Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)
статья

Камелягина Инна Таеровна

Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема школы сегодня –   потеря учащимися интереса к учению. Согласно  К.Д. Ушинскому, «только успех поддерживает интерес ученика к учению… Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться». Почему ученик теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и её методы обучения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamelyagina_i._t.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

Камелягина И. Т.

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)

Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема школы сегодня –   потеря учащимися интереса к учению.

Согласно  К.Д. Ушинскому, «только успех поддерживает интерес ученика к учению… Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться». Почему ученик теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и её методы обучения? Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ученика к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости: радости познания, радости творчества и радости общения [7]. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя [2].  Активизация познавательной деятельности учащихся может возникнуть вслед за ее стимулированием. Стимулирует, прежде всего,  больше всего ожидание – предвкушение радости, связанной с будущим успехом.  И стимулирует учитель, создавая ситуацию успеха [4]. Создавать ситуацию успеха на уроках в настоящее время достаточно сложно, несмотря на многообразие современных средств обучения. Как показывает практика, современный ученик быстро пресыщается, ему требуются всё новые и новые приёмы и методы. При подготовке урока необходимо это учитывать, в соответствии с этим готовить урок.

 Итак, как же создать на уроке ситуацию успеха? В создании ситуации успеха я выделяю две основных составляющих, на уроке необходимо обеспечить снятие тревожности и высокую мотивацию. Исходя из этой идеи, я и подбираю средства достижения ситуации успеха на каждом этапе ее создания.

           Моделируя педагогическую ситуацию, необходимо помнить, что решение любой задачи предполагает подготовку, исполнение и оценивание. Поэтому выделим в развитии ситуации успеха несколько этапов.

1) Мотивационный этап, или эмоциональная подготовка  ученика к решению учебной задачи.  Учитель формирует у  учащихся стремление как можно успешнее выполнить учебное задание.  Большое значение в создании ситуации успеха имеет психологическая атмосфера на уроке. Доброжелательная манера поведения, спокойный тон общения, умение выслушать ученика, тактично исправить ошибку, многообразие интересных форм работы на уроке, поможет учителю создать положительный эмоциональный настрой.

Важна организация начала урока, которая должна способствовать  созданию необходимого делового и психологического контакта с учащимися. Учитель должен заходить в класс с хорошим настроением, должен хотеть общения с детьми. Необходимо снять, преодолеть эмоции страха перед деятельностью. Такая необходимость может быть осуществлена с применением подбадривающих, вселяющих уверенность в себе, поддерживающих фраз и реплик педагога [5]. С первых минут урока нужно обращать внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. В результате на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и устремленности на качественное получение знаний.

Как прием - с помощью смайликов выяснить, с каким настроением пришли ученики на урок. Если в хорошем, то порадоваться вместе с ними. Если ученики поднимают карточку с грустным смайликом, то поддержать, сказав, что если они будут внимательны и активны на уроке, то у них все получится и, возможно, их настроение улучшиться. Или,  так поделиться с учениками радостью встречи с ними:

  • Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И с нетерпением жду, когда мы снова сможем (сделать новое открытие, изучить новое правило, продолжить изучение темы…). А вы этого желаете? Тогда вперед!
  • Давайте улыбнёмся  друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.
  • Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет продуктивно.

Можно, начать урок с исторического материала, с афоризмов или высказываний известных людей, например:

  • Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов К.Э. Циолковского: “Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому”. На каждом уроке вы, ребята, приобретаете новые знания, которые когда-то открыли великие математики. Сегодня, согласно словам ученого К.Э. Циолковского, вы откроете то, что известно многим. Знания, полученные сегодня, помогут вам в дальнейшем при изучении многих тем не только в курсе математики, но и при изучении …
  • «Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франс). Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся.
  • Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал  известный  учёный Ал - Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
  • Есть ли у вас желание узнать что-то новое сегодня на уроке? Как сказал персидский поэт Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”. Мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое и не только на сегодняшнем уроке.

Как прием привлечения внимания к теме урока и создания необходимого психологического климата на уроке, можно использовать интригующий материал, необычное начало урока, например, интересное начало урока с помощью музыкальной анимационной заставки: отрывок из мультипликационного фильма «Незнайка и Карабас». Начало урока интригует: на планету веселых человечков совершено нападение.   Актуальность, значимость темы и целей урока для учащихся очевидна: надо преодолеть препятствия и помочь мультипликационным героям.  Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель.

