Главные вкладки

    Тест (биология, 9 класс) на тему:
    Тематическое планирование 9 класс по Пасечнику

    Леонова Оксана Александровна

    Тематическое планирование 9 класс по Пасечнику

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    9_kl.tematicheskoe_planirovanie.docx18.39 КБ
    9.docx35.53 КБ
    11_profil.doc109.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно- тематическое планирование по Биологии

    Для  9 класса (68 часов)

    Название темы

    № урока

    Название урока

    Домашнее задание

    Введение

    (3 ч.)

    1 (1)

    Биология – наука о жизни

    §1

    2 (2)

    Методы исследования в биологии

    §2

    3 (3)

    Сущность жизни и свойств живого

    §3

    Молекулярный уровень

    (6 ч.)

    1 (4)

    Молекулярный уровень: общая характеристика

    §1.1

    2 (5)

    Углеводы. Липиды

    §1.2-1.3

    3 (6)

    Состав, строение и функции белков

    §1.4-1.5

    4 (7)

    Нуклеиновые кислоты

    §1.6

    5 (8)

    АТФ, биологические катализаторы и другие органические соединения клетки

    §1.7-1.8

    6 (9)

    Вирусы

    §1.9

    Клеточный уровень

    (12 ч.)

    1 (10)

    Основные положения клеточной теории

    §2.1

    2 (11)

    Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро

    §2.2

    §2.3

    3 (12)

    ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

    §2.4-2.5

    4 (13)

    Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

    §2.6

    5 (14)

    Различие в строении клеток прокариот и эукариот

    §2.7

    6 (15)

    Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

    §2.8

    7 (16)

    Энергетический обмен в клетке

    §2.9

    8 (17)

    Питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Гетеротроф.

    §2.10-2.12

    9 (18)

    Синтез белков в клетке

    §2.13

    10 (19)

    Деление клетки. Митоз.

    §2.14

    11 (20)

    Обобщающий урок по разделу «Клеточный уровень»

    Организменный уровень

    (13 ч.)

    1 (21)

      Бесполое размножение организмов

    §3.1

    2 (22)

    Половое размножение организмов. Оплодотворение

    §3.2-3.3

    3 (24)

    Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

    §3.4

    4 (25)

    Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание.

    §3.5-3.6

    5 (26)

    Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследование признаков

    §3.7

    6 (27)

    Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Кроссинговер

    §3.8

    7 (28)

    Взаимодействие генов

    §3.9

    8 (29)

    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

    §3.10

    9 (30)

    Решение задач по генетике

    10 (31)

    Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции

    §3.11

    11 (32)

    Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

    §3.12

    12 (33)

    Основы селекции. Работы

    Н.И. Вавилова

    §3.13

    13 (34)

    Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

    §3.14

    Популяционно- видовой уровень

    (3 ч.)

    1 (35)

    Критерии вида

    §4.1

    2 (36)

    Популяции

    §4.2

    3 (37)

    Биологическая классификация

    §4.3

    Экосистемный уровень

    ( 5 ч.)

    1 (38)

    Сообщество, экосистема, биогеоценоз

    §5.1

    2 (39)

    Состав и структура сообщества

    §5.2

    3 (40)

    Потоки вещества и энергии в экосистемы

    §5.3

    4 (41)

    Продуктивность сообщества

    §5.4

    5 (42)

    Саморазвитие экосистемы

    §5.5

    Биосферный уровень

    (3 ч.)

    1 (43)

    Биосфера. Среды жизни

    §6.1

    2 (44)

    Средообразующая деятельность организмов

    §6.2

    3 (45)

    Круговорот веществ в биосфере

    §6.3

    Основные учения об эволюции

    (9 ч.)

    1 (46)

    Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

    §7.1

    2 (47)

    Изменчивость организмов

    §7.2

    3 (48)

    Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

    §7.3

    4 (49)

    Борьба за существование и естественный отбор

    §7.4

    5 (50)

    Форма естественного отбора

    §7.5

    6 (51)

    Изолирующие механизмы. Видообразование

    §7.6-7.7

    7 (52)

    Макроэволюция

    §7.8

    8 (53)

    Основные закономерности эволюции

    §7.9

    9 (54)

    Обобщающий урок по разделу «Основы учения об эволюции»

    Возникновение и развитие жизни на Земле

    (7 ч.)

