программа по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Шишова Ирина Анатольевна

программа 6 класс учебник Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_6_klass_programma.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа 

 программа по биологии составлена на основе нормативных документов:

1)федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области.

3)преподавание данного курса осуществляется по программе И.Н.Пономаревой,       В.С.Кучьменко, опубликованной в сборнике «Природоведение. Биология. Экология.  Программы 5- 11классы»,допущенном Министерством образования и науки  Российской Федерации. Москва.   Издательский центр «Вентана - Граф» 2012 год с использованием учебника «Биология 6  класс» и методическим пособием к учебнику.

4)Биология. Развернутое тематическое планирование 5-11 классы авторы составители: М.В.Оданович, Н.И.Старикова. – Волгоград. Учитель 2007

5)Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.       Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010.        

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.      

Структура курса (35ч, 1ч в неделю)

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования и рассчитана на 35ч.(1ч/н).П осле анализа программы курса была сделана небольшая корректировка тем, а именно, внесено некоторое  изменение в распределение времени на изучение тем курса, т.к.распределение времени указано в программе ориентировочно и планирование учитель может менять по своему усмотрению. Это сделано с тех позиций, что:

  1. во-первых,  проводятся обобщающие уроки, т.к. темы объемны и требую более глубокого осмысления;
  2.  во -вторых, увеличивается объем лабораторных работ , т.к. знания, полученные при их выполнении необходимы для дальнейшего усвоения курса биологии в старшем звене.

Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:

-технология формирования учебной деятельности;

-применение идеи опор в различной форме (схемы, логические опорные конспекты);

-уроки-практикумы, проблемные уроки;

-технологии учебно-игровой деятельности;

-технологии коммуникативно-игровой деятельности;

-ИКТ и др.        

                         

Содержание учебного предмета

Введение

Наука о растениях — ботаника(1ч. )

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.

1.   Общее знакомство с растениями(2ч.)

Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на пришкольном участке.

2.   Клеточное строение растений(3ч.)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение — многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты — и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.

3.   Органы цветковых растений(8ч.)

Семя

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.

Корень

Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, дос-ковидные, присоски, втягивающие).

Побег

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.

Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.

Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Цветок и плод

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

4.   Основные процессы жизнедеятельности растений(6ч.)

 (ГСМ Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность

роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

5.   Основные отделы царства растений (8ч.)

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: дву-дольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые)1. Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые)2.

6.Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2ч.)

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).

7.Царство Бактерии(1ч.)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе.

1  Изучаются по выбору учителя любые два семейства. - Изучаются по выбору учителя два семейства.

8.Царство Грибы. Лишайники(2ч.)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

9.Природные сообщества(2ч.)

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме. Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями.

Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

        


Тематическое планирование:

тема 1 Введение (1ч)

тема 2 Общее знакомство с растениями(2ч)

тема 3 Клеточное строении растений(3ч)

тема 4 Органы цветковых растений(8ч)  

тема 5 Основные процессы жизнедеятельности растений(6ч)

тема 6 Основные отделы царства растений(8ч)        

тема 7 Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2ч)

тема 8 Царство бактерий(1ч)        

тема 9 Царство грибы. Лишайники(2ч)

тема 10 Природное сообщество (2ч)

Итого: 35ч.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.    

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение лабораторных работ и проведение экскурсии                                                                                                                      

Лабораторных работ-18

Для контроля за уровнем облученности учащихся предусмотрено 10  тестов

Демонстрации: Классификация организмов

Строение растительной клетки

Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)

Строение и многообразие бактерий

Строение шляпочного гриба

Многообразие грибов

Грибы – паразиты

Форма контроля знаний учащихся

Лабораторные работы:

1-2)Семенные и споровые растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, вайи папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами).Знакомство с цветковым растением.

3-4)Приготовление микропрепарата. Строение растительной клетки (на примере листа элодеи и кожицы лука).

5)Строение семени двудольных и однодольных растений. Разнообразие семян овощных культур.

6)Внешнее строение корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли, пшеницы).

7)Строение вегетативных и цветочных почек.

8) Внешнее и внутреннее строение стебля. Годичные кольца на поперечном срезе (спиле) дерева.

9-10)Строение цветка. Строение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Строение соцветий (3-5 разных).

