Урок биологии в 6 классе «Размножение живых организмов»
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Минина Ольга Михайловна

Задачи урока:

  • углубить знания об особенностях и способах  размножения организмов в природе;
  • продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы, таблицы;
  •  научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого и полового раз­ложения в жизни организмов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Эпиграф на доске:

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»

  • (объясните значение этих слов на мыслительных листочках)
  • О каком свойстве живых организмов идёт речь?

3. Операционно – исполнительский этап.

4. Рефлексивно – оценочный этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_6_klasse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе «Размножение живых организмов»

Задачи урока:

  1. углубить знания об особенностях и способах  размножения организмов в природе;
  2. продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы, таблицы;
  3.  научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого и полового разложения в жизни организмов.

Средства обучения:

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-ориентационный этап.

Эпиграф на доске:

«Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время»

  1. (объясните значение этих слов на мыслительных листочках)
  2. О каком свойстве живых организмов идёт речь?

Дополнительная информация:

 «Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники... Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других»

Вывод: размножение – это единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма.

  1. Используя опыт повседневной жизни, информацию из дополнительной литературы, расскажите, что вам известно о размножении.

                                                    Размножение

Мы знаем:

Тема урока:

Задачи урока:

  1. раскрыть сущность понятия…
  2. расширить представления о…
  3. научиться выделять ..., работать с…..
  4. развивать умения работать в группе (…,  ….)

3. Операционно – исполнительский этап.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Предлагаем открыть учебник

на стр. 127(2 абзац), прочитать первые три предложения, выделить главную мысль.


2. Можно ли эти суждения считать определением понятия «Размножения»?


3. Предлагаем открыть книгу

стр. 10(4 абзац). Необходимо сконструировать определение «Размножение», опираясь на информацию учебника.


4. Предлагаем познакомиться с определением «Размножение» из словаря биологических терминов Н.Ф.Реймерса.

Задание: сравните два определения, найдите сходство и различие.


5. В природе существует много способов размножения, но всё их многообразие можно свести к двум: бесполое и половое.

Предлагаем учащимся рассмотреть предложенную схему и восстановить пробелы схемы, используя текст учебника стр. 127(2 абзац) и стр. 133(1,2 абзац).


Какой из признаков является главным?


6. Предлагаем информацию для размышления.

1. Некоторые  черви, кишечнополостные, моллюски являются обоеполыми существами- гермафродитами. В их организме одновременно образуются и сперматозоиды, и  яйцеклетки. Обычно они обмениваются сперматозоидами с другими представителями своего вида, но иногда бывает так, что происходит слияние яйцеклетки и сперматозоида одного организма.

  1. Назовите это размножение – бесполое или половое?

2. У некоторых червей, насекомых, ракообразных и даже ящериц наблюдается интересное явление – партеногенез, при котором из яйцеклетки (половой клетки) одного организма без оплодотворения развивается новый организм, который является точной копией материнского.

  1. Назовите это размножение – бесполое или половое?



Назовите существенный отличительный признак бесполого размножения от полового (отсутствие или наличие гамет)

7. Таинственная шкатулка.

«Сегодня утром я достала из холодильника живые организмы. С помощью того, что легко нашла на кухне, создала для них благоприятные условия, в которых они начали интенсивно питаться и размножаться.

 Кто продолжает размножаться, даже находясь в этой шкатулке?


  1. Какой формой размножения являются дрожжи?




  1. Знакомим учащихся с формами бесполого и полового размножения (см. слайд)

8. Задание: внимательно прочитайте текст учебника стр.127, стр. 130.

Заполните в тетради таблицу, характеризующую разные формы бесполого размножения.

Формы размножения

Суть процесса

Примеры организмов


Расщепление…

на … части

1.

2.

3.




Образование … из участка тела…

1.дрожжи

2.

…образование

Образуется спора - … с …

оболочками (защита)

1.

2.

3.

4.


Фрагментация

Распад тела на …

1.Иглокожие

2.


Размножение вегетативными… или их…

1.


9.  Изучение вегетативного способа размножения.

Используя жизненный опыт, вспомните основные способы вегетативного размножения растений.

Почему человек часто использует в своей практической деятельности эту форму размножения?

10. Знакомим учащихся со  способами вегетативного размножения (слайды 10-12)

Предлагаем изучить значение терминов черенки и отводки (книга стр. 130).

Найти между ними сходство и различие.


Задание: рассмотреть иллюстрации к учебнику стр. 130-131 дополнить схему примерами.

   

11. Основные способы вегетативного размножения можно запомнить по слову ЧУЛОК


Ч (черенок)

У (усы)

Л (луковица)

О (отводки, отпрыски)

К (корневища, клубни)


12. Вопросы и задания для осмысления материала о бесполом размножении организмов.

1. Чем бесполое размножение отличается от полового?

2. Каковы преимущества и недостатки бесполого размножения по сравнению с половым?

3. Прокомментируйте следующие поговорки:

  1. Верба,  что луговая трава: её выкосишь, а она снова выросла.
  2. Приживчивое дерево ива: из тычка растёт
  3. Не тужи о пне – отрасли есть, сыновья
  4. Кто крапиву с корнем не удаляет, тот понапрасну пропалывает.

4. Почему осину часто называют деревом – гидрой?



1.Работают  с книгой, читают, выделяют главную мысль.


2.Рассуждают, отвечают на вопрос



3. Конструируют определение, записывают его в тетрадь.



4.Читают, сравнивают, устанавливают сходство и различие.









5.Рассматривают предложенную схему, читают текст учебника, восстанавливают пробелы в схеме.

Учащиеся работают в группе, паре.

Делают записи в тетрадке.






6.Работают с информацией, читают, размышляют. Делают выводы.

Записывают новые определения в тетрадь.
























7.Отгадывают загадку









Изучают предложенную схему «Формы размножения».





8.Работают с текстом учебника, заполняют пропуски в схеме.





















9.Беседуют, отвечают на вопросы.







10. Работают с текстом учебника, сравнивают понятия, записывают в словарь биологических терминов

Рассматривают иллюстрации к учебнику, дополняют схему в тетради.


  1. Рефлексивно – оценочный этап.

6. Д/з: стр. 132 вопросы 1-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Как живые организмы переносят неблагоприятные условия"

Презентация к учебнику биология 5 класс под редакцией Т.С. Суховой, В.И. Строганова...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Зачем живые организмы запасают питательные вещества?"...

Элективный курс по биологии 6 класс "Физиология живых организмов"

Программа электовного курса по биологии "Физиология живых организмов" расширяет изучение учебного материала курса биологии 6 класса "Живой организм", позволяя более детльно изучить...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, УМК "Живой организм", линейный курс

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, УМК  "Живой организм", линейный курс составлено в соответствии с требованиями ФГОС....

Проверочная работа по биологии по теме "Размножение живых организмов", 5 класс, учебник Суховой О. С., Строгонова В. И.

Проверочная работа содержит тестовые задания, задание на соответствие, задания со свободным ответом, задание на работу со схемой и задание на выбор правильных утверждений. При загрузке файла в предпро...

УРОК БИОЛОГИИ, 5 КЛАСС ,"ВЗАИМОСВЯЗИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

Взаимосвязи живых организмов. Тип урока – урок представления новых знаний. Урок разработан по обновленным ФГОС ООО по биологии 5 класс. Цель: формирование системы знаний о видах взаимоотношений,...