урок биологии в 6 классе по теме испарение воды листьями
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

 

 Предмет:   Биология 6 класс                              

  Тема: Испарение воды листьями.  

Учебно воспитательные задачи:

1. Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения,  актуализировать знания учащихся о видоизменениях растений, как приспособления к испарению влаги.

2. Развивать умение работать с материалом учебника, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в приспособленности листьев к конкретным условиям среды, развивать познавательный интерес к предмету;

3. Воспитывать экологическую грамотность учащихся культуру труда. Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле..

 Оборудование,  наглядные пособия: Компьютер, проектор, интерактивная доска,  ПО (аctivstudio v.3., ppt, avi, wma. Macromedia Flash) презентация  или флипчарт по теме «Испарение воды листьями»,  флипчарт  «Внешнее строение листа опрос»,   

  Тип урока: комбинированный

 Методы: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий),самостоятельная работа с учебником и анализ новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Пән/ Предмет:   Биология 6 класс                               Сабақ/ Урок: № 12

         

Тақырып/ Тема: Испарение воды листьями.  

Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/Учебно воспитательные задачи:

1. Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растения,  актуализировать знания учащихся о видоизменениях растений, как приспособления к испарению влаги.

2. Развивать умение работать с материалом учебника, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи в приспособленности листьев к конкретным условиям среды, развивать познавательный интерес к предмету;

3. Воспитывать экологическую грамотность учащихся культуру труда. Формировать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле..

Кұрал жабдықтар,  көрнекті кұралдар/ Оборудование,  наглядные пособия: Компьютер, проектор, интерактивная доска,  ПО (аctivstudio v.3., ppt, avi, wma. Macromedia Flash) презентация  или флипчарт по теме «Испарение воды листьями»,  флипчарт  «Внешнее строение листа опрос»,  

Сабақ түрі/  Тип урока: комбинированный

Әдіс-тәсілдер/ Методы: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий),самостоятельная работа с учебником и анализ новой информации.

Сабақ барысы/  Ход урока:

   1.Орг.момент  

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

   2.Проверка домашнего задания

  1. Задача: выявить уровень знаний уч-ся по теме «Лист», устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях
  2. Объяснить опорную схему   стр 1,2 (флипчарт урок)
  3. Индивидуальная работа у доски с флипчартами (Внешнее строение листа)  1 ряд
  4. Заполнить таблицу  «Сравнить фотосинтез и дыхание» 2,3 ряд взаимопроверка   (приложение)  

Стр 3 (шторка)

3.Актуализация знаний учащихся

Беседа по вопросам:

Основные фнкции листа  стр 4

    4.Подготовка уч-ся к к сознательному усвоению знаний

Задача: сообщение темы и цели урока

Звучит музыка Вивальди «Весна».  Стр 5, кликнуть левой клавишей мыши на ссылку

Вступление учителя:

Ребята, в этой музыке Вивальди вы слышите пробуждение природы. Послушайте, как пробуждаются ото сна растения, как тянут они свои нежные листочки к солнцу.

Неразрывна связь зеленых растений с солнцем. И высокое дерево и маленькая травинка- все тянут вверх листья, как ладони рук, к лучам горячего солнца.

Улавливая лучи солнца, тонкая и нежная пластинка листа подвергается сильному нагреванию. Сорванный с дерева лист на солнце очень быстро высыхает, а листья на дереве свежие и сочные. Клетки листа всегда наполнены водой, поступающей из корня по сосудам.

Приложите листик к щеке – вы почувствуете, что он прохладный.

ПОЧЕМУ?  

Учащиеся высказывают свои предположения, на основе которых учитель подводит к мысли, что: Идет процесс испарения.

 

Записываем тему урока в тетрадь Стр 6

Уч-ся формулируют цели урока по теме 

Как испаряется вода, какие органы испаряют воду, зачем испаряется вода.

 5. Усвоение новых знаний

Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых явлениях, добиться от учащихся восприятия, осмысления и усвоения материала.

Постановка проблемы:    Стр 7

Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

 1. Испарение воды листьями. (беседа с элементами объяснения)

 Какие органы растения испаряют воду? Ответ на этот вопрос мы узнаем из опыта. Стр 8

 Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше?

 Почему нарушилось равновесие весов?

 Почему появились капельки на внутренних стенках колбы?    (Вывод делают ученики)

Вывод : Растения испаряют воду листьями.

 

 

Растения на 80% состоят из воды

Откуда в растениях берётся вода?  (её поглощают корни растения из почв) 

                        

 Что заставляет подниматься воду  из корней в другие части растения?

