет к тому, что круговорот веществ в природе не будет  до конца завершен.

-   Редуценты – уязвимое звено, которое находится под угрозой.

-   Их угнетение ставит под угрозу существование экосистемы.

Следовательно, для снижения уровня загрязнения почв необходимо:

 

1. Ограничить территорию мест складирования мусора, необходимо сортировать мусор, а, наиболее опасный хранить в специально отведенных местах.

2. В связи с необходимостью уборки листьев нужно: с одной стороны минеральная подкормка почвы, с другой стороны строгий контроль за состоянием автомобилей с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ.

3. Необходимо   вести разъяснительную работу, что уплотнение почвы губительно для живых организмов.

  1. При разбивке газонов и создании дорожек необходимо учитывать наиболее удобные пути передвижения людей.

Учитель   Земля – наш дом, изучать его интересно, путешествовать по ней удивительно увлекательно. Больше знать о Земле полезно всем, на ней живущим. Ибо знать – значит спасти животный, растительный мир и человека от опасности кислотных дождей, от вредных веществ и радиации. Применять в своих отношениях с растениями и животными, почвами и травами, водой и воздухом только самые гуманные, мягкие, человеческие приемы общения.

Следующая группа учащихся анализировала состояние зеленых растений в микрорайоне школы и определяла антропогенное воздействие.

                                   РАСТЕНИЯ - МОИ СОПЛАНЕТЯНЕ

«Наш мир – не случайность, не хаос, -

Есть система во всем.»

                                                                                                                                               «... Удивляюсь я силе Земли...»

1 ученик     Растения в городе необходимы, чтобы приспособить городскую среду для жизни человека. Чем зеленее город, тем менее пагубно сказывается на здоровье человека промышленное загрязнение. Зеленые насаждения выполняют самые различные функции, главнейшими из которых являются: оздоровление воздушного бассейна города и улучшение микроклимата. Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород, понижают температуру окружающего воздуха в жаркую погоду за счет испарения влаги, снижают уровень городского шума, запыленность, загрязненность воздуха. Это защита и от ветров. А также растения выделяют фитонциды – особые летучие вещества, способные убивать болезнетворные микробы. Растения исключительно благотворно влияют на нервную систему человека. С учетом того, что основным загрязнителем воздуха в городе является автотранспорт, нами был проведен простой, но показательный эксперимент с помощью обычного лейкопластыря, который легко собирает пыль с листьев деревьев. Кусочки лейкопластыря соприкасались с листьями деревьев, посаженных у дороги, были сильно загрязненными. По мере удаления от шумовых и пыльных улиц, листья деревьев были гораздо чище.

       а

2 ученик. На  ул. Народной для озеленения высажены липы. Даже сейчас хорошо заметно, что деревья находятся в угнетенном состоянии с плохо развитыми кронами. Признаки угнетения наиболее заметны летом. Листья лип запыленные, желтеющие, с бурыми пятнами. Если обратить внимание видно, что листья лип у дороги и у входа  в школу отличаются размерами и формой. Листья в школьном парке округлые и менее удлиненные, чем у дороги. Стволы лип покрыты лишайниками, и надо отметить, что они имеют неплохое проективное покрытие. Чем ближе к автодороге, тем оно ниже. У дороги лишайники практически не встречаются.

Поверхность почвы в школьном парке покрытая травой и опавшими листьями, защищает корни от зимней непогоды, а голая и втоптанная , переуплотненная земля под липами около дороги говорит о возможности повреждения корней из за иссушения или вымораживания. Зимой тротуары посыпают солью, попадание которой на газон тоже может повреждать растения.

Возможно, на состояние растений оказывают влияние и тяжелые металлы, содержащиеся в почве.

3 ученик

Для выяснения нами были проведены исследования, целью которых было изучение влияния солей свинца на прорости овса.

№ опыта

Всхожесть (%)

Средний размер (см)

Средний вес (гр)

1. контроль почвогрунт

75%

12

1,0554

2. почвогрунт. доля полива использовался 1% раствор сульфата свинца

5%

12,8

0,0770

3. проба у остановки на ул. Народной

15%

12,6

0,0860

4. проба со школьной клумбы

70%

11,8

1,0311

5. проба у входа в школу

73%

12

1,0401

                                                                                   

Вес проростков определяли с помощью весов ВЛА-200 2-го класса точности.

Анализ данных показывает, что всхожесть семян самая большая в опыте №1 контрольного образца и практически такая же в образцах №4 и №5 (клумба и школьный парк), наименьшая в варианте №2, где для полива был использован раствор соли свинца, и незначительно отличается в образце №3 (проба была взята у остановки ул. Народная).

