рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Чепкасова Екатерина Юрьевна

Рабочая программа по биологии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработаны на основе примерной программы по биологии основного общего образования, рассчитанной на 34 часов учебного времени, с учетом содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В программу включён модуль  «Краеведение»  (34 часов учебного времени из регионального компонента), который предполагает  изучение системы и многообразия  живой природы с использованием наиболее типичных представителей растений и грибов Кемеровской  области.

Она составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании : программы для общеобразовательных  учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника .Биология 5-11 кл./ авт.-сост. Г.М. Пальдяева . – М .:Дрофа, 2010. – 92с. и учебника по биологии: Биология. Бактерии,грибы,растения.6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений /В.В. Пасечник.-12 – изд., стереотип. – М.: Дрофа,2009-304 с.: ил.

Рабочая программа содержит:  перечень тем, распределение учебных часов, тематику  лабораторных и практических работ, экскурсий,  в том числе обязательных (указаны значком*), требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ  являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

При составлении материалов учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника  «Биология. Растения. Грибы. Бактерии». Вопросы краеведческой направленности включены в соответствии с логикой изучения основного курса, в тематическом плане выделены жирным шрифтом и буквой «К».

Настоящая программа составлена на 68часов в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, рассчитана на 1 год  обучения и является программой базового  уровня обучения.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:

- освоение знаний  о строении, жизнедеятельности и  средообразующей роли живых организмов;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими  приборами, инструментами, справочниками, определителями, проводить наблюдения за биологическими объектами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов, с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса : усиление внимания к биологическим объектам царства растения и грибы, к изучению живой природы Кемеровской  области и ответственному отношению к ней.

Структура курса складывается из нескольких разделов. В начале, обучающееся знакомятся с клеточным  строением растительного организма. В следующим разделах рассматриваются царства растений, бактерий, грибов; их особенности строения и местообитания. В разделе «Жизнь растений» дается материал о химическом составе растений, о питании растений, процессе фотосинтеза, дыхании, размножении и т.д. раздел классификации растений знакомит с многообразием покрытосеменных растений и их систематикой. В заключительных  частях изложен материал о природных сообществах и развитии растительного мира.

Для реализации поставленных целей и задач в данной рабочей программе часы «Краеведение»  использованы для изучения природы родного края. Эти часы рассмотрены  в следующих разделах :

Название раздела

Количество часов из федерального компонента

Количество часов из регионального компонента

1

Введение

2

1

2

Клеточное строение организмов

4

-

3

Царство Бактерии и Грибы

3

3

4

Царство Растений

5

5

5

Строение и многообразие покрытосеменных растений

7

7

6

Жизнедеятельность  растений

8

-

7

Классификация растений

1

8

8

Развитие растительного мира

1

3

9

Природные сообщества

3

7

Всего

34

34

 

Отличительными чертами данного курса являются модуль  «Краеведение»  , который предполагает  изучение системы и многообразия  живой природы с использованием наиболее типичных представителей растений и грибов Кемеровской  области.

Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде  текущего  и итогового контроля. Используются  следующие формы : собеседование,  контрольный опрос, контрольная работа, тест, лабораторная работа, практическая работа, фронтальный опрос, фронтальная беседа.

 


Тематический план

Биология

6класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

п/п

Название раздела, темы

Всего

часов

Кол-во

часов

Требования к результатам обучения  по темам

Форма контроля

теор.

прак.

Раздел I.                                                            Введение

3

2

1

1.1

Биология – наука о живой природе.

1

1

Называть основные царства живых организмов

Выделять  в структуре определения ключевые слова, видовые признаки.

 Фронтальная беседа

1.2

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

1

1

Фронтальный опрос

1.3

К

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

1

1

Уметь вести фенотипические наблюдения « Осенние явления в жизни растений».

Самостоятельные наблюдения. Отчет

Раздел II

Клеточное строение организмов

4

1

3

2.1

Устройство увеличительных приборов.

1

1

Знать: устройство лупы и микроскопа; правила пользования оптическими приборами. Строение растительной клетки.

Уметь: настраивать микроскоп, находить нужные части клетки на микропрепарате.

Лабораторная  работа

2.2

Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро.

1

1

Знать: элементарное строение растительной клетки ;значение частей клетки, их значения;  название и назначение лабораторного оборудования

Уметь: готовить микропрепараты; находить в микропрепарате изучаемые органоиды; зарисовывать рассматриваемые объекты.

Лабораторная  работа

Фронтальный опрос

2.3

Клетка и ее строение: пластиды.

1

1

Знать: элементарное строение растительной клетки ;значение частей клетки, их значения;  название и назначение лабораторного оборудования

Уметь: готовить микропрепараты; находить в микропрепарате изучаемые органоиды; зарисовывать рассматриваемые объекты.

Лабораторная  работа

2.4

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани растений.

