Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

изучение состава, строения и функций крови

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_struktura_konspekta_uroka_po_biologii.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА КОНСПЕКТА УРОКА ПО БИОЛОГИИ по методике Шадрикова

Ф. И. О. аттестуемого учителя

Алексеева Т. И.

Место работы (наименование учреждения)

Ижевская средняя общеобразовательная школа

Класс

8

Предмет

биология

Тема занятия

Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови.

Используемая образовательная система

ИКТ, работа в группах, слово учителя

Используемый учебник

Н. И. Сонин, М. Р. Сапин «Биология. Человек»

Цели и задачи урока

Цель урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.

Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях;  особенностях крови, плазмы крови; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий «кровь», «плазма крови».

- развивающая: развивать умения учащихся обосновывать свое мнение; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; умения работать с микроскопом.

- воспитательная: воспитывать культуру общения; ; создать условия для развития интереса биологических знаний.

Оборудование урока

Компьютер, презентация, микроскоп, микропрепараты «Кровь человека», «кровь лягушки»

Дидактические средства

Рабочая тетрадь к учебнику

Используемая литература

Стандарт образования по биологии, программа по биологии для общеобразовательных учреждений, интернет - ресурсы

Этапы работы

Содержание этапа

Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая должна

быть достигнута учащимися на данном

этапе урока (что должно быть сделано

учащимися, чтобы их дальнейшая

работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых

учитель хочет достичь на данном этапе

урока;

• описание методов организации

работы учащихся на начальном этапе

урока, настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему урока (с

учетом реальных особенностей класса,с которым работает педагог)

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать условия для организации внимания всех учащихся.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Дежурный по классу доложите об отсутствующих.

Отчет дежурного.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы  «Внутренняя среда организма», начатую на прошлом уроке. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо узнать, как Вы усвоили пройденный материал.

Опрос учащихся по заданному на дом

материалу, включающий:

 определение целей, которые учитель

ставит перед учениками на данном

этапе урока (какой результат должен

быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых

учитель хочет достичь на данном этапе

урока;

• описание методов, способствующих

решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения

целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий

педагога в случае, если ему или

учащимся не удается достичь

поставленных целей;

• описание методов организации

совместной деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с которым

работает педагог;

• описание методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности

учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев

оценивания ответов учащихся в ходе

опроса.

Цель: в ходе проверки домашнего задания проверить умения четко раскрывать понятия: внутренняя среда организма, кровь, лимфа, тканевая жидкость, определять значение постоянства внутренней среды организма для здоровья человека.

Тест на знание определений (слайд 1): закончите предложение:

  1. Прозрачная жидкость, в которой, в отличие от крови, нет эритроцитов и тромбоцитов  и меньше белков … (лимфа)
  2. Внутренняя среда организма состоит … (крови, тканевой жидкости, лимфы)
  3. Промежуточная внутренняя среда – это … (тканевая жидкость)
  4. Питательные вещества, кислород, продукты обмена веществ, проходят через клеточную мембрану в виде …(растворов)
  5. Кровь относится к ткани … (соединительной)

Время выполнения теста 3 мин, взаимопроверка по слайду 2. Критерии оценивания: без ошибок – 5

                                        1-2 ошибки – 4

                                        3 – ошибки – 3

Работа в рабочей тетради: стр.    упр.   (объясните, почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде?)

Проверка задания: т.к. все вещества проходят через клеточную мембрану только в виде растворов (Изольда)

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и можем считать, что готовы к усвоению нового материала.

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели

перед учащимися (какой результат

должен быть достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые

ставит перед собой учитель на данном

этапе урока;

• изложение основных положений

нового учебного материала, который

должен быть освоен учащимися;

• описание форм и методов изложения

(представления) нового учебного

материала;

• описание основных форм и методов

организации индивидуальной и

групповой деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в котором

работает педагог;

• описание критериев определения

уровня внимания и интереса учащихся к

излагаемому педагогом учебному

материалу;

• описание методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности

учащихся в ходе освоения нового

учебного материала

Этап 1. Подготовить учащихся к воспроизведению нового материала.

Учитель: Ребята, Вы когда - нибудь сдавали кровь на анализ? Учащиеся: да, конечно!

Учитель: как Вы думаете, для чего мы это делаем?

Учащиеся: потому что так можно узнать о заболеваниях человека (Лиана).

Т. К. при помощи анализов мы можем узнать о содержании клеток крови, гемоглобина, например (Изольда)

Учитель: Вы совершенно правы. Это универсальный способ для определения состояния здоровья человека. И сегодня мы должны убедиться, что кровь это зеркало нашего здоровья и для этого изучим строение и функции крови. Какие же мы цели себе поставим для усвоения материала?

Учащиеся: познакомимся с клетками, функциями и составом крови (Алия)

Учитель корректирует ответы учащихся.

Работа со слайдом 3: цели урока:

  1. Познакомиться с основными понятиями темы: кровь, плазма крови, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты;
  2. Изучить состав и функции крови;
  3. Определить значение крови для организма;

Работа  в тетради: запись числа и темы урока «Кровь ее функции. Клетки крови. Плазма крови» (слайд 4)

Этап 2. Цель: изучить функции крови;

Учитель: Итак, кровь – это удивительная жидкость. Объем крови взрослого человека 5 л.С древних времен ей приписывали могучую силу. И неслучайно, т.к. кровь выполняет в организме важные функции. Как нельзя представить государство без транспортных путей, так и нельзя понять существование человека или животного без движения крови, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества. И из этой транспортной функции вытекают все остальные. Как вы думаете, какие еще функции может выполнять кровь?

Учащиеся: - обеспечить клетки питательными веществами (Изольда)

- уносить продукты обмена веществ (Алия)

- защищать от микроорганизмов (Регина)

- поддерживать постоянство внутреннего состава (Айгуля)

Учитель: нагреваясь в органах , выделяющих тепло (мышцы, печень), она также охлаждает их, а тепло отдает там, где энергия расходуется (головной мозг, легкие)

Делаем вывод по функциям крови: работа со слайдом 5

Кровь в организме выполняет : - транспортную

- питательную                             - гомеостатическую

- дыхательную                            - терморегуляторную функции

Как мы убедились, кровь выполняет много функций, значит и строение должно быть сложное. Вспоминаем, из чего состоит кровь?

Учащиеся: из плазмы и клеток (Изольда)

Учитель: все согласны?  Давайте рассмотрим состав крови по порядку начиная с плазмы.

Работа с учебником: стр. 118 информация о плазме крови.

Фронтальный опрос учащихся, работа со слайдом 6  

                                    Плазма  (60 %)

                                       ⁄                \

    Органические вещества       Неорганические вещества

              (8 %)                                         (92%)

белки, жиры, углеводы                   вода (91%), соли  

 

функции: - транспорт веществ;

                 - свертывание крови;        

  Работа в тетради: запись со слайда состава и функций плазмы.

Этап 3. Цель подготовить учащихся к правильному выполнению работы в группах.

Учитель: сейчас мы должны узнать о форменных элементах крови, перед нами две задачи:1) самостоятельно разделиться на 3 группы;

2) изучить особенности строения и функции элементов крови;

Этап 4. Работа учащихся в группах по учебнику. Цель: воспитывать культуру общения, чувства взаимопомощи.

I  группа изучает эритроциты;  II группа – лейкоциты;  III группа – тромбоциты;

Учащиеся самостоятельно изучают форменные элементы крови и делают выводы, которые записывают в рабочую тетрадь (таблица стр.    упр.   )

Этап 5. Цель: проверить правильность выполнения работ, обсуждение результатов.

Учащиеся I группы отчитываются по итогам работы, обращая внимание на форму, цвет, место образования, функции эритроцитов.  Эритроциты – это безъядерные клетки двояковогнутой формы, красного цвета. Содержат особый белок гемоглобин, который придает эритроцитам красный цвет. Образуются в красном костном мозге, выполняют дыхательную функцию: гемоглобин соединяется  с кислородом и так же легко его отдает, принимет участие в удалении углекислого газа из тканей. В 1 мм3  4,5 – 5,5 млн эритроцитов, живут 100-200 суток.

Учащиеся II и III групп заполняют таблицу в тетради;

Учитель: давайте проверим влияет ли форма и размеры эритроцитов на выполняемые функции. Для этого выполним небольшую лабораторную работу «Микроскопическое строение крови». Итак, целью нашей работы будет знакомство со строением эритроцитов человека и лягушки, сравнить их, ответить на вопросы «Чья кровь больше переносит кислород? Почему?»

Работа в тетради: запись темы работы. Изучение инструкции (слайд 7)

  1. Подготовить микроскоп к работе
  2. Установить под микроскоп микропрепарат крови человека
  3. Рассмотреть препарат. Найти эритроциты.
  4. Установить под микроскоп микропрепарат крови лягушки
  5. Рассмотреть  эритроциты  крови лягушки
  6. Сделать выводы

Выполнение лабораторной работы.

