Технология деятельностного метода обучения
материал по биологии (5 класс) по теме

Горбункова Людмила Александровна

Главная задача современной сис­темы образования – создание условий для качественного обучения. В Концепции модернизации российского образования  зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

                      Технология деятельностного метода обучения

     как средство формирования ключевых компетенций

на уроках биологии.  


«Ставьте ребенку вопросы, доступные его пониманию

и предоставьте ему решать их.

Пусть он узнает не потому, что вы сказали,

а что сам понял». 

                                                                                     французский философ Ж.Ж.Руссо

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В Концепции модернизации российского образования  зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний – вот чему необходимо учить наших ребят.

Компетенция – это набор знакомых знаний, умений, навыков, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т. е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.

Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А. В., то главными, которые учитель формирует в  школе, являются:

Учебно-познавательные компетенции:

• ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

• организовать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

• ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

• выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

• иметь опыт восприятия картины мира.

Информационные компетенции:

• владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернетом;

• самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

• ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;

• уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

• овладеть навыками использования информационных устройств;

• применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Коммуникативные компетенции:

• уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

• уметь представлять свой класс, школу, страну;

• владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

• владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);

• владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

• иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Социальные компетенции:

• владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

• определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

• иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

Урок, организованный по технологии деятельностного обучения, состоит из 9 этапов:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Приведенная структура урока, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от  типа урока.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На данном этапе я использую приемы создания проблемной ситуации или «Мозгового штурма» для выдвижения версий, связанных с новой темой урока.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Работу на этом этапе можно организовать по нескольким направлениям:

  1. проведение опыта;
  2. организация экскурсии;
  3. наблюдение;
  4. ответы на вопросы учителя с опорой на материал учебника, личный опыт, использование дополнительной литературы (энциклопедии, словари, справочники);
  5. викторина «Веришь или нет?».

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель фиксирует с помощью учащихся во внешней речи или на доске возникшую проблему.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют тему урока и учитель задает проект будущих учебных действий.

5. Реализация построенного проекта.

Для реализации построенного проекта более эффективно, на мой взгляд, использовать дифференцированную работу учащихся в группах. Так как группы формируются по разным принципам: по желанию учащихся, под руководством учителя, то учитель, видя особенности сформировавшихся групп, показывает каждой группе свои пути достижения желаемого результата:

1 группа работает автономно;

2 группа работает по плану, составленному учителем;

3 группа работает по опорным схемам и словам, подобранным учителем.

Выход на результат начинают выслушивать со «слабой» группы.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

На данном этапе можно использовать методику «Взаимообмен заданиями» и взаимопроверка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Для самостоятельной работы на данном этапе рационально использовать задания в тетради если они есть или заранее подготовленные дидактические карточки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе мы создаем с учащимися «Почемучку». При этом каждый учащийся, исходя из своих индивидуальных особенностей, задает вопросы учащимся класса по содержанию урока.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На этом этапе подводятся итоги урокаю

Такая организация учебной деятельности дает возможность :

  1. повторять одну и ту же информацию в разной форме, детям не будет скучно;
  2. обучать детей разным способам получения и обработки информации;
  3. при большом разнообразии подобрать наиболее эффективный способ действия для каждого ребенка;
  4. приблизить процесс обучения к реальной жизни, в которой придется ориентироваться в изменяющейся обстановке;
  5. предоставить ребенку возможность объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, анализировать, воспринимать объяснения с новых, не ученических позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

"Нетрадиционные формы и методы обучения. Игра как один из методов активации познавательной деятельности учащихся" Обобщение опыта работы.

Описание системы работы учителяМешковой Марины Анатольевны,учителя русского языка и литературы...

Мастер – класс «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные ...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Инновационные технологии и методы обучения в профессиональном образовании. Применение проблемного метода обучения в преподавании общеобразовательных дисциплин при изложении лекционного материала

   Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познан...