Разработка урока по теме "Эволюционное учение" с использованием презентации
методическая разработка по биологии по теме

Карпеева Елена Вячеславовна

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала используется используется презентация  Microsoft Office PowerPoint

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_evolyucionnoe_uchenie.docx29.12 КБ
Файл evolyucionnoe_uchenie.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

Карпеева Е.В., преподаватель химии и биологии

ГБОУ СПО СО Тавдинский техникум им. А.А.Елохина

Тема: Эволюционное учение

Тип урока: изучение нового материала

Цели: освоение знаний по теории эволюции, формирование научного мировоззрения, развитие представлений об изменяемости живой природы, развитие познавательных интересов в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, воспитание убежденности в возможности познания живой природы

Формы организации учебной деятельности: лекция с элементами беседы, выполнение самостоятельной работы

Межпредметные связи: география, история, реализуются внутрипредметные связи

Обеспечение занятия:

1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

2. Наглядные пособия: электронная презентация «Эволюционное учение. Доказательства эволюции»

3. Раздаточный материал: задания для самостоятельной работы

4.Литература:

Биология. Общая биология. 10 – 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования

Содержание занятия

Урок рассчитан на 2 академических часа

1

Организационный момент, знакомство с темой и целями урока

5мин

2

Развитие взглядов на происхождение видов а додарвиновский период:

Античная эпоха и средневековье

Время умозрительных построений

Период трансформизма

20мин

3

Эволюционное учение Ч.Дарвина:

Путешествие на «Бигле»

Наблюдения и выводы  

Основные положения эволюционной теории

20мин

4

Доказательства эволюции

Цитологические

Анатомические

Палеонтологические

Эмбриологические

Биохимические

Биогеографические

30мин

5

Проверочная работа (тест), обсуждение результатов

10

6

Домашнее задание

5 мин

Ход урока:

1.  

Тема урока:( слайд 1) Эволюционное учение.

Цели для учащихся: ознакомиться с развитием представлений человека о происхождении видов, изучить основные положения теории Ч. Дарвина и доказательства существования эволюционных процессов.

2.

Теория эволюции занимает особое место в изучении истории жизни. Она стала той объединяющей теорией, которая служит фундаментом для всей биологии. Эволюция подразумевает всеобщее постепенное развитие, упорядоченное и последовательное. Представление об эволюции берет сое начало не от Дарвина. Еще задолго до Дарвина попытки человека объяснить очевидное разнообразие окружающих его живых организмов парадоксальным образом привлекло его внимание к чертам структурного и  функционального сходства между ними. Выдвигались различные гипотезы, что бы объяснить и это сходство и многообразие живых организмов, и такие идее сами эволюционировали  по мере развития науки.

Развитие взглядов на происхождение видов:(слайд2 )

1. Античный период (слайд 3)  - отдельные идеи о единстве живой и неживой материи, об изменяемости природы.  

Диоген – дифференциация одной вещи, Эпмедокл – воздух, земля, огонь,вода – 4 начала из которых зародилась жизнь (слайд 3)  , Демокрит – самозарождение живых организмов из ила, Анаксагор – зародыши из воздуха (слайд 4)  , Фалес – из воды,  Аристотель (слайд5  )(4 в. До н.э.) – сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития всего живого из неживой материи.

2. Средневековый период  ( слайд 6)(4 – 14 века) – господство метафизических взглядов (божественное происхождение)

Все виды живых организмов были созданы богом, каждый из них соответствует определенной цели создателя, и остаются неизменными.

3. Время умозрительных построений  (слайд 7 ) (15 – 18 века)– накопление практических сведений.

Наука в основном носит описательный характер, это период накопления большого количества практического материала. Со временем возникает потребность в его систематизации теоретическом обосновании. Среди ученых – натуралистов, внесших вклад в развитие биологии того времени следует отметить Карла Линнея.

Работы Карла Линнея:

Принцип соподчиненности систематических категорий

Бинарная номенклатура

Наиболее полная систематика живой природы, имеющая иерархическую структуру.

4. Период  трансформизма (слайд 8) ( 18 – 19 века)– первые теории об изменяемости живой природы.

Развитие промышленности, освоение новых территорий дают богатый материал для размышлений о процессах происходящих в природе.

Кант – происхождение солнечной системы из газо-пылевой туманности; Ломоносов – изменяемость земной поверхности (по окаменелостям), Шлейден и Шванн – клеточная теория и т.д.

