Технологическая карта урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

 

охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помоши;

• развивать умения оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; логически мыслить, придумывать и задавать вопросы;

• воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

ЦЕЛЬ:

изучить различные виды травм системы опоры и движения и научиться оказывать доврачебную помощь.

ЗАДАЧИ:

• охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помоши;

• развивать умения оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; логически мыслить, придумывать и задавать вопросы;

• воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

называть различные виды травм; знать понятия по теме урока; описывать повреждения различных видов; уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему; знать отличия от профессиональной медицинской помощи.

Тип урока: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ:

модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ:

Ушиб, растяжение, вывихи, перелом и их виды, сустав, связки, шина, название костей рук, ног

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Строение и свойства опорно-двигательной системы (проверка домашнего задания, контрольная карта: включает 3 задания).

Цели и значение доврачебной помощи.

Ушибы, виды ушибов, меры первой помощи.

Переломы, виды переломов, меры первой помощи.

Растяжение связок.

Вывихи суставов. Первая помощь.

Закрепление изученного материала ( контрольный модуль «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»)

Рефлексия «Зарядка»

РЕСУРСЫ:

Основные:

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Биология. Человек»

Электронное приложение: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Рабочая тетрадь к учебнику Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Биология. Человек»

Демонстрация видеофрагмента. (Электронное пособие «Биология, 8 класс. Человек.» ЗАО 1С 2007. Издательский центр “Вентана-Граф”. Модель вывиха)

Книги и журналы:

Борисевич А.И. - Словарь терминов и понятий по анатомии человека.

Интернет – ресурсы:

http://fcior.edu.ru – контрольный модуль по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

http://pedagog21wek1.ucoz.ru – виды проверки актулизации знаний

http://www.openclass.ru – для учителю

КОММЕНТАРИИ: важно провести обобщающую беседу и преобрести навыки практического применения оказания доврачебной помощи, в процессе быстро распознавать виды повреждений: при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Обощить уровень знаний используя контрольный модуль.

ЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЯ:

Возможные ошибки у учащихся при изучении данной темы: тяжело запоминается понятия о строении опорно-двигательной системы. Без использования закрепления практических навыков учащиеся путают между собой виды повреждений, а следовательно и оказание доврачебной помощи.

По каждому описанию приёма рекомендуется сопровождать демонстрацией данного навыка как с использованием ИКТ и практической работой вместе с учащимися.

При подведении итогов и проведение теста по закреплению материала рекомендуется использовать контрольный модуль, в котором срузу проводится проверка и актулизация знаний

ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ:

контрольная карта:

Каждому учащемуся предлагается контрольная карта, включающая 3 задания.

(Данные задания можно оформить с использованием ЭОС в плеере ОМС; вид слайдов в программа power point)

Скелет человека.

Задание №1.

Из перечня (1—13) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (1-14):

1. Кости стопы

2. Кости голени

3. Кости предплечья

4. Лобная кость

5. Ключицы

6. Кость плеча

7. Ребра

8. Теменная кость

9. Лопатки

10. Бедренная кость

11. Кости кисти

12. Тазовые кости

13. Грудина

I. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?

II. Какие кости образуют плечевой сустав?

III. Какие кости - длинные трубчатые?

IV. Что относится к мозговому отделу черепа?

V. Какие кости образуют плечевой пояс?

VI. Какие кости образуют тазобедренный сустав?

VII. Какие кости - самые широкие?

VIII. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?

IX. Что относится к грудной клетке?

X. Какие кости образуют локтевой сустав?

XI. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?

XII. Какие кости образуют коленный сустав?

XIII. Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?

XIV. Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?

Задание №2.

 Определите особенности строения скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Выберите из каждой колонки по одному соответствующему ответу, начиная с первого. Ответы зашифруйте последовательными цифрами, разделив их запятыми на 5 групп:

1. Грудная клетка

2. Стопа

3. Позвоночник

4. Верхняя конечность остальным

5. Таз

6. С изгибами

7. Расширена в стороны

8. Сводчатая

9. Широкий, как чаша

10. Большой палец противопоставляется

11. Опора для внутренних органов

12. Защита внутренних органов

13. Удерживание орудия труда

14. Пружинит, смягчает толчки при движении

Задание №3. 

