Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Богатырева Наталья Владимировна

Рабочая программа по биологии 6 класс авор Н.И. Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_biologiya.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Силинская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

Потапова Г.А. ___________

«____» ____________ 2012 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ Силинской  ООШ

Самылина С.В. ___________

«___» _____________ 2012г.                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по «Биологии»  для 6 класса

на  2012-2013 учебный год

 

                          Разработала:

Богатырева Н.В., учитель биологии

 

с.Силино

2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской  Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).

Цель:   формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Изучение  биологии  на  базовом  уровне  направлено  на  достижение  следующих  задач:

освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Тип программы: типовая, базовый уровень.

Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

Н а з в а н и е  р а з д е ла

К о л и ч е с т в о  ч а со в

по программе

по   К Т П

1

Строение и свойства живых организмов.

10

10

                                                                3

Жизнедеятельность организмов.

23

22

4

Организм и среда. Природные сообщества

2

3

ИТОГО

35

35

Тематический план



урока



Название раздела,  темы


Количество часов


Контр-ные работы

Лабор-ные и

практ-кие работы


Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА  ЖИВЫХ  ОРГАНИЗМОВ


10


1


9

1

Основные свойства живых организмов.

1

экскурсия

2.

Химический состав клеток.

Л/р1 «Определение состава семян пшеницы».

1

1

3.

Клетка – элементарная частица живого.

1

4.

Строение и функции органоидов клетки. Л/р2 «Строение клеток живых организмов».

1

1

5.

Ткани растений. Л/р № 3 «Ткани растений

1

1

6.

Ткани животных. Л/р № 4 «Ткани животных»

1

1

7.

Строение корня.

Л/р 5«Корневые системы».

1

1

8.

Строение и значение побега.

Л/р6,7 «Строение почки»

 «Простые и сложные листья».

1

2

9.

Цветок. Соцветия. Плоды. Строение семян.

Л/р8,9 «Строение семян» «Строение цветка».

1

2

10.

Органы и системы органов животного.

1

11.

Растения и животные как целостные организмы. Контрольная работа №1 по разделу «Строение и свойства живых организмов».

1

1


Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ


22


1


7

12.

Особенности питания растительного организма.

1

13

Фотосинтез  и его значение в жизни растений. Л/р № 10 «Выявление роли света и воды в жизни растений

1

1

14.

Питание животных.

1

15.

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

1

16.

Дыхание растений.

1

17.

Дыхание животных.

1

18.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Л/р11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».


1



1

19.

Перенос веществ в организме животных (одноклеточных и многоклеточных).

1

20.

Выделение у растений, грибов, животных (одноклеточных и многоклеточных).

1

21.

Обмен веществ у растений и животных.

1

22.

Опорные системы многоклеточных животных.

Л/р12 «Строение костей животных».

1

1

23.

Опорные системы в жизни организмов растений и животных. Опорные системы растений.

1

24.

Движение. Движение многоклеточных животных в водной среде. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушной средах.

Л/р13 «Движение инфузории туфельки».

1

1

25.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость растений.

1

26.

Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных.

1

27.

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

П/р№1  «Вегетативное размножение растений. Черенкование комнатных растений».

1

1

28.

Половое размножение животных.

1

29.

Половое размножение растений.

1

30.

Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития  цветкового растения.

 П/р№2  «Прорастание семян».

1

1

31.

Рост и развитие животных.

Л/р14 «Прямое и непрямое развитие насекомых».

1

1

32.

Контрольная работа № 2 по теме «Жизнедеятельность организмов».

1

1

Раздел 3: ОРГАНИЗМ  И  СРЕДА

3

1

33.

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

1

экскурсия

34.

Природные сообщества.

1

35.

Контрольная работа № 3 Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

1

1


ИТОГО:


35


3


16

Курс «Живой организм» и РП построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Информация о внесенных изменениях: в целом структура авторской программы сохранена, но в некоторых темах добавлены часы на  обобщение материала.

Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в РП включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления обучающихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Плановых контрольных уроков _3ч.;  лабораторных работ   12, практических работ  4 , 2 экскурсии

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 47 с.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.

