Интеллектуальная игра при СГАУ им. Вавилова
методическая разработка (9 класс) по теме

Евтушенко Елена Михайловна

Интеллектуальная игра по естественным наукам для учащихся 9-х классов, посвященная Н.Н. Зинину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_oktyabr_2013.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

интеллектуальной игры для учащихся 9-х классов

Цель игры: профильная и профессиональная ориентация обучающихся школ города в ходе решения задач интегрированного содержания по предметам естественнонаучного цикла (химия, физика, биология, экология, естествознание).

Ход игры: интеллектуальная игра проводится методическим объединением учителей естественного цикла. В ней участвуют команды по 5-6 человек от каждого района. Игра проходит в 2 этапа.

I этап: Аукцион задач. В условиях зкономическо игры команды решают 15 прикладных задач, накапливая условный капитал. Участвуют 10 команд.

II этап: Спринт эрудитов. Команды соревнуются в знании основных правил и понятий. Участвуют 5 команд, набравших наибольшее количество условных денежных единиц – нуклонов.

- Приветствуем вас, дорогие друзья! Мы очень рады, что вы собрались в стенах университета! Рады видеть эрудитов, которые собрались на праздник естественных наук что бы состязаться в силе и ловкости ума. Ведь наша с вами встреча сегодня посвящена 200-летию со дня рождения Николая Николаевича Зинина, чье имя вписано золотыми буквами в историю мировой химии, как основателя лакокрасочной и фармацевтической промышленности.

- И по традиции давайте познакомимся. И начнем мы с хозяев университета, которые нас радушно приняли.

- Слово предоставляется………..

- Слово предоставляется руководителю проекта………..

А теперь, дорогие гости, пришла ваша очередь.

Приветствуем команды интеллектуалов город. (Названная команда встает.)

А сейчас, уважаемые гости, разрешите представить вам наше достопочтенное жюри.

Члены жюри:

Что ж, жребий брошен! Начинаем наши состязания.

Первый тур нашего марафона мы назвали «Аукцион знаний».

Слово предоставляется ведущим аукциона  

1-й ведущий:   Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий:   Прослушайте правила нашего интеллект аукциона.

1-й ведущий: У каждой команды на счету имеется по 100 нуклонов. Это начальный капитал. На аукцион выставляются задачи. Стартовая цена каждой - 10 нуклонов. Команды играют попарно.

2-й ведущий: Команда,  максимальную цену, получает право ответа. Если ответ правильный, то заявленная сумма выдается команде, если ответ неверный, то команда отдает эту сумму из своего капитала.

1-й ведущий:  Например, у вас 100 нуклонов, стоимость вопроса - 30. Вы ответили правильно - у вас на счету теперь 130 нуклонов, ошиблись - 70.

2-й ведущий:   Если команда покупает вопрос на всю сумму, имеющуюся в наличии, и ошибается - то, увы, она – банкрот. И, к сожалению, выбывает из аукциона. Во второй тур выходят 5 команд, накопивших большее количество нуклонов.

1-й ведущий:   Имейте в виду, что ведущие аукциона и жюри имеют право из своих средств  премировать игроков или штрафовать участников, нарушивших порядок.

2-й ведущий:   Итак, начинаем первый тур – «Аукцион знаний».

1-й ведущий:   На аукцион выставляется лот №1.

1-й ведущий: Начинаем торги. Стартовая цена 10 нуклонов. Кто больше?.. Первой была команда №... Кто больше?.. Команда № ... раз, два, три. Продано! В случае правильного ответа команда школы №... получит ... нуклонов.

2-й ведущий:  (читает вопрос) Слушаем команду...

I ТУР: АУКЦИОН ЗНАНИЙ

       

  1. «Если бы Зинин не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии». Кто и почему так отозвался о Н.Н. Зинине?

Ответ: Так понимал и так характеризовал значение работ Зинина А.В. Гофман, основатель немецкой анилинокрасочной промышленности.

