Отдел Водоросли. Общая характеристика.
занимательные факты по биологии (6 класс) на тему

В материале представлена подробная информация о представителях отдела Водоросли. Особое внимание уделено рисункам, схемам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otdel_vodorosli._obshchaya_harakteristika..docx688.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Отдел Водоросли.

Общая характеристика.

  1. Низшие растения: отсутствие тела, расчлененного на органы, тканей. Тело называется слоевище или таллом. У многоклеточных водорослей часто имеются ризоиды – выросты таллома, служащие для прикрепления к субстрату.

  1. Клетки содержат:
  1. хлорофиллы  а, b, с, d,
  2. каротиноиды (каротины и ксантофиллы),
  3.  фикобилины (фикоцианин, фикоэритрин),
  4.  фукоксантин. 

Хлоропласты водорослей  разнообразны по форме, размерам, числу, строению, местоположению и набору пигментов. Они могут быть чашевидными, пластинчатыми, лентовидными,  звездчатыми, в виде пояска,  дисковидными и др.

хламидомонада

улотрикс

спирогира

Кроме того, в матриксе хроматофора находятся рибосомы, ДНК, липидные гранулы и особые включения — пиреноиды.

Функции пиреноида:

- зона синтеза запасных веществ

          - местом скопления запасных питательных           веществ

  1. Типы питания:
  1. фотоавтотрофно,
  2.  миксотрофное (смешанное) питание: на свету – фотосинтез, в темноте – гетеротрофно, как животное (например, эвглена зеленая).
  3.  гетеротрофное питание (полностью к этому типу питания может переходить в темноте эвглена).

  1. Размножение : в жизненном цикле преобладает  ГАМЕТОФИТ.
  1. вегетативное - делением клеток надвое, у многоклеточных — частями слоевища, у колониальных (вольвокс) — распадением колоний.
  2. бесполое - осуществляется специальными клетками — неподвижными спорами (апланоспорами)  и зооспорами (могут передвигаться с помощью жгутиков).
  3. половое  - так как у водорослей нет органов и тканей, то у них - половой процесс,  в котором в зависимости от строения гамет выделяют следующие формы:
  1. гологамия – слияние неспециализированных (соматических) клеток.
  2. гаметогамия – слияние специализированных гаплоидных клеток – гамет (образуются в гаметангиях): .
  1. изогамия – слияние подвижных, морфологически (внешне)  неразличимых гамет.  
  2. гетерогамия, или анизогамия – слияние подвижных гамет, заметно различающихся по размерам.
  3. оогамия – слияние крупной неподвижной яйцеклетки и мелкого подвижного сперматозоида.
  4. конъюгация – протопласт одной клетки переходит в другую клетку через цитоплазматический мостик. При этом гаметы не образуются.

Как правило, бесполым способом водоросли размножаются, в благоприятных условиях. При ухудшении условий существования (высокая или низкая температура, накопление продуктов обмена в среде обитания при высокой плотности заселения, загрязнение водоемов) они приступают к половому размножению.

  1. Распространение:

Водоросли населяют пресные водоемы - реки, озера, пруды, болота, а также небольшие временные водоемы - лужицы, канавы и т.д. В морях и океанах обитают морские водоросли, многие из которых достигают крупных размеров. У морских побережий самая богатая растительность встречается в прибрежной зоне, особенно на том уровне, который обнажается при отливе. В других соленых водоемах (соленых озерах), где соленость воды очень высока, обитают водоросли, приспособившиеся к таким условиям жизни. Некоторые водоросли все время остаются взвешенными в верхних слоях воды и вместе с мелкими животными образуют планктон. Другие водоросли живут в придонном иле или прикрепляются к подводным предметам (камням, сваям и т.д.), эти водоросли образуют бентос.

В горячих источниках с температурой воды до + 85°С обитают некоторые виды синезеленых водорослей, способных существовать при такой температуре.

Почвенные водоросли обильно развиваются в верхних слоях почвы (даже в пустынях). Они активно участвуют в процессах почвообразования, благодаря способности фиксировать атмосферный азот. Водоросли развиваются в виде зеленых налетов на коре деревьев, заборах, водостоках. Водоросли снега и льда - основные растения Антарктиды, развиваясь в массе они способны окрашивать снег в зеленый и красный цвета.

