рабочая программа по биологии- 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Амирджанян Светлана Суреновна

Рабочая программа к учебнику Н.И.Сонина-"Человек" 8 класс (2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r._pr._8.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И, Сонина

/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение . 5 класс. Биология. 6-11 классы./ Рабочая программа составлена на основе

•        Федерального Государственного стандарта по биологии

•         Примерной программы основного общего образования по биологии и

•         Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И, Сонина  (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006)

Согласно действующему базисному  учебному плану , рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 ч в неделю.

 В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии  и гигиены, приводится  знакомство с разноуровневой организацией человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последующих занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

Учащиеся должны знать:

  1. Место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;
  2. Основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
  3. Науки, изучаемые организм человека;
  4. Особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов;
  5. Нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
  6. Внутреннюю среду организма, иммунитет;
  7. Обмен веществ и энергии;
  8. Развитие организма человека;
  9. Вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
  10. Факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера;

Учащиеся  должны уметь:

  1. Распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
  2. Оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Учащиеся должны соблюдать правила:

  1. Здорового образа жизни

      В реализации программы  используется учебно-методический комплект:

      Для учителя:

  1. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин.  Методическое пособие к учебнику  Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.  Человек». – М.: Дрофа, 2006.
  2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
  4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
  5. В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.

       Для учащихся:

1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология.  Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа,  2007.

2.  Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

                                              Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Человек как биологический вид.

2

Происхождение человека.

3

Краткая история развития знаний о человеке

1

Общий обзор организма человека.

4

Координация и регуляция.

8

Анализаторы.

4

Опора и движение.

8

Внутренняя  среда организма

4

Транспорт веществ.

5

Дыхание.

5

Пищеварение.

6

Обмен веществ и энергии

2

Выделение.

3

Покровы тела.

3

Размножение и развитие.

3

Высшая нервная деятельность

7

                                                Итого:

68

Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки уч-ся

Дом. задание

ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД (2 ч)

1

Науки , изучающие человека. Место человека в системе органического мира.

Анатомия, физиология, гигиена, психология, рудименты, атавизмы. Сходство с животными.

Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения

Стр.3-5

Р.т. №1,2,3,4

2

Особенности человека.

Развитый головной мозг, прямохождение, объемное цветное зрение, речь, точное движение пальцев рук.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Стр.6-7

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч)

3

Происхождение человека. Этапы его становления.

Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец

Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.

Стр.10-11

Табл,

4

Происхождение человека. Этапы его становления.

Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец

Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.

Стр.12-13

Табл,Р.т.№5,6

5

Расы человека, их происхождение и единство.

Раса, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско-американская раса, расизм

Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий.   Объяснять причины единства человеческих рас.

Стр.16-17,

Р.т.№7,8,9

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ (1 Ч)

6

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Развитие анатомии и медицины в античные, средние века, в 18 веке. Вклад ученых в развитие анатомии и медицины: Аристотель, Гиппократ, У. Гарвей, А. Везалий, да Винчи, К Гален. Значение работ русских ученых: Сеченова, Павлова, Мечникова.

Называть вклад ученых в развитие анатомии

Стр.20-26

ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ч)

7

Клеточное строение организма.

Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ

Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека

Стр.28

8

Клеточное строение организма.

Строение и процессы жизнедеятельности организма

( обмен веществ, биол. Окисление), рост и развитие, роль ферментов в клетке.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

Стр.28-29,

Р.т.№12,13

9

Ткани и органы.

Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани, хрящевая, костная, жировая ткани, кровь, гладкая, поперечно-полосатая, сердечная мышечные ткани, нейроны, нейроглия,

Давать определение понятию ткань. Распознавать и описывать ткани человека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Стр.32-35,

Р.т.№16,18,

19

10

Органы. Система органов. Организм.

Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов.

Давать определение понятиям: ткань орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать их на таблице.

Р.т.№22,23

Координация и регуляция (8ч)

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Гормоны , гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники,  половые железы.

Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

Стр.44-46,Р.т.№24,

26

12

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция, ее нарушения.

Регуляция деятельности желез. Болезни эндокринной системы. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ.

Стр. 48 вопросы 5-10

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Нервная система, ее значение. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека.

Стр.50-53,

Р.т.№28,30

14

Спинной мозг.

Л.р. №1 «Рефлекторная функция спинного мозга человека».

Центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы, серое и белое вещество. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.

Называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга. Распознавать и описывать основные его части.

Стр.56-57,

Р.т.№32,33

15

Строение и функции головного мозга.

Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг,  мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина

Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга.

Стр.60-63,

Р.т.№34,38

16

Полушария большого мозга.

Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры

Называть особенности строения полушарий головного мозга человека: зоны коры  и их функции.

Стр.66-67

17

Полушария большого мозга. Л.р.№2 «Рефлекторная функция головного мозга человека».

Стр.66-69, читать, повторить основные понятия

по темам 1-5

18

Зачетный урок – контрольное тестирование №1.

Тестирование

                                       

                                          АНАЛИЗАТОРЫ (4ч)

19

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Анализаторы, их роль в жизни человека.  Зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения  и зрительного анализатора.

Стр.72-75,

Р.т.№40,41

20

Анализаторы слуха и равновесия.

Наружное ухо – ушная раковина, слуховой проход; барабанная перепонка, среднее ухо – слуховая труба, молоточек, наковальня, стремя; внутреннее ухо – улитка, орган равновесия – преддверие (вестибулярный аппарат), полукружные каналы, перилимфа

Называть особенности строения органа слуха и равновесия. Распознавать и описывать на таблице основные части органа слуха и слухового анализатора. Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний органов слуха.

Стр.80-83,

Р.т.№47,48

21

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки.

Стр.86-89,

вопросы 1-5, повторение темы

22

Урок обобщения «Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Гигиена органов чувст».

                                                                                               

                                                                                                             ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 ч)

23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и функции.

Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник,  грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей  

Называть особенности скелета человека, функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблице основные части скелета

Стр.92-94,

Р.т.№60,61

24

Строение и свойства костей, типы их соединений.

Трубчатые, широкие (плоские), смешанные кости, компактное и губчатое вещество, непрерывные соединения, швы, прерывные, суставная сумка, сустав, суставная жидкость, хрящ, связки, надкостница

Стр.92-95,

Р.т.№

26

Первая мед. помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой мед помощи при травмах опорно –двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, оказания первой мед помощи.

Конспект урока

27

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Л. р. № 3 «Выявление плоскостопия и нарушения осанки» (проводится дома) 

Осанка. Признаки хорошей осанки. Ее нарушения. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

28

Мышцы, их строение и функции.

Миофибриллы, мышечное волокно,  сухожилия, мышцы головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища,  мышцы конечностей,

Стр.1061-08,

Р.т.№

29

Работа мышц. Л. р. № 4 «Утомление мышц»

Динамическая работа, статическая работа, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели

Стр.112-113,

Р.т.№

30

Значение физ. упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

 Л.р.№5 «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным»

Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска- гиподинамия.

Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

31

Урок обобщения «Взаимосвязь, строение и функции опорно – двигательного аппарата».

Контрольное тестирование. №2

 

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (4 ч)

32

Внутренняя среда организма, и ее значение.

Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови.

Называть признаки биол объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы.

Стр.116

33

Кровь , ее состав и строение.

Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови

Характеризовать сущность процесса свертывания крови. Знать особенности строения клеток крови.

Стр.117-119,

Р.т.№

34

Иммунитет.

Иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, вакцина, сыворотка.  Значение работ  Пастера и Мечникова.

Давать определение понятию иммунитет, называть его виды. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний.

Стр.122,Р.т.№96,95,94

35

Группы крови. Переливание крови, донорство.

Группы крови, донорство, резус-фактор, антиген, агглютинин, агглютинация

Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Стр.123

ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5ч)

36

Движение крови и лимфы в организме Органы кровообращения.

Сосуды, сердце, вены, капилляры, артерии, предсердие, желудочки, полулунные каналы, створчатые каналы большой и малый круги кровообращения

Называть особенности строения органов кровообращения: сердца и сосудов.распознавать и описывать их по таблице.

Стр.126-127,

Табл.

37

Работа сердца.

Пауза, автоматизм сердца, сердечный цикл

Характеризовать сущность работы сердца

Стр.130-131,

Р.т.№97,98,99,103

38

Движение крови по сосудам.

Л.р.№6 « Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»

Кровяное давление, пульсовое давление, лимфатические узлы, сосуды, капилляры

Стр.134-135,

Р.т.№

39

Заболевания сердечно- сосудистой системы, их предупреждение.

Л.р № 7 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях».

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение( гипер – гипотония, инсульт, инфаркт) пульс Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки.  Типы кровотечений. Приемы оказания первой мед помощи.

Использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактики вредных привычек, оказания мед помощи.

40

Зачетный урок – контрольное тестирование №3.

