«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
материал по биологии (9 класс) по теме

 

Проектно-исследовательская деятельность учащихся приоб­ретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных   быть коммуникабель­ным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптиро­ваться в меняющихся жизненных ситуациях, умению самостоятельно приобретать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marshalova.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Маршалова Наталья Анатольевна

«Исследования и проекты  - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»

 

Москва 2012г.

«Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда».
                                                                                                                   

                                                                                             Китайская мудрость

Введение

Проектно-исследовательская деятельность учащихся приоб ретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского общества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют от школы больших усилий, направленных   быть коммуникабель ным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптиро ваться в меняющихся жизненных ситуациях, умению самостоятельно приобретать знания.

Цель: воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность.  

Задачи:

  1. развитие творческой самостоятельности учащихся, их

   самообразовательных умении,

  1. развитие  познавательных  и созидательных способностей личности, которые помогут  социализации в обществе,
  2. воспитание любви  к Родине и природе родного края.
  3. развитие интереса к изучению биологии, экологии и других  естественных наук.

Актуальность:

Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на его познавательные и созидательные способности. На первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности».  

Реализация образовательных целей и задач в проектно-исследовательской деятельности учащихся

Метод исследовательской деятельности учащихся особенно актуален в старших классах школы, т. к. во-первых, ученики уже обладают определённым набором знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной научной работы (сбора и осмысления информации, ра6оты с источниковой базой, са мостоятельным мышлением); во-вторых, в контексте реформы образования, направленной на профилизацию старших классов, ученик может избрать наиболее для него нужную и интересную сферу для работы над исследованием; в-третьих, учащиеся перед поступлением в высшее учебное заведение имеют возможность овладеть навыками исследовательской работы, умением связно и чётко формулировать свои мысли, знают, как использовать научный аппарат и т.д.

Немаловажная проблема — социализации учащихся. В ходе исследовательской работы они приобретают необходимые навыки, связанные с умением взаимодействовать с другими людьми. Это происходит и во время поиска материала, и особенно при его  публичной защите, когда ученик должен представить результаты сво ей работы, привести аргументы в пользу своей точки зрения, вести дискуссию, грамотно излагать свои мысли, принимать во внимание мнение оппонента, избегать конфликтных ситуаций.

Приоритетные направления деятельности педагога:

  1. формирование эколого-биологических знаний и умений учащихся  

с учетом их индивидуально-психологических особенностей,

  1. формирование биосферного мышления, здорового образа жизни,

   общей культуры, желания и потребности в экологически

   грамотном поведении,  

  1. развитие интереса к изучению биологии, экологии и других

   естественных наук,

  1. развитие творческой самостоятельности учащихся, их

   самообразовательных умении,

  1. развитие  познавательных  и созидательных способностей личности, которые помогут  социализации в обществе,
  2. воспитание любви  к Родине и природе родного края.

В основе организации внеурочной работы с детьми лежат следующие принципы:

  1. добровольности;
  2. равного права всех на участие в мероприятиях;
  3. систематичности;
  4. активности;
  5. практической направленности;
  6. самостоятельности.

           Образовательные технологии:

  1. Технология исследовательской деятельности;  
  2. Технология проектной деятельности;
  3. Технологии интегрированного занятия;
  4. Информационно – коммуникативные технологии;    
  5. Технология проблемного обучения;
  6. Технологии использования в обучении игровых методов.

А основные качества, на которых строятся  взаимоотношения

 с детьми это:

  1. уважение
  2. взаимопонимание
  3. сотрудничество
  4. доверие
  5. доброта
  6. толерантность

Технология   исследовательской   деятельности – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

 Функции  технологии  исследовательской   деятельности:    

  1. воспитание познавательного интереса;
  2. создание положительной мотивации учения и образования;
  3. формирование  глубоких  прочных знаний;
  4. развитие интеллектуальной сферы личности;
  5. формирование  умений  и  навыков  самообразования, т.е.  формирование  способов

            активной познавательной деятельности;

  1. развитие познавательной активности и самостоятельности;

Сущность технологии  исследовательской  деятельности   состоит:

  1. во введении  общих и частных методов научного исследования в процесс учебного

            познания на всех его этапах (от  восприятия  до  применения  на  практике);

  1. в организации учебной поисково-творческой деятельности;
  2. в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальных  сторон

            познавательной деятельности;

  1. в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.

     

Стендовые доклады.

Виртуальные экскурсии.

Фотовыставки

Компьютерные презентации.

                        

        

Занятия эколого-биологических кружков

Исследовательская деятельность

        Исследовательские экскурсии в природу

                        

Мастер-класс

«Исследования в природе»

Уроки биологии и экологии

 

Технологии исследований и проектов

как средство создания ситуации успеха в образовательной  деятельности школьников

Занятия на спецкурсах (элективных курсах)

Экскурсия «Памятные места города»

Мастер-класс «Мой дом – моя крепость»

Социально-значимые результаты

        

Музейный урок-занятие исторического краеведения

«Клину - !!!!!!»

Интегрированное занятие «Юный краевед»

        

Библиотечный урок «Я изучаю воду»

Музейный урок

       Фотовыставки:

 «Окно в природу»

«День птиц»

        Соц.проекты:

«Я – гражданин России»,

 « История города в лицах».  

