План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Лобова Ольга Васильевна

Задачи:

  1. Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение.
  2. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности учащихся, применять межпредметные связи, развивать географическое мышление.
  3. Воспитывать у учащихся чувство товарищества, умение работать в коллективе; получать больше интересного по географии из других источников, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_geografii.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ТУКАЕВСКИЙ  МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

 МОУ «КОМСОМОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ АФРИКИ. РЕКИ.

                                                                                            ПРОВЕЛА УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

                                                                                                ЛОБОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА

Задачи:

  1. Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение.
  2. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности учащихся, применять межпредметные связи, развивать географическое мышление.
  3. Воспитывать у учащихся чувство товарищества, умение работать в коллективе; получать больше интересного по географии из других источников, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Оборудование: Физ. карта Африки, атлас 7-й класс, контурная карта Африки, простые карандаши, портрет Гумилёва, листы со стихами

Тип урока: Новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили тему «Климат Африки». Проверим, как вы её усвоили.

Я называю основные характеристики климатических поясов Африки, а вы должны их назвать:

1. Климатический пояс находится между 2 ю.ш. и 5 с.ш.

2. расположен между 17-30 с.ш. и 2-30 ю.ш.

3. Жарко и сухо в течение всего года

4. Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом

5. Тепло, дождливо в течение всего года

6. Весь год преобладают сухие воздушные массы

7. Весь год преобладают влажные воздушные массы

8. Летом влажные воздушные массы, зимой сухие.

9. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50 С

10. Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее100мм

11. Одно время года

      Задание на проверку фактического материала

Докажите справедливость тезиса о том, что Африка – самый жаркий материк

    Задание на проверку умений работать с картой

Используя климатическую карту, опишите климат о.Мадагаскар

  1.  Изучение нового материала

              Сообщение темы урока

          «Внутренние воды Африки. Реки»

На доске

1. Название темы, число.

2. Эпиграф к уроку

3. Кроссворд  

4. Портрет Н.С Гумилёва

5. Д. задание

- Ребята, вспомните виды внутренних вод.

- Сегодня мы познакомимся с реками Африки (запись в тетрадях темы урока)

- Прежде, чем приступить к изучению новой темы, определим ваш исходный уровень знаний о реках.

1. Что такое река?

2. Исток

3. Устье

4. Как определить по карте , где у реки исток, а где устье?

5. Что такое речная система?

6. Как определить левый и правый притоки реки?

7. Что такое речной бассейн?

8. Речной водораздел

9. Что такое водопад

10. Вспомните типы питания рек.

-Хорошо, молодцы!

- Эпиграфом к нашему уроку служит следующее стихотворение.

Учитель зачитывает эпиграф с доски:

“…Есть Музей этнографии в городе этом

Над широкой, как Нил, многоводной Невой;

В час, когда я устану быть только поэтом,

Ничего не найду я желанней его…”

- Эти слова о Петербургском Музее этнографии произнес известный русский поэт, не просто много написавший об Африке, а бесконечно влюбленный в этот материк, в его бескрайние саванны, непроходимые леса, огромные пространства пустынь, и, конечно же, в великие африканские реки.

- Сегодня на уроке мы будем пользоваться отрывками из стихотворений этого поэта при характеристике многих рек материка.

- А его имя и фамилию вы узнаете в конце нашего урока, разгадав кроссворд, выделенные буквы в котором и укажут вам его фамилию.

Работать мы с вами будем так:

  1. Я читаю задание.
  2. Вы выполняете задание и вписываете в клетки кроссворда название реки.
  3. Угадав все названия рек Африки и узнав их особенности, вы заодно и узнаете и фамилию поэта.

Для выполнения заданий вам потребуется:

  • Лист со стихами.
  • Карандаши.
  • Карты атласа на страницах 11 и 14.

Но для начала дадим общую характеристику речной сети Африки.

- Итак, откройте карты атласов. Внимательно посмотрите, как распределена речная сеть на материке?

1. От чего зависит распределение речной сети на материке?

2. К бассейнам каких океанов относятся реки Африки?

3. В какой океан впадает большинство рек Африки? Почему?  (рельеф)

4.  На что ещё влияет рельеф?  (характер течения)

 Теперь давайте определим зависимость рек от климата. Для этого ответьте мне на следующие вопросы.

  1. В каких  клим.поясах  наиболее густая речная сеть?
  2. Наименее густая?
  3. В каких клим.поясах  реки будут полноводны круглый год? Почему?
  4. В каких клим.поясах реки разливаются летом? Зимой? Почему?
  5. Какое питание имеют реки Африки? Почему?

-А теперь познакомимся поближе с реками Африки

- Приготовьте карандаши и кроссворды

Вопрос №1 – Африканская река, дважды пересекающая экватор (Конго). 

Конго- вторая по протяжённости и  самая полноводная река.

  •  почему она полноводна круглый год? (Экватор – дожди идут ежедневно). 
  • Определите характер течения реки (водопады, пороги)

Вопрос №2 – Правый приток реки Конго (река Убанги)

Вопрос №3 – Используя атлас, назовите реку, на которой расположен водопад Виктория (Замбези). 

Река Замбези –самая крупная река, впадающая в Индийский океан

Отрывок 1. Точно медь в раскаленном железе,
Иглы пламени врезаны в ночь,
Набухают валы на Замбези
И уносятся с гиканьем прочь.

