Памяти Н.И. Вавилова
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме

Бобровская Елена Васильевна

Урок - беседа для учащихся профильной подготовки по биологии в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pamyati_n.i.vavilova_posvyashchaetsya_2.zip1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Эрудит»

Урок биологии в 10 классе « Памяти Н.И.Вавилова посвящается»

Тема : «Селекция. Ученые России».

Форма проведения: урок- памяти

УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы.

Автор: Бобровская Елена Васильевна,

учитель биологии

МБОУ «Лицей «Эрудит» ,

Алтайский край, г. Рубцовск,

ул. Осипенко 182-в

г.Рубцовск , 2012


Урок биологии в 10 классе « Памяти Н.И.Вавилова посвящается»

Форма проведения: урок- памяти Великому Человеку- ученому

Генетика – это прежде всего физиологическая наука, и её основная задачка состоит в том, чтоб переделывать организмы, для этого она и существует. Но в ходе исследований она обосновывает, что не так просто поменять наследственную природу, пытаясь её сломать и не сломали .

Н.И. Вавилов

Цель: Изучение роли русских ученых в развитии селекции и генетики

Задачи:

Образовательные: Раскрыть определенные аспекты об истории отечественной генетики;

 Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить ,работать с историческими документами с целью поиска необходимой информации, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; способствовать развитию эмоций за счет создания эмоциональной ситуации.

Воспитательные: Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию  учащихся; формировать интегрированные качества личности; воспитывать патриотизм; показать сложность взаимоотношений между учеными, конкуренцию в мире ученых

Тип урока: комбинированный

Форма работы  групповая  (группа ученых историков и группа ученых биологов ), классный час, урок- посвящение Великому Человеку- ученому

Оборудование  : портреты ученых биологов, подвергшихся репрессиям , компьютер, презентации рабочих групп.

Межпредметные связи: история, обществознание,

 ИКТ- составляющая: презентация ( приложение 1 Памяти Н.И. Вавилова посвящается)

Форма проведения урока: : урок- посвящение ( беседа), урок нравственности

План  урока- беседы

  1. Биография Н.И. Вавилова ( слайд5) 
  2. Семья Н.И.Вавилова( Слайд 6-8)
  3. Научные достижения ( слайд 9-10)
  4. Каким был в жизни Н.И. Вавилов, почему его чтят и помнят в поколениях? (слайды 11-25)
  5. Противоречия между учителем и учеником ( слайд 26, 27)
  6. Арест и обвинения Н.И. Вавилову( слайд28, 29, 30)
  7. Материалы допроса
  8. Ученик, предавший учителя ради славы…( слайд31)
  9. Посмертная реабилитация ( слайд 32)
  10. Увековечен в памяти людей: «Помним , любим, гордимся!»( слайды 33-38)

Ход урока :

Важнейшие вехи в жизни всех людей: родился, учился, работал... У многих наших соотечественников есть в биографии еще одна строка, обозначающая второе, гражданское рождение: «реабилитирован тогда-то». «Реабилитация» — от латинского «rehabilitation — восстановление в правах по суду или в административном порядке. Второй смысл этого слова — возвращение доброго имени, прежней репутации.

Жертвы репрессий, люди, которым удалось выжить, знают, что такое снятие ложного обвинения, но у многих строчка о реабилитации замыкает биографию, и они уже никогда не расскажут, как верили в справедливость, надеялись на будущее оправдание.

Сегодня у нас речь пойдет о великом путешественнике, основателя генетики России, великом ученом с необыкновенной судьбой и трагической смертью: Николае Ивановиче Вавилове.

 Порой приходится слышать мнение, что гонения, тюрьмы, казни для людей науки канули в Лету вместе с инквизицией, охотой на ведьм и прочими мрачными атрибутами средневековья. Но биологу Николаю Вавилову пришлось «взойти на костёр» за свои научные убеждения в XX в., веке торжества науки.( слайд2)

"Жизнь коротка - надо спешить", - говорил Н.И. Вавилов (1889-1943), словно предчувствуя, что судьба отпустила ему немного времени. Еще при жизни он стал легендарной личностью. И не только потому, что сделал выдающиеся открытия в биологии, был основателем и первым президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. Он смолоду привык быть лидером и предлагал множество интересных научных идей. Это привело Вавилова к удивительным открытиям и созданию первой и крупнейшей в мире коллекции растений, которая и сейчас считается основным генофондом для селекции.