ДЫХАНИЕ(5 ч)

41

Строение органов дыхания.

Значение и строение органов дыхания Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронхи , лёгкие.

Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания.

Стр.138-139,

Р.т.№111

42

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Строение легких (плевра, альвеола, щитовидный хрящ. Обмен газов в легких и тканях.

Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением.

Стр.142,

№115,116

43

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Л. р. №8 « Проведение функциональной пробы с задержкой дыхания»

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения . Нейрогуморальная регуляция (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дых центры коры БП)

Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением.

Стр.143-144,

№117,118

44

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая мед. помощь при нарушении дыхания и кровообращении.

Заболевания и их профилактика. Вредные привычки. Чистота воздуха как фактор здоровья.

Называть заболевания органов дыхания. Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек(курение

Стр.144-145

                 

                                               ПИЩЕВАРЕНИЕ (6ч)

45

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение.

Ферменты, питательные вещества, пищеварение

Называть пит вещества и пищ продукты, в которых они находятся. Объяснять роль пит вещ в организме.

Стр.148-149,№119,

121

46

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Л.р. №9 «Действие ферментов слюны на крахмал». 

Пищеварение в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении рот полости: слюна, мальтаза, амилаза.

Знать строение органов рот полости. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении.

Стр.152-153,

№123,126,

47

Пищеварение в желудке.

Строение желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Пепсин. Желуд сок.

Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении желудка.

Стр.156,

№130,131

48

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Переваривание пищи в 12-перстной кишке. Ферменты поджелуд железы. Всасывание пит вещ. Строение тонкого и толстого кишечника.

Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении 12-перстной кишки.

Стр.157-158

№133,134,13

49

Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки. Заболевания их профилактика.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения..

Конспект урока

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2ч)

50

Обмен веществ и энергии.

 Л. р. №10«Составление пищевого рациона».

Обмен веществ и энергии, энергетический обмен, пластический обмен

Давать определения понятиям пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме.

Стр.162-163,

51

Витамины.

Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз. Заболевания.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме.

Стр.166-167

52

Обобщающий урок по темам

« Пищеварительная система. Обмен веществ»

Контрольное тестирование№4.

ВЫДЕЛЕНИЕ(3ч)

53

Выделение. Строение и функции почек.

Значение выделения . мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон.

Называть особенности строения органов выделения человека., строение почки. Распознавать и описывать на таблицах органы выделения.

Стр.170,

№139,140

54

Образование мочи.

Этапы образования мочи. Мочевыведение.

Характеризовать сущность процесса образования мочи.

Стр.170,

№141

55

Заболевания почек, их предупреждение.

Мочеполовые инфекции. Предупреждение заболеваний почек. Факторы риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки. Их влияние на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы.

Конспект урока

ПОКРОВЫ ТЕЛА(3ч)

56

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

Эпидермис, собственно кожа, потовые, сальные железы, волосы, ногти.

Называть особенности строения  кожи, ее функции. Распознавать на таблицах структурные компоненты кожи.

Стр.174-175,

№145,146

57

Роль кожи в терморегуляции организма.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция. Роль кожи в терморегуляции.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ.

Стр.178-179,

№147,148

58

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3ч)

59

Половая система человека.

Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность

Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать на таблицах органы половой системы. Объяснять причины наследственности.

Стр.182-185,

№151,152

60

Возрастные особенности.

Возрастные особенности развития человека.

Стр.188-189,

61

 Заболевания половой сферы человека, их предупреждение и гигиена.

Инфекции, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, их профилактика.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (7ч)

62

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности , его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

Условные и безусловные рефлексы. Врожденные и приобретенные формы поведения Инстинкт, динамический стереотип, . Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А Ухтомского, П.К. Анохина.

Давать определения понятиям: безусл и услов рефлексы. Называть принцип работы нервной системы.

Стр.192-194,

№159,160

63

Торможение, его виды и значение.

безусловное и условное торможение.

Стр.195,

№162

64

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

Сон, сновидения, летаргия, гипноз. Значение сна.

Характеризовать значение сна для человека. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха.

Стр.200-203,

№163,164

65

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Биологическая и социальная сущность человека. Сознание. Речь. Мышление , его особенности.

Называть особенности ВНД и поведения человека.

Стр.206-207

№165,

66

Типы нервной деятельности.

Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Характеризовать типы нервной деятельности и применять полученные знания для наблюдения за состоянием своего организма.

Стр.210-211,

№166

67

Итоговое тестирование по курсу

68

Итоговый урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...