Технологическая карта как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Смирнова Ольга Александровна

 В данной рабоете  смоделирована технологическую карту урока с опорой на новую структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Урок русского языка. 5 класс, УМК Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой

Тема урока: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_uchrezhdenie.docx76.1 КБ
Файл 04.pptx562.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение

дополнительного  профессионального  образования

Тверской  областной  институт  усовершенствования  учителей

Технологическая карта как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Участники проекта:

Цветкова Елена Викторовна

Стуколова Елена Анатольевна

Смирнова Ольга Александровна

Чепурнова Елена Юрьевна

Руководитель: 

Тихомирова  Евгения  Андреевна, доцент кафедры основного

общего, среднего  и  профессионального  образования,

кандидат  филологических  наук, доцент

Тверь, 2015

Оглавление

Оглавление……………………………………………………………………….. 2

Введение …………………………………………………………………………. 3

Актуальность ……………………………………………………………………. 4

Цель и задачи проекта ………………………………………………………….. 4

Понятие технологическая карта ……………………………………………….. 5

Цели создания технологической карты ……………………………………….. 6

Структура технологической карты ………………………………………….. 7-9

Вариант технологической карты …………………………………………   10-14

Анализ (самоанализ) урока с использованием технологической карты… 15-16

Вывод …………………………………………………………………………… 17

Литература……………………………………………………………………… 18

Введение

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

     С 1 сентября 2011 года  образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный Стандарт второго поколения. Новая система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков (ЗУН) и ставит главной задачей развитие личности ученика. Формулировки Стандарта II поколения указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Главной частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), которые разделены на 4 группы: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. Формирование у учащихся в процессе обучения  УУД требуют принципиальных изменений деятельности учителя реализующего новый стандарт.

     В современном образовании акцент ставится на обеспечение становления личности школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей, на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Введение новых стандартов требует изменение содержания образования, методов и приёмов обучения, использование новых инновационных технологий.

     

Актуальность

     Нормативно-правовая база введения ФГОС предусматривает активное использование педагогическими работниками в образовательном процессе системно-деятельностного подхода и различных педагогических технологий.

     Системно-деятельностный подход в обучении и новые дидактические принципы изменили типологию уроков и способ их структурного оформления.

     Наиболее «удачным» сценарием современного урока, наряду с конспектом, является его обобщенно-графическое выражение, а именно: технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, дающая возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. 

Цель и задачи проекта

Цель:

Смоделировать технологическую карту урока с опорой на новую структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

1. Изучить, что представляет собой понятие «технологическая карта» в дидактическом контексте.

2. Ознакомиться с вариантами технологических карт для выбора оптимальной структуры.

3. Разработать анализ урока с использованием технологической карты.

В рамках деятельностного подхода учителям предложено разрабатывать технологические карты уроков. Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока.

            В традиционном конспекте урока расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма же записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

     По структуре и содержанию технологическая карта урока является логическим продолжением, структурной единицей  рабочей программы учителя. Для того, чтобы составить технологическую карту, опираясь на рабочую программу, нужно первоначально разобраться в том, что же такое технологическая карта.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Таким образом, технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

     Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

              Зная структуру и содержание рабочей программы, довольно несложно наполнить содержанием шаблон технологической карты. Так, название темы с указанием часов и контрольное задание (обратная связь) содержатся в календарно-тематическом планировании рабочей программы; планируемые результаты,  метапредметные связи, ресурсы и организация пространства  – прописаны в пояснительной записке. Таким образом, учителю остается заполнить только этапы изучения темы.

     Так же технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;
  • определить возможности реализации метапредметных знаний;
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

     Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексия деятельности школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.

    Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо рассмотреть структуру технологической карты:

 Структура технологической карты включает:

  1. Этапы урока
  2. Цели каждого этапа
  3. Содержание учебного материала
  4. Деятельность учителя
  5. Деятельность учащихся
  6. Формирование УУД

     Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете и какой результат рассчитываете получить.

     В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

  1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

     Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

    Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока.

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

     Изучив формулировки Стандарта II поколения, мы осознали важность и необходимость в умении планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения, достижения трёх групп, планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных, сформулированных не в виде ЗУН, а в виде формируемых способов деятельности.  

     Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации), достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор мы остановили на такой технологической карте урока, в которую входят следующие этапы урока:

      1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе. 

      2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

      3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

     4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

     5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

     6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

     7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА (5 КЛАСС)

УМК Р.Н. БУНЕЕВА, Е.В. БУНЕЕВОЙ

Учитель: 

Класс: 5  Предмет:  русский язык

Тема урока: Имена существительные, имеющие форму только множественного числа.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные): выделять из группы существительных  существительные, которые имеют форму только множественного числа, опознавать их в тексте и устной речи,  определять  принадлежность к тематическим группам, уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией. расширить словарный запас детей.

