Применени мультимедийных пособий при изучении биологии
статья по биологии по теме

Киселёва Светлана Николаевна

Данная работа содержит рекомендации по применению мультимедийных пособий ра уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_multimediynyh_posobiy_v_izuchenii_biologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Применение мультимедийных пособий в изучении биологии.

МОУ «Серединская средняя общеобразовательная школа»

Учитель биологии Киселева С.Н.

Использование новых информационных (компьютерных) технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.

 Новые информационные (компьютерные) технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:

  1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей
  2. Формирование личности информационного общества
  3. Максимальное усвоение учебного материала
  4. Формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.

Компьютер для учащихся выполняет многогранные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой среды. При этом реализуется принцип адаптивности (приспособление содержания, уровня сложности заданий к индивидуальным особенностям учащихся), наличествует управляемость: в любой момент возможна коррекция процесса обучения учителем. Меняется и характер мотивации, её уровень. Обеспечивается насыщенная и разнообразная обратная связь: компьютер позволяет контролировать качество усвоения материала, оценивать, диагностировать, давать рекомендации по коррекции.

Компьютерная технология позволяет одновременно работать по нескольким направлениям, за минимальное время, обрабатывая огромную информацию, так как человеческая память и мышление получают существенную помощь на этапе отбора и сопоставления исходных данных. При этом существенно меняется положение, как ученика, так и учителя, по-иному строится их познавательная и обучающая деятельность.

Компьютерная технология обучения представляет комплекс унифицированных методологических, психолого-педагогических, программно-технических и организационных средств, предназначенных для интенсификации самостоятельной познавательной деятельности (учения), обучения или управления учением, а также для игрового решения учебных и практических задач.

Целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям. В связи с этим, все программные средства, используемые для компьютерной поддержки процесса изучения биологии, можно разделить на программы:

  1. Справочные пособия по конкретным темам;
  2. Организация и проведение лабораторных, практических работ, экскурсий;
  3. Решение расчетных и экспериментальных задач
  4. Контроль и оценка знаний.

Использование этих программ в обучение дает:

  1. Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала
  2. Осуществлять контроль с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности
  3. Осуществлять самоконтроль и самокоррекцию
  4. Осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся
  5. Визуализировать учебную информацию с помощью наглядного представления на экране ЭВМ данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире
  6. Проводить лабораторные  и практические работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента
  7. Формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающегося.

Сейчас я хочу познакомить вас с теми мультимедийными пособиями, которые я применяю в процессе обучения учащихся.

В 2007 году издательство «Просвещение» открыла линию учебно-методических комплектов по биологии «Сферы». Многие из нас знакомы с этой линией по географии. Я хочу вас познакомить с комплектом «Биология. Живой организм» для 6 класса общеобразовательных учреждений. Итак академический школьный учебник (показ учебника).

  1. Данный учебник открывает линию учебно-методических комплектов по биологии «Сферы»
  2. Содержательно материал учебника направлен на формирование первых представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его личности. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жесткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд.
  3. Использование электронного приложения к учебнику позволит значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять ее при решении разнообразных биологических задач и подготовке творческих работ.

К учебнику прилагается тетрадь-практикум (показ тетради).

  1. Тетрадь – практикум является составной частью учебно-методического комплекта «Биология. Живой организм» для 6 класса линии «Сферы».
  2. В ней содержатся задания для выполнения лабораторных и практических работ, экскурсий, летних заданий в соответствии с новым образовательным стандартом и оформления их результатов. Главная особенность содержания тетради-практикума заключается в ознакомлении с методами исследования биологии в лабораторных и полевых условиях, на экскурсиях. Последовательность лабораторных работ отвечает структуре учебника.
  3. Использование тетради-практикума ориентировано на применение теории знаний в практической деятельности, формирование умений наблюдать, ставить опыты, работать с микроскопом, собирать и гербаризировать растения, использовать агротехнические приемы на практике.