 ( слайд3-4)

Докладчик1 : Несколько слов о Николае Ивановиче ( слайд5-10) . Великий русский ученый Николай Иванович Вавилов (25 (13) ноября 1887 г. - 26 января 1943 г.) прожил немногим более 55 лет. Обладая неиссякаемой энергией и легендарной работоспособностью, за свою относительно недолгую жизнь он успел сделать удивительно много: прошел по дорогам и бездорожью пяти континентов, сформулировал крупные научные обобщения в области генетики и эволюционного учения, написал более 10 книг, провел гигантскую организационную работу по созданию стройной системы учреждений сельскохозяйственной науки в такой огромной стране, как СССР.

При всей разноплановости его деятельности она на редкость цельная: всю свою жизнь в науке, начиная со студенческой скамьи, Н.И.Вавилов посвятил изучению культурных растений, преследуя благородную цель - повысить их урожайность, устранить тем самым угрозу нехватки продуктов питания для жителей нашей страны и всего человечества.

К 20-м - началу 30-х годов относятся многочисленные экспедиции по сбору и изучению культурных растений, которые совершил сам Вавилов или которые он организовал и в которых участвовали его сотрудники. Н. И. Вавилов посетил около 40 стран. Многие из его путешествий были сопряжены с большими тяготами и риском, особенно трудными и опасными были экспедиции в Афганистан (1924 г.) и в Эфиопию (1927 г.). За первую из них ученый был удостоен золотой медали Русского географического общества "За географический подвиг".

Для советской генетики большое значение имела организационная деятельность Н.И.Вавилова. В 1930 г. он возглавил первое в стране академическое учреждение по генетике - лабораторию, через три года ставшую Институтом генетики АН СССР. В этом учреждении Н.И.Вавиловым были собраны молодые талантливые исследователи, представители ленинградской школы генетики. Сюда же для работы были приглашены и известные зарубежные ученые (среди них - будущий нобелевский лауреат американец Г.Меллер). В 1934 г. Институт генетики был переведен в Москву, но Н.И.Вавилов продолжал им руководить до 1940 г. Ныне это учреждение (Институт общей генетики РАН) носит его имя.

В 1923 г. Н.И.Вавилов был избран членом-корреспондентом, а в 1929 г. - действительным членом АН СССР. Он избирался также иностранным членом Английского королевского общества, Чехословацкой, Шотландской, Индийской, Германской (в Галле) академий наук, Линнеевского общества в Лондоне, Американского ботанического общества и ряда других национальных и международных организаций.

Начиная с середины 30-х гг. поступательное развитие советской биологии оказалось нарушенным. Н.И.Вавилов и его сотрудники были вовлечены в дискуссии по проблемам генетики и селекции. В последний период его жизни Н.И.Вавилову пришлось мужественно отстаивать и свои научные убеждения, и свою линию внедрения достижений науки в практику сельского хозяйства. В этих дискуссиях Н.И.Вавилов был главным оппонентом Т.Д.Лысенко, отрицавшего законы наследственности и предъявлявшего генетикам политические обвинения.

Учитель: Но в критериях массовых репрессий 30-х годов, в критериях шпиономании и централизованного разжигания страстей, в критериях лихорадочных поисков «врагов народа» во всех сферах человеческой деятельности неважно какая научная дискуссия имела тенденцию к превращению в борьбу с политическим цветом.
Приклеивание политических ярлычков в тот период было более легким и соблазнительным методом одолеть врагов, которых нельзя было сломить силой научной аргументации, и некие становились на этот путь, приводивший частенько не только к разгрому, но и к физическому устранению оппонентов.
Необоснованные политические обвинения были обыденным явлением для дискуссент и совсем почти все споры приводили к катастрофическим развязкам. Вредительскими и враждебными объявлялись почти все сейчас реабилитированные научные направления в философии, экономике, педагогике, истории, теории права, литературы, естествознании, технике и т.д.
Такового периода в собственном развитии не избежала и дискуссия в области генетике и селекции. История данной дискуссии – не только отражение научных споров, но и повествование о катастрофы русской науки, описание человечьих судеб и, а именно, Николая Ивановича Вавилова(1887-1943).