Для повышения уровня мотивации обучающихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.

Для самостоятельной работы обучающихся при проведении фронтальных опросов, быстрого определения уровня знаний учащихся можно применить дидактические карточки:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В.Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.

Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний обучающихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.

Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

Методы мониторинга знаний и умений обучающихся  – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно-коммуникативной (применяет).

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения « Биология»  в 6  классе  выделено  1 час  в  неделю, всего 35 часов, 1 час выделен за счёт регионального компонента.

        Календарно - тематический  план  по  объему  скорректировано  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  среднего (полного)  общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки учащихся 6 класса. Рабочая программа предназначена для учеников общеобразовательных школ со средним уровнем подготовки.

Методические аспекты преподавания курса биологии: в рамках преподавания биологии могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии 9на элементарном уровне).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ  1

Строение и свойства живых организмов (10 часов).

Тема 1.1

Основные свойства живых организмов (1 час)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Экскурсия.

Тема 1.2

Химический состав клеток

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

■        Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3

Строение растительной и животной клеток (2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.

Различия в строении растительной и животной клеток.

■        Лабораторные и практические работы Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4

Ткани растений и животных (2 часа)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

■        Лабораторная работа Ткани живых организмов.

Тема 1.5

Органы и системы органов (4 часа)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

■   Лабораторная работа Распознавание органов у растений и животных.

Тема 1.6

Растения и животные как целостные организмы (/ час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.

Контрольная работа №1

РАЗДЕЛ 2

Жизнедеятельность организма (22 часа)

Тема 2.1

Питание и пищеварение (4 часа)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

■        Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2 Дыхание (2 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

■        Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3

Передвижение веществ в организме (2 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).

■        Практическая работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

■        Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4 Выделение (2 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5

Опорные системы (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

■        Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

■        Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6 Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

■        Лабораторные и практические работы
Движение инфузории туфельки.
Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 часа)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

■        Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8 Размножение (3 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

■        Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

■        Демонстрация  способов  размножения  растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9

Рост и развитие(3 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторные и практические работы Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

■        Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

Контрольная работа №2

РАЗДЕЛ   3

Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1

Среда обитания. Факторы среды (1 час)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.

■        Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов. Экскурсия.

Тема 3.2

Природные сообщества (1 час)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

■        Демонстрация моделей экологических систем.

Контрольная работа №3  Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме «Определение состава семян пшеницы»

Цель: познакомить учащихся с химическим составом клеток растений.

Оборудование: мука, йод, вода, бумага, марля.

Ход работы:

Добавьте воду к небольшому количеству пшеничной муки и сделайте комочек теста.

Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.

Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.

Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в которой промывали тесто.

Запишите изменения, которые происходили с цветом воды. Сделайте вывод работы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме «Строение клеток живых организмов» - рабочая тетрадь по биологии, стр. 11.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

по теме: "Строение корня. Типы корневых систем."

Цель: познакомиться с внешним строением корня,

научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их

Оборудование: 1) проросшие семена тыквы; 2) лупа;

3) гербарные материалы растений с разными

типами корневых систем.

Ход работы:

1. Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, найдите разные виды корней.

2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.

Оформление результатов:

1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем

и укажите преимущества каждой из них.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по теме: "Знакомство с цветковым растением"

Цель: познакомиться с внешним строением цветкового растения, научиться распознавать его вегетативные и репродуктивные органы.

Оборудование: 1) растение пастушья сумка, 2) лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите растение пастушью сумку.

2. Найдите:

- корень и побег, определите их размеры;

- цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;

- вскройте плод, что находится внутри?

Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растения;

пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы пастушьей сумки зеленым цветом, а генеративные - красным.

Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

по теме: "Знакомство со строением цветка и соцветиями"

Цель: познакомиться со строением цветка и разнообразными соцветиями, научиться выделять главное и обосновывать свой выбор

Оборудование: 1) модель цветка картофеля;

2) гербарные листы растений с разными соцветиями.

Ход работы:

1. Рассмотрите модель цветка картофеля и, пользуясь рисунком в учебнике, найдите все его составные части.

