АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ
статья по биологии по теме

Бутырина Елена Ивановна

использование ИКТ на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon butyrina_-_statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ

Бутырина Е.И.

МБОУ – СОШ № 35, г. Белгород  

Повышение эффективности обучения, уровня мотивационно-потребностной сферы, познавательной активности обучающихся на современном этапе обучения выходит на особое место. Овладение обучающимися методами научного познания окружающего мира вызывает затруднения у обучающихся с низкой познавательной активностью.

        Применение ИКТ на уроках биологии позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решить такую задачу, как повышение мотивации к предмету. Использование ИКТ помогает сделать преподавание биологии интереснее, более полным по содержанию, а так же привлекательнее для обучающихся. Это достигается за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

        Большое внимание на уроках биологии уделяется наглядному материалу. Компьютер даёт возможность демонстрировать строение организмов, их жизнедеятельность, взаимоотношения с другими организмами. В своей работе я использую учебные диски авторов В.В Пасечника. Это большое подспорье в том случае, если оснащение кабинета не позволяет использовать натуральные объекты, фиксированные объекты, наглядные пособия, организовать лабораторные и практические работы с живыми объектами. А ведь именно это стимулирует обучающихся к активной образовательной деятельности на уроке. Именно тогда использование ИКТ целесообразно и необходимо для достижения успехов в обучении. Вместо наглядных пособий можно использовать анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации.

        Особую познавательную активность и интерес к изучаемому обучающиеся проявляют при включении в урок электронных лабораторных практикумов, демонстрационных опытов. Проведение лабораторных работ, требующих исследования натуральных объектов, которые можно найти только летом, невозможно в зимний период. При использовании  готовых, созданных самостоятельно или записанных в летний период экскурсий и практикумов учащиеся получают возможность окунуться в природу родного края и экзотических мест, виртуально проделать неосуществимые в условиях класса опыты, обследовать процессы живой природы.

        Я считаю, что к наиболее эффективным формам представления материала по биологии, относятся мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. В этом случае задействуются различные каналы восприятия обучающихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.  

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ следует помнить, что:

  1. на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  2. на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где обучающиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  3. на контрольном уроке, используя  компьютер, учитель может тщательно проверить, насколько ученик усвоил необходимый объем пройденного материала;
  4. на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы.

На уроках изучения нового материала или при закреплении пройденного я использую:

  1. мультимедийные путеводители – интерактивная справочная инфор-мация по какому-либо объекту природы с красочными фотографиями, видеороликами;
  2. мультимедийные энциклопедии - интерактивная справочная инфор-мация с включением красочной графики, анимации, звукоэффектов.

Самостоятельно создаю и использую в работе фрагменты мультимедийных приложений, свои видео и фотоматериалы, а также  ресурсы сети Интернет.

При помощи компьютера готовлю разнообразные дидактические материалы для использования непосредственно на уроке (карточки-задания, тесты на выбор, тесты на соотнесение, тексты с пропуском символов, тексты с ошибками, в том числе и с использованием иллюстраций, варианты контрольных и самостоятельных работ).

Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Именно поэтому, в первую очередь, я использую несложные электронные пособия - мультимедиа-презентации.  Она позволяет мне сочетать элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. При объяснении она выполняет иллюстративную функцию.

Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией я отвожу активную роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных естествоведческих объектов и явлений, под моим руководством учатся запоминать, сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.

При проверке знаний обучающихся использую следующие подходы с применением информационных технологий:

-использую контролирующие компьютерные программы (тесты, индивидуальные задания), предназначенные для автоматизированной проверки уровня знаний и умений. Виртуальные практикумы из Единой коллекции ЦОР содержат краткий курс теории, описание экономической модели, ход лабораторной работы и контрольные вопросы. 

           Особый интерес обучающиеся проявляют к работе на компьютере самостоятельно (выполнение практической работы, работа с номенклатурой на компьютере, выполнение индивидуальных тестов, работа со слайдами по составлению описания какой – либо местности), составление собственных тестов по изученному материалу. Такая форма работы привлекает даже слабоуспевающих учащихся и позволяет учителю заинтересовать их, привлечь к работе на уроке.

На уроках повторения, обобщения и систематизации полученных знаний я использую тесты и тестовые задания, которые необходимо составлять или подбирать в соответствии со степенью  понимания темы группами детей. В составленные тесты включаю простые вопросы, а оценку знаний ставлю только словесно (т.е. «молодец», «подумай ещё», «отлично» и т.д.), иначе интерес детей к таким заданиям пропадает. Оживить восприятие учащимися материала и совершенствовать их творческие способности мне помогают электронные кроссворды. Улучшается память и внимание детей. Игровая мотивация постепенно переходит в учебную, когда возникает интерес к содержанию занятия.

Использование разных форм ИКТ  способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям не только полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:

  1. способствует повышению познавательного интереса к предмету;
  2. содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
  3. позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
  4. формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
  5. способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Используемая литература:

1.  Никишов А.И. теория и методика обучения биологии: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032400 – биология / А.И. Никишов. – М.: Колосс, 2007.

        2. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2.

        3. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии. – М.: МПУ, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средства активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики

Выступление с презентацией по теме "Использование ИКТ на уроках математики"....

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Статья: «Использование различных методов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»

laquo;Знание  в собственном смысле слова сообщить невозможно.Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности».А. Дистервег Нов...

Использование электронных образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Современный ребёнок живет и развивается в мире электронной культуры. Информация становится стратегическим ресурсом развития общества. Учитель должен стать координатором этого информационного п...

Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...

Статья:«Использование различных приемов обучения для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках физики»

Новая парадигма образования приводит каждого педагога к поиску новых педагогических технологий, которые бы смогли мотивировать обучающихся на изучение предмета, активизировать познавательную деятельно...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...