Каким же был Н.И. Вавилов? ( слайды 11-25)

Учитель: *Тимофеев – Ресовский Н. Писал: «В ВНРе было около 3-х тыщ служащих, и Вавилов посреди всех этих сотен людей никогда не терялся. Ежели он хоть пару раз не только побеседовал, а хотя бы поглядел, как сотрудник работает, то точно уже его знал, и знал, необходимо его держать либо при первом успешном случае тихо мирно выставить под зад коленкой к чертовой бабушке. Таковой талант у Вавилова был. Но правда – не только это, но и то, что человек умел и не ленился мыслить о каждом из собственных сотрудников… Современному директору огромного института плевать на хоть какого собственного сотрудника с высочайшей колокольни, а Вавилову ни на что не было наплевать с высочайшей колокольни… Его бывшие лаборанты без слез не могут его вспоминать…»
Эти бывшие лаборанты, как и остальные сотрудники ВНРа, сохранили в неприкосновенности кабинет Николая Ивановича со всей его обстановкой, а
«предвавильников», в каком расположились экспонаты музея Вавилова.
Невзирая на четверть вековые преследования и репрессии, честь ВНРа выручили его ученики. Они сохранили генетику как науку, хотя почти все разделили за это участь собственного учителя. Они – некие тоже иногда ценной жизни – не
«проели» в годы блокады, как писали английские газетчики, а сберегли материальный генофонд ВНРа.
Идеи Вавилова о ценности исходного материала и необходимости раскрытия генетического потенциала вида для более полного использования в селекции и сейчас служит фундаментом творчества работников ВНРа, увеличивших с 30-х годов генофонд института вдвое (доведя его наиболее чем до 320 тыщ образцов).
Охото вспомнить еще одну характеристику личности Вавилова, данную ему уже знакомым нам Н. Тимофеевым – Ресовским: « Николаю Ивановичу Вавилову всюду и постоянно было ловко, и он постоянно находил для себя верный путь».

Он чем-нибудь или не занимался совсем и отрешался, или, нежели что-то делал, то делал до конца и ничего не боялся традиционно …
При всем этом он не был каким-либо филантропом либо ласковым таковым мужчиной, который бы всех приголубливал бы. Он был совсем деловитый мужчина, знал постоянно более-менее точно, что ему охота и что не охота. И соответственно поступал: делал то, что охота, и не делал того, что не охота.
Он никогда не разыгрывал академика, генерала, хотя был всемирно известным человеком.
Вавилов был Пржевальским и Миклухо – Маклаем 1-ый половины 20 века.
Для что Николай Иванович исходил, изъездил на лошадях, мулах, верблюдах
(порою ездил и на машине) всю планету: Азию, Африку и Европу с востока на запад и Северную и Южную Америки – с севера на юг.
Он находил ответ на вопросцы: какова «философия» растительного мира земли? С каких культур этот мир начинался? Из каких мест? Какие злаки и растения были вначале пригодны для человека, а какие он «приручил», окультурил в течение веков?

Нобелевский лауреат, генетик Герман Джозеф Меллер вспоминал:

 *«Всех, кто знал Николая Ивановича, воодушевляли его неисчерпаемая жизнерадостность, великодушие и обаятельная натура, многосторонность интересов и энергия. Эта яркая, привлекательная и общительная личность как бы вливала в окружающих свою страсть к неутомимому труду, к свершениям и радостному сотрудничеству. Я не знал никого другого, кто разрабатывал бы мероприятия такого гигантского масштаба, развивал их все дальше и дальше и при этом вникал бы так внимательно во все детали». ( слайд)

*Вавилов обладал феноменальной работоспособностью и памятью, умением работать в любых условиях, обычно спал не более 4-5 часов в сутки. Ученый никогда не бывал в отпусках. Отдыхом для него была смена занятий. «Надо спешить,» — говорил он. Как ученый он имел прирожденную способность к теоретическому мышлению, к широким обобщениям.( слайд) 

*Николай Вавилов обладал редкими организационными способностями, сильной волей, выносливостью и смелостью, ярко проявившимися в его путешествиях по труднодоступным районам земного шара. Он был широко образованным человеком, владел несколькими европейскими языками и некоторыми азиатскими. Во время своих путешествий ученый интересовался не только земледельческой культурой народов, но и их бытом, обычаями и искусством.

