ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ
статья (биология) по теме

Галда Елена Николаевна
В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся,
это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть:
- этапы урока,
- его цели,
- содержание учебного материала,
-методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,
- деятельность учителя и
- деятельность обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tk_doklad.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ

   Нужно, чтобы дети, по возможности,

 учились    самостоятельно,  а  учитель

руководил     этим    самостоятельным

 процессом  и  давал для него  материал.

  К.Д. Ушинский

    Эти слова отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

       За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

  Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

  Сегодня  необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия  у учащихся на уроках. Чтобы отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке необходимо конструирование технологических карт.

   Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

 Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

    Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть:

- этапы урока,

- его цели,

- содержание учебного материала,

-методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся,

- деятельность учителя и

- деятельность обучающихся. 

    В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).   

    ТК разрабатывается учителем самостоятельно, исходя из его  уровня творческих возможностей и квалификации; уровня обученности и обучаемости учащихся, уровня сформированности общих учебных умений,  навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и  современными средствами обучения.               

            Технологическая карта позволит учителю:

- проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели  

  освоения курса,

- гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке,

  согласовать действия учителя и учащихся,

- организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;

- осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности,

- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

- увидеть учебный материал целостно и системно,

- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от  

  поурочного планирования к проектированию темы (ТК как форма перспективного

  планирования);

- на практике реализовать межпредметные связи;

- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом  

  этапе освоения темы.                   

   Итак, методологические позиции, на которые мы будем опираться при конструировании технологической карты урока:

Методологические позиции технологической карты урока:

- имеет статус документа;

- в ней записан весь процесс;

- указаны операции, их составные части;

- названы материалы;

- перечислено оборудование;

- указаны инструменты;

- обозначены технологические режимы;

- рассчитано время;

- определён квалификационный статус исполнителей.

   При составлении технологической карты я структурирую урок по следующим параметрам:

                 

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

     На мой взгляд, очень важно вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столько внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете и какой результат рассчитываете получить.

   

   Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- необходимость описания всего процесса деятельности;

- указание операций, их составных частей.

    Технологическая карта урока предусматривает  следующие возможности:

               

- тщательное планирование каждого этапа деятельности;

- максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

- координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;

- введение  самооценки  учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание - один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

    Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места  урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение  результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм  работы на уроке:

 - индивидуальная;

 - фронтальная;

 - парная;

 - групповая.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

  Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями–практиками, я  пришла к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Можно предложить такую ТК, в основе структурирования которой лежит деятельность учителя и учащихся:

Пример технологической карты урока (в основе структурирования – деятельность учителя и учащихся)

1.Ф.И.О. учителя: __________________________________________________________________

2. Класс: ________________ Дата: ______________ Предмет ______________

3. Тема урока:   _                                                          _________.

4. Место и роль урока в изучаемой теме:

5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока

2-й этап урока

Структура технологической карты

    В структуре технологической карты урока выделяются блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ)
инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок
организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

І. Блок целеполагания.

  Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.

    1.Тема урока.

Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

     2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу.

  Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.

ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель это способ превращения различных действий человека в некоторую последовательность или систему.
Анализ деятельности выявляет несоответствия между жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия.

   Цель урока определяется:

   - планируемым результатом урока;

   - путями реализации этого плана.


       3.Планируемый результат: знания-умения-навыки.

Знания, умения, навыки, наполнив душу, но не возвысив её до осознания того, во имя чего они нужны человеку, приведут к томлению духа и неудовлетворённости. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностно формирующая направленность урока.

      4. Личностно формирующая направленность урока.

Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.

ІІ. Инструментальный блок

     5. Задачи урока.

Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.

ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.).

 Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. 

Необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом:

– проверить…

– объяснить…

– повторить

– научить…

– продемонстрировать

– побудить к самостоятельному… и т.п.

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.

Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.

ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.

      6. Тип урока.

Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность.
Некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д.

    7. Учебно-методический комплекс.

Источники информации

Оборудование.

Дидактическое сопровождение.

Материалы для познавательной деятельности ученика.

Примерный перечень комплектующих каждого раздела.

1) Источники информации:

программа дисциплины;

план урока;

литература для учителя;

литература для учеников;

учебники;

сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;

интернет-сайты;

кинофильмы;

видеозаписи;

аудиозаписи;

научная периодическая печать;

массовая периодическая печать;

учебные телефильмы и т.п.

2) Оборудование:

приборы;

технические средства обучения;

электронные средства обучения;

технические средства обучения аудио;

технические средства обучения видео;

телевидение;

компьютеры;

локальная сеть;

магнитная доска;

карты;

препараты по биологии;

реактивы по химии;

демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.

3) Дидактическое сопровождение:

проблемные вопросы;

когнитивные и деятельностные установки;

понятийный аппарат;

логические схемы;

таблицы ( растворимости по химии);

карты;

рисунки;

видеозаписи;

аудиозаписи;

фильмы;

компьютерные материалы;

индикаторы обратной связи и т.п.

4) Материалы для познавательной деятельности учеников:

уровневые задания;

карточки для самостоятельной работы;

тексты контрольных самостоятельных работ;

технологические карты лабораторных работ;

инструкция по технике безопасности;

задания для выполнения на уроке;

задания для самопроверки;

индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);

другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.

Некоторые составляющие учебно-методического комплекса. В его состав входят:

тексты всех заданий на всех этапах урока;

тексты домашних заданий;

карточки с указанием адреса источника, где находятся задания;

все материалы урока – на карточках, карандашом пронумерована их последовательность;

  ІІІ. Организационно - деятельностный блок.