Работы Ж.- Б. Ламарка:

Классификация животных в виде лестницы градации

Изменяемость видов под воздействием условий среды

Концепция упражнения и неупражнения  органов

Новые условияновые потребностиновые действияновый признак (неверный механизм)

3.

Наиболее правильно механизм эволюционных процессов был определен  в работах Ч. Дарвина, которые и послужили  основой для создания эволюционного учения.

Эволюционная теория Ч. Дарвина (слайд 9)

Дарвин родился в 1809 году в семье состоятельного врача. Получил образование в университетах Эдинбурга и Кембриджа. Решающими поворотом в его судьбе стало путешествие на корабле «Бигль» (слайд 10), в котором Дарвин принял предложение участвовать в качестве натуралиста (без жалованья). В течении 5 лет  с 1831 по 1836 г он занимался геологическими исследованиями, однако во время пребывания на Галапагосских островах им были сделаны важные наблюдения, которые произвели на Дарвина сильное впечатление .

Слайды 10, 11

После возвращения из плаванья наблюдения Дарвина были продолжены.  В частности им изучалось разведение домашних животных и выведение новых пород – концепция искусственного отбора. Определенный толчок в его исследованиях дал трактат Томаса Мальтуса «О народонаселении»

Наблюдения и выводы – слайды 12 – 15

Основные идеи эволюционной теории были изложены Дарвином в   книге «Происхождение видов путем естественного отбора», которая вышла в свет в ноябре 1859г. (слайд 16)  

(слайд 17)

Материал эволюции: наследственная изменчивость

Движущие силы эволюции: борьба за существование; естественный отбор

Результат  эволюции: многообразие видов; приспособленность видов.

Эволюция – процесс постоянного, постепенного, всеобщего развития живой природы, идущий на основе борьбы за существования и естественного отбора.

4.

Любая теория  требует подтверждений. Наличие процесса эволюции, т.е единства всех живых организмов и их изменяемость подтверждается данными различных разделов биологии.

Доказательства эволюции (слайд 18)

1. Цитологические

Клеточное строение

Сходство клеток                                   обсуждается с учащимися в ходе беседы

Начало развития с одной клетки

2. Анатомические (слайд 19)

Общий план строения

Явление гомологии

Явление аналогии(слайды 20,21)

Рудименты (слайд 22)

Атавизмы (слайд 23)

3. Палеонтологические(слайд 24)

Наличие ископаемых остатков

Наличие переходных форм (слайды 25,26)

Филогенетические ряды (слайд 27)

Первый филогенетический ряд построен русским палеонтологом Владимиром Ковалевским в 19 веке.

4. Эмбриологические (слайд 28)

К. Бэр – закон зародышевого сходства

Мюллер и Геккель – биогенетический закон: каждая особь в своем индивидуальном развитии повторяет краткую историю развития своего вида – филогенез.

Северцов – повторяются этапы развития зародышей.

5.  Биохимические– родственные виды имеют сходный состав белков и  ДНК.

6.  Биогеографические(слайд 29)  – распределение видов по поверхности планеты и их группировка в биогеографические зоны отражает процесс исторического развития  Земли.

5. (слайд 30)

 Выполнение самостоятельной работы, обсуждение результатов

1 вариант

2 вариант

1- 1

1 - 2

2 - 3

2 - 3

3 - 2

3 -2

4 - 3

4 - 3

5 - 2

5 - 1

6.

Домашнее задние: подготовить сообщения об ученых – натуралистах, внесших вклад в развитие представлении о видах.

Самостоятельная работа

1вариант

2вариант

1.  Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:

Наследственная изменчивость и естественный отбор

Борьба за существование

Способность к неограниченному размножению

1. Какое из утверждений наиболее точно отражает взгляды Дарвина:

Любая изменчивость может служить материалом для эволюции

Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость

Причиной возникновения приспособлений является прямая адаптация организмов к условиям среды.