  • Каков характер течения? (пороги, водопады).

Например,  водопад Виктория. Этот водопад был открыт английским исследователем Д.Ливингстоном.

Вопрос №4 – Древние египтяне называли её “священной рекой”, обожествляли её (Нил)

Нил – самая длинная река мира (6671 км). Берёт начало на Восточно-Африканском плоскогорье, протекает через озеро Виктория. Образуется Нил при слиянии двух рек: Белого и Голубого Нила – впадает в Средиземное море. Режим реки меняется в зависимости от климатического пояса.

  • Посмотрев отрывок из видеофильма и глядя на карту, ответьте на вопрос: Почему Нил называют “священной рекой”, обожествляют его (дает жизнь, путь из царства живых в царство мертвых).

Отрывок 2. Для него ежегодно разливы
Этих рыжих всклокоченных вод
Затопляют богатые нивы,
Где тройную он жатву берет.

  • Как люди использовали и используют реку в хозяйственной деятельности?

Отрывок 3. И его ограждают пороги
Полосой острогрудых камней
От нежданной полночной тревоги,
От коротких нубийских мечей.

  • Что можно сказать о характере течения реки Нил? (среднее течение - пороги).

Вопрос №5 – В этой строчке из стихотворения К.И. Чуковского есть название ещё одной африканской реки.

“И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит - …, …, …”
(Лимпопо) 

  • К бассейну какого океана относится река Лимпопо? (Индийского)

Вопрос №6 – Отрывок 4. Я на карте моей под ненужною сеткой
Сочиненных для скуки долгот и широт
Замечаю, как что-то чернеющей веткой,
Виноградной оброненной веткой ползет.

  • Какая река похожа на ветвь винограда? (Нигер)

Если не угадали, то читайте Отрывок 5.

Но не верю, не верю я, справлюсь по книге,
Ведь должна же граница и тупости быть!
Да, написано Нигер… О царственный Нигер,
Вот как люди посмели тебя оскорбить!

  • Чем возмущен автор? Почему “оскорбить” (Нигер – означает “черный”, “река в стране черных людей”).

Вопрос №7 – Эта река на юге Африки называется так же, как второй из цветов радуги, следующий за красным? (Оранжевая).

Цвет реки здесь ни причём. В этой местности впервые появились переселенцы из Голландии. Они назвали эту реку в честь принца Оранского.

Итак, в вертикальных клетках кроссворда читаем фамилию поэта – ГУМИЛЁВ.

  1. Рассказ о биографии поэта одного из учащихся.

Гумилев Николай Степанович (1886-1921), русский поэт. Сын морского врача. В детстве жил в Царском Селе, с 1895 — в Петербурге, в 1900-03 — в Тифлисе, где в местной газете впервые было опубликовано стихотворение Гумилева (1902). Учился в петербургской и тифлисской гимназиях. Осенью 1903 семья Гумилевых вернулась в Царское Село, где юноша завершил (1906) гимназическое образование. В 1918 Гумилев был привлечен М. Горьким к работе в издательстве “Всемирная литература”, читал лекции в институтах, преподавал в литературных студиях. Занимался переводами (эпос о Гильгамеше, английская и французская поэзия). Издал несколько сборников стихов, в том числе лучшую свою книгу “Огненный столп” (1921; посвящена его второй жене — А. Н. Энгельгардт). Осенью 1920 Гумилев неопределенно обещает участникам так называемого “таганцевского заговора” свое содействие в случае антиправительственного выступления и номинально вовлекается в конспиративную деятельность. 3 августа 1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в исполнение.

  1. Слово учителя о поэте.

4 раза Николай Гумилев побывал на Африканском континенте – 1907, 1908, 1910, 1913 гг., причем два последних раза в Центральной части материка – Эфиопии. Почему именно Африка? Гумилев писал: “Думаю уехать на полгода в Абиссинию (Эфиопию), чтобы в новой обстановке найти новые слова” - Африка вдохновляла его, была его музой.

IV. Закрепление материала.

Работа с контурной картой.

  • Нанести на контур изученные на уроке реки.

V. Итог урока, отметки за работу на уроке.

VI. Домашнее задание §27 стр. 120-122.

В заключение хочу прочесть ещё 8 строк – продолжение эпиграфа к нашему уроку:

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалека привез,
Чуять запах их странный, родной и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной и роз.
И я вижу, как знойное Солнце пылает,
Леопард, изогнувшись, ползет на врага
И как в хижине дымной меня поджидает
Дли веселой охоты мой старый слуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».Цель: изучить внутренние воды Африки.Задачи:1. в процессе работы над учебным элементом вы должны знать крупнейшие речные и озер...

урок географии в 7 классе по теме Внутренние воды Африки

урок географии в 7 классе по теме Внутренние воды Африки...

Урок-презентация по теме Внутренние Воды Африки.Реки.

Урок-презентация позволяет наглядно увидеть необыкновенную красоту Африки....

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки"

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" ....

Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" (с применением ИКТ)

Разработка урока географии для 8-го класса по теме:"Внутренние воды России. Реки"(с применением ИКТ)...

Сценарий урока географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России. Реки».

Тема урока: «Внутренние воды России. Реки» (учебник География Россия: природа,  население,  хозяйство 8 класс. Авторы: В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. «Сферы» ).Тип ур...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....