   8. План урока.

Приложение 1

Приложение 2

   Таблица-схема урока, которая позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
   Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.
Особое внимание необходимо обратить на наличие в предлагаемой нами схеме графы 
"обратная связь". Порой этот компонент выносят на конечный этап урока. Но стрела времени необратима. Не возвратишься и не восполнишь. Мы настаиваем на том, что каждый шаг урока должен быть оснащен способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учеников. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностноформирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи.
    Палитра возможностей в создании средств обратной связи богатейшая: от традиционных – устный ответ, поднять руку – кто выполнил, записать в тетради, учитель пройдёт – проверит, выборочный опрос, сплошной опрос и т.п. – до самых неожиданных изобретений учителя и самих учеников: ответить на вопрос, поставленный учителем сидящему рядом товарищу, он же, в свою очередь, ответит партнёру, а затем поднимут установленного цвета карточку, информирующую учителя о правильности ответа.
  Структура таблицы-схемы урока детализирована до 
действий учителя и учеников и операций, выполняемых ими. В каком виде и каким образом представлена ученику новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с учеником, чтобы ученик обрёл знание, какие действия нужно выполнить ученику, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы, деятельностно преобразившись в операции, они стали навыками? Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, даёт ответ на эти вопросы. 
    Количество этапов урока определяется его задачами, оно не может быть заданным, постоянным.

  Каждое новое действие на уроке возможно лишь при продуктивном итоге предшествующего, поэтому необходимо рефлексивное завершение каждого этапа урока. Важным представляется этап диагностики результатов урока при подведении его итогов. 
    9. Диагностика результатов урока.

    Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания. 
      На этом   этапе  может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником

знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы. 

   10. Домашнее задание.


       Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь.

НАВЫК – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. (Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

. Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:

  1. на закрепление знаний;
  2. на углубление знаний;
  3. на развитие творческого уровня знаний;
  4. на выработку умений;
  5. на выработку и закрепление навыков.

Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания:

  1. обязательный;
  2. углублённый;
  3. творческий.

Примерная схема когнитивных установок:

  1. что нужно выполнить;
  2. почему это нужно выполнить;
  3. как это выполнить;
  4. для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;
  5. какие могут быть сложности;
  6. что повторить;
  7. на что обратить внимание;
  8. какова будет следующая тема урока;
  9. кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).

Результаты опыта

   По данной теме я работаю в течение 1,5 лет, сочетая ее с модульной технологией.  Для детей на урок я готовлю инструктивные карты также в форме  графической таблицы. Результаты этой работы таковы: многие учащиеся научились работать самостоятельно, у них нет страха выступать перед   аудиторией. Увеличился объём их работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, группах,  увеличилась накопляемость оценок, увеличились желания и стремления к работе с дополнительным материалом. Некоторые учащиеся самостоятельно просят подобрать и предложить им темы докладов, рефератов, исследований.

    В этом направлении первые шаги мною сделаны,  но мне предстоит сделать еще очень много работы. И в заключении своего выступления я хотела бы сказать, что эта технология дает возможность перевести обучение на субъект – субъективную основу, в результате чего происходит формирование и развитие компетенций учебно-познавательной деятельности учащихся  и их творческих способностей. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Таким образом, перспективами своей педагогической деятельности я вижу необходимость продолжения работы по переходу на  технологические карты уроков, так как именно эта система  на первое место выдвигает не информированность ученика, а умения решать проблемы, возникающие в  жизненных ситуациях.

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание курса биологии в средней школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Литература

  1. Анализ современного урока. – Мн., 2001.
  2. Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
  3. Гринкевич, В.В. Педагогические технологии в современном лицее / В.В.Гринкевич // Народная асвета. – 2005. – № 3. – С. 34–37; № 11. – С. 7–11.
  4. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  5. Древс, У. Организация урока (в вопросах и ответах) / У.Древс, Э.Фурман. – М., 1984.
  6. Мороз Н.Я.  Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006.
  7.  Каминский, В.Ю. Использование общеобразовательных технологий в учебном процессе / В.Ю.Каминский // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 3. – С. 4 – 14.
  8. Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
  9. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А.Конаржевский // Псков: ПОИПКРО, 1996. – 440 с.
  10. Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. С. 110 – 122.
  11. Лаврентьев, В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 89 – 95.
  12. Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
  13. Лукьянова, М.И. Методика комплексного анализа и самоанализа личностно-ориентированного урока / М.И.Лукьянова, Т.Н.Абдуллина // Завуч для администрации школ. – 2006. – № 2. – С. 22 – 34.
  14. Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии / Н.В.Полякова // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 5. – С. 38 – 56.
  15. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989.
  16. Степаненков, Н.К. Методология современных педагогических систем и технологий / Н.К.Степаненков // Адукацыя і выхаванне. – 2005. – № 2. – С. 60 – 66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Представлена новая форма планирования деятельности учителя и учащихся на уроке, форма технологической карты. Пример технологической карты урока физической культуры в 1 классе....

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможност...

Технологическая карта как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

В данной рабоете  смоделирована технологическую карту урока с опорой на новую структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС.Урок русского языка. 5 класс, УМК Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой...

Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов осво...

Технологическая карта урока - современная форма планирования урока

Статья рассказывает о том, как с помощью технологической карты легче и удобнее спланировать урок...

Доклад "Технологическая карта как современный инструмент проектирования урока по ФГОС"

Технологическая карта урока – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируем...