Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Бочарникова Тамара Александровна

Рабочая программа по биологии составлена на основе авторского коллектива И.Н.Пономарёвой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_7_klass.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского района, Воронежская область

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №____от

«____»__________г.

Согласовано:

зам. директора по УВР


«____»__________г.

Утверждено:

директор школы


«____»__________г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ  7 КЛАССА (ООО)

Бочарниковой Тамары Александровны, учителя биологии ВКК

Базовый уровень, срок реализации 1 год

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
  2. Стандарт основного общего  образования. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год.  БИОЛОГИЯ (утверждён  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 2885)
  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Биология) МТО
  5. Нормы оценок по биологии

Основой для составления рабочей программы являются:

  1.  Примерная программа основного общего образования по биологии
  2. Программы ПРИРОДОВЕДЕНИЕ. БИОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЯ: 5-11 классы, - М.; Вентана – Граф, 2010

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  5. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2006. -224с;

а также методических пособий для учителя:

1). В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2005;

2). Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

дополнительной литературы для учителя:

1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006, -96с;

2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;

3). Дмитриева Т.А., Суматохин СВ. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002.- 128с.:6 ил. - (Дидактические материалы);

4). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;

5). Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е. Т., Белых В. И. -М.: Издательский Дом "ГЕНДЖЕР", 1997. - 56с;

6). Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001. - 192с;

7). Теремова, Рохлов В. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 258с: ил.- («Занимательные уроки»);

8) .Шарова И. X. Зоология беспозвоночных: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1999. - 304с;

для учащихся:

1). Дольник В.Р., Козлов М. А. Зоология. Учебник. - СПб.: «Специальная Литература», 1996. -240с: ил.;

2). Животные / Пер. с англ. М.Я. Беньковский и др. - М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 624с: ил.;

3). Красная книга Волгоградской области. Т.1. Животные. - Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. - 172с;

4). Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас - М.: «Росмэн», 1998. - 88с;

5). Секреты природы / Пер. с англ. -ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. -432с;

6). Сладкое Н. Покажите мне их! Зоология для детей / Художн. Р.Варшамов. - М.: РОСМЭН, 1994. -183с: с ил.;

7). Старикович С.Ф. Замечательные звери: Рассказы /Художн. Р.Варшамов. - М.:РОСМЭН, 1994. -144с: с ил.;

8). Суматохин С. В., Кучменко B.C. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы. - М.: Мнемозина, 2000. - 206с: ил.;

9).Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав.ред. М. Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 1998. - 704с:ил.;

10). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А. X. Тамбиев; - М.: 000 «Фирма "Издательство ACT"»; 000 «Астрель», 1999. - 464с: ил.;

11).Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"»; 000 «Астрель», 2001 - 400с: ил.;

12). Я познаю мир: Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б. Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма "Издательство ACT"»; 000 «Астрель», 1999. - 480с: ил.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»

     Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

•     Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

•     Интернет-ресурсы

Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; о том, что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется

в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  3. особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

  1. в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
  2. в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
  3. в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  2. родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  3. взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  4. родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  1. ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  2. по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  3. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  4. анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  5. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание курса

7 класс. Животные

(68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: В.М. Константинов, B.C. Кучменко, И.Н. Пономарева

1. Общие сведения о мире ЖИВОТНЫХ (4 ч)

Зоология — наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.

2. Строение тела животных (2 ч)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Амеба протей как одноклеточный организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

Значение простейших в природе и в жизни человека.

Лабораторные и практические работы. Изучение строения инфузории-туфельки. Рассмотрение других простейших. Наблюдение за движением амебы протея, инфузории-туфелъки или других простейших.

4. Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные (2 ч). Краткая характеристика подцарство Многоклеточные животные

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и в жизни человека.

5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Тип Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и в жизни человека.

Тип Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторные и практические работы. Наблюдение за поведением дождевого червя — его передвижением, ответами на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.

6. Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторные и практические работы. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (либо виноградной улитки), его передвижением, ответом на раздражение. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.

7. Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и в жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клеіцами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие группы насекомых с неполным превращением: прямокрылые, равнокрылые клопы и стрекозы. Важнейшие группы насекомых с полным превращением: бабочки, жесткокрылые (жуки), двукрылые, перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового (или дубового) шелкопряда. Насекомые — переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи — общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего строения черного таракана (жука, комнатной мухи). Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы. Изучение коллекций насекомых — вредителей сада, огорода, комнатных растений, мер борьбы с ними.

Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).

8. Тип Хордовые (28 ч)

Подтип Бесчерепные (1ч)

Краткая характеристика типа Хордовые.

Бесчерепные. Ланцетник — представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Рыбы (5 ч)

Общая характеристика черепных.

Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма — карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторные и практические работы. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение внешнего строения рыбы. Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб.

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Лабораторные и практические работы. Наблюдение за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящериц любого вида). Приспособления к жизни в на- земно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Лабораторные и практические работы. Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями, черепахами). Изучение внешнего строения пресмыкающихся. Сравнение скелета ящерицы со скелетом лягушки.

Экскурсия. Разнообразие животных родного края (краеведческий музей или зоопарк).

Класс Птицы (6 ч)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Многообразие птиц. Страусовые. Пингвины и типичные птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль гітиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Происхождение птиц. Археоптерикс.

Лабораторные и практические работы. Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев. Изучение строения скелета птицы. Изучение внутреннего строения птицы (по готовым влаж- ным препаратам). Изучение строения куриного яйца. Наблюдение за живыми птицами.

Экскурсия. Знакомство с птицами леса (или парка).

Класс Млекопитающие, или Звери (8 ч)

Общая характеристика класса Млекопитающие. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся.

Многообразие млекопитающих. Первозвери (однопроходные), низшие (сумчатые) и высшие (плацентарные) звери.

Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие. Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи), ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные, приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: типично наземные, наземно-древесные, прыгающие, почвенные, летающие, водные и околоводные.

Значение млекопитающих. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Регулирование численности зверей в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторные и практические работы. Наблюдение за млекопитающими. Изучение внешнего строения млекопитающего. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам.

Экскурсия. Домашние и дикие звери (краеведческий музей или зоопарк).

9. Развитие животного мира на Земле (4 ч)

Историческое развитие животного мира. Доказательства и основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

Современный животный мир — результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Распределение учебного времени освоения

основного содержания (70 часов) по разделам

№ п/п

Тема

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

1

Общие сведения о мире животных

5

1

2

Строение тела животных

3

3

Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные

4

1

4

Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные

4

5

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

2

6

Тип Моллюски

4

1

7

Тип Членистоногие

8

1

1

8

Тип Хордовые

33

Подтип Бесчерепные

1

1

Подтип Черепные

5

1

Класс Земноводные, или Амфибии

5

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

4

1

Класс Птицы

8

2

2

Класс Млекопитающие, или Звери

10

1

1

9

Развитие животного мира на Земле

3

Итого

70

В программу внесены следующие изменения:

В пределах изучаемого материала проведено перераспределение часов: увеличено-уменьшен на 1 час для проведения уроков контроля и коррекции знаний. В целом структура и последовательность изучаемых тем сохранены.

7 класс

№ п/п

Дата проведения по плану

Дата фактически

Тема урока

Домашнее задание

Общие сведения о мире животных  (5 часов)

1

03.09

Зоология - наука о животных.

§1,  задание

№3 в рабочей тетради №1. Повторить          по учебнику «Биология. 6 клматериал   про  четыре среды жизни растений.

2

05.09

Среды   жизни   и места    обитания животных.  Взаимосвязи    животных в природе.

§2 до  места «Роль животных в природных    сообществах».

3

10.09

Классификация животных   и   основные систематические группы.

§3, §5, задание №5 в рабочей тетради №1

4

12.09

Влияние человека на животных.

§ 4, §2 место и роль животных в природных сообществах.

5

17.09

Вводный контроль.