Будучи патриотом и в высоком смысле гражданином своей страны, Вавилов был убежденным сторонником и активным пропагандистом международного научного сотрудничества, совместной работы ученых всех стран мира на благо человечества.( слайд)

*Когда Вавилов делал доклад о своём открытии, один из учёных слушателей насмешливо заметил ему:

—  Но мы не встречали рогатых лошадей!

—  Найдутся рогатые лошади, — отвечал Вавилов.

(Через два года Вавилов послал своему оппоненту книгу, где содержались сведения о вымерших рогатых сородичах современных лошадей. )

Когда доклад был закончен, в зале под овации прозвучал возглас: «Биологи приветствуют своего Менделеева!»( слайд)

Академик Дмитрий Прянишников говорил: «Николай Иванович — гений, и мы не сознаём этого только потому, что он наш современник». ( слайд)

Что предшествовало предательству ученика- учителя?( слайды 26-27)

Ученик 2. В начале 1930-х годов, будучи уже академиком и крупным научным руководителем, Вавилов поддержал работы молодого агронома Т.Д. Лысенко (в то время сотрудника Всесоюзного селекционно-генетического института в Одессе) по яровизации — превращению озимых культур в яровые путём предпосевного воздействия низких положительных температур на семена. В 1931 году на совещании в Наркомземе Вавилов выступил с докладом «Новые пути исследовательской работы по растениеводству», в котором был затронут вопрос об исследовании вегетационного периода растений и возможного сокращения этого периода. В этом докладе были упомянуты работы Х. А. Алларда и В. В. Гарнера, Г. С.Зайцева и других учёных. В том числе были приведены работы Лысенко. Главным преимуществом работ Лысенко Вавилов считал возможность управления продолжительностью вегетационного периода.

Вавилов рассчитывал, что предложенный Лысенко метод можно будет эффективно применить в селекции, что позволит полнее использовать мировую коллекцию полезных растений ВИРа для выведения путём гибридизации высокопродуктивных, устойчивых к заболеваниям, засухе и холоду культурных растений. В частности, одним из главных преимуществ яровизации Вавилов считал её потенциальное использование в селекционных работах как возможное средство синхронизации цветения растений, которые не вызревали в климате Советского Союза. Вавилов считал яровизацию техническим приёмом, требующим экспериментальных проверок, в то время как Лысенко выдвинул яровизацию в качестве уникального способа значительного (в 5 раз) повышения урожайности. Кроме того, Лысенко не проводил предварительных опытов, требующихся для подтверждения правильности его выводов. Это стало одним из истоков конфликта между школами Лысенко и Вавилова.( слайд)

Николай Вавилов вплоть до своего ареста продолжал мужественно отстаивать свои научные взгляды, программу работ возглавляемых им институтов. В 1939 он подверг резкой критике антинаучные взгляды Лысенко на заседании Ленинградского областного бюро секции научных работников. В конце своего выступления Вавилов сказал: «Пойдем на костер, будем гореть, но от своих убеждений не откажемся» ( слайд)

Вот фрагмент из дела Вавилова-

«Вопрос: Вы арестованы как активный участник антисоветской вредительской организации и шпион иностранных разведок. Признаете себя в этом виновным?
Ответ: Нет, не признаю. Шпионом и участником антисоветской организации я никогда не был, Я всегда честно работал на пользу советского государства.
Вопрос: Вы говорите неправду. Следствию известно, что вы в течение долгого периода времени являлись руководителем антисоветской вредительской организации в области сельского хозяйства и шпионом иностранных разведок. Требуем правдивых показаний?
Ответ: Категорически заявляю, что шпионажем и другой какой-либо антисоветской деятельностью не занимался.
Вопрос: Следствию вы известны как человек, принципиально, враждебно настроенный к существующему строю и проводимой политике советской властью, особенно в области сельского хозяйства. Будучи на руководящей научно-исследовательской работе вы возглавляли антисоветскую организацию и вели активную шпионскую работу. Вот об этом и давайте показания.
Ответ: Я считаю, что материалы, имеющиеся в распоряжении следствия односторонне и неправильно освещают мою деятельность и являются очевидно результатом моих разногласий в научной и служебной работе с целым рядом лиц, которые по моему тенденциозно и характеризовали мою деятельность. Я считаю что это не что иное, как возводимая на меня клевета.
Вопрос: Речь идет не о ваших разногласиях с некоторыми научными работниками, а о вашей активной антисоветской работе, которую вы проводили в течение долгого периода времени, Вы же пытаетесь свой арест об’яснить какими-то разногласиями и недовольством отдельных лиц по отношению к вам как администратору. Предлагаем серьёзно продумать поставленные следствием вопросы и давать показания по существу пред’явленного обвинения.
Ответ: Антисоветской деятельностью я не занимался.»

