Урок "Опыление растений"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Вишнякова Светлана Владимировна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

                               Урок по теме: «Опыление растений»

          Цель: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам  опыления, возникшими в ходе эволюции.

        Задачи

  Образовательные: показать значение опыления в жизни растений.

Развивающие: формировать умения выделять главное, сравнивать,  систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений; развитие речи; развитие коммуникативных  навыков при работе в парах.

 Воспитательные: эстетическое  воспитание детей, прививать любовь и необходимость бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, работа в парах. 

Оборудование: конверты с   заданиями, компьютер, проектор, презентация к уроку

ХОД УРОКА

  1. Организационная часть урока.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Изучение новой темы.
  4. Домашнее задание.
  5. Закрепление нового материала.
  6.  Рефлексия. Выставление отметок
  7.  Подведение итогов урока.

1. Организационная часть урока.

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

 Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие растения называются цветковыми?

2. Цветок – это…..

3. Перечислите части цветка.

4. Околоцветник бывает….

5. Двойной состоит из…

6. Простой – из…

7. Назовите главные части цветка.

8. Пестик состоит из….

9. Тычинка состоит из….

10. Женская часть цветка…

11. Мужская часть цветка…

12. Гаметы - …

13. Женские гаметы -…

14. Мужские гаметы - …

15. Чем отличаются спермии от сперматозоидов?

16. Слияние гамет - …

17. При оплодотворении образуется …

   Учитель читает текст, а учащиеся вставляют пропущенные слова.

Попав на рыльце пестика пыльцевое зерно ____18_________, образуя _____19_______   _________ .

Пыльцевая трубка растет в сторону _____20_____ и по ней из пыльцевого зерна перемещаются____  ___21_________. Кончик пыльцевой трубки врастает в ___22____________. Один из спермиев сливается  с ______23________, происходит ____24____________ и образуется ____________25______.

Второй спермий сливается с _____26____  ___________  ______________.

Из зиготы развивается __________27_________. Из центральной клетки, слившейся со вторым спермием, развивается ____28___________. Из покровов семязачатка образуется __29________   ___________.

Учащиеся оценивают свою работу на оценочном листе.

29 – «5»

28 – 20  - «4»

12 – 19 – «3»

3. Переход к новой теме

Учитель: «Посмотрите видеофрагмент и попробуйте сформулировать тему урока». Слайд

Тема: «ОПЫЛЕНИЕ»  Слайд

Слайд со словами В.Солоухина. Размышление над смыслом высказывания.

Самостоятельная работа в парах. Составление определения по карточкам.

Проверка по слайду. Запись в тетрадь.

 Постановка проблемного вопроса « Для чего  нужно опыление?  В чем его биологический смысл?»

Просмотр  анимации, формулировка ответа на вопрос (слайд)

На слайде - схемы: «Виды опыления»

Учитель предлагает определить,  какая из схем соответствует перекрестному опылению, какая -  самоопылению.

 Обоснование выбора.

Формулировка понятия «перекрестное опыление» (слайд)

Запись в тетрадь.

Учитель: « Кто или что, по-вашему,  являются помощниками растений при перекрестном опылении?» (слайд).

Проблемный вопрос: «А вы сможете определить по внешним признакам  растения, как оно опыляется?»

Работа в парах с карточками. Проверка.

Дыхательная гимнастика.

Слайд  Сообщение учащегося.

На острове Суматра растет удивительное растение-паразит, у которого нет ни стебля, ни листьев. Называется это растение раффлезия Арнольди (впервые обнаружил европейский натуралист Арнольди в 1918 г.). Оно состоит из одного гигантского цветка, диаметр которого более 1 м., а вес до 7 кг, и корней, которыми цветок присасывается к корням растения-хозяина. Цветок имеет пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более светлых тонов. Цветет он только одну ночь. Когда он раскрывается, раздается удушающий запах гниющего мяса, который чувствуется на расстоянии 1 км. На этот запах слетаются сотни тысяч ночных мух. К утру от прекрасного цветка остается только комок слизи, в котором созревают семена.

Составление определения самоопыления. Запись в тетрадь.  Слайд

Учитель: « Сейчас я предлагаю вам побыть в роли конструкторов и сконструировать цветок самоопыляющийся». Проверка по слайду.