ТЕМА 1. СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЖИВОТНЫХ (3 часа)

6/1

19.09

Клетка

§ 6, задание 3 в рабочей тетради №1 с печатной основой.

7/2

24.09

Ткани

§ 6.

8/3

26.09

Органы и системы.

§7

ТЕМА 2. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕЙШИЕ (4 часа)

9/1

01.10

Тип Саркодовые и класс Жгутиконосцы.

§9, задание 3 на с.27 в рабочей тетради №1 с печатной основой.

10/2

03.10

Класс Жгутиконосцы.

§10

11/3

08.10

Тип инфузории.

§11

12/4

10.10

Многообразие простейших.   Паразитические простейшие

§12

ТЕМА 3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ ТИП

КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (4 часа)

13/1

15.10

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

§13 до темы о гидрах.

14/2

17.10

Пресноводная гидра.

§13

15/3

22.10

Морские кишечнополостные.

§14

16/4

24.10

Зачёт №

ТЕМА 4. ТИПЫ: ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ, КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (6 часов)

17/1

29.10

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

§15

18/2

31.10

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

§16

19/3

12.11

Тип Круглые черви.

§17

20/4

14.11

Тип Кольчатые черви.

§18

21/5

19.11

Малощетинковые черви.

§19, задание №1 в рабочей тетради с печатной основой.

22/6

21.11

Зачет №2.

ТЕМА 5. ТИП МОЛЛЮСКИ (4 часа)

23/1

26.11

Общая характеристика типа Моллюски.

§20. Задание

№2 в рабочей тетради с печатной основой №1.

24/2

28.11

Класс Брюхоногие моллюски.

§21

25/3

03.12

Класс Двустворчатые моллюски.

§22, задание №5 в рабочей тетради с печатной основой №1.

26/4

05.12

Класс Головоногие моллюски.

§23

ТЕМА 6. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (8 часов)

27/1

10.12

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные.

§24

28/2

12.12

Класс Паукообразные.

. §25, задание №4 в рабочей тетради с печатной основой №1.

29/3

17.12

Класс Насекомые. Внешнее строение.

§26 до внутреннего строения насекомых, задание №1 в рабочей тетради с печатной основой №1.

30/4

19.12

Внутреннее строение     насекомых.

§26

31/5

24.12

Типы развития насекомых.

. § 27, задание №5 на с. 90 в рабочей тетради №1

32/6

26.12

Полезные насекомые. Охрана насекомых.

§28, задание №1 и №2 на с.92 в рабочей тетради №1.

33/7

14.01.13

Насекомые вредители   культурных растений и      переносчики заболеваний.

§29

34/8

16.01

Зачет №3.

ТЕМА 7. ТИП ХОРДОВЫЕ (33 часа) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 час)

35/1

21.01

Общие признаки хордовых. Подтип Бесчерепные.

§30

ТЕМА 8. ПОДТИП ЧЕРЕПНЫЕ НАДКЛАСС РЫБЫ (5часов)

36/1

23.01

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

§31, задания №2 на с.7 и №4 на с.8 в рабочей тетради с печатной основой №2.

37/2

28.01

Внутреннее строение рыбы.

§32

38/3

30.01

Особенности размножения рыб

§33

39/4

04.02

Основные     систематические группы рыб.

§34

40/5

06.02

Промысловые рыбы.     Их     использование.

§35,   выполнение      задания №3 на с.17 в рабочей   тетради   с печатной основой

ТЕМА 9. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (5 часов)

41/1

11.02

Места обитания и строение земноводных.

§36

42/2

13.02

Строение и деятельность внутренних органов.

§37

43/3

18.02

Годовой   цикл   и происхождение земноводных.

§38

44/4

20.02

Многообразие и значение земноводных.

§39, задание №1 и №3 на с.28-29 в рабочей тетради №2.

45/5

25.02

Зачет №4.

ТЕМА 10. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ (4 часа)

46/1

Внешнее    строение     и     скелет пресмыкающихся.

§40

47/2

Внутреннее строение  и  жизнедеятельность пресмыкающихся

§41

48/3

Многообразие пресмыкающихся

§42

49/4

Значение       пресмыкающихся. Древние         пресмыкающиеся.

