Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по биологии.
олимпиадные задания по биологии (8 класс) по теме

Ахтамьянова Людмила Михайловна

Олимпиадные вопросы для 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_.doc244 КБ
Microsoft Office document icon 8_kl_.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Башкортостан

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2010/2011 уч. г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

8 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, отметьте знаком «+»  (или в матрице ответов).

  1. Для всех живых организмов характерно:

а) образование органических веществ из неорганических;

б) поглощение из почвы растворенных в воде минеральных веществ;

в) активное передвижение в пространстве;

г) дыхание, питание, размножение.

  1. Функция воспроизведения осуществляется на уровне:

а) организменном;

б) популяционно-видовом;

в) биогеоценотическом;

г) биосферном.

  1. Какой прибор используют при изучении детального строения органоидов клетки:

а) ручную лупу;

б) оптический микроскоп;

в) штативную лупу;

г) электронный микроскоп.

  1. Единицей роста и развития организма является:

а) ген;

б) хромосома;

в) клетка;

г) ткань.

  1. Таксономическую категорию растений, которая объединяет близкие классы, называют:

а) царством;

б) семейством;

в) отделом;

г) родом.

  1. Колонии шаровидных бактерий в форме гроздей называются:

а) стрептококки;

б) диплококки;

в) стафилококки;

г) сарцины.

  1. Бактерии размножаются:

а) простым бинарным делением клетки;

б) множественным делением;

в) делением клеток амитозом;

г) мейозом.

  1. Запасным веществом грибов является:

а) крахмал;

б) гликоген;

в) инулин;

г) целлюлоза.

  1. Споры у мукора созревают:

а) в шаровидных спорангиях;

б) в кистевидных разветвлениях мицелия, приподнимающихся над субстратом;

в) при отделении клеток мицелия в любом месте;

г) мукор спор не образует.

  1. О чем свидетельствует отсутствие лишайников в данной местности (городе, поселке, парке):

а) о сухом климате;

б) о недостатке минеральных веществ в почве;

в) о загрязнении почвы радиоактивными веществами;

г) о загрязнении воздуха и субстрата различными химическими веществами, прежде всего соединениями серы.

  1. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

а) ризоидами;

б) листьми;

в) корнями;

г) всей поверхностью тела.

  1. Какие ткани выполняют проводящие функции:

а) паренхима, колленхима, склеренхима;

б) меристема, перидерма, ксилема;

в) ксилема, флоэма;

г) лубяные волокна, камбий, перицикл.

  1. У высших споровых растений из зиготы развивается:

а) половое поколение с антеридиями и архегониями;

б) бесполое поколение со спорангиями;

в) заросток;

г) тонкая длинная многоклеточная нить – протонема.

  1. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства:

а) лилейных;

б) сложноцветных;

в) паслёновых;

г) злаков.

  1. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от:

а) корневого давления и испарения воды листьями;

б) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам;

в) скорости роста и развития растения;

г) процесса деления и роста клеток корня.

  1. У растения, изображённого на рисунке, в образовании плода участвуют:
    а) цветоножка и тычинки;
    б) пестики и чашелистики;
    в) пестики и цветоложе;
    г) пестики и тычинки.
  2. Плод у земляники называется:

а) ягода;

б) многокостянка;

в) многоорешек;

г) многолистовка.

  1. Созревание плодов у растений стимулируется:

а) ауксинами;

б) гиббереллинами;

в) цитокининами;

г) этиленом.

  1. У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:
    а) замкнутая в виде полости;
    б) сквозная в виде трубчатой кишки;
    в) замкнутая в виде разветвлённой кишки;
    г) отсутствует.
  2. Сократительная вакуоль у простейших обеспечивает:

а) регуляцию осмотического давления;

б) выделение продуктов обмена веществ;

в) дыхание;

г) выполняет все три функции.

  1. Способность некоторых животных к свечению связана с:

а) присутствием в тканях фосфора;

б) окислением запасенных в тканях жиров;

в) излучением избытка накопленной энергии;

г) отражением света солнца или луны.

  1. Гусеница капустной белянки окукливается:

а) в почве около кормового растения;

б) на различных деревянных поверхностях (стволах деревьев, столбах, стенах домов);

в) на кормовом растении;

г) не имеет стадии куколки, развивается с неполным превращением.

