Разноуровневая дифференциация как средство повышения качества обучения учащихся
статья (биология) по теме

Таксымбаева Эльвира Сапаровна

В статье рассмотрены способы дифференцированного подхода на разных этапах уроков биологии на прмере темы "Фотосинтез" в 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разноуровневая дифференциация как средство повышения качества обучения учащихся.

Таксымбаева Э.С. – учитель биологии Рубежинской СОШД

Зеленовского района ЗКО.

        От каких факторов зависит качество обучения? Какие технологии современной педагогики дают эффективный результат? Перед каждым педагогом встает проблема выбора технологии, дидактические средства которой гарантировали бы конкретный результат. На мой взгляд, наиболее оптимальные это личностно – ориентированная технология и  технология дифференциации. Главными положениями их является создание условий для творческой самореализации личности, обучения каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями. Обе технологии неразрывно связаны, т.к. «…принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся». [4]

        Рассмотрим некоторые способы дифференциации, которые можно применить на  различных этапах уроков биологии. Проиллюстрирую применение уровневой дифференциации по теме «Фотосинтез».

        На этапе урока - актуализация знаний - нужно сделать актуальными прежние знания, необходимо активизировать работу памяти, подготовить опорные знания ученика для восприятия и усвоения новых. Это задания на припоминание, от учащихся требуется воспроизведение знаний и применение их в привычной ситуации, работа по образцу. Подобные задания для учащихся с репродуктивным характером познавательной деятельности. Задания первого уровня должны быть доступными абсолютному большинству школьников.[ 1,2]

Задание 1 уровня:

  1. В клетках каких организмов и каких органоидах происходит фотосинтез?
  2. Какие организмы являются гетеротрофами?

        К заданиям второго уровня         относятся задания на сравнение, упорядочение ранее изученного материала. На этом уровне ученик должен самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях. С целью активизации умственной деятельности применяю вопросы на систематизацию имеющихся знаний.

Задание 2 уровня:

  1. Заполнить схему «Типы получения энергии»

  1. Каково строение и роль хлоропластов?

        Далее создаю проблемную ситуацию, применяю вопросы поискового типа. Задания третьего уровня на совершенствование и углубление ранее усвоенных знаний. Такая работа требует применения анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.

Задание 3 уровня:

1. Почему процессы ассимиляции и диссимиляции называют пластическим и энергетическим обменом?

        Для более сильных учеников можно предложить следующее задание.

Задание 4 уровня:

1. В зеленых растениях можно обнаружить следующие процессы: фотосинтез, транспорт ионов, транспорт воды. Какие из этих процессов сопровождаются открытием или закрытием клеток устьиц?

Задания четвертого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся, опираясь на знания и умения, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное. Такая работа осуществляется с опорой на дополнительную литературу.

        На этапе формирование знаний и умений (закрепление) предлагаю такие разноуровневые задания.

Задания 1 уровня:

  1. Терминологический опрос- хлоропласт, АТФ, граны, крахмал.
  2. Заполнить таблицу:            

                                                           Фотосинтез

Фазы фотосинтеза

Процессы, происходящие в этой фазе

Результаты процессов

Световая

Темновая

Задания 2 уровня:

  1. Значение реакции фотолиза.
  2. Сравнить световую и темновую фазы фотосинтеза.

Задание 3 уровня:

  1. Какие факторы усиливают процесс образования органических веществ (фотосинтез)?

Задание 4 уровня:

1.Как преобразуются органические вещества в клетках живых организмов?

        Дифференцированный подход можно осуществить и при итоговом контрольном тестировании. (Приложение 1)

Особый интерес учащихся вызывают уровневые задания с рисунками. (Приложение 2)        

 Положительные аспекты уровневой дифференциации:

  1. исключаются уравниловка и усреднение детей;
  2. у учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному;
  3. появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися;
  4. реализуется желание сильных учащихся продвигаться быстрее и глубже;
  5. повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
  6. в группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться;
  7. повышается уровень Я-концепции: сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех. [3]

        Однако существуют и отрицательные черты уровневой дифференциации - негуманно делить детей на группы, отсутствие возможности слабых учеников тянуться за более сильными и получения помощи от них. Данные минусы можно преодолеть, предложив школьникам самостоятельно выбрать задания и уровень, а соревнование между учениками может возникнуть и внутри группы слабых учеников. Если дифференциация внутриклассная или, как в моем случае, класс малокомплектной школы, где нет перекомплектации классных коллективов, то выделение слабых учеников не публичное, не унизительное. Единственный недостаток дифференциации, по моему мнению, когда в результате несовершенной диагностики в разряд слабых школьников попадают неординарные дети.

        Итак, именно дифференциация обучения является в настоящее время эффективным методом повышения качества образовательного процесса, способом формирования личности, владеющего ключевыми компетенциями.

ПРИЛОЖЕНИЕ1.

Тема раздела «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке»

1 уровень:

1. для фотосинтеза необходим растительный пигмент:

А) хлорофилл В) ксантофилл С) каротин

2. Количество стадий фотосинтеза:

А) 3       В) 2       С)   4

З. По способу получения энергии зеленые растения относятся к:

А) хемотрофам В) гетеротрофам С) автотрофам

4. В процессе фотосинтеза синтезируются:

А) белки В) жиры С) углеводы

5. Зеленый пластид:

А) хромопласт В) хлоропласт С) лейкопласт

6. Организмы, нуждающиеся в готовых органических веществах:

А) гетеротрофы В) паразиты С) автотрофы

7. Организмы, использующие энергию солнечного света:

А) водоросли В) рыбы С) вирусы

8. Процесс расщепления органических веществ:

А) метаболизм В) ассимиляция С) диссимиляция

9. Организмы, дышащие кислородом:

А) аэробы В) анаэробы С) микробы

10. Фотолиз происходит:

А) в темновую фазу В) в световую фазу С) при гликолизе

2 уровень:

1. В какой структуре хлоропласта происходит фотосинтез?

