урок географии в 7 классе по теме Внутренние воды Африки
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

урок географии в 7 классе по теме Внутренние воды Африки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» села Малая Джалга

 

Конспект урока географии

с метопредметным подходом по теме:

«Внутренние воды Африки».

                                                                                                 

                                                                   Выполнила Бойко Татьяна Иосифовна

                                                          учитель географии

2015 г.

Предмет: география

Класс: 7

Тема: «Внутренние воды Африки»

Цель  урока: Изучить особенности внутренних вод материка

Задачи:

Обучающие: 

-создать условия для целостного  формирования представлений о внутренних водах Африки;

- сформировать  представление об особенностях внутренних вод Африки.

- выявить зависимость внутренних вод от климата и рельефа материка.

Развивающие:

- развивать умения работать с разными источниками информации, навыки коллективной работы

- продолжить совершенствовать навыки работы с учебником, дополнительной информацией, атласом.

Воспитательные:        

- развитие интереса к предмету, интеллектуальной инициативы. 

Планируемый результат:

Личностные результаты:

Сформированность основ саморазвития и самовоспитания, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (решение проблемных задач)

Метапредметные результаты:

Личностные универсальные учебные действия (УУД):  нравственно-эстетическое оценивание.

Познавательные УУД:

-владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем

-умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать информацию

-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

-владение навыками познавательной рефлексии.

Коммуникативные УУД: 

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать

Предметные результаты:

знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры;

Знать пути применения полученных знаний в повседневной жизни.

Термины и понятия:

Внутренние воды - воды, находящиеся на территории какого либо материка: реки, озера, болота, ледники, водохранилища и другие.

Дельта - форма устья реки; низменность, сложенная речными наносами и расчленённая сетью протоков и рукавов. Чаще всего имеет форму треугольника (название связано с начертанием заглавной буквы греческого алфавита   - дельта)

Внутренний сток (бессточный бассейн)- бассейны рек и озёр, не имеющих связи с океаном через речные системы.

Эстуарий – воронкообразное затопляемое устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется у рек, где велико воздействие на устье реки движений океанических вод.

Половодье – ежегодно повторяющийся период высокой воды в реке.

Паводок – кратковременный подъем уровня воды в реке.  

Межень – период низкого уровня воды в реке.

Географические объекты:

Реки: Конго, Нил, Нигер, Замбези, Оранжевая, Лимпопо

Озера: Виктория, Ньяса, Танганьика

Водопады: Виктория, Ливингстона

Тип урока: урок изучения нового материала, формирования и закрепления знаний, умений и навыков.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:  Презентация, физическая карта Африки, компьютер, атласы, контурные карты.

Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: использование динамических изображений и работа с экраном не более 20 минут, физкультминутка, чередование форм и методов работы.

Описание урока.

Проводимый урок является  третьим уроком в ходе изучения темы Африка. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка и историей исследования, рельефом Африки, климатом. Главная особенность этой темы выявить особенности зависимости рек Африки от рельефа и климата.

Этот урок  преследует цели знакомства с особенностями водных объектов  Африка, формирование умений выявлять причинно - следственные связи, работать со статистическим и картографическим  материалом.

На уроке предполагается использование следующих методов работы:

- объяснительно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- словесный;

- метод самостоятельной работы;

- метод контроля и самоконтроля;

Приемов работы:

- анализ, сравнение и обобщение полученных знаний;

- работа со статистическим материалом;

- работа с картами;

- приемы: «Настроение»,

Ход урока:

1. Мотивация.

Организационный момент.

 (Создание ситуации: внутренней и внешней готовности к уроку. Создание эмоциональной готовности к уроку.  Прием: «Настроение»).

 Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке географии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами

(Слайд 2):

Здравствуй друг,

Я пришел.

Ты мне рад?

Хорошо!

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.

2. Повторение изученного материала.