  1. Почему переломы чаще случаются у людей старческого возраста, чем у детей?

Ответ: В состав костной ткани входят органические и неорганические вещества (главным образом соли кальция, фосфора). Органические вещества придают костям упругость, эластичность, а минеральные – твердость. С возрастом количество неорганических веществ в костях увеличивается, и они становятся более хрупкими.

  1. Прокомментируйте фразу: “Благодаря кремнию человеку удалось познать микромир и макромир”.

 Ответ: Кремний входит в состав оптических стекол, использующихся в таких приборах как микроскоп, телескоп 

  1. В мягкой или жесткой воде токсичность ионов тяжелых металлов больше? Поясните свой ответ. 

Ответ: Токсичность ионов тяжелых металлов выше в мягкой воде. В жесткой образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты. При попадании в организм они быстрее выводятся.

  1. Почему предпочтительнее проветривать комнату рано утром, а не вечером?

Ответ: Потому что за ночь вся дневная пыль осядет и рано утром проветривать комнату более безопасно в экологическом отношении.

  1. В технике широко применяется так называемые преобразователи ржавчины. При обработке таким составом поверхности железа, покрытой ржавчиной, последняя образует прочную плёнку трудно растворимой соли железа. На основе какой кислоты изготавливают преобразователи ржавчины?

Ответ: Фосфорной.

  1. Почему рыбы и пресмыкающиеся не могут видеть сны?

Ответ: Сон состоит из двух фаз – медленного сна (примерно 1,5 часа) и быстрого сна (примерно 20 минут). В фазу быстроволнового сна человек, собственно, видит сны. Быстроволновая фаза сна представляет особенность высокоразвитого мозга. У рыб и пресмыкающихся быстроволновой фазы сна нет.

  1. Что связывает Н.Н. Зинина с г. Саратов?

Ответ: В нашем городе прошли детские и отроческие годы великого русского ученого. После смерти родителей осиротевшего мальчика отвезли к дяде в Саратов. В 1820 году Николай Зинин был отдан в первую мужскую гимназию, которую закончил в 1830 году.  Преподавателей поражали отличная память и огромная работоспособность мальчика. Часто на диспутах, устраиваемых гимназистами и их преподавателями, победителем выходил Николай Зинин, о котором говорили, что он знает больше преподавателей.  

  1. Как сделать чтобы красная бумага горела красным пламенем, зеленая зеленым, а желтая желтым?

Ответ: Приготовить крепкие растворы солей стронция, бария и натрия, смочить ими красную, зеленую и желтую бумагу, а затем высушить. Повторить эту операцию несколько раз, чтобы концентрация ионов была достаточной и затем поджечь.

  1.  Почему если обвалять лягушку в муке она достаточно быстро погибнет?

Ответ: Лягушки относятся к классу земноводных. У земноводных большая часть кислорода (до 65%) проникает через кожу, то есть кожа является органом дыхания, а мука препятствует проникновению кислорода через кожу.

  1. Необычный метод воспитания, который применял Зинин по отношению к своим студентам?

Ответ: Рассказывают, что известный химик-органик Николай Николаевич Зинин (1812-1880), не только бранил нерадивых студентов, но поколачивал их. Никто из них, как ни странно, на это не обижался. Впрочем, в потасовке разрешалось и дать сдачи профессору... Но охотников тягаться с Зининым не находилось: Николай Николаевич обладал богатырской силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот потом долго приходил в себя.

  1. Лаборант, проводя анализ_ бесцветного раствора, не содержащего осадка, определил наличие следующих ионов: К+, NO3, Cu2+, S2-, Ba2+. Какие ошибки он допустил?

Ответ: Ионы Cu2+ окрашены, а анализируемый раствор бесцветен. Ионы Cu2+  и S2-  не могут одновременно находиться в растворе, так как они взаимодействуют между собой с образованием CuS, выпадающего в осадок.

