урок на тему "Прорастание семян"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

разработка урока по учебнику Биология. 6 класс автор Н.И.Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prorastanie_semyan.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Прорастание семян»

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Обучающая – дать представление учащихся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды, о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян, от их размеров и свойств почвы.

Развивающая – способствовать развитию умения учащихся давать четкие и краткие ответы, внимательно слушать, выделять главное, делать выводы, сравнивать, наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты своих «открытий – исследований».

Воспитательная – прививать навыки практического применения прорастания семян.

Оборудование: таблица «Строение семян двудольных и однодольных растений», стаканы с сухими и проросшими семенами, жетоны красного и зеленого цвета.

Ход урока

Проверка знаний учащихся. (Фронтальный опрос по теме: «Строение семян».

- Из чего может развиваться новое растение?

- Что такое семя?

- Чем семя отличается от споры?

- Изобразите на доске схему «Строение семени». (1 ученик работает у доски.)

- Как могут распространяться семена?

Далее проводится словарная работа по следующим понятиям:

- Зародыш -

- Эндосперм -

- Семенная кожура -

- Семядоли -

Учащиеся должны дать данным понятиям точные определения.

- На какие группы по количеству семядолей можно разделить все растения?

- Какие растения называются однодольными? Двудольными?

Изучение нового материала.

Из очень большого числа образующихся семян прорастают не все, а лишь те которые попадают в благоприятные условия необходимые для прорастания семян. Что же это за условия? Чтобы ответить на этот вопрос давайте узнаем результат опыта заложенного на прошлом уроке.

Один из учеников рассказывает о методике постановки и проведения опыта. Учащиеся заполняют таблицу «Определение условий прорастания семян», в которой отмечают, в каких условиях находились семена и что с ними произошло. Последнюю графу заполняют самостоятельно на основе наблюдений.

Определение условий прорастания семян

Варианты опыта

Условия опыта

Результаты опыта

1 вариант

Семена смочены водой

Обеспечены воздухом

Находятся в теплом месте

Проросли

2 вариант

Семена смочены водой

Обеспечены воздухом

Находятся в холодном месте

Не проросли

3 вариант

Семена залиты водой

Лишены воздуха

Находятся в теплом месте

Не проросли

4 вариант

Семена сухие

Обеспечены

воздухом

Находятся в теплом месте

Не проросли

5 вариант

Семена смочены водой

Обеспечены воздухом

Поставлены в темное место

Проросли

Анализируя результаты опыта, учащиеся приходят к выводу, что для прорастания семян необходимы вода, воздух, определенная температура. Кроме этих условий необходимо, чтобы был неповрежденный зародыш. Один из учеников демонстрирует результаты опыта с проростками пшеницы выросшими из целого семени и половины семени. Обсуждение результатов опыта позволяет учащимся сформулировать вывод, что размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени: чем больше веществ, тем крупнее проросток.

В процессе объяснения нового материала учитель на доске составляет схему, а учащиеся переносят ее в рабочую тетрадь.

Далее учитель рассказывает о том, что для прорастания семян разных растений требуется различное количество воды, и приводит конкретные примеры.

Чтобы привлечь внимание учащихся к вопросу о различной потребности семян в тепле при их прорастании, учитель просит прокомментировать рисунок учебника «Температура, необходимая для прорастания семян». Учащиеся отмечают, что семена ржи, гороха, пшеницы высевают ранней весной, так как они прорастают при невысоких температурах, а семена кукурузы, томата, огурцов, дыни высеваются в более поздние сроки, когда почва достаточно прогреется.

Затем учитель рассказывает о превращении запасных питательных веществ в семени при его прорастании. Он сообщает о том, что в момент прорастания зародыш использует заключенные в семени запасы питательных веществ. Под действием особых веществ семени его запасные питательные вещества превращаются в более простые, растворимые и легко усваиваемые зародышем. Например, крахмал превращается в сахар, раствор которого притекает к зародышу и используется им на рост и развитие. В этом легко убедиться, если попробовать на вкус проросшие зерновки пшеницы или других растений. Они сладкие.

Прорастание семян начинается с корешка из которого возникает первичный корень. У двудольных растений первичный корень развивается дальше, а у однодольных заменяется придаточными корнями. Для знакомства с этапами прорастания и развития проростков демонстрируется опыт с проростками фасоли, заложенный за 12-14 суток до урока.

На этом же уроке необходимо познакомить учащихся с агротехникой посева семян и выращивания растений. В процессе беседы рассматриваются вопросы о времени посева и глубине заделки семян. На основе знаний об условиях прорастания семян устанавливается срок посева семян теплолюбивых и холодостойких растений.

Затем один из учеников демонстрирует результаты опыта, доказывающего влияние глубины заделки семян на развитие проростка. Учащиеся подводятся к выводу о том, что семена разных растений сеют на разную глубину. От чего же зависит глубина заделки семян? Для получения ответа на поставленный вопрос организуется работа с текстом учебника. В результате учащиеся формулируют вывод: 1) глубина заделки семян зависит от их размера: чем крупнее семена, тем глубже их сеют; 2) на глубину заделки семян влияют свойства почвы, в песчаную почву семена сеют глубже, чем в глинистую.

Закрепление изученного материала

1. Работа с цветными сигнальными карточками над заданием «Какие утверждения верны?»

1. Все растения размножаются спорами.

2. Семена содержат зародыш и питательные вещества.

3. При прорастании семени первой появляется почечка.

4. Для прорастания семени необходима только вода.

5. Семена огурцов прорастают при температуре +5 С.

2. Решите задачу. В хозяйстве на большой площади была посеяна пшеница с всхожестью 90%. Весна была теплой и дождливой. В низких местах всходы не появились. Почему?

Домашнее задание. Изучить текст учебника на стр. 141 - 143; ответить на вопросы 10, 11 на стр. 143 из рубрики «Проверьте свои знания».

Итог урока.

На этом этапе урока учитель подводить итоги, выставляет и комментирует оценки, и благодарит учеников за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 6-м классе, раздел "семя" урок № 1 "строение семян"

Познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжать формировать у учащихся навыки и проведен...

Презентация к уроку "Условия прорастания семян."

Презентация к уроку "Условия прорастания семян."...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян.

Тема урока: Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Цель урока: Показать роль семени в индивидуальном развитии растений, познакомить учащихся с условиями прорастания семян,...

ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ

ПРОЕКТ  "ВЛИЯНИЕ ГЛУБИНЫ ЗАДЕЛКИ СЕМЯН И КАЧЕСТВА ВОДЫ НА ВСХОЖЕСТЬ И РОСТ СЕМЯН КАЛЕНДУЛЫ"...