«Водоросли. Общая характеристика»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Жерготова Мария Сергеевна

Дать представление о систематике и о современной классификации растений; познакомить учащихся с основными таксономическими группами растений; сформулировать знания об особенностях строения и размножения водорослей на примере хламидомонады. Познакомить с разнообразием и со значением водорослей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_6kl.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии

Тема урока: Раздел: Основные отделы царства растений  «Понятие о систематике растений», «Водоросли. Общая характеристика», «Многообразие водорослей»

Класс: 6 «б»

Цель урока: Дать представление о систематике и о современной классификации растений; познакомить учащихся с основными таксономическими группами растений; сформулировать знания об особенностях строения и размножения водорослей на примере хламидомонады. Познакомить с разнообразием и со значением водорослей.

Задачи урока:

1. Образовательная: ознакомить обучающихся с наукой «систематика»; познакомить с   многообразием водорослей, их строением и жизнедеятельности;

2.   Развивающая: развивать познавательные интересы, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты; развивать понятие о многообразии и усложнении растений;

3. Воспитательная: воспитать позитивное отношения к живой природе, необходимости бережного отношения к собственному здоровью;

Оборудование: гербарии, таблица «Одноклеточные водоросли», компьютер (слайдовая презентация).

Ключевые понятия: систематика растений, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, латинские названия растений, бинарные названия; таллом (слоевище), хлорофилл, фотосинтез, споры, зооспоры, конъюгация, гаметы, гаметангии, хроматофор, автотроф, одноклеточные водоросли, многоклеточные водоросли, нитчатые водоросли.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

  - Здравствуйте, садитесь. Делаю перекличку.

2. Проверка знаний и умений.

1. Какие царства органического мира вам известны?

2. Существуют ли растения помимо цветковых? Приведите примеры.

3. Что является единицей строения и жизнедеятельности любого растения?

4. Из каких частей состоит клетка?

3. Изучение нового материала.

    Запишите новую тему «Систематика растений». Что же изучает систематика? На Земле существует более 350 тыс. различных видов растений. Многим из них даны народные названия, например подорожник, одуванчик. Еще, какие растение вы знаете? Да, и в разных странах одно и то же растение именуют по-разному, например украинцы василек называют волошкой. Чтобы избежать путаницы, биологи дают лат. названия растениям. Например, на рис. 86 пастушья сумка в латинском обозначении называется Capsella bursa-pastoris (капселла – сумка, бурса-пасторис - мешок пастуха). Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии- систематика. Систематика растений – раздел биологии. Она описывает, обозначает все существенные растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство. Ученые-систематики распределяют растения по группам и дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями.

       Наименьшей единицей систематики растений является вид (Показываю на слайде и на доске). К одному виду относят родственные между собой растения по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей. Сходные между собой виды объединяются в роды, а роды - в семейства, семейства в порядки, порядки в классы, классы в отдел. Название вида состоит из двух слов, например, есть смородина красная и смородина черная. Первое слово показывает принадлежность растения к роду (смородина), а второе слово – собственно видовое название, показывающее его отличие других видов того же рода  (Показываю на слайде рис. смородины). Такие двойные названия растений называются бинарными (лат. бис - дважды). Впервые бинарные обозначения видов в 1753г. Опубликовал ученый-натуралист Карл Линней.

       Потом открываем следующую тему  «Водоросли», – это низшие растения. Почему они низшие? Как вы думаете? Потому что тело водорослей не разделено на вегетативные органы (нет корня, ни стебля, ни листьев). (Раздаю гербарии) Их тело представлено в виде таллома. В клетках содержатся хлоропласты с хлорофиллом. Поглощение веществ и удаление ненужных осуществляется всей поверхностью тела. Их примерно 30 000. Мир водорослей огромен и разнообразен по формам. Это самые древние растения на нашей планете. Произрастают на стволах деревьев, живут в пресной и соленой воде, на поверхности почвы и даже снега и льда (показываю на слайде). Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Одни из них – микроскопические, другие – гиганты. Например, хлорелла обыкновенная составляет всего 2 микрона, а макроцистис грушевидный достигает в длину 60м на рис. 88. Тело представлено слоевищем, или талломом (греч. таллос - отпрыск). В нем нет проводящих сосудов.  В клетках тела присутствует хлорофилл, который участвует в фотосинтезе и поэтому относят к автотрофным организмам.