1

1

Знать: состав и функции цитоплазмы; значение межклеточного вещества; значение процессов жизнедеятельности клетки; основные типы тканей.

Уметь :  находить в микропрепарате изучаемые органоиды; находить на таблицах и называть части растительных клеток, узнавать  типы тканей .

Фронтальный опрос , индивидуальная опрос

Раздел III

Царства Бактерии и Грибы.

6

3

3

3.1

Бактерии, их строение и жизнедеятельность.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

1

1

Знать: строение бактериальной клетки, формы бактерий; способы питания бактерий; способы существования бактерий при неблагоприятных условиях; основные отличия бактериальной  клетки от растительной.

Фронтальный опрос

3.2

к

Роль бактерий в природе и жизни человека (на примере предприятий Кемеровской обл.).

1

1

Знать:  значение почвенных бактерий; роль бактерий в природе и хозяйственной предприятий Кемеровской области; использование молочнокислых бактерий; заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями.

Уметь : объяснить процессы, вызываемые молочнокислыми бактериями; отличать понятия «эпидемия» и «пандемия».

Индивидуальный опрос (работа с карточками).

Фронтальный опрос.

3.3

Царство Грибы, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. тест

1

1

Знать: особенности строения грибов; способы питания грибов; значение грибов в жизни человека и их роль в природе ;строение шляпочных грибов.

Уметь: различать грибы – сапрофиты и грибы – паразиты; выделять признаки грибов как представителей самостоятельного царства.

Тестовое задание Фронтальный опрос

3.4

к

Съедобные и ядовитые грибы ( на примере грибов  Кемеровской области). Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

1

1

Знать : значение грибов в жизни человека и их роль в природе; называть наиболее распространенных съедобных, условно- съедобных и ядовитых грибов.

Уметь :узнавать на рисунках. Среди муляжей съедобные и ядовитые грибы; соблюдать правила сбора грибов .

Практическая  работа

Фронтальный опрос

3.5

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

1

1

Знать: особенности строения плесневых грибов; процессы жизнедеятельности плесневых грибов; условия и особенности среды обитании плесенных грибов; использование плесневых грибов человеком.

Уметь : различать грибы   мукор и пенициллин; проводить наблюдения за развитием плесневых грибов.

Лабораторная  работа

Фронтальный опрос.

3.6

К

Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека ( на примере грибов - паразитов Кемеровской области). Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

1

1

Знать : особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов; представителей грибов-паразитов растений; представителей грибов-паразитов животных; заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами.

Уметь : различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений.

Практическая  работа

РазделIV

Царство Растения

10

5

5

4.1

Разнообразие и распространение растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

1

1

Знать : где на земле встречаются растения; о многообразии растений; о значении растений в природе; роль растений в жизни и деятельности человека; меры по охране растений; значение слов: слоевище, таллом.

Уметь: различать низшие и высшие растения; называть их признаки.

Индивидуальный опрос (работа с карточками).

Фронтальный опрос

4.2

Водоросли - наиболее древние низшие растения. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

1

1

Знать: что водоросли- самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения одноклеточных водорослей; способы размножения одноклеточных водорослей; строение многоклеточных зеленых водорослей; способы питания, размножения, среду обитания, условия существования бурых водорослей; особенности строения и жизнедеятельности красных водорослей.

Лабораторная работа

4.3

Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование в практической  деятельности человека, охрана. Тест

1

1

Знать: значения одноклеточных водорослей в природе и хозяйственной деятельности человека; значение водорослей в природе; их роль в жизни и деятельности человека.

Уметь: различать зеленые, бурые, красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей; определять отличия между красными, бурыми и зелеными водорослями.

Тест. Индивидуальный опрос (работа с карточками).

4.4

К

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Строение, размножение, многообразие, роль в природе, использование человеком. Лишайники Кемеровской области.

1

1

Знать: строение слоевища лишайника; о том, что лишайник- это симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников; значения лишайников в природе; использование лишайников человеком.

Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза; объяснять фразу: «Лишайники- индикаторы чистоты воздуха».

Индивидуальный опрос (работа с карточками).

Фронтальный опрос

4.5

К

Мхи, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль мхов произрастающих  в Кемеровской области .

1

1

Знать: условия жизни мхов; о том, что мхи- высшие растения; признаки, свойственные высшим растениям; особенности строения зеленого мха кукушкина льна; размножение кукушкина льна; особенности строения  белого мха сфагнума; значение мхов в природе и жизни человека.

Уметь: различать зеленые и белые мхи; называть черты отличия между высшими низшими растениями.

Лабораторная работа

4.6

К

Хвощи, плауны, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе(на примере Кемеровской области).

1

1

Знать: условия, необходимые для жизни хвощей и плаунов; строение плауна, хвоща; размножение и цикл развития хвоща, плауна ; значение  в природе и жизни человека.

Индивидуальный опрос (работа с карточками).

