«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»
статья по биологии (5 класс) на тему

Мартыненко Екатерина Васильевна

 

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; интерпретировать научные факты и данные исследований; выявлять научные факты и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов; интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.

Не исключение и результаты учащихся нашей школы. Проведенные исследования диагностики владения универсальными учебными действиями в 5 и 9 классах показали следующие результаты:

 Отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности наблюдается у 55%  учащихся в 5 классе и 30% учащихся 9 класса;

Как видим, результаты требуют действий. Очень низок уровень владения такими УУД, как логическое мышление, классификация, умение задавать вопросы. Необходимо обратить особое внимание при подготовке к ГИА  у девятиклассников на логические рассуждения, которые чаще всего присутствуют в заданиях части «С», умение классифицировать элементы. Результаты диагностики вывели на  понимание необходимости формирования и дальнейшего развития УУД.

Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у подростков и старшеклассников. Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное и дедуктивное).

На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно - деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл martynenko_.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Мартыненко 

Тема опыта: «Исследование  на уроке и во внеурочной деятельности как механизм  формирования и развития универсальных учебных действий»

МКОУ»Тихвинская СОШ» Павлоградский муниципальный район, Омская область

kagor_51@mail.ru

Проведенные исследования диагностики владения универсальными учебными действиями в 5 классе показали следующие результаты: отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности наблюдается у 55%  учащихся. Как видим, результаты требуют действий. Очень низок уровень владения такими УУД, как логическое мышление, классификация, умение задавать вопросы. Результаты диагностики вывели на  понимание необходимости формирования и дальнейшего развития УУД.

Актуальность опыта.

Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия. В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Однако, очевидно противоречие между необходимостью формирования универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы.

 На основе противоречия можно сформулировать проблему: 

посредством, каких видов деятельности можно формировать и развивать УУД в процессе обучения?

Идея, которую я реализую в своей деятельности, заключается в исследовательском методе процесса обучения, что, с моей точки зрения,  будет способствовать формированию и развитию УУД.

Диапазон опыта: Свой опыт я реализую в единой системе «Урок + внеклассная работа». Считаю, что добиться хотя бы небольших результатов у отдельных, более способных учащихся, можно только путем взаимодействия исследовательской деятельности на уроке и во внеклассной работе по предмету. 

Теоретическая база опыта

Гипотеза: эффективность процесса формирования и развития исследовательских умений у учащихся  обеспечивает организация их работы в урочных и  на внеклассных занятиях по биологии. Учебными  исследовательскими умениями нужно считать три:1) умение работать с научной и научно популярной литературой; 2) умение проведения наблюдения; 3) умение постановки эксперимента.

Описание опыта.

Алгоритм работы по формированию исследовательских умений выстраивается в соответствии  с этапами исследовательской деятельности (по Скворцову П.М..)

 Первый шаг: выбор темы, формулирование целей и задач исследования.

Цель и задача — не одно и тоже: цель существенно шире задачи. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи — выполнимыми, их обсуждение проводится обязательно совместно с учащимися-исследователями. Эту работу начинаем уже в 5 классе на уроках биологии.

Тема урока: Роль бактерий в природе и для жизни человека
Тип урока: Урок формирования знаний

Этап актуализации знаний

Содержание исследовательской задачи:                1.        Формирование цели и задач исследования

Действия ученика по решению задачи:

1.Называют тему исследования (Роль бактерий в природе и жизни человека), предполагают, что можно узнать еще о бактериях, кроме строения и жизнедеятельности, из каких источников, 2.Формулируют цель (исследовать: пользу или вред приносят бактерии?) совместно с учителем

3. Определяют, какие задачи необходимо решить для достижения цели?

-поработать с информацией в учебнике

-послушать сообщения товарищей (карточки-задания о вредных и полезных микробах)

-посмотреть презентацию или видеоролик (сказки тетушки Совы о микробах)

Развиваемые УУД:

1.Личностные: навык самостоятельного приобретения знаний, выражение ценностных суждений о здоровье, развитие морально-этических правил по отношению к здоровью окружающих

2.Метапредметные: регулятивные-развитие умений ставить цель; планировать пути достижения цели совместно с учителем;

Коммуникативные: развитие умения формулировать собственное мнение;

отображать в речи содержание совершаемых действий

Рефлексивные: выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на качество работы;

Второй шаг анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно учащимися  и учителем. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи-школьники могут восполнить в ходе работы.