  1. Классификация Отдела Водоросли.

Приз

нак

Классы

Зеленые

Красные

Бурые

слоевище

одноклеточные:

хламиномонада.

  1. оболочка
  2. цитоплазма
  3. ядро
  4. хроматофор
  5. пиреноид, крахмальное тельце
  6. светочувствительный глазок
  7. сократительные вакуоли
  8. жгутики

 Оболочка защищает водоросль и обеспечивает обмен веществ; цитоплазма – внутренняя среда; ядро хранит наследственную информацию и регулирует жизненные процессы; хроматофор отвечает за фотосинтез; пиреноид – за накопление крахмала; глазок обеспечивает реакцию на свет; сократительные вакуоли удаляют избыток воды; жгутики отвечают за движение.

 колониальные

вольвокс

 

многоклеточные (улотрикс, спирогира).

в  основном, многоклеточные

порфира

многоклеточные

ризоиды

макроцистис

ламинария

саргассум

фукус пузырчатый

пигмент

Хлорофилл

фикоэритрин

фикоциан

фукоксантин

пресные и соленые

почва

моря

моря

запасное вещество

крахмал

багрянковый крахмал

ламинарин

глубина

  1. Распределение водорослей по глубине. зеленые водоросли
  2. бурые водоросли
  3. красные водоросли

Свет необходим водорослям как источник энергии фотосинтеза  и как регулятор развития.

Распределение водорослей в толще воды в значительной степени определяется наличием света, необходимого для нормального фотосинтеза.

У водорослей разных классов в зависимости от состава особых светочувствительных пигментов, максимальная активность фотосинтеза наблюдается при разной длине световых волн. При прохождении через воду свет красной и синей области спектра поглощается, и на глубину проникает зеленоватый свет, слабо воспринимаемый хлорофиллом. Поэтому там выживают в основном красные и бурые водоросли, имеющие дополнительные фотосинтезирующие пигменты, способные использовать энергию зеленого света. Отсюда становится понятным огромное влияние света на вертикальное распределение водорослей в морях и океанах: в приповерхностных слоях, как правило, преобладают зеленые водоросли, глубже – бурые, и на наиболее глубоководных участках – красные.

  1. Значение водорослей.

В природе

В хозяйственной деятельности человека

1. Корм для водных живот ных.

2. Насыщение     кислородом толщи воды, а также воз духа над водоемом.

3. Оболочки   образуют   оса дочные породы — извест няк, диатомит.

4. Зеленые   водоросли   вхо дят в состав лишайников.

5. Участвуют в почвообразо вании.

6. Бурые водоросли образу ют на дне заросли — при бежище   для   обитателей морей.

7. Красные     —     участвуют в  формировании  океани ческих островов

1. Пища для человека.

2. Сырье     для     получения агар-агара      (филлофора) для кондитерской, микро биологической    промыш ленности.

3. Сырье для получения ор ганических кислот, спир тов,  витаминов,  красите лей, йода, лекарств.

4. Биологическое  очищение вод.

 5. Органический  ил  —  сы рье для удобрений.

6. Причина «цветения воды».

7. Вред  судоходству (обрас тают    днища    кораблей) и   гидротехническим   со оружениям

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока с использованием ЭОР по теме"Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика и значение".

1.Жизненный цикл папоротников.2.Древовидные папоротники.3.Добыча каменного угля.4.Папоротники. Хвощи. Плауны....

Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»

Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...

Конспект урока "Водоросли. Общая Характеристика.

Тема урока : "Водоросли. Общая Характеристика".  Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;2.Сформировать знания об их среде обитания;3.Рас...

Маршрутный лист ученика 6 класса по теме "Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водоросле"

При изучении темы и работе с информацией учебника выполняется работа в маршрутном листе. Выделяет следующие вопросы: 1. Классификация водорослей. 2. Строение водорослей. 3. Размножение водорослей. 4. ...

«Водоросли. Общая характеристика»

Дать представление о систематике и о современной классификации растений; познакомить учащихся с основными таксономическими группами растений; сформулировать знания об особенностях строения и размножен...

Конспект урока "Водоросли. Общая характеристика"

Конспект урока для 6 класса на тему: "Водоросли. Общая характеристика". Цель: познакомить учащихся в представителями царства растений-водорослями....