Фронтальный опрос Лабораторная работа

4.7

К

Папоротники, строение и жизнедеятельность, размножение. Роль в природе.

1

1

Знать: условия необходимые для жизни папоротников; строение папоротника; размножение и цикл развития папоротника ; значение в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос.

Индивидуальный опрос. Лабораторная работа.

4.8

Голосеменные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.

1

1

Знать: особенности строения голосеменных растений; цикл развития хвойных растений.

Уметь : называть характерные признаки голосеменных растений.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос ( работа  с  карточкам) биологический диктант

4.9

К

Многообразие голосеменных, роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

1

1

Знать : строение хвои и шишек голосеменных растений; значение голосеменных в природе и жизни человека.

Уметь: различать виды хвойных растений.

Лабораторная работа

4.10

Многообразие, хозяйственное значение  покрытосеменных растений, экологические группы, жизненные формы.

1

1

Знать :  значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека; экологические группы и жизненные формы.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос ( работа  с  карточкам)

Раздел V

Строение покрытосеменных растений.

14

6

8

5.1

Строение семян.

1

1

Знать : строение семян покрытосеменных растений; значение слов семядоля, эндосперм, рубчик ;роль семян в жизни растений.

Уметь : находить в тексте учебника необходимую информацию: проводить наблюдения и делать по ним выводы; сравнивать строение семени однодольного и двудольного растений; узнавать и называть семена растений в коллекциях, на рисунках, на натуральных объектах.

Лабораторная работа

5.2

Виды корней и типы корневых систем, зоны корня.

1

1

Знать: функции корня, различия между тремя видами корней; характерные особенности стержневой корневой системы; строение мочковатой корневой системы.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос ( работа  с  карточкам)

5.3

К

Условия произрастания и видоизменения корней.

1

1

Знать: растения, образующие корневые клубни, корнеплоды; роль корней – прицепок и растения , у которых они образуются; значение воздушных и дыхательных корней.

Уметь: различать корневые клубни и корнеплоды; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни.

Лабораторная  работа.

5.4

К

Побег и почки.

1

1

Знать : определение побега; что называется узлом. междоузлием, пазухой листа; что такое листовой рубец; строение почки; за счёт чего происходит рост побега; разницу  между вегетативными и генеративными почками.

Уметь: различать верхушечные и пазушные почки; уметь определять вегетативные и генеративные почки; объяснять причину роста побега в длину.

Лабораторная работа

5.5

К

Внешнее строение листа, жилкование.

1

1

Знать : функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черенковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев; особенности жилкования.

Уметь: находить на листе  листовую пластинку и черешок; определять виды сложных листьев, различать сложные листья и простые листья с рассеченной поверхностью листовой пластинки.

Лабораторная работа

5.6

Клеточное строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. тест

1

1

Знать: строение и функции кожицы листа; роль устьиц в жизни растений; строение устьиц, строение проводящих пучков жилок листа.

Понимать: зависимость интенсивности транспирации от состояния замыкающих клеток устьиц .

 тест

5.7

Строение стебля. Разнообразие стеблей.

1

1

Знать: что стебель – основная часть побега; функции стебля; внутреннее строение стебля; функции отделов стебля; роль чечевичек в жизни растений; механизм образования годичных колец.

Уметь: определять возраст дерева по годичным  кольцам; различать на микропрепаратах и рисунках ткани. Образующие различные отделы стебля.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос ( работа  с  карточкам)

5.8

К

Видоизменения побегов.

1

1

Знать: функции, выполняемые видоизмененными побегами; растения, имеющие корневища, строение луковиц и растения, имеющие луковицу; роль вегетативного способа размножения видоизмененными побегами.

Лабораторная работа

5.9

Цветок. Строение и типы цветков.

1

1

Знать: строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником; строение тычинок и пестиков; роль семязачатков в формировании семян .

Уметь: узнавать и называть части цветка; различать части, составляющие тычинки и пестики; выделять из знакомых растений однодомные и двудомные.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос ( работа  с  карточкам)

5.10

К

Соцветия.

1

1

Знать: определение соцветия; наиболее часто встречающиеся виды соцветий.

Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия.

Лабораторная работа

5.11

Половое размножение покрытосеменных растений. тест

1

1

Знать: роль семязачатков в формировании семян;  роль цветка в половом размножении покрытосеменных ;особенности строения обоеполых и разнополых цветков.

Уметь: различать обоеполые цветки от раздельнополых.

тест

5.12

К

Плоды. Строение и классификация плодов. Распространение плодов и семян.

1

1

Знать: строение плода ;классификацию плодов; каким способом распространяются  плоды и семена.

Уметь: различать простые  и сборные  плоды; знать признаки сочных и сухих плодов

Лабораторная работа

5.13

К

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

1

1

Знать: роль вегетативного способа размножения покрытосеменных растений .

Практическая работа.