  1. Блез Паскаль первым заметил, что когда давление снижается, погода ухудшается. Как вы можете это объяснить?

Ответ: Как только давление падает, воздух из областей высокого давления устремляется в зону пониженного давления – поднимается ветер. Если приходит влажный воздух – возможен дождь.

  1. Почему совы не относятся к хищникам?

Ответ: Хищными считаются птицы, которые ведут дневной образ жизни, а совы охотятся ночью. Кроме того, принято считать, что совы произошли от птиц типа козодоя, тогда как предком хищников считается некий прототип аиста.

  1. В каких змеях много ртути?

Ответ: В фараоновых – роданид ртути (II).

  1. По какому поводу Н.Н. Зинин заметил: «Этот Альфред Нобель выхватил у нас динамит из-под носа».

Ответ: Зинин вместе с В. Ф. Петрушевским работы над созданием взрывчатой композиции на основе нитроглицерина, безопасной при транспортировке. В итоге был найден хороший вариант — пропитка нитроглицерином карбоната магния. Об этом Зинин рассказывал своему соседу по даче Альфреду Нобелю, сыну владельца завода по производству мин. Идея пригодилось  А. Нобелю спустя несколько лет. Во время транспортировки нитроглицерина Нобель, вспомнил рассказы Зинина о том, что нитроглицерином следует пропитывать порошкообразные вещества. Он достаточно быстро оценил свойства этой композиции, названной впоследствии динамитом и принёсшей ему громадные прибыли. Узнав все это, Зинин заметил: «Этот Альфред Нобель выхватил у нас динамит из-под носа».

  1. Твердое водородное соединение, в огне не горит и в воде не тонет. При его взаимодействии с соединением меди (II) белого цвета образуется вещество голубой окраски. О каком водородном соединении идет речь?

Ответ: Вода – лед.

  1. Какой представитель из всех рептилий обладает наиболее развитым мозгом?

Ответ: Крокодилы.

  1. Однажды Роберт Вуд направлялся домой из лаборатории через негритянский квартал. Проходя мимо группы негров, Вуд на виду у всех плюнул в лужу и незаметно бросил какое-то вещество. Произошел большой взрыв, пламя поднялось над водой. Люди испугались: «…Этот человек плюнул огнем!! Сам сатана умеет это делать!» Какое вещество упомянуто в рассказе?

Ответ: Натрий.

  1. Какое из двух полей – с песчаной почвой или глинистой, с точки зрения физики, следует после дождя запахивать в первую очередь и почему?

Ответ: Прежде надо пахать поле с песчаной почвой, так как в ней содержатся капилляры, по которым вода быстро поднимается вверх и почва стремительно высыхает.

  1. Почему хлороводород, растворенный в воде, взаимодействует с цинком, а безводный жидкий хлороводород с ним не реагирует?

Ответ: Безводный жидкий хлороводород не содержит ионов Н+, которые могут окислять атомы цинка.

  1. Если на наковальню поместить несколько капель воды и ударить по ним тяжелым молотом, то возникнет звук похожий на выстрел. Чем это объясняется?

Ответ: От удара молота вода быстро испаряется, резко расширяющийся пар производит звук, похожий на выстрел

  1. Какой металл и почему называют «металлом хирургов»?

Ответ: Тантал (у него высокая биологическая совместимость с живыми тканями).

  1. Согласно правилу экологической пирамиды, биомасса каждого из последующих уровней уменьшается приблизительно в 10 раз. Какие причины служат этому?

Ответ: Часть энергии, которая передается с одного трофического уровня на другой, расходуется в процессе дыхания, ещё часть выделяется с балластными веществами (отходы, экскременты), и ещё одна часть превращается в теплоту.

  1.  Почему при всём внешнем благополучии и несомненных творческих удачах Зинин, по воспоминаниям современников, был лишён душевного равновесия и раздражался в тех случаях, где другие учёные проявили бы искреннюю заинтересованность?