        Водоросли играют огромную роль как поставщики кислорода в атмосферу, усваивают углекислый газ и выделяют кислород. Слоевище состоит из одной или многих клеток. Формы таллома у одноклеточных и многоклеточных разнообразны. Особенность одноклеточных водорослей состоит в том, что их тело представлено единственной клеткой. Например, тело одноклеточной хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом. Вместе с этим у нее есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно – глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; 2 пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.

        Размножаются водоросли бесполым и половым путем. Бесполое размножение происходит спорами, которые образуются делением в одной материнской клетке. У некоторых водорослей споры имеют жгутики, которыми они передвигаются в водной среде. Споры со жгутиками называют зооспорами. Вегетативное размножение происходит вследствие случайного разрыва таллома. Это часто происходит у нитчатых водорослей. Бесполое размножение характерно для всех водорослей. Половое размножение осуществляется благодаря слиянию двух половых клеток – гамет. В результате слияния 2 гамет от разных особей водоросли образуется зигота.           Поскольку  водоросли очень древняя группа организмов на Земле, у них возникло множество форм строения, особенностей в размножении и расселении на нашей планете.

        По особенностям строения и окраске таллома выделяют зеленые, красные, золотистые, бурые и другие водоросли.

       На доске рисую таблицу. На первой колонке пишут представителей, во второй – обитатели, и в третьей – строение.

        Зеленые водоросли. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. К одноклеточным относят хламидомонаду. У рода Хламидомонада насчитывается более 500 видов. Почти все обитатели сильно загрязненных водоемов. Они активные санитары. Их тело имеет одну грушевидной формы клетку. На переднем конце есть 2 жгутика. Тело покрыто оболочкой, а сверху нее слизью. Помимо цитоплазмы, ядра и центральной вакуоли, есть 2 пульсирующие вакуоли и красный глазок. Водоросль имеет зеленый цвет из-за большого чашевидного хроматофора, лежащего под самой оболочкой клетки. А также к зеленым водорослям относятся спирогира, ульва, тина (показываю на слайде)

         Бурые водоросли. Около 1500 видов, обитают во всех морях с теплыми и холодными водами, многоклеточные. Все бурые водоросли растут прикрепленными к твердому грунту. Имеют для прикрепления особые выросты слоевища – длинные ризоиды или дисковидные разрастания. Слоевища имеют форму: ветвящихся нитей, пластин. Представители – ламинария, макроцистис грушевидный.

       Красные водоросли, или багрянки. Обитатели всех океанов планеты. Они имеют различные формы: от сильно разветвленных, кустистых до тонких, полосовидных и широких пластинчатых.  Представители – порфира, грациллярия.

 4. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  1. Почему растениям даны латинские названия?
  2. Зачем нужна классификация растений?
  3. Какие общие признаки водорослей?
  4. Где обитают водоросли?
  5. Почему некоторые многоклеточные водоросли называют бурыми, красными?
  6. Почему некоторые водоросли используют для очистки загрязненных сточных вод канализации?

5. Задание на дом:

Повторить, прочитать параграфы 37, 38, 39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдел Водоросли. Общая характеристика.

В материале представлена подробная информация о представителях отдела Водоросли. Особое внимание уделено рисункам, схемам....

Конспект урока биологии в 6 классе по теме «Водоросли. Общая характеристика водорослей. Одноклеточные зеленые водоросли»

Цель урока: Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками строения и процессами жизнедеятельности одноклеточных зеленых водорослей как представителей низших растений, их приспос...

Конспект урока "Водоросли. Общая Характеристика.

Тема урока : "Водоросли. Общая Характеристика".  Задачи урока: 1.Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;2.Сформировать знания об их среде обитания;3.Рас...

Урок по биологии в 7 классе «Общая характеристика водорослей»

Авторы В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Методический материал включает конспект урока, презентацию и карточки для работы учащихся....

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7 класс

Технологическая карта урока по биологии по теме «Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела», 7   класс Лабора...

Маршрутный лист ученика 6 класса по теме "Водоросли. Общая характеристика. Многообразие водоросле"

При изучении темы и работе с информацией учебника выполняется работа в маршрутном листе. Выделяет следующие вопросы: 1. Классификация водорослей. 2. Строение водорослей. 3. Размножение водорослей. 4. ...

Конспект урока "Водоросли. Общая характеристика"

Конспект урока для 6 класса на тему: "Водоросли. Общая характеристика". Цель: познакомить учащихся в представителями царства растений-водорослями....