5.14

Контрольно-обобщающий урок по теме: Строение покрытосеменных растений

1

1

Знать : строение покрытосеменных растений

Контрольная работа

Раздел VI

Жизнедеятельность растений

8

5

3

6.1

Химический состав растений.

1

1

Знать: вещества, относящиеся к органическим; значение минеральных и органических веществ для роста и развития растений; роль воды  в жизни растений.

Уметь: отличать минеральные и органические вещества.

Лабораторная работа.

6.2

Минеральное питание растений.

1

1

Знать: способы поглощения питательных веществ растениями; что называется почва; органические удобрения; минеральные удобрения; способы внесения в почву минеральных удобрений.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос ( работа  с  карточкам)

6.3

Фотосинтез.

1

1

Знать: что фотосинтез – воздушное питание; условия, необходимые для протекания фотосинтеза; что атмосферный кислород – побочный процесс фотосинтеза.

Лабораторная работа

6.4

Дыхание растений.

1

1

Знать: значение дыхания для растений; о взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза.

Фронтальный опрос.

6.5

Испарение воды растениями. Листопад.

1

1

Знать: роль воды в жизни растений; роль устьиц  в транспирации;; значение испарения воды в жизни растений.

Фронтальный опрос.

6.6

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1

1

Знать: что органические вещества передвигаются по лубу; отличия в передвижении воды и органических веществ ; как можно управлять передвижением органических веществ к плодам.

Уметь: отличать клетки луба от клеток древесины на микропрепаратах.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос   ( работа  с  карточкам)

6.7

Прорастание семян.

1

1

Знать: условия хранения семян; условия необходимые для прорастания семян; зависимость глубины заделки семян от их размеров и от свойств почвы; особенности питания  и роста проростка.

Практическая работа

6.8

Контрольно-обобщающий урок по теме:  Растение – целостный организм.

1

1

Знать: о необходимости для нормального жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; что главный признак живого организма – обмен веществ.

Контрольная работа

 Раздел VII

Классификация растений

9

2

7

7.1

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

1

1

Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий.; признаки однодольных и двудольных растений; принципы распределения растений по семействам.

Уметь: различать растения однодольные и двудольные; давать морфолого-биологическую характеристику растений.

Фронтальный опрос.

7.2

К

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

1

1

Знать: признаки семейства; культурные растения ; лекарственные растения, растения сорняки названого семейства.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать, давать морфолого-биологическую характеристику ;записывать формулу цветка.

Практическая работа

7.3

К

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные.

1

1

Знать: признаки семейства; культурные растения ; значение растений семейства в жизни человека.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать, давать морфолого-биологическую характеристику ;записывать формулу цветка.

Практическая работа

7.4

К

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.

1

1

Знать: признаки семейства; культурные растения ; значение растений семейства в жизни человека.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать, давать морфолого-биологическую характеристику ;записывать формулу цветка.

Практическая работа

7.5

К

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые (Бобовые).

1

1

Знать: признаки семейства; культурные растения ; значение растений семейства в жизни человека.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать, давать морфолого-биологическую характеристику ;записывать формулу цветка.

Практическая работа

7.6

К

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные.

1

1

Знать: признаки семейства; культурные растения ; значение растений семейства в жизни человека.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать, давать морфолого-биологическую характеристику ;записывать формулу цветка.

Практическая работа

7.7

К

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

1

1

Знать: признаки семейства; культурные растения ; значение растений семейства в жизни человека.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать, давать морфолого-биологическую характеристику ;записывать формулу цветка.

Практическая работа

7.8

К

Класс Однодольные. Семейство Злаки.

1

1

Знать: признаки семейства; культурные растения ; значение растений семейства в жизни человека.

Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать, давать морфолого-биологическую характеристику ;записывать формулу цветка.

Практическая работа

7.9

К

Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

1

Знать:  важнейшие сельскохозяйственные культуру .значение в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Уметь: определять роль растений в природе и жизни человека.

Фронтальный опрос.  Работа с гербарным материалом.

Раздел VIII

Развитие растительного мира

4

4

8.1

Происхождение растений. Усложнение растений в процессе эволюции.

1

1

Знать: происхождение растений; усложнение  организации растений в ходе эволюции; что такое палеоботаника.

Фронтальная  беседа

8.2

К

Проблема сохранения биологического разнообразия  растений Кемеровской области.

1

1

Знать: стратегию и программу действия по сохранению биоразнообразия области.

Вводная беседа

8.3

К

Редкие и исчезающие виды растений Кемеровской области. Охрана растительного мира.

1

1

Называть: редкие и охраняемые растения, произрастающие на территории Кемеровской области.

Выделять: отличительные особенности растений, занесенных в Красную книгу.

Объяснять особенности природоохранных мер по отношению к редким и охраняемым растениям.

Фронтальная беседа, сообщения обучающихся.

8.4

К

Охраняемые территории Кемеровской области: природные памятники, заповедники, заказники, национальные парки.