 Выдержка из первого допроса Н. И. Вавилова 12 августа 1940 год

Во время следствия, продолжавшегося 11 месяцев, Вавилов перенес не менее 236 допросов, происходивших часто в ночное время и продолжавшихся нередко в течение семи и более часов.

Вавилова доводили до состояния невменяемости, когда от бессонных ночей, от постоянных унижений и угроз любой человек терял не то что самоконтроль, а был согласен признаться в чём угодно, лишь бы выйти живым из кабинета следователя. (слайд28, 29)

Мною, врачом Степановой Н. Л., фельдшерицей Скрипиной М. Е., осмотрен труп заключенного Вавилова Николая Ивановича рожд. 1887 г., осужденного по ст. 58 на 20 лет, умершего в больнице тюрьмы № 1 г. Саратова 26 января 1943 года в 7 часов _ минут. Телосложение правильное, упитанность резко понижена, кожные покровы бледные, костно-мышечная система без изменений. По данным истории болезни, заключенный Вавилов Николай Иванович находился в больнице тюрьмы на излечении с 24 января 1943 года по поводу крупозного воспаления легких. Смерть наступила вследствие упадка сердечной деятельности.

— Акт о смерти заключенного, Дежурный врач Степанова, дежурная медсестра Скрипина, Государственный архив РФ.( слайд 30)

Реабилитация

Ученик 3. В 1943 году Сергея Ивановича Вавилова уведомили о смерти брата, но до 1945 года ни он, ни близкие не имели подробных сведений о последних днях Николая Ивановича.

20 августа 1955 года Военная коллегия Верховного суда СССР отменила судебный приговор от 9 июля 1941 и прекратила дело в отношении Н. Вавилова за отсутствием состава преступления]. Тем самым с Вавилова были сняты абсолютно все обвинения

После реабилитации Президиум Академии наук СССР восстановил его в списках академиков (при этом ранее Общее собрание АН СССР этого звания его не лишало) ( слайд32 ).

Незаконность действий следователя Хвата, в том числе применение физических истязаний при допросах, зафиксирована документально

Награды в честь Вавилова

  1. Российской академией наук была учреждена премия имени Н. И. Вавилова;
  2. ВАСХНИЛ учредил Золотую медаль имени Н. И. Вавилова;
  3. Академия Наук СССР учредила премию (1965) и золотую медаль (1968) имени Вавилова;
  4. РАЕН учредила Медаль Н. И. Вавилова «За вклад в развитие биологии и сельского хозяйства».( слайд33)

Топонимические названия и астрономические объекты

  1. Николай Степанович Черных назвал именем братьев Вавиловых открытый им в 1977 году астероид из главного пояса астероидов — 2862 Vavilov.
  2. Имя Вавилова носит кратер на обратной стороне Луны и ледник Вавилова на Северной Земле. Ещё один ледник, находящийся у Дарвазской стены (хребет Академии наук, Памир), назван именем Вавилова в 1931 году по решению Всесоюзного географического общества. Рядом с ним расположен перевал Вавилова .
  3. Посёлок Вавилово (бывшая Опытная сельскохозяйственная станция, основанная Вавиловым) находится в Дербентском районе Дагестана.(слайд34)

Научные и образовательные организации

  1. В 1965 году, в период возрождения генетических исследований, было создано Всесоюзное общество генетиков и селекционеров им. Н. И. Вавилова. Под таким названием общество действовало до 1992 года, когда его преемником стало Вавиловское общество генетиков и селекционеров.
  2. В 1967 году имя Николая Ивановича Вавилова было присвоено Всесоюзному научно-исследовательскому институту растениеводства (ныне Всероссийский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова), которым он руководил с 1921 по 1940 год.
  3. В 1981 году именем Вавилова назван Институт механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова).
  4. В 1983 года имя Николая Вавилова было присвоено Институту общей генетики АН СССР (ныне Институт общей генетики имени Н. И. Вавилова РАН).
  5. В 2001 году имя Н. И. Вавилова было присвоено средней школе № 66, расположенной в посёлке Юбилейный Волжского района Саратова ( слайд35)