Проростки в вариантах со свинцом и в образце № 3 имеют максимальную среднюю длину стебля, в то же время отличаются низким средним весом, что говорит об угнетенном состоянии растений. Таким образом, можно сделать вывод, что свинец отрицательно влияет на растения.

Вывод

Город это среда, которую уже на протяжении нескольких тысячелетий создаёт для себя человек. Проблемы качества городской среды и сохранения здоровья человека в ней всегда стояли достаточно остро. Зеленые насаждения в городе улучшают микроклимат городской территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почвы, стены зданий и тротуары.  Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа и выделяет 180-200 кг кислорода.  Крупные лесопарковые клинья могут быть активными проводниками чистого воздуха в центральные районы города. В крупных индустриальных центрах, где создается наибольшая угроза санитарного состояния воздушного бассейна, для оздоровления городской среды в окрестностях заводов рекомендуется высаживать клен американский, иву белую, тополь канадский, крушину ломкую, казацкий и виргинский можжевельник,  дуб черешчатый, бузину красную.

При озеленении городской территории необходимо учитывать указанные свойства древесно-кустарниковой растительности, хотя они могут меняться в зависимости от различных факторов: возраста и вида растений, состава газовых выбросов и их концентрацией,  а так же от географических, почвенно-климатических и метеорологических условий.

На листовой поверхности взрослого растения вяза остается на летний период до 23 кг пыли, на иве – до 38 кг, на клене – до 33 кг, на тополе – до 34 кг, на ясене – до 27 кг, На сирене – до 1,6 кг, на акации – до 0,2 кг, на лохе узколистном – до 2 кг.

В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на высоте человеческого роста  почти на 2,5 градусов ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль, вблизи него легко дышится.

Один из важнейших физических параметров окружающей среды - визуальный. Цветовое решение – оказывает значительное воздействие на зрение и на психическую реакцию.

Следует отметить особенности визуальной среды, которые могу повлиять на самочувствие человека. Гомогенная видимая среда – это однородная среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы или их количество резко снижено. К сожалению, в городе гомогенных видимых полей достаточно много; их создают торцы зданий, построенных из панелей большого размера, фасады зданий из стекла, бетонные стены и заборы, асфальтовые покрытия.

Нам кажется интересным мнения о необходимости использования городских крыш для озеленения.

 Сады на террасах и крышах зданий известны с глубокой древности, и родиной их считают Ассирию и Вавилон, висячие «сады Семирамиды» - известные, как седьмое чудо света. История садов на искусственных основаниях в России не меньшим чудом света, чем Вавилонские.

         

Экологические преимущества озеленения крыш:

  1. За счёт озеленения значительно снижается температура поверхности крыши.
  2. Растения поглощают пыль и токсичные выделения и служат дополнительной изоляцией здания.
  3. Значителен и звукопоглощающий эффект такого покрытия.
  4. Дождевые осадки, частично поглощаясь и испаряясь, значительно уменьшают водосток с крыш и тем самым способствуют предотвращению паводков и наводнений.
  1. Визуальная среда – важный компонент городской среды. Изменить что-то кардинально в городской среде не в силах отдельного человека. Однако этот экологический фактор необходимо учитывать, особенно при внутреннем обустройстве своего жилья.
  2. При выборе маршрута прогулки учитывайте визуальные характеристики городской среды. Лучшие места для прогулок – это парковые и лесопарковые зоны, пешеходные улицы. Безусловно, большей визуальной привлекательностью характеризуются также исторические центры городов.
  3. Украшайте свои балконы, окна, дворовые территории зелёными, красиво цветущими растениями, улучшая визуальную окружающую среду.

Домашнее задание

   Используя знания  о растениях антропогенного ландшафта составить план благоустройства пришкольного участка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Топонимы моего микрорайона"

Презентация ученицы 9 класса "А" Крупновой Дарьи...

Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"

Исследовательская работа на тему : "Рекреационные ресурсы и экологические проблемы моей малой родины"...

Изучение экологического состояния территории микрорайона Кутузовский г. Ельни

Изучение   экологического состояния  территории микрорайона Кутузовский г. Ельни...

научно-исследовательская работа «Экологическая проблема моего села»

Меня заинтересовал вопрос: « Как обстоит дело с экологией  там, где я родился и живу, в селе Куриловка». Потому я стал работать над проектом «Экологическая проблема моего села» и узнать, как могу...

Методическая разработка на тему: "Деревья моего микрорайона"

2010 год был объявлен годом Биологического разнообразия, поэтому в нашей работе мы решили выяснить видовое разнообразие деревьев, произрастающих в пределах нашего микрорайона. Каким видам отдается пре...

Паспорт социального проекта "Экологические проблемы моего города"

Паспорт социального проекта "Экологические проблемы моего города"...

Изучение экологического состояния моей школы

Ученица изучала экологическое состояние школы по освещенности, температуре воздуха, по комфортности....