А) оболочке хлоропласта В) строме С) гранах

2. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе?

А)СО2   В) Н2О   С)АТФ

З. Какой способ питания у человека?

А) автотрофный В) гетеротрофный

4. В какую стадию фотосинтеза образуется свободный кислород?

А) темновую В) световую С) постоянно

5. На каком этапе энергетического обмена синтезируется 2 молекулы АТФ?

А) подготовительного этапа В) кислородного этапа С) бескислородного гликолиза

6. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются молекулы:

А) белков В) АТФ С) воды

7. Все реакции синтеза органических веществ в клетке происходят с:

А) освобождением энергии В) расщеплением веществ С) использованием энергии

8. Молочная кислота — результат этапа:

А) аэробного гликолиза В) анаэробного гликолиза С) фотосинтеза

9. Какой энергетический органоид характерен и для растений, и для животных:

А) хлоропласт В) рибосома С) митохондрия

10.Цианеи:

А) хемотрофы В) фототрофы С) паразиты

З уровень:

1. Имеется ли хлорофилл у хемосинтезирующих организмов:

А) да В) нет

2. Какие лучи спектра поглощают хлорофилл?

А) красные, синие В) зеленые, желтые  С) фиолетовые, черные

3. Процессы расщепления глюкозы в клетке происходят в:

А) митохондриях В) легких С) цитоплазме

4. В клетке каталитическую функцию выполняют ферменты, в состав которых обязательно входят:

А) белки В) гормоны С) углеводы

5. В световой фазе фотосинтеза в отличие от биосинтеза белка:

А) используется энергия АТФ В) участвуют ферменты С) происходит синтез АТФ

б. В световой фазе фотосинтеза восстановление НАДФ идет параллельно:

А) с синтезом глюкозы В) синтезом АТФ С) фиксацией СО2

7. Углекислый газ используется в качестве источника углерода в реакциях:

А) синтеза липидов В)биосинтеза    С) синтеза белка

8. Расщепляется ли молекула СО2 при синтезе углеводов?

А) да      В) нет

9. Какие растения создают наибольшую биомассу и выделяют большую часть кислорода?

А) споровые В) семенные С) водоросли

10. Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта?

А) строма В) кристы С) граны

4 уровень (олимпиадные задания)

1. Фотоавтотрофы — организмы, использующие световую энергию для:

А — восстановления СО2

Б — синтеза сложных органических веществ из более простых неорганических соединений.

В — размножения.

2. В зеленных растениях можно обнаружить следующие процессы:

1. фотосинтез 2. транспорт ионов З. транспорт воды

Какие из этих процессов сопровождаются открытием или закрытием клеток устьиц?

А—только 1

Б—только 1 и З

В — только 2 и З

Г— 1,2 и З

З. Условием и исходными веществами, необходимыми для протекания темновых реакций фотосинтеза, являются:

А отсутствие света, наличие СО2 , АТФ и воды;

Б — СО2, АТФ, РиБФ, вода и хлорофилл

В – СО2 АТФ, НАДФ, Н2 и РиБФ.

Г - отсутствие света, наличие СО2, АТФ, НАДФ. Н2 и РиБф.

4. Конечные продукты темновой фазы фотосинтеза -- это:

А — глюкоза, триозофосфат, АТФ и неорганический фосфат.

Б — триозофосфат, НАДФ+, АТФ и неорганический фосфат

В — глюкоза, триозофосфат, НАДФ+, АДФ и неорганический фосфат

Г — триозофосфат, глюкоза, кислород, АДФ и неорганический фосфат.

5. (задача) Предположим, что в результате диссимиляции произошло расщепление 17 моль глюкозы, из которых кислородному расщеплению подверглись 3 моль. Определите:

а.сколько молей молочной кислоты при этом образовано _______моль/литр

б.сколько молей СО2 образовано ____________ моль/литр

в.сколько молей АТФ образовано ____________ моль/литр

г.сколько молей 02 израсходовано ___________ моль/литр

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тема: Побег и почки.

1 уровень. Определить типы почек.

 

               1                    2                 3                    4                 черемуха          клен           липа

2уровень. Укажите различные виды почек.

   

3уровень. Являются ли луковица и клубень побегами? Указать элементы побегов.

                   

Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, - М.: Педагогика, 1989.
  2. Караев Ж.А. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического подхода, монография- Алматы, 2005.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии- М.: Педагогика, 1998.
  4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.- Педагогика, 1990.
  5. Интернет- ресурсы:

             http: //www.ido.edu.ru/

       

       

    ТИПЫ ПИТАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по русскому языку.

Данный материал может быть использован педагогами как методические рекомендации при использовании активный форм обученияв образовательном процессе....

Игровая деятельность как средство повышения качества обученности учащихся на уроках математики

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о т...

Игровая деятельность , как средство повышения качества обученности учащихся.

Статья посвящена главной задаче современного учителя, как при увеличении умственной нагрузке на уроках математики поддерживать интерес к предмету, как стимулировать их к самостоятельному приобретению ...

Рейтинг как средство повышения качества обучения и активности учащихся в работе классного руководителя

    Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная и воспитательная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей...

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....