11)Знакомство с растениями различных экологических групп по отношению к воде.

12)Черенкование комнатных растений. Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. Приемы искусственного опыления растений. Приемы опытнической работы (закладка опыта, ведение записей в дневнике наблюдений, подведение итогов).

13 Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей.

14)Изучение внешнего вида мохообразных растений.

15) Изучение внешнего вида папоротниковых растений.

16) Изучение внешнего вида хвойных растений.

17)Знакомство с разнообразием покрыто семенных растений.

18 Выявление признаков семейств по внешнему строению растений.

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Тесты по темам:

  1. Клеточное строение растительного строения.
  2. Корень. Побег.
  3. Размножение растений.
  4. Отделы растений
  5. Покрытосемянные растения

Биологические диктанты по темам:

1) семя

2) лист

3) побег

4) фотосинтез

5) грибы

6) лишайники

Уроки по биологии проводятся с использованием здоровьесберегающих и информационно – коммуникативных технологий.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные признаки живого( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение)
  2. Особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток
  3. Строение ядерной клетки, основные функции ее органоидов.
  4. Особенности строения тканей, органов растительного организма, его жизненные функции.
  5. Характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

  1. Распознавать органоиды клетки.
  2. Распознавать органы и системы органов изученных организмов.
  3. Составлять простейшие цепи питания
  4. Размножать комнатные растения вегетативным способом.
  5. Пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.

Критерии и нормы оценки контроля знаний учащихся:

Исходя из поставленных целей и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:

  1. Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность научных терминов.
  2. Самостоятельность ответа.
  3. Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 Отметка «5»:

  1. полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
  2. четко и правильно даны определения, верно использованы научные термины;
  3. для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытом;
  4. ответ самостоятельный, использованный ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  1. раскрыто основное содержание материала;
  2. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  3. ответ самостоятельный;
  4. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

 Отметка «3»:

  1. усвоено основное содержание учебного материала , но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
  2. определения понятий недостаточно четкие;
  3. не использованы в качестве  доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов;
  4. допущены ошибки и не точности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Отметка «2»:

  1. основное содержание учебного материала не раскрыто;
  1. не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
  2. допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

 отметка «1»:

  1. ответ на вопрос не дан.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;
  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);
  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

 Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

 Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

УМК к рабочей программе:        

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., КучменкоВ.С. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  Лишайники.6 –М «Вентана-Граф» 2010 –учебник.    
  2. Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя  класс, Воронеж 2002
  3. Бодрова Н.Ф. рабочая тетрадь по биологии  «. Биология. Растения. Бактерии. Грибы.  Лишайники.6» -Воронеж 2012

Учебно - методическая литература для учителя:

Бодрова Н.Ф. Биология Книга для учителя  класс, Воронеж 2002

Биология в основной школе. Программы 5-9.  –Москва , издательский центр «Вентана-Граф», 2005

 Биология в школе. Сборник нормативных документов. – М.,  Просвещение 2000

Зверева И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников.  – М. Педагогика, 2003

Кузнецова В.И. Уроки ботаники – М., Просвещение 2001

Максимова В.Н., Ковалева Г.Е. Современный урок биологии.  – М., Просвещение 2005

Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Биология:Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.6 класс. Методическое пособие - М «Вентана-Граф» 2002

Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботаники .  – М., Просвещение 1988

Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботаники .  – М., Просвещение 1987

Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9классы. – М. «Глобус» 2008  

Дополнительная литература для учащихся:

Акимушкин Н.И. Занимательная биология –М. Молодая гвардия, 1972

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях –М. Дрофа, 2002  

НовиковВ.С., Губанов И.А. Школьный атлас- определитель высших растений –М Просвещение 1991

Медиаресурсы: лазерные диски:

электронное средство учебного назначения «Экология» (2CD); 1С: школа. Биология, 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники; мультимедийное приложение к урокам. Уроки биологии, 6 класс;

Интернет-ресурсы:

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .


Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

 Согласовано

заместитель директора по УВР

___________________

«____» ____________ 200__ г.

Утверждена приказом
директора школы
____________________
№ _______ от_________

        

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

6 класс, базовый уровень

Разработана

Шишовой Ириной Анатольевной

учителем биологии высшей

квалификационной категории

                                                                                                                         ________________

                                                                                                                                                            2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...