  1. Зачатки коры больших полушарий в процессе исторического развития впервые появляются у:

а) пресмыкающихся;

б) рыб;

в) млекопитающих;

г) земноводных.

  1. Плацента развивается у самок:

а) всех млекопитающих;

б) всех млекопитающих, кроме сумчатых;

в) всех млекопитающих, кроме сумчатых и насекомоядных;

г) всех млекопитающих, кроме сумчатых и яйцекладущих.

  1. Речные раки никогда не живут в болотах вследствие:

а) низкого содержания в воде растворенного кислорода;

б) невысокой прозрачности воды;

в) отсутствия достаточного количества пищи;

г) низкого содержания в воде растворенных соединений кальция.

  1. Среди названных видов не относится к семейству Медвежьих (Ursidae):
    а) гризли;
    б) губач;
    в) барибал;
    г) бамбуковый медведь.
  2. При недостатке кислорода в мышечной клетке:

а) повысится рН из-за уменьшения концентрации СО2 ;

б) повысится рН из-за уменьшения концентрации молочной кислоты;

в) понизится рН из-за повышения концентрации СО2;

г) понизится рН из-за повышения концентрации молочной кислоты.

  1. Для свертывания крови, помимо прочего, необходимы:

а) ионы железа;

б) ионы хлора;

в) аскорбиновая кислота;

г) ионы кальция.

  1. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) избирательно поражает:

а) клетки костного мозга;

б) лимфоциты;

в) эритроциты;

г) клетки головного мозга.

  1. При сокращении сердца человека возникают звуки, по которым можно определить ритм его работы на слух. Эти звуки обусловлены:

а) сокращением мышц желудочков и предсердий;

б) соударением сбрасываемой из сердца крови со стенками артерий;

в) ударами сердца о стенки грудной клетки;

г) схлопыванием створчатых и полулунных клапанов.

  1. Просвет кровеносных сосудов расширяется при раздражении нервов:

а) симпатических;

б) парасимпатических;

в) двигательных;

г) чувствительных.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите (или в матрице ответов).

  1. Корни могут выполнять функции:
    I. образования почек.
    II. образования листьев.
    III. вегетативного размножения.
    IV. поглощения воды и минеральных веществ.
    V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
    а) II, III, IV;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, III, IV, V;
    г) I, II, III, IV.
  2. Сходство клеток животных и бактерий в том, что они имеют:

I. оформленное ядро;

II. цитоплазму;

III. митохондрии;

IV. плазматическую мембрану;

V. рибосомы.  

а) I, II, V;
б) I, III, IV;
в) II, IV, V;
г) I, II.

  1. Растениям семейства крестоцветные характерно:

I. цветок четырёхчленного типа;

II. соцветие кисть;

III. плод боб;

IV. плод стручок или стручочек;

V. соцветие корзинка.

а) I, II, III;
б) I, IV;
в) II, III.
г) I, II, IV.

  1. Для представителей отряда двукрылые характерными признаками являются:

I. 6 пар конечностей;

II. одна пара крыльев перепончатая, вторая – в виде придатков - жужжальцев;

III. тело разделено на голову, грудь, брюшко;

IV. некоторые представители синантропы;

V. ротовой аппарат лижуще-сосущий, колюще-сосущий.

а) I, II, IV;
б) I, III;
в) I, II, IV, V;
г) II, IV.

  1. О родственных связях между кольчатыми червями и моллюсками свидетельствуют:
  1. наличие целома.
    II. одинаковое строение половой системы.
    III. сходное строение пищеварительной системы.
    IV. происхождение органов выделения.
    V. личиночная стадия развития.
    а) II, III, V;
    б) I , IV ,V;
    в) I, III, V;
    г) I, II, III, V.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет» (или в матрице ответов). Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.