1

1

Называть  охраняемые территории области, знать их категорию: природные памятники. Заказники; географическое расположение на территории области.

Фронтальная беседа, сообщения обучающихся

Раздел IX

Природные сообщества

10

8

2

9.1

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

1

1

Знать: факторы живой природы; факторы неживой природы; о связи условий жизни и экологических факторов; о влиянии света на растения; роль температуры в жизнедеятельности растений; значение деятельности человека для жизни растений.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос   ( работа  с  карточкам)

9.2

К

Характеристика основных экологических групп растений (на примере растений  Кемеровской области).

1

1

Знать: приспособленность светолюбивых растений к условиям обитания; признаки тенелюбивых растений; признаки растений сухих мест обитания; приспособленность к среде растений водных и избыточно-увлажненных мест обитания.

Уметь: узнавать  различать растения разных экологических групп.

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос   ( работа  с  карточкам)

9.3

К

Приспособленность растений к экологическим факторам.

1

1

Приводить примеры приспособлений растений к различным условиям среды.

Объяснять характер приспособлений растений к различным условиям окружающей среды.

Фронтальный опрос.

9.4

Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществе.

1

1

Знать : что называется растительным сообществом; типы растительных сообществ; типы растительности, значение ярусности  в растительных сообществах; причины смены растительных сообществ.

Практическая работа.

9.5

К

Природные сообщества  Кемеровской области.

1

1

Знать : типы природных  сообществ Кемеровской области; типы растительности, значение ярусности  в растительных сообществах; причины смены растительных сообществ.

Фронтальная беседа, сообщения обучающихся

9.6

К

Искусственные сообщества поля, сада, огорода.

1

1

Давать характеристику искусственных сообществ поля., сада, огорода.

Выделять особенности видового состава  искусственных сообществ.

Фронтальная беседа

9.7

К

 Лекарственные и ядовитые растения  Кемеровской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

1

1

Знать наиболее распространенные лекарственные и ядовитые растения Кемеровской области.

Иметь представление о способах оказания первой медицинской помощи при отравление ядовитыми растениями.

Фронтальный опрос

9.8

К

Многообразие растений Кемеровской области.

1

1

Знать  причины изменений растительного мира  Кемеровской области

Уметь отразить значение природноклиматических факторов в зональности растительности.

Фронтальная беседа.

9.9

К

Экскурсия № 2Растения парков и скверов.

1

1

Определять названия растений парков и скверов.

Выделять экологические группы и жизненные формы растений.

Составить описание особенностей видового состава парка.

9.10

Обобщающий урок по е материалам  курса  «Биология. Растения. Грибы. Бактерии».

1

1

Анализ отчетов об экскурсии. Фронтальный  опрос

Всего часов

68

36

32

Содержание (34 часов основной курс + 34 часов «Краеведение»)

1. Введение Биология как наука (3 час)

        Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде как основа безопасности собственной жизни, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны Правила работы в биологической лаборатории.

        Экскурсия № 1* « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».                        

2.         Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (4 часа)

        Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Строение растительной клетки.  Жизнедеятельность клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Нарушения в строении и функционировании – одна из причин заболеваний организмов. Растительные ткани.                  

Лабораторные работы:

  1. Л.р. № 1. * Устройство увеличительных приборов.                        
  2. Л.р. № 2.* Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука и рассматривание их под микроскопом.
  3. Л.р.№3 * «Пластиды в клетках листа элодеи».

Демонстрации:

Строение растительной клетки.*

Ткани растительного организма.*

Деление клетки.*

3. Царства Бактерии и Грибы (6 часов)

        Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний. Царство Грибы, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.  

Лабораторные работы:

Л.р. № 4.* Изучение строения плесневых грибов.

Практические работы:

П.р. № 1.* Распознавание съедобных и ядовитых грибов Кемеровской области.                        

П.р. № 2. Распознавание грибковых болезней культурных растений  Кемеровской области.                        

Демонстрации:

Строение и многообразие бактерий.*

Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных и человека.

Строение шляпочного гриба.*

Многообразие грибов.*

Грибы-паразиты.*

Плесневые грибы.

Съедобные и ядовитые грибы.

Грибы – возбудители заболеваний растений, животных и человека.

4. Царство Растения (10 часов)

        Разнообразие и распространение растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Водоросли - наиболее древние низшие растения. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование в практической  деятельности человека, охрана. Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Строение, размножение, многообразие, роль в природе, использование человеком. Лишайники  Кемеровской  области. Мхи, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.  Хвощи, плауны, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Папоротники, строение и жизнедеятельность, размножение. Роль в природе. Голосеменные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения. Многообразие голосеменных, роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Многообразие, хозяйственное значение покрытосеменных растений, экологические группы, жизненные формы        

Лабораторные работы:

Л.р. № 5. * Изучение внешнего строения водорослей.                        

Л.р. № 6. * Изучение внешнего строения мхов  Кемеровской области.                        

