урок по теме: Лишайники
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Титова Елена Алексеевна

Конспект урока по теме: Лишайники. На первом этапе урока актуализация знаний по темам "Водоросли" и "Грибы". Затем изучение нового материала по станциям : историческая, географическая, биологическая, исследовательская, экологическая. Этап обобщения и систематизации знаний с помощью игры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_lishayniki.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме «Лишайники».

Сегодня на уроке мы продолжим развивать понятие о многообразии живых организмов.  

На прошлых уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью грибов и  водорослей.                        

Вопросы:    

Почему водоросли относят к низшим растениям?

Чем отличаются бурые водоросли от зеленых?

Почему бурые и красные водоросли способны жить на большой глубине, чем зеленые?

Какую роль играют водоросли в природе?

Как человек использует водоросли?  Что получают из морских водорослей?

Какой тип питания характерен для грибов?

Что такое симбиоз?  

Как называется симбиоз гриба и корней деревьев?

Изучение нового материала.

Грибы способны вступать в симбиоз не только с корнями деревьев, но и  с водорослями. Такой симбиоз называется лишайником.  

Тема нашего сегодняшнего урока «Лишайники».

Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами».

Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.

Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.

И для достижения этого  сегодня мы совершим наше путешествие на экспрессе фантазии и узнаем много нового и интересного об этих организмах. На каждой станции, на которой мы будем останавливаться, вы должны будете вносить свои записи  в инструктивную карточку.

Стация «Историческая».

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология. Началом ее возникновения принято считать1803год. Ученые долго не могли понять загадочности лишайников и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников. Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль. Шведский ученый Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу и впервые систематизировал 906 видов лишайников известных в то время науке.

 Станция «Географическая». ( Пояснения учителя с демонстрацией слайдов)

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники. Лишайники состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.

Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.

Эту особенность лишайников отмечал К.А.Тимирязев, он писал: « Выступит ли где из вод океана подводный утес, оторвется ли обломок скалы, обнажив свой излом, выпашется ли валун, века пролежавший под землёй, - всегда, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник…»

К лишайникам относится 25 тыс. видов. В Антарктиде есть более 350 видов лишайников, а некоторые встречаются у самого южного полюса Земли.

Станция «Биологическая».  (Рассказ учителя с элементами беседы)

Строение лишайника.

Тело лишайника называется слоевище. Вспомните, у каких организмов тело тоже называется слоевищем?  (Слоевищем называется тело многоклеточных водорослей).

Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Водоросли могут располагаться одиночно или группами. Иногда гифы гриба проникают внутрь водорослей. В состав лишайников могут входить разнообразные зеленые и синезелёные водоросли. Вспомните, кто такие сине-зеленые водоросли? Это фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии). Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и  многоклеточные.

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника? Нити гриба поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а клетки водоросли синтезируют органические вещества. Таким образом, водоросль обеспечивает гриб органическими веществами, а гриб водоросль минеральными веществами и водой.

Интересно то, что некоторые водоросли, входящие в состав лишайников, иногда встречаются в природе самостоятельно (являются свободноживущими). Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно не встречаются. И если их лишить водорослей—симбионтов — погибают.

Некоторые ученые считают, что эти взаимовыгодные отношения выросли из паразитических. Считается, что в начале гриб паразитировал на водоросли, лишь поддерживая подходящие жизненные условия для водоросли. Многие ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно характера этих сложных взаимоотношений. Но большинство из них сходятся в том, что эти отношения выгодны обоим организмам, хотя гриб в них заинтересован больше, чем водоросль

Слоевище может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые.

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

Размножение лишайников.

Как целостный организм, лишайник размножается вегетативно, т.е. кусочками слоевища или особыми шаровидными образованиями, в которых среди нитей гриба размещены клетки водорослей.

Станция «Исследовательская». (Выполнение практического задания учащимися. Используя, коллекции лишайников в течение 3 минут обучающиеся проводят распределение лишайников по типу слоевища).