Биология, 5 класс. Грибы

Тема: «Особенности строения плесневых  грибов»

Форма урока: урок-исследование

Этап урока: домашнее задание

Содержание исследовательской задачи:

1.В научно – популярных книгах, журналах, интернет -ресурсах найдите информацию об использовании грибов в пищевой и лекарственной промышленности. Запишите план своего рассказа.

2.Используя  интернет - ресурсы или другие дополнительные источники информации, узнайте, какие грибы называют хищными. Как они охотятся? Как их использует человек?

Действия ученика по решению задачи

Поход в библиотеку, поиск журналов, работа в интернете, анализ словарей и т.д.

Развиваемые УУД

1.Личностные: навык самостоятельного приобретения знаний.

2.Метапредметные: регулятивные -развитие умений ставить цель; планировать пути достижения цели совместно с учителем;

Коммуникативные: развитие умения формулировать собственное мнение;

Познавательные: выдвигать гипотезы, строить логические рассуждения

Третий шаг - сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.

Тема урока: Роль бактерий в природе и для жизни человека

Содержание исследовательской задачи: умение предполагать гипотезу.

Действия ученика по решению задачи: выдвигают гипотезы (предположения)- если бактерий так много вредных, почему другие живые организмы не исчезают?- без бактерий жизнь на земле будет возможна?

Четвертый шаг - после того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирают объект исследования. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Необходимо, чтобы биологические характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Итак, что исследовать? 

Цель: поиск возможных источников выбора темы исследования

Главным источником, идеей может быть учебник биологии, по которому мы учимся. Еще варианты объектов исследования: природа, село, люди, организмы, события, история чего-либо и т. д. В процессе изучения курса биологии  в каждой теме находим удивительное, необъяснимое и вызывающее интерес  явление или процесс. Что исследуем в учебной теме? Например: «Условия здоровье сбережения в Тихвинской школе», «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья тихвинских школьников», «Знают ли школьники о своем здоровье?»

 Пятый шаг  - выбор методики проведения исследования. Внеклассная работа.

Кружок «Шаг в науку» позволяет проводить исследования не торопясь, в течение длительного времени, анализируя источники информации и добавляя свои наблюдения, выводы. В 2011 году ученица 8 класса провела наблюдения за погодными условиями нашего села в течение осенне – зимнего периода и сопоставила их с народными приметами, наблюдавшимися в такой же период давно прошедших лет. Результаты оказались более чем удовлетворительными: ученица выяснила, что приметы совпадают на 75% и поэтому наблюдать за погодой нужно в практических целях. Еще одна работа связана с изучением демографических процессов в селе и возможными причинами их изменений. Учащийся 9 класса достаточно подробно проанализировал все имеющиеся данные, взятые из статистических материалов администрации сельского поселения, а также материалов районной статистики и в сравнительной характеристике показал возможные причины изменений в составе и численности населения нашего  Тихвинского поселения.

Заключение

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся позволяет перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Результатом исследовательской деятельности является подготовка проектов, которые впоследствии успешно представляются учащимися на районных и  региональных конференциях. Ежегодно, вот уже  в течение 10 лет учащиеся нашей школы, участвуя на районном этапе муниципальной научно-практической конференции школьников по биологии и географии, являются победителями в секции «Медицина», «Биология», «География», «Краеведение». Также мои воспитанники участвуют в молодежном биологическом и географическом чемпионате, имеют Дипломы победителей 3 степени; активно участвуют в дистанционных сетевых коммуникативных проектах, дистанционных олимпиадах по экологии. Результативность занятий теоретическими и экспериментальными исследованиями можно проследить и по результатам участия ребят в в олимпиадах. Мои воспитанники становятся призёрами на районных олимпиадах по географии и биологии.

Список литературы

1. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе. – 1999. - №6.

2. Кулев А.В. Научный доклад как итог исследовательской работы школьника // Биология в школе. – 2003. - №1.

3. Прокофьев Ю.В., Прокофьева Л.В. Научно-исследовательская работа «Прикладная экология: из опыта работы» // Биология в школе. – 2009. - №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

«Исследование на уроке и во внеурочной деятельности как механизм формирования и развития универсальных учебных действий»

Результаты исследования PISA обозначили дефициты у российских учащихся в сформированности ряда важных умений: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения ...

Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.

Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор развития универсальных учебных действий обучающихся.

ФГОСы нового поколения направлены на формирование компетентности обучающихся.Урочная деятельность направлена на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач, ...