  1. Споры мхов прорастают в многоклеточный гаметофит.
  2. Из зиготы мха кукушкина льна формируется листостебельное растение.
  3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  4. Заросток папоротников прикрепляется к субстрату ризоидами.
  5. Эндосперм у сосны обыкновенной формируется из остатков спорогенной ткани - нуцелуса.
  6. Основным хозяином малярийного плазмодия является больной малярией человек.
  7. Половые клетки у гидры образуются из клеток наружного слоя (эктодермы).
  8. Жемчуг образуется раковиной дустворчатых моллюсков.
  9. Из икринки у рыб выходят мальки.
  10. В связи с выходом на сушу глаза земноводных защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. [мах. 4 балла]  Установите соответствие между особенностью строения и функций кожи и классом позвоночные животные, для которых эта особенность характерна.

Особенности строения и функции кожи:

А) обеспечивает поступление воды в тело;
Б) защищает от высыхания;
В) имеет роговую чешую;
Г) содержит много желез;

Д) участвует в газообмене;

Е) выделяет обильную слизь.

Класс позвоночные:

1 – Земноводные;

2 – Пресмыкающиеся.

Особенности строения и функции

А

Б

В

Г

Д

Е

Класс позвоночные

  1. [мах. 4 балла]  Установите соответствие между  тканями растений и особенностями их строения и функциями.

Особенности строения и функции:

А) клетки содержат много хлоропластов;
Б) клетки с толстыми прочными стенками;
В) выполняют роль скелета;

Г) выполняют функцию образования органических веществ из неорганических на свету;

Д) служат опорой для растения;

Е) придают растению постоянную форму.

Ткани:

1 – Механическая;

2 – Фотосинтезирующая.

Особенности строения и функции

А

Б

В

Г

Д

Е

Ткани



Предварительный просмотр:

Республика Башкортостан

Всероссийская олимпиада школьников по биологии

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2010/2011 уч. г.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

8 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который Вы считаете наиболее полным и правильным, отметьте знаком «+»  (или в матрице ответов).

  1. Для всех живых организмов характерно:

а) образование органических веществ из неорганических;

б) поглощение из почвы растворенных в воде минеральных веществ;

в) активное передвижение в пространстве;

г) дыхание, питание, размножение.

  1. Функция воспроизведения осуществляется на уровне:

а) организменном;

б) популяционно-видовом;

в) биогеоценотическом;

г) биосферном.

  1. Какой прибор используют при изучении детального строения органоидов клетки:

а) ручную лупу;

б) оптический микроскоп;

в) штативную лупу;

г) электронный микроскоп.

  1. Единицей роста и развития организма является:

а) ген;

б) хромосома;

в) клетка;

г) ткань.

  1. Таксономическую категорию растений, которая объединяет близкие классы, называют:

а) царством;

б) семейством;

в) отделом;

г) родом.

  1. Колонии шаровидных бактерий в форме гроздей называются:

а) стрептококки;

б) диплококки;

в) стафилококки;

г) сарцины.

  1. Бактерии размножаются:

а) простым бинарным делением клетки;

б) множественным делением;

в) делением клеток амитозом;

г) мейозом.

  1. Запасным веществом грибов является:

а) крахмал;

б) гликоген;

в) инулин;

г) целлюлоза.

  1. Споры у мукора созревают:

а) в шаровидных спорангиях;

б) в кистевидных разветвлениях мицелия, приподнимающихся над субстратом;

в) при отделении клеток мицелия в любом месте;

г) мукор спор не образует.

  1. О чем свидетельствует отсутствие лишайников в данной местности (городе, поселке, парке):

а) о сухом климате;

б) о недостатке минеральных веществ в почве;

в) о загрязнении почвы радиоактивными веществами;

г) о загрязнении воздуха и субстрата различными химическими веществами, прежде всего соединениями серы.

  1. Водоросли поглощают воду и минеральные вещества:

а) ризоидами;

б) листьми;

в) корнями;

г) всей поверхностью тела.

  1. Какие ткани выполняют проводящие функции:

а) паренхима, колленхима, склеренхима;

б) меристема, перидерма, ксилема;

в) ксилема, флоэма;

г) лубяные волокна, камбий, перицикл.

  1. У высших споровых растений из зиготы развивается:

а) половое поколение с антеридиями и архегониями;

б) бесполое поколение со спорангиями;

в) заросток;

г) тонкая длинная многоклеточная нить – протонема.

  1. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства:

а) лилейных;

б) сложноцветных;

в) паслёновых;

г) злаков.