Сейчас распределите лишайники по типу слоевища.

 Приблизительно 75% лишайников имеют очень маленькие размеры, поэтому изучение строения лишайников без применения увеличительного оборудования затруднено. У нас с вами есть возможность рассмотреть строение лишайника с помощью микроскопа и готового микропрепарата «Срез лишайника». (Учащиеся рассматривают срез лишайника под микроскопом)

Что вы увидели под микроскопом? (Учащиеся дают ответ, что они видят тонкие нити.)

Часть, какого известного организма они вам напоминают? (Ответ учащихся – нити грибов.)

Вы правы это действительно нити грибов.

Станция «Экологическая».

1).Требования лишайников к условиям произрастания.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-5 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха.

2). Значение лишайников в природе.

А.        Лишайники являются организмами-пионерами. Они разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Их разрушительное действие завершает воздух и вода. Поселяясь в местах где растения жить не могут, через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения, например мхи. Со временем, на месте произрастания лишайников образуется грунт.

Б.        Лишайники - индикаторы состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог. Особенно вредными для лишайника являются соединения серы (оксида серы SO2), угарный газ (оксид углерода СО), соединения азота (оксид азота NO). Если концентрация оксида серы SO2 составляет 0,3 мг/м3, там лишайники не растут вообще.

Хотя, если посмотреть на деревья, растущие вдоль дорог, вы можете увидеть и там лишайники. Это говорит о том, что даже эти организмы способны вырабатывать приспособления к условиям внешней среды.

Пользуясь учебником, а также знаниями, полученными на уроке и личным опытом, ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека?

          3).  Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Являются кормом для одомашненных копытных на севере (северный олень).

Некоторые виды используются в пищу человеком.

Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).

Служат для получения различных природных красителей.

Используют в медицине.

Используют в парфюмерной промышленности.

Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).

Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноиндикация).

Многие лишайники занесены в Красную Книгу (примеры). Красная книга Мурманской области. На территории Мурманской  области известно         вид лишайников, из них        занесены в Красную книгу.

           Обобщение и систематизация новых знаний.

А теперь мы сыграем в игру «Семафор».  Я называю утверждение. Если оно правильное, вы поднимаете зелёный знак семафора. Если неправильное - красный.

Тело лишайника называется слоевище (да).

Лишайники приносят вред природе (нет).

Лишайники очень требовательны к условиям произрастания (нет).

Слоевище лишайника – симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли (да).

Водоросль лишайника синтезирует органические вещества (да).

Гриб паразитирует на водорослях, питаясь за их счёт (нет).

Симбиоз – взаимовыгодное сотрудничество (да).

Слоевище лишайника бывает только зелёного цвета (нет).

Лишайники делятся на: накипные, кустистые и листоватые (да).

Лишайниками питаются некоторые животные (да).

Лишайники являются лечебными организмами (да).

Лишайники портят своими выделениями почву (нет).

Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в инструктивной карточке. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

Домашнее задание:

Параграф 13. Подготовить сообщения по теме:

              «Лишайники Мурманской  области »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Лишайники" 7 класс

Урок в технологии СДО тема "Лишайники" 7 класс...

Урок по теме "Лишайники".

Урок с применением ЦОР по теме "Лишайники"...

урок на тему "Лишайники"

1.     История исследования.2.     Название3.     Наука лихенология4.     Место заселения5.     Стро...

Разработка урока по теме "Лишайники"

Урок составлен с учетом требований ФГОС.Учебник: В.В. Пасечник  «Бактерии, грибы, растения». Издательство «Дрофа» 2012г.На уроке использую модель развивающего обучения, построенного на принципах:...

разработка урока по теме "Лишайники" 7 класс УМК Сонина Н.И.

Конспект урока с использованием элементов смыслового чтения....

Конспект урока на тему «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»

5 класс биология    14.04.20Тема урока: «Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека»Тип урока: Изучение нового материалаТехнология урока: Технология развития крит...