    1 (55)

    Гипотезы возникновения жизни

    §8.1

    2 (56)

    Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни на Земле

    §8.2-8.3

    3 (57)

    Основные этапы развития жизни на Земле

    §8.4

    4 (58)

    Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. Развитие жизни в протерозое и палеозое

    §8.5-8.6

    5 (59)

    Развитие жизни в мезозое

    §8.7

    6 (60)

    Развитие жизни в кайнозое

    §8.8

    7 (61)

    Обобщающий урок по разделу «Возникновение и развитие жизни на Земле»

    Организм и среда

    (4 ч.)

    1 (62)

    Экологические факторы. Условия среды

    §9.1

    2 (63)

    Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Экологические ресурсы

    §9.2-9.3

    3 (64)

    Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов

    §9.4-9.5

    4 (65)

    Колебания численности организмов. Экологическая регуляция

    §9.6

    Биосфера и человек

    (4 ч.)

    1 (66)

    Итоговая контрольная работа

    2 (67)

    Эволюция биосферы

    §10.1

    3 (68)

    Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

    §10.2-10.3


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

    Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

    В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

    Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

    Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

    Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
    • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
    • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
    • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны  с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

    В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.

            Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

    В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления,  выполняются в качестве домашнего задания.

            

    Годовой календарный график текущего контроля по биологии

    на 2011-2012 учебный год

    Раздел (тема) курса

    Кол-во часов

    Контрольная работа, дата проведения

    Лабораторная работа, дата проведения

    1.

    Введение.

    3

    2.

    Молекулярный уровень.

    6

    К.р. № 1

    3.

    Клеточный уровень.

    12

    К.р. № 2

    Л.р. № 1

    4.

    Организменный уровень.

    13

    К.р. № 3

    Л.р. № 2

    5.

    Популяционно-видовой уровень.

    3

    Л.р. № 3

    6.

    Экосистемный уровень.

    5

    7.

    Биосферный уровень.

    3

    К.р. № 4

    8.

    Эволюция.

    9

    К.р. № 5

    9.

    Возникновение и развитие жизни.

    7

    Л.р. № 4

    10.

    Организм и среда

    4

    11.

    Биосфера и человек

    4

    Итоговая

     Структура курса

    Модуль (глава)

    Количество часов

    1.

    Введение.

    3

    2.

    Молекулярный уровень.

    6

    3.

    Клеточный уровень.

    12

    4.

    Организменный уровень.

    13

    5.

    Популяционно-видовой уровень.

    3

    6.

    Экосистемный уровень.

    5

    7.

    Биосферный уровень.

    3

    8.

    Эволюция.

    9

    9.

    Возникновение и развитие жизни.

    7

    10.

    Организм и среда

    4

    11.

    Биосфера и человек

    4

    Итого

    68

     Перечень лабораторных работ

    Тема

    1.

    Лабораторная работа № 1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

    2.

    Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости организмов.

    3.

    Лабораторная работа № 3. Изучение морфологического критерия вида.

    4.

    Лабораторная работа № 4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

    Перечень проверочных работ по модулям

    Тема

    Вид проверки

    1.

    Молекулярный уровень.

    Контрольная работа № 1

    2.

    Клеточный уровень.

    Контрольная работа № 2

    3.

    Организменный уровень.

    Контрольная работа № 3

    4.

    Эволюция.

    Контрольная работа № 4

    Содержание программы Введение в общую биологию 9 класс

    Введение (2 часа)

    Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

    РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы

    Тема 1.1. Молекулярный уровень (6 часов)

            Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

    Тема 1.2. Клеточный уровень (12 часов)

            Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов.

            Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

    Лабораторная работа

    1. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

    Тема 1.3. Организменный уровень (13 часов)

            Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

    Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

    Лабораторная работа

    1. Выявление изменчивости организмов.

    Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

    Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

            Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

    Лабораторная работа

    1. Изучение морфологического критерия вида.

    Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)

            Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Искусственные биоценозы (агроэкосистемы). Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия.

            Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

    Экскурсия в биогеоценоз.

    Лабораторная работа

    1. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
    2. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)
    3. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме
    4. Изучение и описание экосистемы своей местности

    Тема 1.6. Биосферный уровень (5 часа)

            Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

    Лабораторная работа

    1. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

            Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек ».

    РАЗДЕЛ 2. Эволюция (7 часов)

    Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

            Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

    Экскурсия Причины многообразия видов в природе.

    РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (7 часов)

            Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

    Лабораторная работа

    1. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

    Экскурсия В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

    Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

          В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:
        • 
    признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
          • 
    сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
          • 
    особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
     уметь:
          • 
    объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
          • 
    изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
          • 
    распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
          • 
    выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
          • 
    сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
          • 
    определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
          • 
    анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
          • 
    проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
          использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
          • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
          • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
          • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
          • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
          • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

    Информационно – методическое обеспечение

    Основная литература:

    1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
    2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечника. Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», 2009.
    3. В. В. Пасечник, Г.Г. Швецов. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2010.
    4. Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.
    5. Контрольные и проверочные работы.  Общая биология 9 класс (к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник). «Дрофа», 2008.  

    Дополнительная литература:

    1. Биология.9 класс. Тематические тестовые задания / Р.А. Петросова, Н.А. Богданов. – М.: Дрофа, 2011. – 253с.
    2. А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. Биология 9-й класс. Подготовка к ГИА-2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2010. – 348с.
    3. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ФИПИ. – М.: «Интеллетк-Центр», 2010. – 144с.
    4. П.Н. ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.
    5. О.А. Пепеляева, и.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464с.
    6. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.  
    7. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
    8.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
    9. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
    10. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

    6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

    7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

    8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

    1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
    2. http://www.paleo.ru/museum/ - Палеонтологический музей
    3. http://zmmu.msu.ru/ - Зоологический музей Московского университета
    4. http://iceage.ru/ - Музей-театр «Наш ледниковый период»
    5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
    6. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.


    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование по программе Пасечника В. В.

    Биология. Общая биология. 11 класс

    (учебник: А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. М., Дрофа)

    Профильный уровень- 102 часа, 3 часа в неделю.

    Базовый уровень- 35 часов, 1 час в неделю.

    1 . Эволюционное учение 35 часов.

    1(1)

    Основные этапы развития эволюционных идей.

    52

    2

    Значение работ К.Линнея  для естествознания.

    52

    3

    Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка..

    52

    4

    Естественнонаучные предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

    52

    5

    Возникновение эволюционного учения Ч.Дарвина и его основные положения.

    52

    6 (2)

    Биологический вид и его критерии.

    53

    7

    Урок практикум.

    1.Критерии вида.

    8 (3)

    Популяции

    9

    Популяционная структура вида.

    54

    10 (4)

    Генетический состав и изменение генофонда популяций

    11

     Генетический состав популяций.

    Изменение генофонда популяций.

    55

    56

    12

    Закон Харди-Вайнберга и условия его выполнения.

    13

    Наследственная изменчивость и её роль в эволюции.

    14 (5)

    Борьба за существование и ее формы

    57

    15

    Борьба за существование: межвидовая и борьба с неблагоприятными факторами.

    57

    16 (6)

    Естественный отбор и его формы.

    58

    17

    Творческая роль естественного отбора. Половой отбор.

    58

    18

    Биологическая адаптация и её относительный характер.

    58

    19

    Другие факторы эволюции и их характеристика: волны жизни, дрейф генов, генный поток.

    20 (7)

    Изолирующие механизмы и видообразование.

    59

    21

    Микроэволюционные процессы. Аллопатрическое видообразование.

    60

    22

    Другие формы видообразования: симпатрическое и внезапное.

    60

    23

    Контрольная работа по вопросам микроэволюции.

    24 (8)

    Макроэволюция и ее доказательства

    25

    Палеонтологические доказательства эволюции.

    61

    26

    Эмбриологические доказательства эволюции.

    61

    27

    Биогеографические доказательства эволюции.

    28 (9)

    Современная система животных и растений как отображение эволюции.

    62

    29

    Типы эволюционных изменений: параллелизм, конвергенция, дивергенция.

    63

    30 (10)

    Главные направления эволюции. Ароморфоз и идиоадаптация.

    63

    31

    Урок практикум.

    3. Выявление основных ароморфозов у хордовых животных.

    32

    Урок практикум.

    4. Выявление  идиоадаптаций          у покрытосеменных  растений.

    33

    Соотношения направлений эволюции в достижении биологического прогресса или биологического регресса.

    34

    Современная теория эволюции и её значение для развития естествознания

    35

    Контрольная работа по макроэволюционным процессам.

    2. Основы селекции и биотехнологии 12 часов.

    36 (11)

    Задачи селекции и биотехнологии. Понятие сорта, штамма.

    64

    37

    Основные методы селекции.

    65

    38

    Современные направления в селекции.

    39

    Центры происхождения культурных растений.

    65

    40

    Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

    65

    41 (12)

    Основные методы селекции растений. Работы И.В.Мичурина и Г.Д. Карпеченко, Н.В.Цицина..

    65

    42 (13)

    Основные методы селекции животных.

    66

    43

    Генетическое клонирование: перспективы и проблемы.

    66

    44

    (14)

    Селекция микроорганизмов и её особенности.

    67

    45

    Проблемы генной инженерии.

    67

    46

    Биотехнология. Значение и перспективы развития.

    68

    47

    Обобщающий урок по теме: « Основы селекции и биотехнологии».

    3. Антропогенез. 13 часов.

    48

    Развитие взглядов на происхождение человека.

    69

    49 (15)

    Систематическое положение человека. Сходство с животными.

    69

    50

    Различия человека и животных.

    69

    51 (16)

    Основные стадии антропогенеза. Предшественники человека. Древнейшие люди.

    70

    52

    Древние люди.

    70

    53

    Первые современные люди.

    70

    54 (17)

    Движущие силы антропогенеза.

    71

    55

    Решающая роль общественно- трудовых отношений в эволюции человека. Современные проблемы человеческого общества.

    71

    56 (18)

    Прародина человека.

     

    72

    57

    Характеристика основных расовых групп.

    73

    58

    Гипотезы расогенеза. Факторы расогенеза. Критика расизма.

    73

    59

    Естественный отбор в современном человеческом обществе.

    60

    Обобщающий урок по теме: « Антропогенез».

    4. Основы экологии . 19 часов.

    61 (19)

    Предмет, задачи и значение экологии.

    74

    62 (20)

    Среда обитания. Экологические факторы и их классификация.

    75

    63 (21)

    Местообитание и экологические ниши

    76

    64 (22)

    Основные типы экологических взаимодействий: нейтрализм, аменсализм, комменсализм. Протокооперация.

    77

    65

    Основные типы экологических взаимодействий: мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция.

    77

    66

    Конкурентные взаимодействия: внутривидовая, межвидовая.

    78

    67 (23)

    Основные экологические характеристики популяции.

    79

    68

    Динамика популяции: рождаемость, смертность, расселение, темпы роста и гомеостаз популяций. Механизмы регуляции.

    80

    69 (24)

    Экологические сообщества. Классификация экосистем..

    81

    70

    (25)

    Структура сообщества: видовая, морфологическая, трофическая.

    82

    71

    Взаимосвязь организмов в сообществах.

    83

    72 (26)

    Типы пищевых цепей, круговорот веществ.

    5. Составление схемы пищевой цепи аквариума.

    84

    73 (27)

    Экологические пирамиды. Экологические сукцессии

    85

    74

    Виды экологических сукцессий.

    86

    75

    Агроценозы как экологические системы.

    76 (28)

    Антропогенные факторы среды.  Загрязнения среды.

    87

    77 (29)

    Основы рационального природопользования.

    88

    78

    Охрана природы и её аспекты. Природоохранительные меры.

    79 (30)

    Решение экологических задач

    5. Возникновение и развитие жизни на Земле. 9 часов.

    80

    Определение жизни и признаки живого.

    81 (31)

    Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни: биогенеза и абиогенеза, эксперименты Л. Пастера.

    82

    Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни: теория космозоев, панспермии.

    89

    83

    Теория происхождения жизни на Земле академика А.И. Опарина.

    89

    84

    Современные представления о происхождении жизни.

    90

    85 (32)

    Основные этапы развития жизни на земле: химический, предбиологический, биологический.

    91

    86

    Гипотезы происхождения эукариот.

    87

    Семинарское занятие: « Основные направления эволюции различных групп растений и животных в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры».

    88

    Семинарское занятие: « Основные ароморфозы в  эволюции  органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры».

    6. Биосфера, её состояние и эволюция. 8 часов.

    89

     Понятие о биосфере. Функции живого вещества.  

    92

    90

    Границы биосферы.

    91 (33)

    Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания.

    92

    92

    Влияние человека на эволюцию биосферы.

    92

    93 (34)

     Антропогенное  воздействие на биосферу.

    93

    94

    Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление.

    93

    95

    Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

    96 (35)

    Обобщающий урок  по теме: Биосфера».

    97

    Итоговое тестирование.

    Теоретическая часть- 91час.

    Практическая часть-1 час-лабораторная работа; 4- уроки- практикумы.

    Итоговое тестирование – 1 час

    Резерв времени- 5 часов.