А урок наш  не совсем обычный. Необычность его в том, что  мы совершим путешествие вместе с Хранителем времени к удивительным объектам Африканского континента.

Слайд 3.

Но  Хранитель времени очень мудр и осторожен: прежде, чем допустить нас к таинствам  материка он просит нас пройти первое испытание знаниями.  А чтобы нам было легче преодолеть их, мы объединились в 2 группы:

Слайд 4

Задание 1. «Восстанови  карту»……И вот мы плывем через пролив Мозамбикский. Здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и… карта нашего плаванья падает со стола! От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим наш путь?...  Ребята, выручайте!

Итак, команды, внимание! На задание отводится 1 минута. За это время каждая команда на память подписывает зашифрованные объекты континента. Награда за каждый объект - 1 попугай. Время пошло!

(Карта - контур Африки, под знаками вопроса написать названия объектов)
Слайд 5

Задание 2. «Выставка картин». 
Представьте, что вы попали на выставку великолепных картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект Африки, который изображен на картине, и покажете его местоположение на географической карте.
 На «продажу» выставлены «картины»:

Слайд 6 «Горы Атлас»,

Слайд 7 «Капские горы»,

 Слайд 8 «Пустыня Сахара»,

Слайд 9. «Мыс Игольный»,

Слайд 10. «Самум».

Стоимость 1 картины – 2-1 попугая.

Уважаемые, господа! Перед Вами картина: «Горы Атлас». Стартовая цена:1 попугай, 1 попугай 1,
Слайд 11.

Задание 3. Загадочный пояс. Я называю характеристику климатического пояса – вы отвечаете. По команде. Кто согласен с отвечающим – хлопает, а кто не согласен – машет рукой.

1) Этот пояс находится  между 2с.ш. и 5ю.ш. (экваториальный)

2) В этом поясе жарко и сухо в течение года.  (тропический)

3) Весь год преобладают влажные воздушные массы (экваториальный )

4) Летом влажные воздушные массы, зимой сухие (субэкваториальный)

5)Количество осадков больше в этой части материка (южной)

6) Дует ветер самум  (тропический)

- Ребята, почему же Африку называют самым жарким материком?

(ответ: Африка является самым жарким материком,  потому что  расположена между тропиками, где  в течение года солнце стоит высоко над горизонтом).

3.Изучение нового материала. (Актуализация знаний, мотивация)

Африка жаркий материк  чтобы жить там людям, животным, растениям  нужна вода.

Слайд 12.

Прочитаем вместе с Хранителем времени  высказывание знаменитого писателя Н.Гумилёва:  

«Вся страна – это только река,

 Окаймлённая рамкой зелёной,

 И другой, золотой из песка»  

-  Как вы думаете, почему Хранитель времени подготовил нам это высказывание?

- Тема нашего урока, как вы уже видели, связана с водой. Правильно, мы отправляемся в путешествие по внутренним водам Африки.

Слайд13. Запишите тему урока в тетрадь: «Внутренние воды Африки»

Ставится цель и задачи урока:

Слайд 14.

Цель урока:

- сформировать  представление об особенностях внутренних вод Африки

Задачи урока:

- дать характеристику крупнейших водных объектов Африки выявить зависимость внутренних вод от рельефа и климата материка.

4. Этап усвоения новых знаний

- Ребята, вопрос от Хранителя времени:

- Что мы относим к внутренним водам:

(Ответ: Вода на суше, называется внутренними водами)  

Слайд15.

  1. Составьте схему: «Виды внутренних воды»

        

( группы составляют схему; взаимопроверяют и сверяют со слайдом)

Слайд 16.

  1. Установите соответствие между понятием и его определением: работа в группах

Понятие:

1. Река

2. Озеро  

3. Водораздел  

4. Бассейн реки

5. Речная система  

6. Долина реки

7. Режим реки  

8. Питание реки  

Определение:

А) замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

Б) граница, разделяющая соседние речные бассейны.

В) широкое углубление, на дне которого расположено русло реки.