 Выбери правильные утверждения.

1. Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей.

2. Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника.

3. Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.

4. Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза - пример полуподвижного соединения костей.

5. Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.

6. Седалищные лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями.

7. Суставная или синовиальная жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.

8. К грудине прикрепляется десять пар ребер.

9. При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.

10. Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.

 Актуализация опорных знаний

Прием «Горячий стул»

К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.

Позвоночник

Бедро

Сустав

Плечо

Трубчатая кость

Лучезапястный сустав

По закреплению изученного:

- Можно составить таблицу

Как распознать?

Перелом

Вывих

Растяжение связок

Резкая боль.

Припухлость  в  области травмы.

Невозможность движений.

Нарушение формы и длины (если это конечность), искривление.

Точность - рентген!

Боль.

Изменение формы сустава.

Невозможность движения

в суставе (сразу после

травмы).

Боль.

Быстро растущий, иногда

синюшный отек вокруг

сустава вследствие разрыва кровеносных сосудов и кровоизлияний

- Памятка для учащегося.

Доврачебная помощь при травмах.

1) Остановить кровотечение.

2) Предупредить возможность дальнейшего травмирования и инфицирования ран.

3) Уменьшить боль, обеспечить неподвижность поврежденных органов и частей тела.

4) Подготовить и по необходимости транспортировать пострадавшего в травм-пункт.

Запомни! Лечение травм — дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.

- Использовать модуль, предварительно скачать на рабочий стол учащихся, если компьютер только у учителя, то вывести на общий обзор.

http://fcior.edu.ru – контрольный модуль по теме «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

(поиск: каталог,основное общее образование, фильтры, контрольный, а далее пледмет и по поиску тему «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»)

Краткий информационный материал на заключительном этапе урока о причинах травм и их профилактике.

Среди детского травматизма на первом месте стоит бытовой травматизм, на втором — уличный, на третьем — школьный. Первая причина детского травматизма - повышенная двигательная активность. Замечу, что она свойственна не только детям, но и всем детенышам млекопитающих. Благодаря этой биологической особенности молодой организм отрабатывает навыки длительного поведения и общения, необходимые ему в жизни.

Повышенная двигательная активность в детском и юношеском возрасте — это биологическая потребность, однако бег на переменах, возня, подножки приводят к различным травмам. Удары об угол батареи или подоконника во многих случаях заканчиваются ушибами головы, вывихами плечевого сустава, переломами конечностей и другими видами травм. При падении, толчках, поскальзывании человек рефлекторно вытягивает руки вперед, чтобы сохранить равновесие. При этом нередко поражаются кисти рук и, что особенно опасно, сухожилия пальцев. Подвижность пальцев может восстановиться не полностью.

Вторая причина травм связана с недостаточной внимательностью подростков. Увлекшись игрой в салочки, учащийся может сбить с ног товарища, толкнуть преподавателя, споткнуться сам и поранить других, потому что в этот момент он сильно увлечен игрой и ничего не видит вокруг.

Третья причина - пренебрежение правилами техники безопасности из-за стремления сэкономить свои силы и выиграть время. Нарушение техники безопасности происходит и из-за небольшого жизненного опыта, далеко не все подростки умеют предвидеть последствия своих поступков, хотя теоретически могут знать, что можно делать, а что нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей".

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей...

первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

Цель урока: Ознакомление с видами повреждений опорно-двигательного аппарата.Освоить технологии оказания первой помощи при переломах костей,вывихах, растяжениях.Задачи урока:• образовательные: охаракте...

Первая помощь при растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей

. В различных жизненных ситуациях внезапно и вдруг происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить. Поскорее вызвать врача. А как помочь пострадавшему во время загородной п...

Урок по биологии: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».

Урок по биологии в 8 классе:  «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».  К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д....

Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Данный урок может быть проведен при изучении темы "Скелет человека", "Строение костей" как закрепляющий....