Л.р. № 7.  Изучение внешнего строения хвоща полевого, распространенного в Кемеровской области.                

Л.р. № 8. *Изучение внешнего строения папоротника (на примере видов Кемеровской области).                

Л.р. № 9. * Изучение строения и многообразия голосеменных растений Кемеровской области.                

Демонстрации:

Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Многообразие водорослей.

Роль водорослей в природе.

Строение и многообразие лишайников.

Строение, размножение и многообразие мхов.

Строение, размножение и многообразие хвощей и плаунов.

Строение, размножение и многообразие папоротников.

Строение и размножение голосеменных растений.

Многообразие и значение голосеменных растений.

Многообразие покрытосеменных растений.

Хозяйственное значение покрытосеменных растений.

5. Строение покрытосеменных растений (14 часов)

        Строение семян. Виды корней и типы корневых систем, зоны корня. Условия произрастания и видоизменения корней. Побег и почки. Внешнее строение листа, жилкование.  Клеточное строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Разнообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок. Строение и типы цветков. Соцветия. Половое размножение покрытосеменных растений. Плоды. Строение и классификация плодов. Распространение плодов и семян. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.        

Лабораторные работы:

Л.р. № 10. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.                        

Л.р. № 11. Изучение видоизменённых корней (на примере растении Кемеровской области).                        

Л.р. № 12. Изучение строения побега (на примере растений Кемеровской области ).                        

Л.р. № 13. Изучение типов листьев (на примере растений Кемеровской области).                        

Л.р. № 14. Изучение видоизменённых побегов (на примере растений Кемеровской области)                        

Л.р. № 15. Изучение строения соцветий (на примере растений Кемеровской области).                        

Л.р. № 16. Многообразие плодов (на примере растений Кемеровской области).                        

Практические работы:

П.р. № 3.* Размножение комнатных растений.

П.р. № 4.* Распознавание органов у растений                        

Демонстрации:

Органы растительного организма.*

Строение семени.

Анатомическое строение корня.

Виды корней и типы корневых систем.

Видоизменения корней.

Строение побега и почки.

Внешнее строение листа.

Строение стебля.

Многообразие и видоизменения стеблей.

Строение цветка.

Соцветия.

Половое размножение цветковых растений.*

Классификация плодов.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.        

Классификация плодов.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

        

6. Жизнедеятельность растений (8 часов)

        Химический состав растений. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Растение – целостный организм.

Лабораторные работы:

Л.р. № 17.* Выявление роли воды в жизни растений                        

Л.р. № 18. * Выявление роли света в жизни растений.        

Демонстрации:

Результаты опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.*

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.*

Тема 7. Классификация растений (19 часов)

        Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные), Розоцветные, Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые), Сложноцветные (Астровые). Класс Однодольные. Семейства Лилейные,  Злаки (Мятликовые). Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

Практические работы:

П.р. № 5.* Распознавание растений семейства Крестоцветные (на примере видов Кемеровской области).                

П.р. № 6.* Распознавание растений семейства Розоцветные (на примере растений Кемеровской области).                

П.р. № 7.* Распознавание растений семейства Паслёновые (на примере растений Кемеровской области).        

П.р. № 8.* Распознавание растений семейства Мотыльковые (на примере растений Кемеровской области).                

П.р. № 9.* Распознавание растений семейства Сложноцветные (на примере растений Кемеровской области).

П.р. № 10.* Распознавание растений семейства Лилейные (на примере растений Кемеровской области).                

П.р. № 11.* Распознавание растений семейства Злаки (на примере растений Кемеровской области).        

8.        Развитие растительного мира (4 часа)

        Происхождение растений. Усложнение растений в процессе эволюции. Проблема сохранения биологического разнообразия  растений   Кемеровской Редкие и исчезающие виды растений Кемеровской области. Охрана растительного мира. Охраняемые территории  Кемеровской области: природные памятники, заповедники, заказники, национальные парки.

Демонстрации:

Усложнение растений в процессе эволюции.

Редкие и исчезающие виды растений.

9. Природные сообщества (10 часов)

        Основные экологические факторы и их влияние на растения. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Характеристика основных экологических групп растений (на примере растений Кемеровской области). Приспособленность растений к экологическим факторам. Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществе. Природные сообщества Кемеровской области. Искусственные сообщества поля, сада, огорода.  Лекарственные растения и ядовитые растения Кемеровской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.        

Практические работы:

П.р. № 12.* Выявление приспособлений растений к различным экологическим факторам (на примере растений Кемеровской области).

Демонстрации:

Приспособленность растений к  среде обитания.*

Взаимосвязь растений в сообществе.

Экскурсии:

Экскурсия № 2«Растения парков и скверов»


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ

ПО  БИОЛОГИИ                                                                                           

п/п

Вид

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Лабораторная работа

1*. Устройство увеличительных приборов.        