Работа со слайдом 8: строение эритроцита человека и лягушки, подведение итогов.

Учащиеся в ходе выполнения работы приходят к выводу, что эритроциты человека, в отличие от эритроцитов лягушки, не имеют ядра и приобрели двояковогнутую форму. Эритроциты человека переносят больше кислорода, чем эритроциты лягушки. Это связано с размерами и формой эритроцитов.

Учитель: Молодцы! С эритроцитами мы разобрались. Сейчас вернемся к изучению клеток крови и на очереди у нас лейкоциты.

Учащиеся II группы отчитываются по результатам работы, I и III группы заполняют таблицу. Лейкоциты – бесцветные клетки крови, различной формы. Содержат ядро, могут активно передвигаться, Выполняют защитную функцию. Образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах. В 1 мм3  - 6- 8  тыс лейкоцитов.

Учащиеся III группы отчитываются по тромбоцитам, учащиеся I и II заполняют таблицу. Тромбоциты – крвяные пластинки. Имеют небольшие размеры, но не имеют ядра. Образуются в красном костном мозге, живут 5-7 дней. В 1 мм3 – до 400 тыс тромбоцитов, участвуют в свертывании крови.

Учитель: остановимся на функциях тромбоцитов по подробнее, т. к. свертывание  имеет большое значение , предохраняя организм от потери крови. Вы, наверное, замечали, что при мелких ранениях кровь останавливается через 3-4 мин. Это связано с превращением , находящегося в плазме растворенного белка,  фибриногена в нерастворимый белок – фибрин  и образованием сгустка, закупоривающего поврежденный сосуд. Сделаем вывод:  все форменные элементы крови различны по строению, функциям и продолжительности жизни. Итак, ребята,  рассмотрев тему урока, как вы считаете, мы достигли целей, поставленных нами в начале урока?

Учащиеся: да, достигли!

Учитель: давайте же выясним, насколько хорошо Вы усвоили материал.

Закрепление учебного материала,

предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели

перед учащимися (какой результат

должен быть достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые

ставит перед собой учитель на данном

этапе урока;

• описание форм и методов достижения

поставленных целей в ходе закрепления

нового учебного материала с учетом

индивидуальных особенностей

учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих

определить степень усвоения

учащимися нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов

реагирования на ситуации, когда

учитель определяет, что часть учащихся

не освоила новый учебный материал.

Цель: закрепить полученные в ходе урока  знания; опрос учащихся:

  1. Перечислите основные функции крови.
  2. Что входит в состав крови?
  3.  Что такое гемоглобин?
  4. Что такое тромбоциты? Какие функции они выполняют?

Учитель: хорошо, Вы отлично справились с вопросами. Можем считать, что мы достигли целей.

Подведение итогов, выставление оценок.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной

работы для учащихся (что должны

сделать учащиеся в ходе выполнения

домашнего задания);

• определение целей, которые хочет

достичь учитель, задавая задание на

дом;

• определение и разъяснение учащимся

критериев успешного выполнения

домашнего задания.

Цель: закрепить знания учащихся о строении и функциях крови для дальнейшего изучения.

Учитель: изучить стр. 117-118 по учебнику, выучить форменные элементы крови и их функции по записям в тетради.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Плазма крови. Её состав. Форменные элементы крови» . урок биологии

Урок позволит изучить состав плазмы крови и её функции, особенности строения клеток крови в связи с их функциями....

урок - Плазма крови, её состав

конспект урока по биологии - 8 класс...

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови"

Конспект урока по биологии в 8 классе про теме "Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови" по учебнику Н.И.Сонина....

Урок биологии 8 класс "Внутренняя среда организма ее значение. Плазма крови"

Урок биологии с использованием ЭОР по программе Н.И. Сонина....

Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы крови : эритроциты , лейкоциты , тромбоциты , их строение и функции .

Урок биологии 8 класс.Тема :   Плазма крови ,ее состав . Форменные элементы  крови : эритроциты ,...

конспект урока "Клетки крови"

Урок разработан  в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначен для изучения темы "кровь и остальные компоненты внутренней среды" по учебнику Биология 8 класс.(Колесов Д.В; Маш Р,Д ;Беляев И.Н....

Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".

Цели урока:  познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях;  особ...