Универсальные учебные действия:

Личностные: обеспечивать значимость  решения учебных задач, увязывая их с реальными

жизненными ценностями и ситуациями, развивать познавательные интересы; развивать этические чувства, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни. 

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

 Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оборудование урока: авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал для групповой работы.

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает  успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются  в  деловой  ритм

Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку (Л)

II. Языковая разминка.

Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существитель-ных с после- дующим выходом на проблемную ситуацию урока

Линейный диктант:

1 Орешек

2.Гвоздик

3.Карандашик

4. Свёрточек

5. Листик

6. Мячик

7. Цветочек

8. Котёночек

9. Комочек

10. Сухарик

Диктует слова.

Работая по способу действия, записывают гласные в суф -фиксах имён существитель-ных ек-ик. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку, воспроизводя способ действий,  выставляют отметки в соответствии с нормами.

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П).

Находить и исправ- лять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку (К).

III. Введение в тему с формулиров-кой темы и проблемы  урока.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

1. Подводящий диалог:

1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существитель-ные)

2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существи- тельное? (имеют форму единственного и множественного числа)

2.Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики - ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, консервы…).

1.Почему не смогли вернуть мне слово?

2.К кому или чему можем обратиться за помощью?

3.Анализ материала  для наблюдений и формулировки проблемного вопроса 1.Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему  урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует игру, фиксирует затруднения.

Организует наблюдение над материалом, способствующим выходу на тему и проблему урока.

Отвечают на вопросы.

Применяя ранее полученные знания, в игровой форме образуют от существитель-ных в форме множествен -ногочисла форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись,

Анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы

Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова  урока, сравни- вают с  формулировкой в учебнике.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р)

IV. Физкультми-нутка

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение  их с умственной деятельности на умственно-физи –ческую.

1.Волна

2.Стена  

3.Зима  

4.Страна  5.Снежинка

6. Холодный

7.Далёкий

8.Скрипучий 9.Столы

10. Цветы

Диктует слова

Встают в  соответствии с буквой, кото рую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища

А

ЕО

 И

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Построение плана достижения цели,

фиксация нового знания в речи

1.Анализ материала  для наблюдений и формулировки правила:

Ножницы, духи, сутки, шахматы, сумерки.

I. В технологии проблемного диа- лога организует наблюдение:

1.Прочитайте слова

2. Что их объединяет? (окончание мн. ч. и-ы)

3 Как же мы будем  отличать существительные, имеющие форму только мно- жественного числа, от существительных, которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единственного числа?

II.Организует пар -ную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения. Обсудите в па- рах, на какие тематические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своими примерами.

Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия.

Составляют схему

Тематические группы имён существитель-ных, имеющих форму только множественного числа

1.Парные предметы

2.Отрезки времени

3.Вещества

4.Явления природы…, дополняя их своими примерами.

После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.,Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

VI. Реализация построенного проекта

Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы.

1.Сравнением с текстом учебника

2.Дополнение предложенной детьми схемы

Организует работу с текстом правила в технологии изу- чающего чтения.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке

Формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения.

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).

VII. Физкультми-нутка

Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности  на физическую.

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз

VIII. Развитие учебно­языковых  умений. Решение жизненной ситуации.

Организация усвоения детьми  способа действия при различении существитель-ных, имеющих формы обоих чисел и только множественного числа. Применение по- лученных знаний для решения жиз- ненных ситуаций.

Ситуация: семья переехала в новую квартиру в другом городе.

Цель: помочь родителям разложить все вещи, сходить в магазин, организовать вечерний досуг и продумать маршрут экскурсии на выходные дни.

Уточняет понимание задания.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.,Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

IX. Самостоятельная работа

Организация самостоятельно-го выполнения задания на новый способ действия.

Найди четвертое лишнее:

1.джинсы, штаны, юбки, шорты

2.соки, супы, макароны, напитки

3.шашки, шахматы, викторины, прятки

4Сухиничи, Калуга, Износки, Думиничи

5сумерки, потёмки, сутки, заморозки

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово.

Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П.,Р).

X.  Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Организует рефлексию через подводящий диалог.

Какой была тема урока?

Какую проблему мы решали?

Как её решили?

Чему научились на уроке?

Что следует доработать?

Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня?

Кому поставим сегодня отметки?

Отвечают на вопросы, подводят итог работы

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

XI. Домашнее задание

&45. Упр.398, инд. задания.

Анализ (самоанализ) урока с использованием технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Вывод

     Современный урок - это урок-познание, открытия, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.  

     Каждый учитель имеет право на этот счёт своё, совершенно твёрдое мнение. Для одних успех обеспечивается эффективным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока, миновали.