         Привлечение учащихся к формулированию темы и целей урока обеспечивает осознание цели учениками, вызывает их заинтересованное отношение к ее достижению, раскрывает значение цели для самих школьников, тем самым   мотивирует на активную учебную деятельность.

 Необходимо показывать место и значение данного урока в системе занятий по данной теме, практическую значимость изучаемой на уроке темы: «Сегодня у нас заключительное занятие по пройденной теме, проведем его в форме игры «Математик – бизнесмен».  Само название, игровой формы занятия, показывает практическую значимость темы занятия. «Сегодня на уроке мы рассмотрим применение математических графиков к решению химических задач». Высокий уровень новизны заявленной темы позволяет привлечь внимание школьников и поддерживает его на высоком уровне в течение всего урока.

         Создание проблемных ситуаций, проведение уроков в различных нестандартных формах: урок – путешествие, урок - сказка и т. д., содействует достижению этой же цели.

 2)  Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача учителя -  обеспечить учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения работы. Тут особенно важна роль учителя – правильно включить учащихся в работу, помочь преодолеть страх или утомление, стимулировать деятельность. У детей, которые требуют организационного контроля, учитель контролирует начало и завершение работы, интеллектуально и эмоционально поддерживая ребенка. Ученикам, требующим помощи в процессе выполнения работы, необходимо одобрение отдельных элементов процесса. Ученикам, которые самостоятельно справляются с работой нужно обеспечить право выбора задания повышенной сложности. Конкретные обстоятельства обусловят выбор тех или иных приемов для создания ситуации успеха.         

         Если на уроке нужно проделать большое число однообразных заданий, что зачастую вызывает скуку у ребят, можно включить элементы дидактических игр и игровые моменты, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.

  • Например, «покори вершину»: решая примеры, перемещаются фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров.
  • Или можно провести «эстафету». На доске написаны столбики примеров, ученики разбиты на команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.
  • Можно предложить «математическое лото»: на столе учеников  лежат большая карточка математического лото и 9 маленьких карточек с номерами  от 1 до 9, на доске записаны 9 заданий, ученики самостоятельно устно  выполняют первое задание. Находят полученный ответ в карточке и закрываете его  маленькой карточкой с № 1, выполняют  устно второе задание, находят в карточке полученный ответ и закрываете его маленькой карточкой с № 2 и т. д. После выполнения первых девяти заданий в первой карточке будут закрыты все числа кроме одного. Побеждает тот, у кого осталась незакрытой правильное число и все ответы на 9 заданий тоже правильные.  

В ходе игры ребята имеют возможность сразу получить эмоциональное поощрение своих сверстников и учителя. 

Каждый ребенок испытывает чувство удовлетворения, полученное при успехе,  и  хочет выглядеть в глазах одноклассников успешным.  Поэтому, произвожу подбор учебных и домашних заданий с учетом реальных сил и потенциальных возможностей каждого ученика. Но в переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. Необходимо предварительно убедить ученика в посильном выполнении задании. Задания, предлагаемые для выполнения, должны быть доступны актуальному развитию ученика, с постепенным нарастанием трудностей в соответствии с динамикой развития (здесь также можно упомянуть о необходимости учета зоны ближайшего развития) [5]. В связи с этим, подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли  бы справиться без особых затруднений и лишь потом, перехожу  к более сложным упражнениям.  При выполнении заданий такими учащимися, оказываю необходимую дозированную помощь. Использую карточки-задания: карточки с пропусками, карточки-инструкторы и т. д. Провожу подробный инструктаж по выполнению заданий, с обсуждением способов решения.  Успешные результаты учащихся фиксирую и обращаю на них внимание коллектива.  Успехи ученика сравниваю только с его прежними результатами.

Привлекаю учащихся к участию на уроке в роли учителя, они готовят, а затем, проводят тот или иной этап урока.