        

        

Передвижная лаборатория «Исследователи воды»

Акции: «Зеленый росток», «Сохрани город, в котором живешь», «Чистая вода»

        

        

В структуре занятия, построенного по технологии исследовательской деятельности, педагог  выделяет несколько этапов:

Этапы деятельностного

процесса

Этапы в структуре занятий с использованием

технологий исследовательской деятельности

Мотивационный

  1. актуализация знаний,
  2. мотивация
  3. создание проблемной ситуации

Операционно- познавательный

  1. определение цели исследовательской деятельности,
  2. формулировка гипотезы,
  3. проверка гипотезы,
  4. интерпретация полученных данных,
  5. вывод по результатам исследовательской работы

Рефлексивно – оценочный этап

  1. применение знаний в учебной деятельности

Общие  требования  к  исследовательской  деятельности:

1. Необходимо,  чтобы  у  учащегося  возникло  чувство  неудовлетворенности  имеющимися  представлениями. Он  должен  прийти  к  ощущению  их  ограниченности.

2. Новые  представления (понятия)  должны  быть  такими,  чтобы  учащиеся  ясно  представляли  их  содержание  и  допускали  сосуществование  с  имеющимися  представлениями  о  мире.

3. Новые  идеи  должны  быть  явно  полезнее  старых.  Новые  представления  будут  восприняты  как  более  плодотворные, если  они  помогают  решить  нерешенную  проблему,  ведут  к  новым  идеям,  обладают  более  широкими  возможностями  для  объяснения  или  предсказания.

Основные требования к использованию проектной деятельности:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
  2. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинально ее решение).
  3. В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
  4. Использование исследовательских методов.
  5. Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
  6. Работа должна соответствовать установленным  формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения

Этапы работы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовительный

- Определение темы и целей проекта

- Выделение подтем в теме проектов

- Формирование творческих групп

- Подготовка материалов к исследовательской работе

- Установление способа предоставления результатов(формы отчета) и критериев оценки результата и процесса

- Обсуждают  их, выбирают одну из тем

- Выбирают для себя подтему или предлагают новую

- Объединяются в микрогруппы, распределяют обязанности между членами команды

- Отдельные учащиеся привлекаются к разработке заданий

 - Обсуждают и корректируют формы представления результата и критерии оценивания работ

- Предлагают темы проектов

- Принимает участие в обсуждении учениками подтем проекта

- Проводит организационную работу по объединению школьников в группы (на основе выбираемых подтем)

- Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности, подбирает литературу

2. Планирование

Определение источников, способов сбора  анализа и информации

Корректируют и дополняют предложения учителя

Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3. Разработка проекта

Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирования, эксперимента и др., её обобщение

Осуществляют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

4. Оформление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме  отчета. Возможные формы оформления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет

Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

5. Презентация

Представление выполненной работы одним учащимся от группы или всеми членами группы

Докладывают о результатах своей работы

Организует экспертизу, привлекая учителей школы, учащихся старших классов, компетентных по данной проблеме, приглашенных специалистов

6. Оценивание

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает совместно с экспертной группой работы учащихся, отмечает неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы, отчета

Работая на занятиях разного уровня и предлагая выполнить то или иное задание,   нужно умело создать учебную ситуацию, которая приводит ученика к успеху.   При этом использовать  следующие приемы и операции:

- «снятие страха»: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что–то получиться…»

- «авансирование» успешного результата:  (назовите достоинства ученика и убедите его, что он сможет выполнить задание: память, внимание, быстрота реакции, рассудительность, сила, ловкость и т.д.)

- «скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности»:

- «Нужно начать с…», «Не забудьте о …», «Применяя правило, рассуждайте так…».

- «внесение мотива»: (ради чего совершается действие): «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не справиться»

- «персональная исключительность» (подчеркивается важность усилий ребенка в совершаемой деятельности: «Только у тебя получится…», «Только ты и мог бы…»

- «педагогическое внушение»: побуждение к выполнению конкретных действий.

Педагог  в своей образовательной деятельности  использует следующие формы организации познавательной деятельности при создании ситуации, приводящей  к успеху:  

  1. фронтальная,
  2. индивидуальная,
  3. работа в парах,
  4. групповая.

На занятиях  использовать следующие средства обучения:

ТСО ( видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры);

наглядные пособия: объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты.), печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы, схемы), проекционные материалы (видеофильмы, слайды, мультимедийная презентация).

Выводы:  

Образовательный процесс, основанный на  технологии исследовательской деятельности, технологии проектов или их элементах, входе, которого учителем целенаправленно создаются ситуации, приводящие к успеху ученика, способствует:

  1. повышению  уровня  сформированности основных мотивов деятельности,
  2. росту самостоятельности школьников, активизации познавательной и исследовательской деятельности,
  3. повышению интереса к изучению предметов естественных дисциплин,
  4. повышению адекватной самооценки своей деятельности, уровня обученности и обучаемости детей,
  5. созданию  эмоционально–психически комфортных условий в ходе образовательной деятельности, тем самым, способствуя сбережению  здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».

Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком  и пере...

Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания

Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания.Данный вопрос и презентация рассматривались на педагогическом совете школы. Успех рождает сильный дополнительный  импульс...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника.

Ребенок, поступая в школу, надеется добиться признания и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя и одноклассники. Если эти мечты не сбываются - это является самой серьезно...

Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"

  Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...

Презентация "Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности" (выступление на педсовете)

Содержит материал, раскрывающий методы и приемы создания ситуаций успеха во внеурочной деятельности...

Создание ситуации успеха в практической деятельности

Буклет предназначен учителям, использующим здоровьесберегающие технологии в своей профессиональной деятельности...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)

Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема шко...