Г) приток воды в реку от разных источников. 

Д) изменения состояния реки, обусловленные физико-географическими свойствами ее водосборного бассейна, в первую очередь климатом. 

Е) Главная река с притоками.

Ж) водный поток, текущий в выработанном им углублении  - русле реки.

З) участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

( группы обсуждают, выполняют задание; проверяют с учителем через слайд)

Слайд 17.

 (Работа с атласом)

- Определите по физической карте Африки, к бассейнам каких океанов относятся реки Африки? Как определить к какому океану?

(учащиеся: Атлантического, Индийского и внутреннего стока)

- Приведите примеры рек этих океанов в виде схемы.

(Учащиеся заполняют схему)

- У какого океана рек больше? Почему?

(Восточная часть материка более высокая. Зависит от рельефа.)

- Значит, на направление течения рек влияет рельеф.

 Бассейн Атлантического океана больше, вследствие того, что рельеф материка понижается к северу и западу. Крупные реки Африки берут начало в горах, а затем выходят на равнины, замкнутые со всех сторон плоскогорьями и горными хребтами. Пересекая уступы этих плоскогорий, реки образуют пороги и водопады. Поэтому запасы водной энергии на африканских реках очень велики, а судоходное значение из-за порогов сильно снижается.
Нанесите основные реки на к/к

- Давайте покажем эти реки на карте:

1. Покажите реку, которая дважды пересекает экватор.1мин 30

(Учащиеся показывают у доски. Слайд о реке. Учитель дает краткую характеристику рекам)

(Слайд 18)

Конго

2. Покажите реку, на которой находится водопад Виктория.

(Слайд 19)

Замбези 

(Слайд 20)

Видео о водопаде Виктория.1мин 30

3. Древние египтяне называли эту реку «священной рекой», обожествляли ее.

(Слайд 21)

Нил 

4.Об этой реке говорится в сказке Чуковского « И сел на орла Айболит и одно только слово твердит…

(Слайд 22)

Лимпопо, ее еще называют крокодиловой рекой.

5. Покажите цветную реку

(Слайд 23)

Оранжевая – этой реке название дал Роберт Гордон в честь Вельгельма Оранского

6.Какая река похожа на виноградную лозу

(Слайд 24)

Нигер 

- От чего зависит характер течения рек? (от рельефа)

- По характеру течения реки бывают? (горные и равнинные)

- Какие реки преобладают в Африке равнинные или горные? Почему?

- Рассмотрим реку Оранжевую

- Где она берет начало? (Драконовы горы)

- Значит, какое течение у нее будет? (бурное)

- А потом в среднем и нижнем течение, какой будет характер реки (спокойно)

Вывод: на формирование рек, их направление и характер течения - влияет рельеф.

- В каких климатических поясах наиболее и наименее густая речная сеть? (экваториальном и субэкваториальном)

- Какие реки полноводны круглый год, а какие будут разливаться летом?

- Какое питание имеют реки Африки?

Вывод: режим и питание рек зависят от климата территории. Для этого континента характерно пересыхание отдельных рек из – за длительного не выпадения осадков, такие реки называются – вади ).

(Слайд 25)

Внешние факторы

Воздействие внешних факторов

                                   Примеры

Рельеф

Характер течения

Пороги и водопады

Работа рек

Направление

Большая часть рек, порожиста, много водопадов. Преобладают реки, впадающие в Атлантического океан.

Климат

Многоводность

Питание

Режим

Ледостав

Многоводны реки, текущие в экваториальном поясе. Преобладает питание дождевое. В экваториальном поясе реки полноводны круглый год. В субэкваториальном поясе половодье наступает летом, в субтропическом поясе – зимой. Ледостава нет.