  2.*Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука и рассматривание их под микроскопом.

3* . Пластиды в клетках листа элодеи

4.* Изучение строения плесневых грибов

5. * Изучение внешнего строения водорослей.

6. * Изучение внешнего строения мхов  Кемеровской области.

7.  Изучение внешнего строения хвоща полевого, распространенного в Кемеровской области.

8. *Изучение внешнего строения папоротника (на примере видов Кемеровской области).

9 * Изучение строения и многообразия голосеменных растений Кемеровской области.

10. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

11. Изучение видоизменённых корней (на примере растении Кемеровской области).

12. Изучение строения побега (на примере растений Кемеровской области ).

13. Изучение типов листьев (на примере растений Кемеровской области).

14. Изучение видоизменённых побегов (на примере растений Кемеровской области)

15. Изучение строения соцветий (на примере растений Кемеровской области).

16. Многообразие плодов (на примере растений Кемеровской области).

17.* Выявление роли воды в жизни растений

18. * Выявление роли света в жизни растений

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Практическая работа

1.* Распознавание съедобных и ядовитых грибов Кемеровской области.                        

2. Распознавание грибковых болезней культурных растений  Кемеровской области.

 3.* Размножение комнатных растений.

4.* Распознавание органов у растений

 5.* Распознавание растений семейства Крестоцветные (на примере видов Кемеровской области).                

6.* Распознавание растений семейства Розоцветные (на примере растений Кемеровской области).                

7.* Распознавание растений семейства Паслёновые (на примере растений Кемеровской области).        

 8.* Распознавание растений семейства Мотыльковые (на примере растений Кемеровской области).                

9.* Распознавание растений семейства Сложноцветные (на примере растений Кемеровской области).

10.* Распознавание растений семейства Лилейные (на примере растений Кемеровской области).                

11.* Распознавание растений семейства Злаки (на примере растений Кемеровской области).        

12.* Выявление приспособлений растений к различным экологическим факторам (на примере растений Кемеровской области).

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО БИОЛОГИИ

для 6 класса

урока

Дата

урока

Название раздела, тема урока

Лабораторные и практические работы

Теоретический материал

Примечания

                 6а           6б          6в                                                                      Раздел I.  Введение 

1

Биология – наука о живой природе.

С. 9-12

2

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Записи в тетради

3

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».

Отчет о проделан ной работе.

Раздел II.

Клеточное строение организмов

4

Устройство увеличительных приборов.

Л.р. № 1. * Устройство увеличительных приборов.

§1

5

Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро.

Л.р. № 2.* Приготовление и рассматривание препарата  кожицы чешуи лука под микроскопом.

§2, с. 17-18

6

Клетка и ее строение: пластиды.

Л.р.№3* . Пластиды в клетках листа элодеи

§2, с. 18-20

7

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани растений.

§3,4

РазделIII

Царства Бактерии и Грибы.

8

Бактерии, их строение и жизнедеятельность.

Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

§5

9

Роль бактерий в природе и жизни человека (на примере предприятий Кемеровской обл.).

§6, записи в тетради

10

Царство Грибы, особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочного гриба. тест.

§7,8

11

Съедобные и ядовитые грибы ( на примере грибов  Кемеровской области). Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами.

П.р. № 1.* Распознавание съедобных и ядовитых грибов Кемеровской области.

Записи в тетради

12

Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека.

Л.р. № 4.* Изучение строения плесневых грибов.

§9

13

Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека ( на примере грибов - паразитов Кемеровской области). Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами.

П.р. № 2. Распознавание грибковых болезней культурных растений Кемеровской области.

§10

РазделIV

Царство Растения

14

Разнообразие и распространение растений. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.

§11

15

Водоросли - наиболее древние низшие растения. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Л.р. № 5. * Изучение внешнего строения водорослей.

§12с.58-60 §41 с. 192-193

16

Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование в практической  деятельности человека, охрана. Тест

§12 с.61-67

17

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Строение, размножение, многообразие, роль в природе, использование человеком. Лишайники Кемеровской области.

§13

18

Мхи, строение, жизнедеятельность, размножение. Роль мхов произрастающих  в Кемеровской области .

Л.р. № 6. * Изучение внешнего строения мхов Кемеровской области.

§14 §41с.195

19

Хвощи, плауны, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.

Л.р. № 7. Изучение внешнего строения хвоща полевого, распространенного в Кемеровской области.

§15 с.75-76 §41с.

20

Папоротники, строение и жизнедеятельность, размножение. Роль в природе.

Л.р. № 8. *Изучение внешнего строения папоротника (на примере видов Кемеровской области).

§15 с.77-79 §41 с. 196-197

21

Голосеменные. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения.

§16 с.80-83 §42

22

Многообразие голосеменных, роль в природе и хозяйственной деятельности человека.

Л.р. № 9. * Изучение строения и многообразия голосеменных растений  Кемеровской области.