Стараюсь добиться на уроках запоминания формулировок, правил или алгоритмов, в этом помогают ассоциации с какими – то уже известными фактами. Выделение смысловых опорных моментов в материале, ключевых слов, составление схем, таблиц, кратких записей к задачам. Если ученик умеет выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. С целью облегчить запоминание нужной информации использую мнемонические правила, например:

  • Чтобы лучше запомнить правило сложения отрицательных чисел используем  ассоциацию: два отрицательных числа, это числа с одинаковыми знаками, они «дружат» друг с другом, поэтому ставим общий знак «-» и складываем модули.
  • Правило сложения чисел с разными знаками можно представить так: числа с разными знаками «ссорятся» друг с другом, побеждает «сильнейший», то есть число, модуль которого больше, поэтому в результате ставим знак «победившего», а модули  вычитаем.

 Организовываю работу на уроке так, чтобы можно было спросить, выяснить,  и чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Для этого использую групповую форму работы. Более сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, потому что его знания актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. С другой стороны сильному ученику может казаться, что он знает этот вопрос, но в процессе объяснения выявятся пробелы, которые он может ликвидировать в ходе обсуждения. Могу, если уверена, что менее успешный ученик хорошо разобрался в той или иной теме, ответственным назначить именно его, и все, кому нужна консультация обращаются к нему.

Работая самостоятельно, обучающиеся, особенно слабые, нередко, чувствуют неуверенность в собственных силах. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием намного успешнее. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.

3) Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Задача учителя: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в осознанный мотив для следующего учебного задания. Итог учебной работы обычно сводится к отметке, но оценка учебной деятельности ученика это не только отметка. Приложенные учащимся усилия обязательно должны поддерживаться и оцениваться педагогом, чтобы ученик был уверен в своих возможностях и способностях [5]. Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - такой рекомендацией психиатра и психотерапевта В. Леви должен вооружиться каждый педагог.

 Как словесно можно оценить работу ученика?

  • Если результат работы ученика выше ожидаемого: Вы меня порадовали. Вы выполнили это задание лучше – это результат вашей добросовестной работы на уроках и дома.
  • Если результат работы соответствует ожидаемому: Молодцы! Вы старались, и у вас получилось успешно справиться с заданием. Я уверена, что если вы будете продолжать работать так же добросовестно, то следующее задание вы выполните еще лучше.
  • Если результат работы ученика ниже ожидаемого: На этот раз у вас не все получилось.  Но не стоит огорчаться – надо извлечь уроки из допущенных ошибок. Если вы будете старательны на уроках и при выполнении домашних заданий, то следующую работу, обязательно,  выполните лучше. Я верю в вас!
  • Если сравнение не может быть произведено, т.к. работа является первой: Для первого раза очень даже неплохо. Старайся, и следующую работу ты, обязательно, напишешь еще лучше.

Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную оценку-отметку “в кредит”. Таким образом дать понять ребенку, что учитель верит в него и его силы, у него есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодоление им трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения учебных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим обучаемым; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании [6]. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни [3].

Библиографический список:

  1. Андреева Ю.В. «Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков», диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.– Екатеринбург: Башкирский государственный университет, 2003.–172с.
  2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.; Просвещение.1991. -186с.
  3. Глассер У. Школы без неудачников. М.«Прогресс».1991.-140с.
  4. Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации //Директор школы». 2002. № 2. - 38-44с.
  5. Ларионова И.А. Ситуация успеха как фактор развития отношений сотрудничества в системе «Учитель-ученик» в педагогической деятельности:монография.Екатеринбург.1997.
  6. Лукоянов Ю.В. Если вашему ребенку трудно учиться.М.:Знание.1980
  7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В Зт. М, 1981.Т. 3.
  8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: «Педагогика. 1974. – 569с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».

Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком  и пере...

«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»

Проектно-исследовательская деятельность учащихся приоб­ретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского ...

Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания

Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания.Данный вопрос и презентация рассматривались на педагогическом совете школы. Успех рождает сильный дополнительный  импульс...

«Коллективная художественная деятельность младших школьников» Из опыта работы педагога

«Современные подходы к преподаванию декоративно-прикладного искусства»  Аттестационная работа...

Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника.

Ребенок, поступая в школу, надеется добиться признания и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя и одноклассники. Если эти мечты не сбываются - это является самой серьезно...

Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"

  Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...

«Английский – в мире сказок» Драматизация сказки как средство развития УУД во внеурочной деятельности младших школьников. (из опыты работы Ткачевой Л.А.)

В статье даны особенности подготовки драматизации сказок в начальной школе во внеурочной деятельности....