§43

ТЕМА 11. КЛАСС ПТИЦЫ (8 часов)

50/1

Среда   обитания и внешнее строение птиц.

§44, задание №1 на с. 45 в рабочей       тетради №2.

51/2

Опорно-двигательная система птиц.

§45, повторить §41

52/3

Внутреннее строение птиц.

§46

53/4

Размножение и развитие птиц.

§47, задание №2 на с.51 в рабочей тетради №2.

54/5

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

§48

55/6

Многообразие птиц.

§49, задание №5 на с.57 в рабочей тетради №2.

56/7

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

§50, задание №4 на с.61 в рабочей тетради №2.

57/8

Зачет №5.

ТЕМА 12. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ИЛИ ЗВЕРИ (10 часов)

58/1

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания.

§51

59/2

Внутреннее строение   млекопитающих.

§52, задание №3 на с.68 в рабочей тетради №2.

60/3

Размножение и развитие млекопитающих.

§53

61/4

Происхождение и    многообразие млекопитающих.

§54

62/5

Плацентарные звери:      Насекомоядные и Рукокрылые,    Грызуны    и    Зайцеобразные. Хищные.

§55

63/6

Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и        Непарнокопытные,    Хоботные.

§56

64/7

Отряд Приматы.

§57

65/8

Экологические группы млекопитающих.

§58

66/9

Значение  млекопитающих      для человека.

§59

67/10

Зачет №6.

ТЕМА 13. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (2 часа)

68/1

Доказательства эволюции       животного       мира. Учение Ч. Дарвина об эволюции.

§60

69/2

Основные этапы развития   животного     мира     на Земле.

§61

70

Обобщение, систематизация и контроль знаний по материалу курса биологии 7 класса

Практическая часть программы реализуется через выполнение лабораторных и практических   работ

Перечень лабораторных работ

1

Изучение строения инфузории-туфельки

2

Наблюдение за поведением дождевого червя – его передвижением, ответами на раздражение

3

Изучение внешнего строения дождевого червя

4

Изучение внутреннего строения дождевого червя  на готовых влажных препаратах

5

Изучение строения раковины моллюсков, наружного и внутреннего слоя

6

Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков

7

Изучение внешнего строения чёрного таракана (жука, комнатной мухи)

8

Изучение коллекций насекомых – вредителей сада, огорода, комнатных растений, мер борьбы с ними

9

Наблюдение за живыми рыбами

10

Изучение внешнего строения рыбы

11

Определение возраста рыбы по чешуе

12

Изучение скелета рыбы

13

Изучение внутреннего строения рыб

14

Изучение внешнего строения птицы

15

Изучение перьевого покрова и различных типов перьев

16

Изучение строения скелета птицы

17

Наблюдение за млекопитающими

18

Изучение внешнего строения млекопитающего

19

Изучение строения скелета млекопитающего

20

Изучение внутреннего строения млекопитающего по готовым влажным препаратам

Система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: зачёт, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический  диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии

Отметка «5»:

  1. полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
  2. чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;
  3. для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
  4. ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  1. раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.

Отметка «3»:

  1. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
  2. не всегда последовательно определение понятии недостаточно чёткие;
  3. не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
  4. допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.

Отметка «1» - ответ па вопрос не дан.

Оценка практических умений учащихся

Оценка умений ставить опыты

Отметка «5»:

  1. правильно определена цель опыта;
  2. самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
  3. научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  1. правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта допускаются;
  2. 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
  3. в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  1. правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
  2. допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.

Отметка «2»:

  1. не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;
  2. допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.

Отметка «1»

  1. полное неумение заложить и оформить опыт.

Оценка умений проводить наблюдения

Учитель должен учитывать:

  1. правильность проведения;
  2. умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

  1. правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;
  2. допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

  1. допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя;
  2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «2»:

  1. допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по заданию учителя;
  2. неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «1» - не владеет умением проводить наблюдение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...