Аминокислоты. Белки.
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Данный материал может быть использован при изучении курса общая биология 9-11 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aminokisloty.belki_.pptx808.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аминокислоты. Белки

Слайд 2

1. Аминокислоты; 2. Номенклатура аминокислот; 3. Изомерия аминокислот; 4. Свойства аминокислот; 5. Получение аминокислот; 6. Белки; 7. Структура белков; 8. Свойства белков; 9. Синтез белков. Содержание призентации . Слайд№2

Слайд 3

2. По характеру углеводородного радикала различают алифатические (жирные) и ароматические аминокислоты. Приведенные выше аминокислоты относятся к жирному ряду. Примером ароматической аминокислоты может служить пара -аминобензойная кислота: Аминокислоты – органические бифункциональные соединения, в состав которых входят карбоксильные группы –СООН и аминогруппы -NH 2 . Это замещенные карбоновые кислоты, в молекулах которых один или несколько атомов водорода углеводородного радикала заменены аминогруппами. Простейший представитель – аминоуксусная кислота H 2 N-CH 2 -COOH ( глицин ) Аминокислоты классифицируют по двум структурным признакам. 1. В зависимости от взаимного расположения амино - и карбоксильной групп аминокислоты подразделяют на α , β , γ и т. д. Аминокислоты. Слайд№3

Слайд 4

По систематической номенклатуре названия аминокислот образуются из названий соответствующих кислот прибавлением приставки амино и указанием места расположения аминогруппы по отношению к карбоксильной группе. Например: Часто используется также другой способ построения названий аминокислот, согласно которому к тривиальному названию карбоновой кислоты добавляется приставка амино с указанием положения аминогруппы буквой греческого алфавита. Пример: Для a-аминокислот, которые играют исключительно важную роль в процессах жизнедеятельности животных и растений, применяются тривиальные названия. Некоторые важнейшие a-аминокислоты общей формулы Аминокислота Сокращенное обозначение -R Глицин Gly -Н Аланин Ala -CH 3 Фенилаланин Phe -CH 2 -C 6 H 5 Валин Val -С H(CH 3 ) 2 Лейцин Leu -CH 2 -CH(CH 3 ) 2 Серин Ser -CH 2 OH Если в молекуле аминокислоты содержится две аминогруппы, то в ее названии используется приставка диамино , три группы NH 2 – триамино и т.д. Пример: Наличие двух или трех карбоксильных групп отражается в названии суффиксом – диовая или - триовая кислота : Номенклатура аминокислот. Слайд№4

Слайд 5

1. Изомерия углеродного скелета 2. Изомерия положения функциональных групп 3. Оптическая изомерия Все a-аминокислоты, кроме глицина H 2 N-CH 2 -COOH, содержат асимметрический атом углерода (a-атом) и могут существовать в виде оптических изомеров (зеркальных антиподов). Оптическая изомерия природных a -аминокислот играет важную роль в процессах биосинтеза белка. Изомерия аминокислот. Слайд№5

Слайд 6

Химические свойства . Аминокислоты проявляют свойства оснований за счет аминогруппы и свойства кислот за счет карбоксильной группы, т.е. являются амфотерными соединениями. Подобно аминам, они реагируют с кислотами с образованием солей аммония: H 2 N–CH 2 –COOH + HCl -> Cl - [H 3 N–CH 2 –COOH] + Как карбоновые кислоты они образуют функциональные производные: а) соли H 2 N–CH 2 –COOH + NaOH -> H 2 N–CH 2 –COO - Na + + H 2 O б) сложные эфиры Кроме того, возможно взаимодействие амино - и карбоксильной групп как внутри одной молекулы (внутримолекулярная реакция), так и принадлежащих разным молекулам (межмолекулярная реакция). Межмолекулярное взаимодействие a-аминокислот приводит к образованию пептидов. При взаимодействии двух a-аминокислот образуется дипептид. Межмолекулярное взаимодействие трех a-аминокислот приводит к образованию трипептида и т.д. Фрагменты молекул аминокислот, образующие пептидную цепь, называются аминокислотными остатками, а связь CO–NH - пептидной связью. Физические свойства. Аминокислоты – твердые кристаллические вещества с высокой т.пл., при плавлении разлагаются. Хорошо растворимы в воде, водные растворы электропроводны. Эти свойства объясняются тем, что молекулы аминокислот существуют в виде внутренних солей, которые образуются за счет переноса протона от карбоксила к аминогруппе. Свойства аминокислот. Слайд№6

