Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Крылова Ольга Викторовна

Рабочая программа по биологии для 5 класса по УМК В.В. Пасечника к учебнику "Природоведение. Природа. Живая и неживая" В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn._zap.doc50 КБ
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie-5_kl.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основании:

  1. Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании»;
  2. Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года №196;
  3. Примерной программы основного общего образования для общеобразовательных учреждений по Природоведению  5 класс, Министерства образования и науки  Российской Федерации 2007  
  4. Авторской программы под ред. В.В. Пасечника,  «Природоведение» , издательство Дрофа-Москва, 2010 год
  5. обязательного минимума содержания биологического образования для средней (полной) общеобразовательной школы (Сборник нормативных документов для ОУ РФ, под ред. Э. Д. Днепрова, А. Г. Аркадьева, издательство «Дрофа», Москва, 2007г);
  6.  БУП – 2004 (70 часов,  2 часа в неделю).
  7. Учебного плана школы на 2012-2013 учебный год (70 часов, 2 часа в неделю).
  8. Запланировано 70 часов, но фактически будет проведено 68 часов, в связи с календарными праздничными днём (1, 9 мая). Программа будет выполнена за счёт блоковой подачи материала.

В 5 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ курса «Природа живая и неживая».

Изучение природоведения на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

  1. Освоение знаний о живой и неживой природе и присущих ей закономерностях.
  2. овладение умениями наблюдать за явлениями, происходящими в живой природе, работать с биологическими приборами.

ЗАДАЧИ курса:

  1. научить учащихся проводить наблюдения за биологическими объектами, простейшие биологические опыты и эксперименты.
  2. способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за явлениями природы, живыми организмами.
  3. Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в природе.

В результате изучения курса природоведения,

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- Явления природы, строение и свойства веществ, воздуха, организмов, растений, животных, грибов, почвы

- основные биологические термины и определения понятий

- строение увеличительных приборов

- лекарственные растения и правила их сбора

-  ядовитые грибы и правила оказания первой доврачебной помощи

- сравнительную характеристику атомов и молекул

- физические и химические процессы, происходящие в живой природе

- правила поведения во время грозы

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

- давать сравнительную характеристику диким и домашним животным, культурным и дикорастущим растениям,

- отличать ядовитые грибы от съедобных. Оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.

- наблюдать за погодой своей местности, за явлениями природы

- проводить самостоятельный поиск биологической информации из различных источников

- вести дневник наблюдений

- использовать  приобретённые ЗУН в повседневной жизни

         Рабочая программа составлялась с учётом характеристики класса по предмету.

УМК, реализующий программу:

1. Учебник: «Природоведение» 5 класс, авт.В. М. Пакулова, Н. В. Иванова, «Дрофа», Москва  2008 год;

2. Программа к учебнику «Природоведение» 5 класс, авт. В.В. Пасечника, М. издательство «Дрофа», Москва  2007г,

3.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику,  авт.В. М. Пакулова, Н. В. Иванова «Дрофа», Москва  2008год.

Дополнительной литературы:

1. «Занимательные материалы и факты по  биологии», авт.М. М. Бондарук, «Учитель», Волгоград, 2007год;

2. Электронные средства

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА ПО ПРЕДМЕТУ

В  5   классе в 2012-2013 уч. году будут обучаться 7 человек: 4  девочки и 3  мальчика. Национальный состав –  4 русских и  3 чеченца. За прошлый учебный год успеваемость по Окружающему миру  составила-100%. Качество знаний – 70%

Окончили 2011-2012  уч. год: на «5»-3 учащихся

                                На «4»-4 учащихся

                                На «3»-3 учащихся

70 %  учащихся полностью овладели программным материалом 4 класса. Они могут самостоятельно наблюдать за погодными условиями, сравнивать тела живой и неживой природы, называть их признаки.

30%  учащихся не всегда чётко формулируют биологические понятия, дают характеристику биологическим процессам.