 «25 сентября 1970 г. на Воскресенском кладбище в Саратове был открыт памятник академику-биологу Н. И. Вавилову, умершему от голода в Саратовской тюрьме. Тело его было сброшено с металлической биркой на ноге в одну из общих ям, поэтому найти подлинное место погребения Николая Ивановича не удалось. Поставил памятник сын Николая Вавилова — Юрий, деньги собирали биологи страны, ученики, сотрудники и друзья покойного»( слайд36,37)

 Таков был трагический парадокс судьбы Вавилова — учёный, открывший новые сорта культурных растений и тем самым давший стране миллионы тонн зерна, скончался в тюрьме от голода.

Послесловие…

Тимофеев-Ресовский писал: «…Он был от природы оптимистом, но не в обыкновенном, опять-таки, смысле этого слова, а он считал, что при всех и всех критериях должен очень работать и постоянно делать то, что считает необходимым и принципиальным в научном и научно – прикладном смысле. В расцвет сталинской эры это было Совсем тяжело. И при всем этом не тонуть уже не в большом материале, а в человеческой массе и не кончить жизнь на плахе либо в смертоносном авитаминозе в лагере. Он как-то прогребал через все невзгоды 30-х годов (до поры до времени, правда)…»

(слайд38)

Информационные источники:

Литература:

  1. Генетика. (Учебник) Под ред. Иванова В.И. (2006, 638с.) 
  2. Генетика.   Б. Гуттман и др. (2004, 448с.)   
  3. Концепции современного естествознания. Биология. (Учебное пособие) Анисимов А.П. (ДВГУ, 2000, 102с.)
  4. Биологический энциклопедический словарь (1986, 831с.) 
  5. Медведев Ж. А.: Взлет и падение Лысенко. – М.: Книжка, 1993; с.91-9225
  6.  Шарымов А.: Николай Вавилов: хождение по мукам ради хлеба одного//Дело.-2000.-№21.-с.12.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.compromat.ru/page_10824.htm
  2. http://afonin-59-bio.narod.ru/2_heredity/2_heredity_individual/her_ind_05_vavilov.htm
  3. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1992/11/88-98.pdf
  4. http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1992/11/88-98.pdf
  5. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22696/
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  7. http://to-name.ru/biography/nikolaj-vavilov.htm
  8. http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vavilov_ni.php
  9. http://www.peoples.ru/science/botany/vavilov/
  10. http://www.knowbiology.ru/biologi/nikolay-vavilov-page4.html

Фотоматериалы

  1. http://www.stockfood.ch/Bild-Foto-Persischer-Weizen-(Triticum-persicum)-388612.html
  2. http://www.paz.most.org.pl/len/len.html
  3. http://irapl.altervista.org/botany/main.php?taxon=Secale+cereale
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  5. http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/vavilov_ni.php
  6. http://www.supersadovnik.ru/calendar.aspx?id=537
  7. http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer8/Altshuler1.php
  8. http://www.knowbiology.ru/biologi/nikolay-vavilov-page4.html
  9. http://m-necropol.narod.ru/vavilov.html
  10. http://medalier.narod.ru/medali/1987/Vavilov.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

реабилитирован посмертно. памяти Н.И. Вавилова

урок посвящен изучению жизненного пути ученого Н.И. Вавилова, причинам ареста, поводам для реабилитации. межпредметный урок история. были рассмотрены понятия репрессия и реабилитация, их причины и сле...

Разработка урока по биологии (9 класс) "Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова"

Урок позволит углубить знания учащихся об истории селекции,  значении учения Н.И.Вавилова о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, выявить сущность закона гомологических рядов....

Интеллектуальная игра при СГАУ им. Вавилова

Интеллектуальная игра по естественным наукам для учащихся 9-х классов, посвященная Н.Н. Зинину...

Основы селекции. Законы Вавилова.

Представлена разработка к уроку по биологии в 9 классе. К конспекту урока предлагаются презентации, видеоролик с YOU TUBE...

Достижения Н.И.Вавилова. Презентация 10 класс.

Достижения Н.И.Вавилова. Презентация 10 класс....

Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...


 

Комментарии

Бобровская Елена Васильевна

урок-беседа для 10 профильного класса по биологии