Слайд 7

1. Замещение галогена на аминогруппу в соответствующих галогензамещенных кислотах: 2. Присоединение аммиака к a , b-непредельным кислотам с образованием b-аминокислот: CH 2 =CH–COOH + NH 3 -> H 2 N–CH 2 –CH 2 –COOH Получение аминокислот. Слайд№7

Слайд 8

Белки входят в состав всех живых организмов, но особо важную роль они играют в животных организмах, которые состоят из тех или иных форм белков ( мышцы, покровные ткани, внутренние органы, хрящи, кровь ). Растения синтезируют белки (и их составные части a-аминокислоты) из углекислого газа СО 2 и воды Н 2 О за счет фотосинтеза, усваивая остальные элементы белков ( азот N, фосфор Р, серу S, железо Fe , магний Mg ) из растворимых солей, находящихся в почве. Животные организмы в основном получают готовые аминокислоты с пищей и на их базе строят белки своей организма. БЕЛКИ — это азотсодержащие высокомолекулярные органические вещества со сложным составом и строением молекул. В молекулах белков содержатся повторяющиеся амидные связи С(0)—NH, названные пептидными (теория рус­ского биохимика А.Я.Данилевского). Таким образом, белок представляет собой полипептид , содержащий сотни или тысячи аминокислотных звеньев. Белки. Слайд№8

Слайд 9

1. Первичная структура белка Особый характер белка каждого вида связан не только с длиной, составом и строением входящих в его молекулу полипептидных цепей, но и с тем, как эти цепи ориенти­руются. В структуре любого белка существует несколько степе­ней организации: 2. Вторичная структура белка 3. Третичная структура белка 4. Четвертичная структура белка Структура белков. Слайд№9

Слайд 10

Химические свойства Денатурация — разрушение вторичной и третичной структуры белка. Качественные реакции на белок: n биуретовая реакция: фиолетовое окрашивание при обработке солями меди в щелочной среде (дают все белки), n ксантопротеиновая реакция: желтое окрашивание при действии концентрированной азотной кислоты, переходящее в оранжевое под действием аммиака (дают не все белки), n выпадение черного осадка (содержащего серу) при добавлении ацетата свинца (II), гидроксида натрия и нагревании. Гидролиз белков — при нагревании в щелочном или кислом растворе с образованием аминокислот . Физические свойства Белки имеют большую молекулярную массу ( 10 4 —10 7 ), многие белки растворимы в воде, но образуют, как правило, коллоидные растворы, из которых выпадают при увеличении концентрации неорганических солей, добавлении солей тяжелых металлов, органических растворителей или при нагревании (денатурация). Свойства белков. Слайд№10

Слайд 11

Белок — сложная молекула, и синтез его представляется трудной задачей. В настоящее время разработано много методов прекращения [ГМВ1] a-аминокислот в пептиды и синтезированы простейшие природные белки — инсулин, рибонуклеаза и др. Большая заслуга в создании микробиологической промышленности по производству искусственных пищевых продуктов принадлежит советскому ученому А.Н.Несмеянову. Синтез белков. Слайд№11 Александр Николаевич Несмеянов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты

Урок химии в 10 классе, при планировании на 1 час в неделю. Урок изучения нового материала....

Аминокислоты. Белки

Учебно-методическое пособие для учащихся. Тесты с несколькими вариантами ответов....

Урок по теме: "Аминокислоты . Белки"

Презентация к уроку в 10 классе по теме: "Аминокислоты" ...

Методическая разработка урока «Амины. Аминокислоты. Белки»

В методической разработке представлена игровая  форма проведения контрольно-обобщающего урока химии по темам «Амины. Аминокислоты. Белки».Представленная работа может быть использована преподавате...

Конспект урока по теме "Аминокислоты. Белки" . химии 9 класс, О.С. Габриелян.

Урок по теме "Аминокислоты. Белки" в 9 классе в разделе "Органическая химия". На уроке  используются материалы из Единой цифровой коллекции: видеоопыты, итерактивные задания. ...

Конспект урока по теме: "Аминокислоты. Белки"

Цели:  обеспечить сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, понятий, теорий в контексте изучения аминокислот и белков; формировать высокий уровень мыслительной деятельности, н...

Контрольная работа по теме "Аминокислоты. Белки. ВМС"

Контрольная работа в формате Теста...