Таким образом, для ликвидации пробелов в знаниях учащихся, в 5 классе на уроках Природоведения целесообразно мотивировать  учащихся к продолжению наблюдений за природными явлениями,  использовать достаточное количество наглядного материала, который бы вызвал интерес к предмету. Для более быстрого усвоения новой темы использовать опорные конспекты (схемы, таблицы).   Со слабыми учениками необходимы индивидуальные дополнительные занятия.        Класс можно охарактеризовать как «сильный».    

Предмет «Природоведение» изучается впервые.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Вселенная

6

3

Строение и свойства вещества

11

4

Воздух

6

5

Вода

3

6

Горные породы

5

7

Почва

6

8

Организмы

6

9

Растения

6

10

Грибы  

4

11

Животные

6

12

Человек. Его здоровье и безопасность

9

ИТОГО:

70 ч.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ – 5 класс

№ урока

Тема урока

Требования к уровню подготовки

 учащихся

Формы контроля

Дом. задание

Дата проведения урока

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

1

Как изучают природу?

Методы , природа: живая, неживая, явления природы

Наблюдать за природой, делать выводы

Фронтальный опрос

Введение, с. 7-9

03.09

03.09

2

Экскурсия №1 «Природа живая и неживая»

Экскурсия №1

Отчёт об экскурсии

05.09

05.09

ВСЕЛЕННАЯ  (6 ч)

3

Звёзды на небе

Тела природы, знать созвездия, приборы для изучения звёзд

Лаб. Раб 1»Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария»

§ 1, с.20

10.09

10.09

4

Земля – наш дом

Ось Земли, Северное и Южное полушарие, вращение Земли

Лаб. Раб №2 «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий»

§ 2

12.09

12.09

5

Оболочки земли

Хар-ка сфер Земли

Фронтальный опрос

§ 3

17.09

17.09

6

Луна – естественный спутник Земли

Фазы луны

Фронтальный опрос

§ 4

19.09

19.09

7

Солнце. Солнечная система.

Значение солнца для жизни на Земле

Практ. Раб. №1, 2,3 «Ориентирование на местности»

§ 5

24.09

24.09

8

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

Основные термины и понятия

Индивидуальный опрос

Повт. § 1-5

26.09

26.09

СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ВЕЩЕСТВА (11ч)

9

Тела и вещества

Вода: твёрдое, жидкое, газообразное

Фронтальный опрос

§ 6

01.10

01.10

10

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

Круговорот воды в природе

Лаб. Раб № 3 «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел»

§ 7

03.10

03.10

11

Вещества и смеси

Демонстрация свойств серы и железа

Фронтальный опрос

§ 8


08.10


08.10

12

Молекулы. Атомы. Элементы.

Св-ва твёрдых тел, жидкостей и газов

Фронтальный опрос

§ 9

10.10

10.10

13

Движение частиц вещества

Молекулы, св-ва молекул

Фронтальный опрос

§ 10

15.10

15.10

14

Взаимодействие частиц.

Движение частиц в-ва ,

Фронтальный опрос

§ 11

17.10

17.10

15

Разнообразие веществ

Органические и неорганические в-ва

Биологический диктант

§ 12

22.10

22.10

16

Явления природы. Физические явления

Явления природы

Фронтальный опрос

§ 13

24.10

24.10

17

Химические явления. Горение

Способы тушения горящих в-в

Фронтальный опрос

§ 14

07.11

07.11

18

Окисление

Горение, хим. явления

Фронтальный опрос

§ 15

12.11

12.11

19

Обобщающий урок «Строение и св-ва вещества»

Знать определения понятий

Фронтальный опрос

Повт. § 6- 12

14.11

14.11

ВОЗДУХ (6 ч)

20

Воздух- смесь различных газов

Значение воздуха для человека

Фронтальный опрос

§ 16

19.11

19.11

21

Свойства воздуха

Свойства воздуха

Фронтальный опрос

§ 17

21.11

21.11

22

Вес воздуха и атмосферное давление.

атмосфера

Фронтальный опрос

§ 18


26.11


26.11

23

Изменение давления воздуха с высотой

Вес воздуха

Фронтальный опрос

§ 19

28.11

28.11

24

Погода и её предсказание

Практ. Раб № 4 «Описание погоды за месяц»

§ 20

03.12

03.12

25

Обобщающий урок по теме «Воздух»

Основные термины и понятия

Индивидуальный опрос

Повт. § 16-20

05.12

05.12

ВОДА (3 ч)

10.12

26

Три состояния воды

Св-ва твёрдой воды

Фронтальный опрос

§ 21

10.12

10.12

27

Тепловое расширение воды

Св-ва твёрдых и газообразных тел при нагревании и охлаждении

Фронтальный опрос

§ 22

12.12

12.12

28

 Экскурсия №2 «Вода – растворитель. Работа воды в природе»

Значение воды и её охрана

Экскурсия №2 «Изучение работы текучих вод и ветра»

§ 23

17.12

17.12

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ (5 ч)

29

Внутреннее строение Земли.

Мантия, внутреннее и внешнее ядро, земная кора

Биологический диктант

§ 24

19.12

19.12

30

Горные породы

Происхождение горных пород, минералы, метаморфические. Осадочные, магматические горные породы

Лаб.раб №4 «описание минералов и горных пород, определение их свойств»

§ 24, конспект

24.12

24.12

31

Разрушения горных пород

Выветривание. Использование обломочных гор. пород человеком

Фронтальный опрос

§ 25

26.12

26.12

32

Полезные ископаемые. Металлы

Охрана полезных ископаемых

Лаб. Раб. №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»

§ 26

14.01

14.01

33

Обобщающий урок по теме «Воздух. Вода. Горные породы»

Основные термины и понятия

Фронтальный опрос

Повт. § 16-26

16.01

16.01

ПОЧВА – ОСОБОЕ ТЕЛО ЗЕМЛИ  (6 ч)

34

Образование почв и их разнообразие

Структурная и бесструктурная, горизонт

Фронтальный опрос

§ 27

21.01

21.01

35

Состав и свойства почвы

Плодородие почвы, удобрения

Фронтальный опрос

§ 28

23.01

23.01

36

Уход за почвой

Обработка почвы

Фронтальный опрос

§ 29

28.01

28.01

37

Влияние растений на почву.

Еловый лес, луг.  Ветровая, водная эрозия

Фронтальный опрос

§ 30

30.01

30.01

38

Разрушение почв

Эрозия почв

Фронтальный опрос

§ 31

04.02

04.02

39

Обобщающий урок по теме « Почва»

Повторить определения

Самост работа

Повт п. 27-31

06.02

06.02

ОРГАНИЗМЫ (6 ч)

40

Организм и его свойства

Растения, грибы, животные, человек

Фронтальный опрос

§ 32

11.02

11.02

41

Где живут организмы?

Приспособленность к среде обитания

Фронтальный опрос

§ 33

13.02

13.02

42

ЭКСКУРИЯ №3 « Разнообразие организмов, их относительная приспособленность к условиям среды, относительный характер приспособленности»

Наблюдать за живой природой

Экскурсия № 3

отчёт

18.02

18.02

43

Увеличительные приборы

Строение микроскопа

Фронтальный опрос

§ 34

20.02

20.02

44

Строение организмов

Микроорганизмы, строение клетки

Фронтальный опрос

§ 35

25.02

25.02

45

Обобщающий урок по теме «Организмы»

Среда обитания

Фронтальный опрос

Повт. §32 - 35

27.02

27.02

РАСТЕНИЯ – ПОСРЕДНИКИ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ (6 ч)