     Время «готовых» уроков постепенно отходит.

     Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя давать урок, развивая понимание и создавая условия для пораждения ценностей и смыслов.

     При составлении технологической карты урока наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. Но ещё Гёте писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».  А так как цель составления  рабочих программ и технологических карт урока состоит в превращении мысли в действие, то надо справляться с любыми трудностями. Как это было не раз: и при нахождении принципиальной разницы между ГОСТом и ФГОСом и при отделении друг от друга, что называется «по зёрнышку», всех УУД и при освоении компьютерных технологий, Интернет-ресурсов.

     Итак, технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Использованная литература и Интернет-ресурсы

  1. Новый стандарт общего образования  - http://www.edu.ru/db/portal/obschee/ 

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение. – (Стандарты второго поколения).

http://window.edu.ru/resource/174/37174

  1. Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 кл. – М.: ВАКО, 2015. – 176 с. – (Мастерская учителя словесника).

  1. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ( и др). 2 части/ авт. – сост. Г.В.Цветкова – Волгоград: Учитель, 2014. – 315с.

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.Ф. и др. (2008; 192 с., 208 с.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тверской областной институт усовершенствования учителей Технологическая карта как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Участники проекта: Цветкова Елена Викторовна Стуколова Елена Анатольевна Смирнова Ольга Александровна Чепурнова Елена Юрьевна Руководитель: Тихомирова Евгения Андреевна, доцент кафедры основного общего, среднего и профессионального образования, к.ф.н., доцент Тверь 2015 г.

Слайд 2

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи

Слайд 3

Актуальность проекта Введение новых стандартов требует изменения не только содержания образования, но и типологии, а также структуры урока. Наряду с традиционной формой представления урока (конспект) предлагается новая форма - технологическая карта.

Слайд 4

Цель проекта Смоделировать технологическую карту урока с опорой на новую структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС .

Слайд 5

Задачи проекта 1. Изучить, что представляет собой понятие «технологическая карта» в дидактическом контексте. 2. Ознакомиться с вариантами технологических карт для выбора оптимальной структуры. 3. Разработать анализ урока с использованием технологической карты.

Слайд 6

Понятие технологическая карта Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся на уроке. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Слайд 7

Цели создания технологической карты Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; тщательно планировать каждый этап деятельности, максимально полно отражать последовательность всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы.

Слайд 8

Структура технологической карты Этапы урока Цели каждого этапа Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД

Слайд 9

Вариант технологической карты Учитель: Класс: 5 Предмет: русский язык Тема урока :Имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цели урока (образовательные): выделять из группы существительные, которые имеют форму только множественного числа, опознавать их в тексте и устной речи, определять принадлежность к тематическим группам, уметь употреблять в речи в соответствии с жизненной ситуацией. расширить словарный запас детей. Универсальные учебные действия : Личностные: обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развивать познавательные интересы; развивать этические чувства, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни. Регулятивные : Высказывать предположения на основе наблюдений. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы. Познавательные: Формулировать тему, проблему урока. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Оборудование урока: авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска, раздаточный материал для групповой работы

Слайд 10

Этап урока Цель этапа Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД I . Мотивация к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональ-ный настрой , желает успеха. Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм Уважение к учителю и сверстникам. Самоопределение. Самооценка готовности к уроку(Л) II. Языковая разминка . Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существи -тельных с после- дующим выходом на проблемную ситуацию урока Линейный диктант: 1 Ореш е к 2.Гвозд и к 3.Карандаш и к 4. Свёрточ е к 5. Лист и к 6. Мяч и к 7. Цветоч е к 8. Котёноч е к 9. Комоч е к 10. Сухар и к Диктует слова. Работая по способу действия, записывают гласные в суф -фиксах имён существитель-ных ек-ик . Осуществляют самопроверку и взаимопроверку , воспроизводя способ действий выставляют отметки в соответствии с нормами. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку ( К).

Слайд 11

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. 1. Подводящий диалог: 1.Как слова, которые мы писали в диктанте, связаны с той большой темой, которую мы сейчас изучаем? (Существительные) 2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное ? (имеют форму единственного и множественного числа) 2.Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном ( ученики - ученик, столы - стол, гости – гость, каникулы-…, консервы…). 1.Почему не смогли вернуть мне слово ? 2.К кому или чему можем обратиться за помощью? 3.Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом . Организует игру, фиксирует затруднения. Организует наблюдение над материалом, Отвечают на вопросы. Применют ранее полученные знания, в игровой форме, образуют от существительных в форме множествен – ного числа в форму единственного числа, проговаривают затруднения, с которыми столкнулись. Анализируют , срав - нивают , обобщают, делают вывод. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и проблему урока(Р)