2.  Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей

Способность к откладыванию яиц

Общность строения кровеносной системы

Наличие стадии гусеницы у бабочки

2. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:

Сходство процессов деления клеток у всех организмов

Сходство в строении скелетов разных отрядов млекопитающих

Сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

3. Биогеография – наука, исследующая

Зародыши различных организмов

Распространение организмов на Земле

Строение различных организмов

3. Различия в животном мире Северной и Южной Америки объясняется:

Разной степенью влияния естественного отбора

Их разобщенностью в течении миллионов лет

Различным влиянием полюсов

4.  Какие органы являются гомологичными:

Конечности кузнечика и собаки

Конечности майского жука и крысы

Конечности медведки и кузнечика

4. Какие органы являются гомологичными:

Жабры  рака и легкие кошки

Хобот слона и рука человека

Лапа крота и рука обезьяны

5. Какие органы являются аналогичными:

Иглы (видоизменения побега) боярышника и побеги боярышника

Иглы (видоизменения листьев) барбариса и иглы боярышника (видоизменения побега)

Усики гороха (видоизменения листьев) и листья гороха

5. Какие органы являются аналогичными:

Конечности крота и медведки

Крыло голубя и летучей мыши

Рука человека и обезьяны


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эволюционное учение

Слайд 2

Развитие взглядов на происхождение видов

Слайд 3

Античный период

Слайд 4

Античный период

Слайд 5

Античный период

Слайд 6

Средневековый период Все виды созданы богом и соответствуют определенной цели

Слайд 7

Время умозрительных построений Карл Линней 1707 - 1778

Слайд 8

Период трансформизма Жан – Батист Ламарк 1744 – 1829

Слайд 9

Эволюционная теория Чарлза Дарвина Чарлз Дарвин 1809 – 1882

Слайд 10

« Бигль »

Слайд 11

« Бигль »

Слайд 12

Наблюдения: Особи, входящие в состав популяции, обладают высоким репродуктивным потенциалом Число особей в каждой данной популяции примерно постоянно

Слайд 13

Вывод: Многим особям не удается выжить и оставить потомство. В популяции происходит «борьба за существование»

Слайд 14

Наблюдение: Во всех популяциях существует изменчивость

Слайд 15

Вывод: В борьбе за существование те особи, признаки которых наилучшим образом приспособлены к условиям жизни, обладают репродуктивным преимуществом и производят больше потомства, чем менее приспособленные особи

Слайд 17

Эволюционная теория Материал эволюции: наследственная изменчивость Движущие силы: Борьба за существование Естественный отбор Результаты эволюции: Приспособленность видов Многообразие видов

Слайд 18

Доказательства эволюции Цитологические Анатомические Палеонтологические Эмбриологические Биохимические Биогеографические

Слайд 19

Анатомические

Слайд 20

Аналогичные органы

Слайд 21

Пример аналогичных органов растений: 1 – колючка барбариса возникают из листьев; 2 – белой акации из прилистников; 3 – боярышника – из побега; 4 – ежевики – из коры

Слайд 22

Рудименты

Слайд 23

Атавизмы

Слайд 24

Палеонтологические

Слайд 25

Палеонтологические

Слайд 27

Филогенетический ряд

Слайд 28

Эмбриологические

Слайд 29

Биогеографические


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока английского языка с использованием ИКТ в 9 классе по теме "Human Rights", УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English".

План-конспект урока с пошаговыми ("послайдовыми") описаниями заданий, иллюстрациями  и инструкциями по применению презентации на уроке. Презентация и дополнительный дидактический материал прилага...

Сборник для учителей: методические и дидактические разработки уроков французского языка с использованием Интернет

Объяснительная записка     Сегодня мы можем утверждать, что Internet в корне изменил экономические и социальные условия во всем мире. Эти изменения не могут не затронуть нашу жизнь...

Разработка урока по физике с использованием ИУМК «физика7-9» «Реактивное движение. Ракеты»

Цель урока: формирования понятия реактивное движение, применение закона сохранения импульса для реализации полета в космос.Задачи урока:образовательная: способствовать формированию представления...

Разработка урока по химии с использованием модульной технологии «Свойства альдегидов»

Данный урок является частью темы «Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе», на изучение которой отводится 19 часов. Урок по теме «Свойства альдегидов» в данной теме 8. До э...

Разработка игры "Поле чудес", с использованием презентации "Круг зодиака"

Дети в игровой форме  знакомятся с легендами древней Греции, герои которых являются названиями  зодиакальных созвездий....

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Учебно-методическая разработка урока по литературе с использованием электронной презентации «Житие Сергия Радонежского»

Урок по изучению «Жития Сергия Радонежского» в 8 классе. Учащиеся знакомятся с житийной литературой, с композицией жития,  с основными вехами жизни Сергия Радонежского, с иллюстрациями известных ...