46

Признаки растения

Значение растений в природе

Фронтальный опрос

§ 36

04.03

04.03

47

Разнообразие растительного мира

Растения леса, луга, поля, водоёма

Фронтальный опрос

§ 37

06.03

06.03

48

Строение цветковых растений

Части растения

Лаб/раб  № 6 «Распознавание органов цветковых растений на гербарных и живых образцах»

§ 38

 Лаб. Раб. №7 «Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян (опыты в дом. условиях) (результаты опыта)

11.03

11.03

49

Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека»

Лекарственные растения

Фронтальный опрос

§ 39

13.03

13.03

50

Красная книга растений

Красная книга России, Ростовской области

Лаб. Раб. №8 «Определение названия растений»

§ 40

18.03

18.03

51

Многообразие культурных растений

Культурные растения

Фронтальный опрос

§ 41

20.03

20.03

ГРИБЫ (4 ч.)

52

Разнообразие грибов

Строение грибов их классификация

Фронтальный опрос

§ 42

01.04

01.04

53

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые, правила сбора грибов

Лаб. Раб № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов»

§ 43

03.04

03.04

54

Правила сбора грибов и оказание первой доврачебной помощи при отравлении грибами

Памятка грибнику, первая доврачебная помощь при отравлении грибами.

Фронтальный опрос

§ 43

08.04

08.04

55

Обобщающий урок по темам «Почва. Организмы. Растения»

Знать определения и понятия

Фронтальный опрос

Повт. § 27 - § 43

10.04

10.04

ЖИВОТНЫЕ – БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ (6 ч)

56

Признаки животных

Дикие и домашние животные

Фронтальный опрос

§ 44

15.04

15.04

57

Условия жизни и многообразия диких животных

Сезонные явления

Фронтальный опрос

§ 45

17.04

17.04

58

Значение диких животных и их охрана

Охрана животных

Лаб. Раб № 10 «Узнавание животных своей местности»

§ 46

22.04

22.04

59

Домашние животные

животноводство

Фронтальный опрос

§ 47 сочинение

22.04

22.04

60

Связи живого и неживого

Цепи питания

Фронтальный опрос

§ 48

24.04

24.04

61

Обобщающий урок по теме «Животные-братья наши меньшие»

Основные термины и понятия

Фронтальный опрос

Повт. §44-48

29.04

29.04

ЧЕЛОВЕК. ЕГО ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ ( 9 ч)

62

Человек и окружающая среда

Система органов человека

Лаб. Раб. № 11 «определение показателей развития своего организма»

§ 49

01.05

06.05

63

Как беречь своё здоровье и жизнь?

Первая помощь при травмах

Фронтальный опрос

§ 50

06.05

08.05

64

Основы безопасности жизнедеятельности

Оказание доврачебной помощи при травмах различного характера

Индивидуальный опрос

конспект

08.05

13.05

65

Практическое занятие по оказанию первой доврачебной помощи при травмах

Уметь накладывать стерильные повязки на условную рану, останавливать кровотечение

Лаб. Раб. №12 , №13, №14 «Оказание первой помощи при при ушибах, растяжении связок, кровотечениях»

Повт. § 50

13.05

15.05

66

Вредные привычки и их предупреждение

Наркомания, алкоголизм, табакокурение

Фронтальный опрос

§ 51

15.05

20.05

67

Обобщающий урок по теме «Человек. Его здоровье и безопасность жизни»

Знать систему органов человека

Фронтальный опрос

Повт. § 49-51

20.05

22.05

68

Повторение пройденного за курс «Природа живая и неживая»

Основные термины и понятия

Фронтальный опрос

Повт. Записи в тетрадях

22.05

27.05

69

Повторение пройденного за курс «Природа живая и неживая»

Основные термины и понятия

Фронтальный опрос

Повт. Записи в тетрадях

27.05

27.05

70

Повторение пройденного за курс «Природа живая и неживая»

Основные термины и понятия

Фронтальный опрос

Повт. Записи в тетрадях

29.05

29.05

ИТОГО:70 часов (2 часа в неделю)                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...