Гимнастика для глаз.  Игра «Верю – не верю».

  1. Перекрестноопыляемых растений больше.
  2. Самоопыление распространено главным образом у видов, растущих в неблагоприятных условиях, например, в высокогорных областях, где недостаточно насекомых-опылителей.
  3. У некоторых растений самоопылению способствует ветер, вызывая движение тычинок в сторону рылец, а внутри закрытого цветка — насекомые (например, трипсы).
  4. У  растений перекрёстное опыление никогда не сочетается с самоопылением.
  5. Нектар — в древнегреческой мифологии — напиток богов, дарующий им бессмертие и вечную юность.
  6. Растения, цветущие вечером и ночью, чаще имеют венчики белого и жёлтого цвета
  7. Безветренная погода во время цветения может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет
  8. При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.
  9. Пчёлы, чтобы собрать нектар для образования 1 кг мёда, должны посетить около 6 млн. цветков.

Рассказ учителя об искусственном опылении. Слайды

Для выведения новых сортов и повышения урожайности некоторых растений переносят пыльцу из пыльников одних растений на рыльца других. Это — искусственное опыление.

Переносят пыльцу чистой сухой мягкой кисточкой или кусочком резины, прикрепленным к проволоке. У некоторых растений цветки, на рыльца которых будет перенесена пыльца, готовят к опылению заранее, пока они не расцвели. Для этого осторожно открывают бутоны и удаляют из них тычинки, чтобы не произошло самоопыление. Затем на бутоны надевают марлевые мешочки, чтобы ветер или насекомые случайно не занесли пыльцу на рыльца. Когда эти бутоны распустятся, на их рыльца наносят заблаговременно заготовленную пыльцу.

При искусственном опылении повышается урожай подсолнечника и кукурузы. Подсолнечник опыляют в холодную погоду. Подсолнечник — перекрестноопыляемое растение. Его опыляют насекомые, но в плохую погоду их летает мало. Чтобы опыление произошло без помощи насекомых, человек проходит вдоль рядов растений, прижимая варежку из мягкой материи к соцветию- корзинке одного растения, а затем — к корзинке другого, переносит при этом пыльцу.

Искусственно опыляют и кукурузу.

Тычиночные цветки кукурузы собраны в верхушечное соцветие — метелку, а пестичные — в соцветия — сложные початки (початки из колосков). Они развиваются в пазухах листьев на средней части стебля. Во время цветения из початка свисают длинные нитевидные столбики с рыльцами. Обычно ветер переносит на рыльца пыльцу из тычиночных соцветий.  

Тычиночные цветки созревают раньше, чем пестичные цветки того же растения. Но часто в безветренную погоду пыльца осыпается, не попадая на рыльца. Многие пестичные цветки отцветают, не опылившись, урожай оказывается низким.

4. Домашнее задание.  Слайд.

 5. Закрепление нового материала.

Самостоятельная  проверочная работа по вариантам.

6. Рефлексия.  Выставление отметок.

Заполнение листа самооценки.

Лист самооценки

  1. Домашнее задание:
  2.  Работа на уроке:

7. Подведение итогов урока.  Слайд

Ее ломают ветками огромными,

Молоденьких деревьев не щадят,

И тянется за дачными вагонами

На плач похожий

Горький аромат.

Учитель: «Кого же еще привлекают красивые цветы в природе?»

 Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы: и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

Не останется природы,

И не будет красоты.

Видеоролик  на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Опыление у цветковых растений"

Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской....

План-конспект урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР

План-конспект комбинированного урока "Цветение и опыление растений" с использованием ЭОР....

урок на тему "Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм" биология – 6 класс

раскрыть значение опыления; познакомить учащихся с типами опыления, приспособительными особенностями цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений; познаком...

Цветение и опыление растений. Плод его значение и многообразие форм

задачи урока: а) раскрыть значение опыления;                        б) познакомить уч...

открытый урок "Опыление растений"

На уроки ученики знакомятся с различными способами опыления и приспособлениями к опылению....

Презентация к уроку "Опыление у цветковых растений "

Данная презентация разработана для проведения урока биологии в 6 классе с использованием ситуационной задачи....

Открытый урок для 6-го класса на тему: "Опыление растений"

В данной работе разработан конспект урока для 6-го класса на тему: "Опыление цветков растений"...