- Определите по тектонической карте, где находятся почти все крупные озера. (В зоне Восточно-Африканских разломов) А сегодня мы остановимся на втором по величине пресном озере мира -  Виктория, которое располагается не в разломе, а в пологом прогибе платформы. Площадь озера- 68 870 км2.  Высота над уровнем моря 1134м. Наибольшая глубина 80 м, средняя- 40м.  Заслуга открытия  принадлежит английскому путешественнику Джону Спику.  Исследуя Восточную Африку, в июле1858 года он подошел к берегам водоема, который жители называли Ньяза - большая вода». Спик назвал озеро в честь английской королевы Виктории.

По очертаниям озеро напоминает гигантский овал неправильной формы. В основном его берега низкие, заболоченные, за исключением юго-западных  Их основу составляют возвышенные плато. Животный и растительный мир побережья  Виктории типичен для Африканского континента. Достойным украшением стали папирус, тростники камыш, банановые пальмы. Многочисленные заливы озера стали местом обитания бегемотов и крокодилов длина тела отдельных достигает 5-6м. С давних пор на озере развито рыболовство.  Здесь обитает 100 самых разных видов рыб, уже 300 млн. лет здесь живет ископаемая рыба-ланг, которая может задерживать воздух в жабрах. Многообразен мир пернатых, берега озера кажутся раскрашенными во все цвета радуги - фламинго, венценосный журавль. Здесь также можно встретить жирафов, слонов, носорога, львов. (2 мин)

(Слайд 26)

Озеро Танганьика.

Таким образом, дорогие путешественники мы завершаем наш удивительный маршрут по крупнейшим рекам и озерам Африки.

Закрепление.

И теперь последнее испытание Хранителя Времени перед тем, чтобы получить достойное звание Магистра рек и озер.

Разгадывание кроссворда. За правильный ответ – 1 попугай.

 Попробуем оценить свою работу на уроке.

Посчитайте количество бонусов. Итак, больше бонусов у группы:                                  Молодцы!

Звание магистра рек и озер, присуждается:

Домашнее задание: Подготовьте информацию по одному из вопросов:

1.Особенности подземных воды Африки. Их значение и экология.

2. Болота

3. Есть ли ледники на континенте?

Наш урок подошел к концу. Выразите свое отношение к уроку: Если вы получили новые знания по предмету, и урок вам был интересен – по команде –похлопаем, а если урок вам показался не интересным и не дал вам ничего – помашем.

Таблица самооценивания.

Шкала оценивания.

«+», участвовал в работе – 1 балл,

«0», не участвовал в работе – 0 баллов,

«-», мешал работе – минус 1 балл.

Фамилия, имя

Критерии

Участвовал в общем обсуждении (предлагал идеи, критиковал высказывания).

Формулировал ответы, выводы.

Выступал от группы.

Задавал вопросы (в группе, классу, учителю).

Оформлял (запись, рисунок, график)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».

Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».Цель: изучить внутренние воды Африки.Задачи:1. в процессе работы над учебным элементом вы должны знать крупнейшие речные и озер...

Конспект урока географии 7 класс. "Климат и внутренние воды Евразии"

Методическая разработка урока по теме: «Климат и внутренние воды Евразии» 7 класс...

Тесты в XL по географии 8 класса по теме "Внутренние воды России".

Промежуточное тестирование в XL по географии 8 класса по теме "Внутренние воды России"....

План-конспект урока в 7 классе по теме : Внутренние воды Африки. Реки

Задачи: Изучить реки Африки, их особенности. Определить хозяйственное значение. Применять знания в поисках решения проблемных ситуациях в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие...

Конспект урока по географии 7 класс "Климат и внутренние воды Африки"

Проводимый урок является  третьим уроком в ходе изучения темы Африка и 18 по КТП. Ранее  дети познакомились с географическим положением материка Африка, историей исследования, рельефом Африк...

Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Внутренние воды России. Реки"

Методическая разработка урока географии 8 класс по учебнику И.И.Баринова издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....

Урок географии в 7 классе по теме Внутренние воды Африки

Урок географии в 7 классе по теме "Внутренние воды Африки"...