§16 с.84-87

23

Многообразие, хозяйственное значение покрытосеменных растений, экологические группы, жизненные формы.

§17

Раздел V

Строение покрытосеменных растений.

24

Строение семян.

Л.р. № 10. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

§18

25

Виды корней и типы корневых систем, зоны корня.

§19-20

26

Условия произрастания и видоизменения корней.

Л.р. № 11. Изучение видоизменённых корней (на примере растении Кемеровской области).

§21

27

Побег и почки.

Л.р. № 12. Изучение строения побега (на примере растений Кемеровской области).

§22 записи в тетради

28

Внешнее строение листа, жилкование.

Л.р. № 13. Изучение типов листьев (на примере растений Кемеровской области).

§23

29

Клеточное строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев.  Тест

§24-25

30

Строение стебля. Разнообразие стеблей.

§26

31

Видоизменения побегов.

Л.р. № 14. Изучение видоизменённых побегов (на примере растений Кемеровской области)

§27

32

Цветок. Строение и типы цветков.

§28

33

Соцветия.

Л.р. № 15. Изучение строения соцветий (на примере растений Кемеровской области).

§29

34

Половое размножение покрытосеменных растений. тест

§44Записи в тетради

35

Плоды. Строение и классификация плодов. Распространение плодов и семян.

Л.р. № 16. Многообразие плодов (на примере растений Кемеровской области).

§30-31

36

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

П.р. № 3.* Размножение комнатных растений.

§43 Записи в тетради

37

Контрольно-обобщающий урок по теме: Строение покрытосеменных растений

П.р. № 4. Распознавание органов у растений.

Повторить §18-30

РазделVI

Жизнедеятельность растений

38

Химический состав растений.

Л.р. № 17.* Выявление роли воды в жизни растений

§32

39

Минеральное питание растений.

§33

40

Фотосинтез.

Л.р. № 18. * Выявление роли света в жизни растений.

§34

41

Дыхание растений.

§35

42

Испарение воды растениями. Листопад.

§36

43

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

§37

44

Прорастание семян.

§38

45

Контрольно-обобщающий урок по теме:  Растение – целостный организм.

Повторить §32-38

РазделVII

Классификация растений

46

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

§45-46

47

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

П.р. № 5.* Распознавание растений семейства (на примере видов Кемеровской области).

§47

48

Класс Двудольные. Семейство Розоцветные.

П.р. № 6.* Распознавание растений семейства (на примере растений Кемеровской области).

§48

49

Класс Двудольные. Семейство Паслёновые.

П.р. № 7.* Распознавание растений семейства (на примере растений Кемеровской  области).

§49

50

Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые (Бобовые).

П.р. № 8.* Распознавание растений семейства (на примере растений Кемеровской области).

§50

51

Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные.

П.р. № 9.* Распознавание растений семейства (на примере растений Кемеровской области).

§51

52

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

П.р. № 10.* Распознавание растений семейства (на примере растений Кемеровской области).

§52

53

Класс Однодольные. Семейство Злаки.

П.р. № 11.* Распознавание растений семейства (на примере растений Кемеровской области).

§53

54

Важнейшие сельскохозяйственные культуры.

Записи в тетради

РазделVIII

Развитие растительного мира

55

Происхождение растений. Усложнение растений в процессе эволюции.

§58

56

Проблема сохранения биологического разнообразия  растений Кемеровской области.

Записи в тетради

57

Редкие и исчезающие виды растений Кемеровской области. Охрана растительного мира.

Записи в тетради

58

Охраняемые территории Кемеровской области: природные памятники, заповедники, заказники, национальные парки.

Записи в тетради

Раздел IX

Природные сообщества.

59

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

§54.§59

60

Характеристика основных экологических групп растений (на примере растений  Кемеровской области).

§55

61

Приспособленность растений к экологическим факторам.

Записи в тетради

62

Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществе.

П.р. № 12* Выявление приспособлений растений к различным экологическим факторам (на примере растений Кемеровской области).

§56-57

63

.Природные сообщества  Кемеровской области.

Записи в тетради

64

Искусственные сообщества поля, сада, огорода.

Записи в тетради

65

 Лекарственные и ядовитые растения  Кемеровской области. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Записи в тетради

66

Многообразие растений Кемеровской области.

Записи в тетради

67

Экскурсия № 2Растения парков и скверов.

Записи в тетради

68

Контрольно-обобщающий урок по  материалам  курса  «Биология. Растения. Грибы. Бактерии».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

    В результате изучения курса ученик должен

    знать/понимать

•  признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

•  сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии,. питание, дыхание, и выделение,  транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

    уметь

•   объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

•   выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•   определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•   анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

•   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

•   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

•   соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

  Учебно-методические  средства обучения

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего   образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2010,
  2. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2010.
  3. Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: учитель, 2009.
  4. А.А.Калтнина. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – М.:ВАКО, 2011.-384с..
  5.  Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...