Ответ: Зинин не интересовался специально химией, преподавал математические науки, считал себя в первую очередь математиком. Однако в Казанском университете химия преподавалась крайне слабо. Лобачевский решил, что талантливый молодой учёный сможет вывести кафедру химии на достойный такого учебного заведения уровень. Зинин преклонялся перед Лобачевским и не решился ему отказать, в результате российская наука получила блестящего химика, основателя научной школы. Скорее всего отсутствие внутренней гармонии — результат интуитивного ощущения того, что в другой области — в математике — он, возможно, сумел бы достичь еще большего. До последних дней самым любимым его занятием было чтение различных математических работ.

1-й ведущий:  На этом первый тур марафона завершен. Просим жюри огласить итоги первого тура.

Жюри:             Наибольший капитал набрали команды ... (5 команд, сообщается набранный капитал).

2-й ведущий:  Просим команды названных школ приготовиться к следующему испытанию и подняться на сцену.

1-й ведущий:  Наш второй тур мы назвали «Спринт эрудитов».

2-й ведущий: В вашем распоряжении будет 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 10  нуклонов. Если вы не знаете ответа на предложенный вопрос, говорите «дальше».

      Право первыми блеснуть своими знаниями предоставляется команде ..., набравшей большее количество нуклонов.

1-й ведущий:  Итак, команда N... Готовы? Время!

2-й ведущий: Команда N... правильно ответила на ...? и получает ... нуклонов! Спасибо команде N.... Приготовиться команде N... (5 раз). Всем командам спасибо.

II ТУР: СПРИНТ ЭРУДИТОВ

Вопросы команде №1

  1. Что принимают за единицу силы  в системе СИ? (Ньютон)
  2. Какой химический элемент назван в честь России?  (Рутений)
  3. Самое быстрое животное мира? (Гепард)
  4. С помощью какого прибора измеряют силу тока?  (Амперметр)
  5. Какая вода становится мутной от дыхания? (Известковая)
  6. Имя первого русского академика? (Михаил Ломоносов)
  7. Путь – величина векторная или скалярная? (Скалярная)
  8. Какие простые вещества в нормальных условиях жидкие?  (Бром, ртуть)
  9. Какой гриб носит название лесного хищника? (Лисичка)
  10. Как называется линия, вдоль которой движется тело? (Траектория)
  11. Вещество, замедляющее реакцию?  (Ингибитор)
  12. В какой стране кошка является священным животным? (Египет)
  13. Типы соединений в электрической цепи? (Последовательное, параллельное)
  14. Какая кислота растворяет стекло? (Плавиковая).
  15. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)

Вопросы команде №2

  1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое? (Плавление)
  2. Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
  3. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
  4. Как включают в цепь амперметр? (Последовательно)
  5. Назовите самый тугоплавкий металл? (Вольфрам).
  6. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова)
  7. Прибор для измерения температуры (Термометр)
  8. Формула поваренной соли? (NaCl)
  9. Как называется большой лошадиный коллектив? (Табун)
  10. Ускорение является величиной векторной или скалярной? (Векторной)
  11. Какие металлы можно расплавить на ладони? (Галлий и цезий)
  12. Какое растение рекордсмен по скорости роста? (Бамбук)
  13. Движение, происходящее с постоянной скоростью? (Равномерное)
  14. Какой элемент назван по цвету его паров? (Йод)
  15. След какого зверя похож на человеческий? (Медведя)

Вопросы команде №3

  1. Какого знака заряд электрона? (Отрицательный)
  2. Название какого элемента составлено из названий двух животных? (Мышьяк)
  3. Какое животное не способно двигать глазами? (Сова)
  4. Направленное движение заряженных частиц?  (Электрический ток)
  5. Чем заполняют летающие воздушные шары? (Гелием)
  6. Планета солнечной системы, на которой доказано наличие жизни? (Земля)
  7. Сколько полюсов у источника тока? (Два)
  8. Я и уголь, и алмаз, и графит, и карандаш? (Углерод)
  9. Какая птица дольше всех живёт? (Ворона)
  10. Какая физическая величина выражается в Амперах? (Сила тока)
  11. Какой пищевой продукт содержит наибольшее количество фосфора?
  12. Как называют картину с изображением овощей и фруктов? (Натюрморт)
  13. С помощью какого прибора измеряют силу? (Динамометр)
  14. Раствор аммиака в воде?  (Нашатырный спирт)
  15. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (Серебро)