  1. Поступление в растение воды, необходимой для фотосинтеза, зависит от:

а) корневого давления и испарения воды листьями;

б) скорости оттока питательных веществ из листьев ко всем органам;

в) скорости роста и развития растения;

г) процесса деления и роста клеток корня.

  1. У растения, изображённого на рисунке, в образовании плода участвуют:
    а) цветоножка и тычинки;
    б) пестики и чашелистики;
    в) пестики и цветоложе;
    г) пестики и тычинки.
  2. Плод у земляники называется:

а) ягода;

б) многокостянка;

в) многоорешек;

г) многолистовка.

  1. Созревание плодов у растений стимулируется:

а) ауксинами;

б) гиббереллинами;

в) цитокининами;

г) этиленом.

  1. У свободноживущих плоских червей (Turbellaria) пищеварительная система:
    а) замкнутая в виде полости;
    б) сквозная в виде трубчатой кишки;
    в) замкнутая в виде разветвлённой кишки;
    г) отсутствует.
  2. Сократительная вакуоль у простейших обеспечивает:

а) регуляцию осмотического давления;

б) выделение продуктов обмена веществ;

в) дыхание;

г) выполняет все три функции.

  1. Способность некоторых животных к свечению связана с:

а) присутствием в тканях фосфора;

б) окислением запасенных в тканях жиров;

в) излучением избытка накопленной энергии;

г) отражением света солнца или луны.

  1. Гусеница капустной белянки окукливается:

а) в почве около кормового растения;

б) на различных деревянных поверхностях (стволах деревьев, столбах, стенах домов);

в) на кормовом растении;

г) не имеет стадии куколки, развивается с неполным превращением.

  1. Зачатки коры больших полушарий в процессе исторического развития впервые появляются у:

а) пресмыкающихся;

б) рыб;

в) млекопитающих;

г) земноводных.

  1. Плацента развивается у самок:

а) всех млекопитающих;

б) всех млекопитающих, кроме сумчатых;

в) всех млекопитающих, кроме сумчатых и насекомоядных;

г) всех млекопитающих, кроме сумчатых и яйцекладущих.

  1. Речные раки никогда не живут в болотах вследствие:

а) низкого содержания в воде растворенного кислорода;

б) невысокой прозрачности воды;

в) отсутствия достаточного количества пищи;

г) низкого содержания в воде растворенных соединений кальция.

  1. Среди названных видов не относится к семейству Медвежьих (Ursidae):
    а) гризли;
    б) губач;
    в) барибал;
    г) бамбуковый медведь.
  2. При недостатке кислорода в мышечной клетке:

а) повысится рН из-за уменьшения концентрации СО2 ;

б) повысится рН из-за уменьшения концентрации молочной кислоты;

в) понизится рН из-за повышения концентрации СО2;

г) понизится рН из-за повышения концентрации молочной кислоты.

  1. Для свертывания крови, помимо прочего, необходимы:

а) ионы железа;

б) ионы хлора;

в) аскорбиновая кислота;

г) ионы кальция.

  1. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) избирательно поражает:

а) клетки костного мозга;

б) лимфоциты;

в) эритроциты;

г) клетки головного мозга.

  1. При сокращении сердца человека возникают звуки, по которым можно определить ритм его работы на слух. Эти звуки обусловлены:

а) сокращением мышц желудочков и предсердий;

б) соударением сбрасываемой из сердца крови со стенками артерий;

в) ударами сердца о стенки грудной клетки;

г) схлопыванием створчатых и полулунных клапанов.

  1. Просвет кровеносных сосудов расширяется при раздражении нервов:

а) симпатических;

б) парасимпатических;

в) двигательных;

г) чувствительных.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите (или в матрице ответов).

  1. Корни могут выполнять функции:
    I. образования почек.
    II. образования листьев.
    III. вегетативного размножения.
    IV. поглощения воды и минеральных веществ.
    V. синтеза гормонов, аминокислот и алкалоидов.
    а) II, III, IV;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, III, IV, V;
    г) I, II, III, IV.
  2. Сходство клеток животных и бактерий в том, что они имеют:

I. оформленное ядро;

II. цитоплазму;

III. митохондрии;

IV. плазматическую мембрану;

V. рибосомы.  

а) I, II, V;
б) I, III, IV;
в) II, IV, V;
г) I, II.