2. Рассмотрите на гербарных листах соцветия у разных растений и, пользуясь учебником, установите, как они называются.

Оформление результатов:

1. Запишите в тетрадь формулу цветка картофеля.

2. Заполните таблицу:

Название растения

Название соцветия

Схематический рисунок соцветия

Сделайте вывод, ответив на вопросы:

Какие части цветка являются главными? Почему?

Какова роль соцветий в жизни растения?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

по теме: " Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал " –рабочая тетрадь по биологии – стр.32.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

по теме: " Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений " –рабочая тетрадь по биологии – стр.37.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

по теме: " Строение костей животных " –рабочая тетрадь по биологии – стр.42.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  по теме: "Строение растительной клетки"

Вариант 1

1.Нарисуйте растительную клетку, подпишите у неё вакуоль и ядро.

2.Ответьте на вопросы: что такое *клеточный сок?

*хлоропласты?

3. Как вы думаете: сможет ли клетка жить без оболочки?

Вариант 2

1. Нарисуйте растительную клетку,

подпишите у нее цитоплазму и оболочку.

2. Ответьте на вопросы: что такое:

*поры?

*хромопласты?

3. Как вы думаете: сможет ли клетка жить без ядра?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  по теме: "Внутреннее строение корня"

Вариант 1

1.Где находится и какое имеет значение корневой чехлик?

2.Чем клетки зоны деления отличаются от клеток других зон корня?

3.Что изменилось бы, если б у

корня не стало зоны всасывания?

Вариант 2

1. Где находится и какое имеет значение зона проведения?

2.Чем зона всасывания отличается от других зон корня?

3.Что изменилось бы, если б у

корня не стало зоны деления?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  по теме: "Внутреннее строение стебля"

Вариант 1

1.Где находится и какое имеет значение древесина?

2.Каково строение ситовидных трубок?

3.Что случится, если у стебля исчезнет камбий?

Вариант 2

1.Где находится и какое имеет значение луб?

2.Каково строение сосудов?

3.Что случится, если у стебля ис-чезнет сердцевина?

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА  по теме: "Оплодотворение у цветковых растений"

Вариант 1

1. Какой этап оплодотворения здесь изображен?

Что указано на рисунке цифрами?

2.Что такое: *яйцеклетка

**зигота?

3.Что произойдёт, если центральная клетка и спермий не сольются?

Вариант 2

1. Какой этап оплодотворения здесь изображен?

Что указано на рисунке цифрами?

2. Что такое: *спермий

**гамета?

3.Что произойдёт, если яйцеклетка и спермий не сольются?

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА

В результате изучения курса обучающиеся должны усвоить:

основные биологические и экологические понятия,

иметь представление о биологии как науке,

о клетке как единице живого,

о способах питания и дыхания животных и растений,

о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.

Должны называть (приводить примеры):

Общие признаки живого организма;

Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств  цветковых растений;

причины и результаты эволюции;

примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

Деление клетки;

Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

Обмен веществ и превращение энергии;

Особенности питания растительных  организмов;

Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов  и организма и среды как основу их целостности;

Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

Клетки, органы и системы органов растений;

Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

Съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила:

Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

 Поведения в природе;

Здорового образа жизни человека;

Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

Использовать рисунки;

Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Критерии оценки учебной деятельности по биологии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Материально – техническое обеспечение:

Комнатные растения; коллекция насекомых; чучела птиц и других животных; таблицы с изображением растений и животных; микроскопы; диафильмы; презентации; видеофильмы; микропрепараты; скелеты позвоночных; гербарий.

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями.:

Учебно-методический комплект:

Учебник: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений/ Н.И.Сонин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

 методическое пособие для учителя: Уроки по курсу Н.И.Сонина «Биология. 6 класс. Живой организм» / авт.-сост. В.И.Сивоглазов. - М.: изд. Дрофа, 2006 г.

дидактические материалы: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В.Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. .

Ресурсное обеспечение

Для обучающихся:

Учебник «Биология. Живой организм», 6 класс, Н.И.Сонин, изд. Дрофа, 2010 г.