Слайд 12

IV . Физкультминутка Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую . Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми? 1.Волна 2.Стена 3.Зима 4 .Страна 5.Снежинка 6. Холодный 7 . Далёкий 8 . Скрипучий 9.Столы 10 Цветы способствующим выходу на тему и проблему урока. Диктует слова Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике. Встают в соответствии с буквой, которую нужно писать в корне слова, совершают повороты головы и туловища А ЕО И V. Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели, Фиксация нового знания в речи 1.Анализ материала для наблюдений и формулировки правила: Ножницы, духи, сутки, шахматы, сумерки. I .В технологии проблемного диа - лога организует наблюдение: 1.Прочитайте слова 2. Что их объединяет ? (окончание мн. ч. и-ы ) 3 Как же мы будем отличать существительные , имеющие форму только множественного числа, от Отвечают на вопросы, применяя выработанный на предыдущем уроке способ действия. Составляют схему Тематические группы имён существитель-ных , имеющих форму только множественного числа 1.Парные предметы 2. Отрезки времени 3.Вещества 4.Явления природы Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям. (П.Р). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).

Слайд 13

существительных , которые стоят в форме мн. числа, но при этом имеют форму единствен - ного числа? II .Организует пар - ную работу по ана - лизу материала для наблюдений и по- буждает к высказы - ванию своего мне- ния (Обсудите в па- рах , на какие тема- тические группы вы разделили бы эти слова. Дополните своими примерами ). …, дополняя их своими примерами. После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы VI . Реализация построенного проекта Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы. 1.Сравнением с текстом учебника 2. Дополнение предложенной детьми схемы Организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке Формулируют правило, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П). VII . Физкультминутка Предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение их с умственной деятельности на физическую. Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз

Слайд 14

V III . Развитие учебноязыковых умений. Решение жизненной ситуации. Организация усвоения детьми способа действия при различении существитель-ных , имеющих формы обоих чисел и только множественного числа. Примене-ние полученных знаний для решения жиз-ненных ситуац . Ситуация: семья переехала в новую квартиру в другом городе. Цель: помочь родителям разложить все вещи, сходить в магазин, организовать вечерний досуг и продумать маршрут экскурсии на выходные дни . Уточняет понимание задания. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задания в группах в соответствии с выбранной ролью, необходимой для решения жизненной ситуации. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П .,Р ). Работать в группе, участвовать в выработке решения (К). IX . Самостоятельная работа Организация самостоятельно-го выполнения задания на новый способ действия. Найди четвертое лишнее 1.Джинсы , штаны, юбки, шорты 2.Соки , супы, макароны, напитки 3. Шашки , шахматы, викторины, прятки 4. Сухиничи, Калуга, Износки , Думиничи 5. Сумерки , потёмки, сутки, заморозки Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль Выполняют задание, определяя в каждом ряду лишнее слово. Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям оценивать свою работу (П .,Р ). X Рефлексия Организовать оценивание учащимися собственной деятельности и деятельности одноклассников. Организует рефлексию через подводящий диалог. Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили? Отвечают на вопросы, подводят итог работы Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы(Р) XI Домашнее задание &4 5 . Упр.398, инд. задания.

Слайд 15

Анализ (самоанализ) урока с использованием технологической карты Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию. 2.Результативность решения дидактической задачи Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

Слайд 16

Итак , технологическая карта урока позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Слайд 17

Литература и интернет – ресурсы: Новый стандарт общего образования- http :// www . edu . ru / db / portal / obschee / 2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб . – М.: Просвещение. – (Стандарты второго поколения). http :// window . edu . ru / resource /174/37174 3. Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 кл . – М.: ВАКО, 2015. – 176 с. – (Мастерская учителя словесника). 4. Русский язык. 5 класс: Технологические карты уроков по учебнику Т.А.Ладыженской , М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ( и др ). 2 части/ авт. – сост. Г.В.Цветкова – Волгоград: Учитель, 2014. – 315с. 5. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 кн. Бунеев Р.Н ., Бунеева Е.Ф . и др. (2008; 192 с., 208 с.) 6. Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна, учитель начальных классов, МАОУ лицей № 21, г. Иваново. Сайт : http://elenaranko.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Представлена новая форма планирования деятельности учителя и учащихся на уроке, форма технологической карты. Пример технологической карты урока физической культуры в 1 классе....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА БИОЛОГИИ

В статье описаны теоретические основы и практические приемы проетирования урока с помощью ТК. Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обуч...

Современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика.

В работе представлен опыт работы по созданию технологической карты урока.Обучение с использованием технологической карты  позволяет организовать эффективный учебный процесс, об...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможност...

Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и ученика, в соответствии с требованиями ФГОС.

С 1 сентября 2011 года образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Высказывание А. Дистервега о том, что «Развитие и образование ни од...

Технологическая карта урока английского языка – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

В статье представлены основные принципы составления и пример технологической карты урока...