  1. Растениям семейства крестоцветные характерно:

I. цветок четырёхчленного типа;

II. соцветие кисть;

III. плод боб;

IV. плод стручок или стручочек;

V. соцветие корзинка.

а) I, II, III;
б) I, IV;
в) II, III.
г) I, II, IV.

  1. Для представителей отряда двукрылые характерными признаками являются:

I. 6 пар конечностей;

II. одна пара крыльев перепончатая, вторая – в виде придатков - жужжальцев;

III. тело разделено на голову, грудь, брюшко;

IV. некоторые представители синантропы;

V. ротовой аппарат лижуще-сосущий, колюще-сосущий.

а) I, II, IV;
б) I, III;
в) I, II, IV, V;
г) II, IV.

  1. О родственных связях между кольчатыми червями и моллюсками свидетельствуют:
  1. наличие целома.
    II. одинаковое строение половой системы.
    III. сходное строение пищеварительной системы.
    IV. происхождение органов выделения.
    V. личиночная стадия развития.
    а) II, III, V;
    б) I , IV ,V;
    в) I, III, V;
    г) I, II, III, V.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Укажите вариант ответа «да» или «нет» (или в матрице ответов). Максимальное количество баллов, которое можно набрать –10.

  1. Споры мхов прорастают в многоклеточный гаметофит.
  2. Из зиготы мха кукушкина льна формируется листостебельное растение.
  3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
  4. Заросток папоротников прикрепляется к субстрату ризоидами.
  5. Эндосперм у сосны обыкновенной формируется из остатков спорогенной ткани - нуцелуса.
  6. Основным хозяином малярийного плазмодия является больной малярией человек.
  7. Половые клетки у гидры образуются из клеток наружного слоя (эктодермы).
  8. Жемчуг образуется раковиной дустворчатых моллюсков.
  9. Из икринки у рыб выходят мальки.
  10. В связи с выходом на сушу глаза земноводных защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8 баллов. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. [мах. 4 балла]  Установите соответствие между особенностью строения и функций кожи и классом позвоночные животные, для которых эта особенность характерна.

Особенности строения и функции кожи:

А) обеспечивает поступление воды в тело;
Б) защищает от высыхания;
В) имеет роговую чешую;
Г) содержит много желез;

Д) участвует в газообмене;

Е) выделяет обильную слизь.

Класс позвоночные:

1 – Земноводные;

2 – Пресмыкающиеся.

Особенности строения и функции

А

Б

В

Г

Д

Е

Класс позвоночные

  1. [мах. 4 балла]  Установите соответствие между  тканями растений и особенностями их строения и функциями.

Особенности строения и функции:

А) клетки содержат много хлоропластов;
Б) клетки с толстыми прочными стенками;
В) выполняют роль скелета;

Г) выполняют функцию образования органических веществ из неорганических на свету;

Д) служат опорой для растения;

Е) придают растению постоянную форму.

Ткани:

1 – Механическая;

2 – Фотосинтезирующая.

Особенности строения и функции

А

Б

В

Г

Д

Е

Ткани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

грамота за подготовку призёра муниципального этапа общероссийской олимпиады школьников по основам Православной культуры

Учащиеся нашей школы ежегодно участвуют не только в школьной олимпиаде по Основам Православной культуры, но и в муниципальном этапе....

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады по биологии2013-7,8 классы

Здесь представлены новые тестовые задания  по биологии....

Методика подготовки к муниципальному этапу олимпиады по физике.

В данной  презентации рассмотрены основные етодические приемы, которые я использую при подготовке олимпиадников....

Презентация для занятия по подготовке к муниципальному этапу олимпиады по математике

В презентации представлены общие подходы к решению олимпиадных задач...

Муниципальный этап олимпиады по биологии 2017-2018 уч.год

Биология это наука, про которую не нужно объяснять для чего ее изучать. Кто интересуется биологией понимает, что она сложна и тесно связана с другими предметами. Для хорошего понимания...

Муниципальный этап олимпиады по биологии 2018-2019 уч.год

Изучение биологии должно быть интересным. На уроках ученики систематизируют и обобщают знания, но только участвуя в викторинах и олимпиадах по биологии, они могут научиться пр...