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Рабочая тетрадь: Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

Календарно - тематическое планирование

по биологии 6 класс

 (35 часов, 1 час в неделю)

Дата

план/

факт

ТЕМА

Лаб., пр. работы

К-во часов

Д\З

стр.

Раздел I Строение и свойства живых организмов

10

Тема 1.1 Основные свойства живых организмов.

Тема 1.2 Химический состав клетки.

1

Основные свойства живых организмов. Хим. состав клетки.

Л/р 1 «Определение состава семян пшеницы».

1

с. 4-17

Тема 1.3. Строение растительной и животной клетки

2

2

Строение растительной и животной клетки.

Л/р 2. «Строение клеток живых организмов»

1

с.18-24

3

Деление клетки.

1

с. 25-28

Тема 1.4. «Ткани растений и животных»

2

4

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.

Л/р 3. «Ткани растений»

1

с.29-32

5

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Л/р 4. «Ткани животных»

1

с.32-35

Тема 1.5. «Органы и системы органов»

4

6

Понятие органа. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Л/р 5. «Корневые системы»

1

с.36-45

7

Строение и значение побега.

Л/р 6,7. «Строение почки», «Простые и сложные листья»

1

8

Цветок - его значение и строение. Соцветия. Плоды. Строение семян.

Л/р 8,9 «Строение семян», «Строение цветка»

1

с.50-55

9

Органы и системы органов животного организма.

1

50-55

Тема 1.6. «Растения и животные как целостный организм»

1

10

Растения и животные как целостный организм. К/Р  №1 по теме «Строение и свойства живых организмов»

с.56-60

Раздел II «Жизнедеятельность организма»

23

Тема 2.1. «Питание и пищеварение

4

11

Особенности питания растительного организма.

1

С. 62-63,68-69

12

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Л/р 10 «Выявление роли света и воды  в жизни растений»

1

с. 64-67

13

Питание животных.

1

с.71-72

14

Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты.

1

Тема 2.2. Дыхание растений и животных

2

15

Дыхание растений

1

с. 73

16

Дыхание животных.

1

с. 75-77

Тема 2.3. Передвижение веществ в организмах

2

17

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Л/р 11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

с.78-83

18

Перенос веществ в организме животных (одноклеточных и многоклеточных)

1

с. 80-83

Тема  2.4. Выделение. Обмен веществ у животных и растений

2

19

Выделение у растений, грибов, животных.

1

с.84-90

20

Обмен веществ и энергии у растений и животных.

1

с. 91-96

Тема 2. 5. Опорные системы

2

21

Опорная система растений. Значение опорной системы

Д-ция

1

С. 97-102

22

Опорная система животных. Значение опорной системы.

Л/р 12 «Строение костей животных»

1

С. 97-102

Тема 2.6. Движение

2

23

Движение. Движение многоклеточных животных в водной среде. Передвижение позвоночных животных в наземной и воздушных средах.

Л/р. 13 «Движение инфузории туфельки»

1

С.103-113

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

3

24

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость растений.

Д-ция

1

С.114-126

25

Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Д-ция

1

С.114-126

26

Эндокринная систем и ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Д-ция

1

С.114-126

Тема 2.8. Размножение

3

27

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

П/р. 1 «Вегетативное размножение растений. Черенкование комнатных растений».

1

С.127-132

28

Половое размножение животных.

Д-ция

1

С.133-138

29

Половое размножение растений.

Д-ция

1

С.139-144

Тема 2.9. Рост и развитие

3

30

Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения.

П/р. 2 «Прорастание семян»

1

С.145-149

31

Рост и развитие животных.

Л/р. 14 «Прямое и непрямое развитие насекомых»

1

С.150-154

32

Контрольная работа по теме «Жизнедеятельность организмов»

С.155-156

Раздел III Организм и среда

2

Тема 3.1 «Организм и среда»

1

33

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

д-ция

1

с.158-167

Тема 3.2 «Природные сообщества».

1

34

Природное сообщество и экосистема.

1

С.168-172

35

Контрольная работа 33 «Что мы узнали о строении жизнедеятельности живых организмов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...