Птицы. Особенности строения,связанные с полетом.
материал по биологии по теме

Каримова Элина Александровна

Урок по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_biologii_pticy.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии.

«Класс Птицы. Особенности строения, связанные

с полетом»

Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету.

Сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся, показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Учить видеть прекрасное в мире птиц.

Форма урока: урок - исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:

Объяснительно-иллюстративный.

Репродуктивный.

Поисковый.

Практический.

Прогнозируемый результат:

Умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями.

Проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы.

Умение работать с источниками информации.

Умение вести монолог, диалог.

Оборудование:

Инструктивные карточки к лабораторной работе.

  Лупы,  набор перьев.

Презентация «Птицы».

Учебное электронное издание «Биология 6-11 класс».

Компьютеры, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос,  который волновал человека с давних пор: «Почему птицы летают?»

III. Изучение нового материала.

Запись темы урока в тетрадях учащихся. Слайд 1.

Несмотря на разнообразие мест обитания, форм, величину, окраску, отличие повадок, птицы имеют сходные черты внешнего и внутреннего строения.

Цель нашего урока познакомиться с особенностями строения птиц в связи с приспособленностью к полету. Слайд 2

Задачи урока. Слайд 3.

Чтобы решить поставленные задачи мы проведем ряд исследований. На ваших рабочих столах лежит инструктивная карточка. Она поможет нам  в нашем исследовании. Приложение 1.

Исследование первое.

 Фронтальная работа со слайдом № 4 «Внешнее строение птицы».

Вопросы к классу:

Опишите форму тела птицы и укажите,  из каких отделов оно состоит. По каким признакам можно отличить птицу от других позвоночных животных?

Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней. Какие функции выполняют органы?

Какие особенности имеются у птиц во внешнем строение в сравнение с пресмыкающимися? Каково их значение?

Учитель: Вы правильно отметили характерные особенности во внешнем  строении у птиц.  Действительно одной из особенностей является клюв. Зачем птице клюв? (Работа учителя со слайдом №5, 6 ).

Чтобы - разрывать пищу.

Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.

Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.

Чтобы - вскрывать раковины.

Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.

Ребята,  вы сказали, что основной характерной особенностью птиц является наличие перьевого покрова. Какие виды пера можно найти на теле птиц? Какую функцию они выполняют? Каково их строение в связи с выполняемой функцией?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо выполнить исследование.

Работа с коллекцией перьев. Слайдом.

 Учитель: У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное и пуховое. На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья. (Демонстрируются перья птиц из коллекции).  Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные, налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы.

Изношенные перья выпадают, а на их месте вырастают новые. Из копчиковой железы (у основания хвоста) птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Учитель: Рассмотрим скелет птиц и выясним особенности в строении скелета. Выполнение демонстрационной лабораторной работы  № 5.11 «Особенности строения птиц, связанные  с полетом»,   задания № 2, 4, 5.

После выполнения работы на компьютере учащиеся работают  с раздаточным демонстрационным материалом «Скелет птиц».

Учитель: Ребята,  вы рассмотрели скелет птицы. Давайте выясним, какие изменения в строение  каждого отдела скелета птицы вам удалось найти. (фронтальная работа с классом проходит с использованием демонстрационного материала «Скелет птиц»).

Назовите отделы скелета (череп, позвоночник, скелет конечностей, пояс конечностей).

Чем представлен скелет головы  (округлая черепная коробка, глазницы, костная основа клюва).

Какие особенности скелета головы? ( Все кости срослись кроме нижней челюсти, Кости легкие).

Назовите отделы позвоночника (отделы шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой).

Учитель: Какие отличия в строение отделов позвоночника вы нашли? (позвонки во всех отделах срослись, исключение  шейный и копчиковый).

Учитель: Как вы думаете,  срастание позвонков,  какую играет роль (опора для туловища особенно во время полета).

Учитель: Какие отличия в строение пояса передних  конечностей вы обнаружили? (2 пары лопаток, 2 ключицы, 2 вороньи кости).

Учитель: Найдите грудину и ключицу. В строении грудины у птиц есть  отличия,  имеется  вырост – киль.

Учитель: Как вы думаете,  каково предназначение киля и ключицы образующей вилочку для птицы? (прикрепляются мышцы, а вилочка увеличивает прочность скелета и смягчает толчки).

Учитель: Какие изменения произошли в строение скелета передней конечности – крыла,  у птиц  и какое это имеет значение? (в кисти всего три пальца, сокращение количества пальцев увеличивает площадь прикрепления перьев и придает большую прочность кости).

Учитель: Чем представлен пояс задних конечностей? (три пары тазовых костей, которые срослись в одно целое с поясничным и тазовым отделами, а также с первыми хвостовыми позвонками).

Учитель: А сейчас ребята я хочу, чтобы вы обратили внимание на скелет нижней конечности. Из каких отделов состоит скелет нижней конечности? (бедро, голень, стопа и особая кость цевка).

Учитель: Работа со слайдом №8.

Для передвижения по твёрдому субстрату птицам служат задние конечности – ноги. Неоперённая часть ноги прочная, крепкая и длинная облегчает отталкивание при взлёте. Пальцы ног хорошо развиты и представляют собой самые различные типы адаптаций к способу передвижения. У птиц болот, передвигающихся по мягкой поверхности, они длинные, у бегающих наземных форм они крепкие, короткие, а у страусов наблюдается редукция пальцев. У древесных форм наблюдаются сложные приспособления к охвату ветвей. У водных форм развиваются плавательные перепонки.

Учитель: Скелет птиц отличается прочностью и лёгкостью. Туловищный скелет представляет крепкую и малоподвижную коробку, напоминающую остов самолёта. Хорошо развита мускулатура крыльев и ног, что особенно важно для полета, хуже – туловища. Но не возникал ли у вас вопрос: «А зачем птицам летать?»

Учащиеся могут предложить разные варианты ответов:

Учитель: Ребята, мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в  строении скелета, внешнем строении, но возникает вопрос, а нет ли таких приспособлений в системах органов кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной? Рассмотрим строение кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной и половой системы органов. Слайд №9.

Изучение систем органов птиц с использование видеоматериала. «Пищеварительная система», «Кровеносная система», «Выделительная система», «Нервная система», «Половая система». Приложение 3.

Учитель: Ребята, какие же приспособления появились у птиц в связи с полетом. Работа с таблицей. Слайд№10.  Приложение 4.

IV. Закрепление изученного материала.

Тест 1. Приложение 6.

V. Домашнее задание. Приложение 5.

VI. Итог урока.

Учитель подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся на уроке..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 7 классе "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом".

Урок по биологии в 7 классе по теме "Класс птицы. Особенности строения в связи с полетом" был представен на окружном конкурсе "Копилка медиауроков - 2010"....

Особенности строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полетом

Разработка плана урока по теме "Особенности строения и жизнедеятельности  птиц, связанные с полетом", 7 класс...

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету.

Конспект урока изучения нового материала для учащихся 7 класса с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"

Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету. 8 класс ,для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.Задачи:Обучающая– закрепление общебиологических понятий: среда обитания, ...