( воду заставляет подниматься из корней в другие части растения  корневое давление) Стр 9,10

 

 Ребята, вспомните строение листа. Как из листа удаляется лишняя вода? (Через устьица.)  

Устьица располагаются с нижней стороны листа. У некоторых растений устьица закрываются на ночь и открываются днем. При достаточном количестве воды устьица открыты, при недостатке воды закрыты. Стр 11

Ученые определили, что разные растения испаряют разное количество воды.

Разные растения испаряют разное количество воды. Стр 12

При разных условиях одно и тоже растение также испаряет разное количество воды.

От чего будет зависеть испарение воды растениями?  Стр 13,14

 

Сделайте предположение, в каком случае растением воды будет испаряться больше, а в каком меньше. Стр 15

Теперь давайте попытаемся ответить на важный вопрос: Зачем растения испаряют воду?

 Вспомним себя летом. Очень жарко, хочется купаться. Когда вы выходите из воды, что вы чувствуете? Это испаряется с кожи вода и охлаждает ее. Растениям тоже жарко. Как оно охлаждается? (Испаряет воду). Температура транспирирующего листа на 7 градусов ниже нетранспирирующего завядшего листа.

Итак, зачем растения испаряют воду?

Вывод  : Значение испарения:  Стр 16

Приспособление для уменьшения испарения воды (сам работа с учебником, беседа) Стр 1 7

 6. Проверка понимания учениками новых знаний

Задача: выявит понимание уч-ся основной идеи урока, умения объяснять нестандартные ситуации

Решение проблемных ситуаций Стр 18

1) Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

 2) Известно, что листья растений аридных (засушливых) районов Земли с течением времени видоизменились в колючки, покрытые воском, волосками, толстой кожицей. Какую роль играет это явление в жизни растений?

3)  Представьте, что один из двух одинаковых побегов, находящихся в сосудах с одним и тем же количеством воды, поместили в помещение с низкой температурой, а другой – с высокой. В каком сосуде через некоторое время воды станет меньше и почему?

7. Закрепление знаний учащихся

Задача: закрепить в памяти уч-ся те знания которые необходимы для самостоятельной работы по повторению материала

Вопросы на повторение:

  1. Зачем листья испаряют воду?
  2. Как происходит испарение?
  3. Какие приспособления есть у растения для уменьшения испарения воды?

8. Информация учащимся о домашнем задании 

Задача:сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Стр 19

п.№ 19,20

Предлагается ситуация: «В результате «парникового эффекта» в нашей местности средняя температура повысилась на 15 градусов. Что в этом случае «придумают» листья, чтобы выжить в данных условиях?» (для всех)

По желанию: Подготовить информацию о самых больших и самых маленьких листьях

Сочинить сказку, легенду о листьях

Подготовить сообщение о растениях, листья которых используют в пищу. Предложить рецепт вкусного и полезного блюда.

Сабақты қорытындылау/ Итоги урока. 

Приложение для каждого уч-ся

Сравнение фотосинтеза и дыхания

признак

фотосинтез

дыхание

Поглощаемый газ

Выделяемый газ

В каких клетках происходит

Что происходит с органическими веществами

Свет

Энергия в процессе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе по теме "Клеточное строение листа"

Конспект урока составлен по программе В.В.Пасечника и на основании учебника В.В.Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники". Содержит контроль материала, изученного ранее и подробный конспект изу...

Конспект урока физики 6 класс по теме "Испарение"

конспект урока содержит описание целей и задач к уроку , постановку проблемы, для использования данного урока необходимо скачать дополнительные материалы к уроку 61. презентацию ;2. презентации  ...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Подземные воды"

Урок построен в технологии проблемного обучения с применением ИКТ и здоровьесбережения....

План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки

Задачи: Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие...

Урок в 7 класса на тему "Внутренние воды Южной Америки"

Урок в 7 классе на тему "Внутренние воды Южной Америки"...

Конспект урока в 7я классе по теме " Внешнее строение листа"

Тип урока: Урок-практикум, объяснение нового материала.Применяемые  технологии  обучения: развивающие и информационно-коммуникационныетехнологииЦель урока: познакомить учащихся с разно...

Технологическая карта открытого урока биологии 6 класса по теме «Внешнее строение листа», ФГОС

Цель: изучить внешнее строение листа, формы листовых пластинок, виды жилкования и типы листорасположения листьев; развивать речевые навыки учащихся через групповую форму работы.Задачи:Сформироват...