А также тетрадь-тренажер (показ)

  1. Тетрадь – тренажер является составной частью учебно-методического комплекта «Биология. Живой организм» для 6 класса линии «Сферы».
  2. В ней содержатся задания для самостоятельной работы учащихся в соответствии с новым образовательным стандартом. Главная особенность содержания тетради заключается в ее фиксированном формате, при котором задания в рамках каждой темы сгруппированы по видам работ, соответствующим формируемым в курсе биологии умениям и навыкам. Это обеспечивает возможность их отработки на разных по содержанию заданиях.
  3. Использование тетради-практикума ориентировано на активизацию процесса обучения и работы на  результат. Этому способствует введение системы набора баллов за каждый вид работы, при этом выставление оценок в ней не является обязательным.

 В тетради, как и в учебнике, 6 тем. В каждой теме повторяется 5 блоков заданий:

  1. «Решаем тесты» - поможет усвоить термины, запомнить и воспроизвести учебную информацию.
  2. «Работаем с текстом» - научит анализировать учебную информацию, делать выводы, добывать биологические знания не только из учебника, но и из научных статей, справочной литературы и даже из литературных произведений.
  3. «Изучаем и определяем» - поможет освоить главное умение биолога – научиться распознавать и определять разные виды клеток, тканей, органов, систем органов, виды живых организмов, типы природных сообществ.
  4. «Смотрим и думаем» - заставит задуматься над тем, что нас окружает, о причинах и следствиях явлений живой природы.
  5. «Сравниваем и обобщаем» - поможет научиться находить черты сходства и различия у объектов и процессов природы, делать выводы и обобщения о том, какой объект имеет более сложное строение, о причинах сходства и различия.

Каждый блок заданий включает задания разного уровня сложности, о чем можно судить по количеству расположенных около задания шариков. После выполнения заданий важно подсчитать количество шариков по каждому виду работ и сравнить его с максимально возможным, записав результат в специальных ячейках рубрики: «Подведем итоги» в конце каждой темы.

Рассмотрим одну из тем «Работа с лупой и микроскопом» (показ кадров из презентации)

Достоинства компьютерных программных средств обучения:

  1. Улучшается наглядность подачи материала за счет цвета, звука и движения
  2. Значительный объем материала, охватывающий различные разделы курса школьной биологии
  3. Наличие демонстраций тех биологических опытов, которые невозможно осуществить в школьной лаборатории или они опасны для здоровья детей
  4. Ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей
  5. Учащиеся проявляют интерес к предмету и легко усваивают материал (повышает качество знаний учащихся).

Применение компьютера можно использовать в презентациях по различным темам (показ элементов презентаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "« Информационная культура и применение мультимедийной презентации на уроках биологии в 7 классе».

анализ применения мультимедийных презентаций на уроках зоологии в 7 классе....

Урок с применением мультимедийной презентации (с использованием триггеров, анимации, гиперссылок и управляющих кнопок).Изучение явления электромагнитной индукции

В данной публикации приводится пример использования мультимедийной презентации на уроке при исследовании явления электромагнитной индукции в 11 классе. Надеюсь, что описание может быть полезным при со...

«Применение мультимедийных технологий для привлечения учащихся к изучению истории»

Как привлечь интерес современного школьника к процессу обучения? – Вот один из самых волнующих вопросов для молодых педагогов.  Один из возможных путей решения этого вопроса могут дать информацио...

Применение мультимедийных технологий на уроках химии при изучении темы «Строение атома»

Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом станов...

Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе Тема пособия: «Музыкальные загадки»

Описание работы с алгоритмом использованияэлектронного интерактивного дидактического мультимедийного пособияв образовательном процессеТема пособия: «Музыкальные загадки»Возраст целевой гру...

Данные учебные пособия помогут вам в изучении биологии

Это интересная презентация поможет вам в подготовка к уроку "Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и хозяйстве человека"...