рабочая программа по биологии. 6 класс.
рабочая программа (биология, 6 класс) на тему

Царегородцева Наталия Владимировна

Рабочая программа по биологии. 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №7 города Чебоксары»

                                «Утверждаю»

     И.о директора МВСОУ «ВСОШ №7»

    ____________________Г.А.Гусарова/

     «  _____»___________________2011


                            «Согласовано»

                Зам. директора по УВР

 ___________Н.В.Царегородцева

    «________»_____________2011

Рассмотрено на заседании ШМО

       Биологии. химии, экологии

«_____»__________________2011

Протокол №________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 6 классе

на 1 полугодие 2011-2012 учебного года

 12 часов (0,7 часа в неделю)

Учитель: Царегородцева Наталия Владимировна

Стаж: 17 лет

Чебоксары – 2011

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи:

  1. освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  1. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  1. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  1. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

 1. Закон «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина

6.Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-      М.: Дрофа, 2004.- 174с

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 176 с.

Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:

Авторская программа построена из расчета 2 час в неделю, мной она переработана из расчета  12 часов за полугодие.

Определение места и роли учебного предмета.

Согласно действующему Базисному учебному плану, в  6 классе предусматривается изучение биологии.

Количество часов: 12

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в  группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

II. Содержание рабочей программы

Тема

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Лабораторные работы

Проверочные работы

Строение и свойства живых организмов

знать/ понимать:

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  1. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  2. распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы  и системы органов животных;
  3. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  4. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Жизнедеятельность организмов

знать/ понимать: 

сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);


Организм и среда. Природные сообщества

знать/ понимать:

роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;  проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  2. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Повторение


Давать   определение   понятиям:   неорганические и органические вещества, белки, жиры, углеводы, оболочка, цитоплазма, ткань, образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая, эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная, орган, корень, побег, стебель, лист, цветок, плод, семена, орган, системы органов, рост, развитие, размножение, раздражимость, обмен веществ, движение, саморегуляция, открытая система, среда обитания, факторы среды, взаимосвязи живых организмов. Работать с микроскопом.

Резервное время


III. Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Цели урока

Основной материал

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование

Вид контроля

1

Основные    свойства живых организмов

Комбинированный урок

Расширить представление учащихся о живых организмах

Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление.

Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов.

Учебник, таблицы

Фронтальный

2

Химический     состав клетки.

Комбинированный

Углубить знания о хим. составе живых организмов, клеток их образующих

Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли),

Различать вещества клетки. Называть:

 вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки.

Учебник

Самостоятель-ная работа, лабораторная работа

3

Клетка - элементарная частица живого.

Комбинированный урок.

Сформировать  знания о строении клетки

Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра.

Называть признак живых организмов - клеточное строение Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра.

Учебник, микроскоп, предметное и покровное стекло, лук, баночка с водой, пипетка, йод, таблица «Строение клетки»

Индивидуаль-ный.

Лабораторная работа

4

Деление клетки.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о механизме деления клетки

Деление клетки как основа роста и развития живого организма.

Митоз, сущность и биологическое значение

Называть структуры клетки, участвующих в делении, роль хромосом.

Распознавать и описывать стадии деления клетки

Учебник, таблица «Митоз»,

Фронтальный

5

Ткани . Органы. Системы органов

Комбинированный урок.

Сформировать знания о видах растительных тканей, особенностях их строения в зависимости от выполняемых функций

Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения.

Давать определение понятию ткань, орган, система органов. Называть:

•типы тканей растений;

•функции тканей растений. Различать типы тканей растений Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Учебник,

Фронтальный.

Лабораторная работа

6

Организм как единое целое.

Комбинированный урок.

Сформировать знания о растении и животном, как целостных организмах.

Растение, животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда.

Доказывать что организм -единое целое Характеризовать причины нарушения целостности организма.

Учебник, таблицы

Тестовый , фронтальный

7

Питание организмов. Дыхание. Передвижение веществ в организме.  

Комбинированный урок.

Углубить понятие «питание», изучить особенности питания растений.

Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное - фотосинтез, минеральное - почвенное).

Давать определение понятиям питание, дыхание, передвижение веществ в организме.

Учебник, таблицы

фронтальный

8

Выделение в организме животных.

Комбинированный урок.

Сформировать знания об особенностях выделения в организме животных.

Выделение как один из важнейших процессов жизнедеятельности. Особенности выделения у беспозвоночных и позвоночных животных Основные выделительные системы у животных

Описывать сущность процесса выделения у животных организмов, его значение. Называть:

органы выделения у различных животных и узнавать их

на рисунках, таблицах.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у животных

Учебник, таблицы,

фронтальный

9

Опорные системы. Движение организма.

Вводный  урок.

Углубить знания об опорной системе, ее роли в жизни организмов

Разнообразие опорных систем, их функции. Скелетные образования у простейших. Наружный и внутренний скелеты.

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни

фронтальный

10

Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.

Вводный  урок.

Сформировать знания о регуляции процессов жизнедеятельности организма, о раздражимости как основном свойстве живого

Жизнедеятельность растений и животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности.       Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения

Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть:

•системы,    обеспечивающие координацию   и   регуляцию процессов   жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип   работы   нервной системы;

•типы нервных систем у животных. Приводить  примеры  животных с разными типами нервной системы

Учебник, таблицы

фронтальный

11

Размножение. Рост и развитие организмов

Вводный  урок.

Сформировать знания об особенностях и способах размножения, оценить значение бесполого размножения

Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры.

Давать   определение   понятиям размножение, вегетативные органы. Называть:

-•значение размножения; •виды размножения; •формы  бесполого  размножения у растений и животных; •органы  вегетативного  размножения растений. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение Описывать сущность бесполого размножения растений.

Учебник,

Фронтальный.

Лабораторная работа

12

 Организм  и среда. Природные сообщества

Обобщающий урок.

Обобщить полученную информацию и показать степень ее усвоения

Закрепление и повторение изученного материала.

Давать понятия:связь организмов и среды обитания.

Учебник, таблицы

Проверочная работа

IV. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:

знать/ понимать:

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  2. сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

уметь:

  1. объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы  и системы органов животных;
  4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  5. анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;
  6. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  2. выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

V.  Литература и средства обучения.

Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений - М.: Дрофа, 2008. - 176с;

Методические пособия для учителя:

1)        Е.Т.Бровкина, Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;

Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2007. - 138 с;

Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.:Дрофа,2006;

Дополнительная литература для учителя:

1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006 -218с.;

2) И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». -М.: Дрофа, 2006;

3) В.Н.Семенцова «Биология. Технологические карты уроков. 6 класс» - Санкт-Петербург: Паритет – 2001.

Дополнительная литература для учащихся:

Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2007, -40с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...