Вопросы команде №4

  1. Взаимное притяжение тел - это…(Всемирное тяготение)
  2. Назовите самую лёгкую жидкость, которая в 14 раз легче воды. (Жидкий водород)
  3. Какая кислота вырабатывается в желудке и используется для процесса пищеварения? (HCl – соляная кислота)
  4. Сколько видов зарядов существует? (Два)
  5. Индикатор, который вырабатывается из некоторых видов лишайников. (Лакмус)
  6. Каким химическим элементом богата морская водоросль – ламинария. (Йодом)
  7. Вещества, не проводящие электрический ток? (Диэлектрики)
  8. Величина, показывающая вместимость. (Объём)
  9. Как называют гибрид лошади и осла? (Мул)
  10. Какая сила направлена всегда противоположно движению? (Трения)
  11. Самый лёгкий металл. (Литий, 0,53 г/см3)
  12. Раствор какой кислоты используется при ожогах щелочами? (Борной)
  13. Самая маленькая частица вещества, обладающая всеми его свойствами? (Молекула)  
  14. Самый древний сплав? (Бронза – медь с оловом)
  15. Что в переводе с латинского означает слово «вирус»? (Яд)

Вопросы команде №5

  1. Единица измерения абсолютной температуры?  (Кельвин)
  2. Назовите имя учёного, который за разработанную им теорию электрической диссоциации получил Нобелевскую премию. (Аррениус, 1903г.)
  3. Какую морскую водоросль называют морской капустой? (Ламинария)
  4. Атом, потерявший один или несколько электронов? (Ион)
  5. Металл, входящий в состав молекулы хлорофилла. (Магний)
  6. Какое дерево является символом России? (Берёза)
  7. И работа, и энергия, и количество теплоты выражаются в этих единицах …(Джоулях)
  8. Самый твёрдый металл. (Хром, режет стекло)
  9. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
  10. Сколько координат изменяется при движении тела в плоскости? (Две)
  11. Сложная химически неделимая частица. (Атом)
  12. Неклеточная форма жизни, занимающая промежуточное положение между живой и неживой природой. (Вирусы)
  13. Прибор, определяющий заряжено тело или нет? (Электрометр)
  14. Самое распространённое вещество на земном шаре. (Вода)
  15. Оболочка Земли, населенная живыми существами. (Биосфера)

IV ТУР: НАГРАЖДЕНИЕ

 - Пока жюри совещается, у нас музыкальный подарок от аграрного университета.

                     

 -  Просим жюри огласить итоги. Жюри награждает.

- Для награждения приглашаются на сцену команды победители с руководителями команд

- Дипломом 3 степени награждается команда__________________________

-Дипломом2 степени награждается команда____________________________

-Дипломом1 степени награждается команда____________________________

- Все остальные участники сегодняшней игры получают поощрительные грамоты за активное    участие в интеллектуальной игре, которые можно получить у руководителей команд.

        - Призы разыграны, награды нашли своих героев.

- До встречи в следующем году.

Литература:

  1. Э.Б. Дмитриенко и др.; под. ред. К.Н. Задорожного – Предметная неделя химии в школе. – Ростов изд. «Феникс», 2006. – 256с. – (Библиотека учителя)
  2. В.Г. Денисова Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия Элементов. – М.: Планета, 2011. – 240с. – (Современная школа)
  3. Полякова Г.А. Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников (в форме « Своя игра»). // Завуч.- 2006.- №1.- С. 101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...