Формирование здоровьесберегающих компетентностей на уроках биологии
статья по биологии по теме

Мурадян Гаяне Сирекановна

Формирование здоровьесберегающих компетентностей на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование здоровьесберегающих компетентностей

на уроках биологии

Мурадян Г.С..

Современное развитие науки и техники, связанное с этим всё большее давление на природу со стороны человека, выдвинуло серьезную проблему всё возрастающей опасности существования человечества вообще. При этом идеи безопасности не воспринимаются населением страны как социально-философская, жизненно важная категория. Не сформулирована для широкого обсуждения в обществе и государственная доктрина безопасности. Низок уровень компетентности здоровьесбережения от детей до лиц преклонного возраста на всех направлениях, государственной, общественной, частной и иной деятельности.

Все отмеченное определяет проблему, которая заключается в необходимости создания образовательной среды, позволяющей  направить ресурсы образовательного учреждения на формирование компетентностей здоровьесбережения как фактора достижения современного качества образования.

При этом ценностно-мотивационный компонент здоровьесберегающей компетенции формируется преимущественно посредством предметов гуманитарного цикла; знаниевый – посредством большинства предметов общего образования, а также специализированных здоровьеформирующих курсов; практический - посредством предметов общего образования (физическая культура, ОБЖ, технология), специальных предметов или спецкурсов (валеология, психология, риторика и другие), а также при использовании ресурсов дополнительного образования. Важнейшим компонентом реализации здоровьесберегающего компетентностного образования является целенаправленно-выстроенная воспитательная система.

Физкультура и спорт - здоровье нации, молодым они помогают в развитии, пожилым сохраняют и продлевают жизнь. Сейчас на самом высоком государственном уровне поднимается вопрос о возрождении физкультуры и спорта в стране, всегда славившейся своими спортивными победами. За последнее десятилетие мы многое потеряли, вредные веяния со стороны все больше охватывают нашу молодежь - наше будущее.

Основными здоровьесберегающими компетентностями, формируемыми на уроках биологии являются: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни.

Формирование этих компетенций в нашей школе не остается незамеченным. Школа стала неоднократным победителем городского конкурса социальных проектов: «Класс свободный от курения». По показателю состояния здоровья обучающихся среди общеобразовательных школ г.Саратова (высокими баллами оценивалась деятельность учреждений, имеющих стабильную или положительную динамику показателей здоровья школьников) наша школа находится на 3 месте.

Здоровье детей - это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Программа развития нашей школы составлена с обязательным условием сохранения здоровья детей. Школа является муниципальной эксперементальной площадкой по теме «Формирование здоровьесберегающих компетенций в учебно-воспитательном процессе»

Наша цель – скоординировать работу всех школьных служб на повышение здоровья учащихся. В течение 5 лет в нашей школе работает программа «Здоровый ребенок», которая является результатом совместной деятельности всего педагогического коллектива. Создавая программу, коллектив школы подробно изучил положительный опыт в организации «Школ здоровья» в других регионах и г.Саратове. Были выделены основные направления работы, была подготовлена методическая и техническая база.

Работа ведется по нескольким направлениям: образование в области здоровья; физическое воспитание; учебно-воспитательная работа; диагностическая работа

Результатами реализации программы являются: создание системы мониторинга состояния детей школы; созданы условия для организации индивидуального подхода к здоровью каждого ребенка (у каждого учащегося имеется паспорт здоровья); повысилась заинтересованность учащихся и их родителей в укреплении здоровья; организация рационального питания (в школе налажено трех разовое горячее питание), двигательной активности (в школе работают спортивные секции, учащиеся посещают бассейн); организован валеологический режим учебно-воспитательного процесса.

В нашей школе используются здоровьесберегающие новшества такие как: кислородный коктейль, который употребляют 100% учащихся школы; функционирует кабинет БОС «Здоровье»; в школе работают два педагога-психолога и оборудован кабинет релаксации; имеется тренажерный зал с новым оборудованием. Основной показатель, характеризующий работу нашей школы по данному направлению является индекс здоровья учащихся, который составляет 2,9 дня на одного ребенка, а процент часто болеющих детей 3,9%.

Существуют школьные факторы, которые негативно воздействуют на здоровье учащихся:

несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;

перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных технологий;

недостаток двигательной активности;

недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья и другие факторы.

Актуализация биологических знаний в настоящее время является главной составной частью обучения учащихся на уроках биологии, экологии. За счет актуальных проблем, которые возникают в настоящее время, на уроках биологии рассматривается много тем, связанных с вредными привычками и разными заболеваниями.

Существуют основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием  последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения;

обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей;

установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученным материалом;

логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса, обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока;

эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих компетентностей.

Формирование предметной компетентности биологических знаний – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших учеников станет биологом, но каждому придется заботиться о собственном здоровье, здоровье близких и окружающих людей. Я, как педагог, несу ответственность за здоровье школьников.

Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из периодов в течении которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков. на период обучения в школе показатели здоровья ухудшаются.

Среди первоклассников практически здоровых детей около 12 %, а выпускников – численность сокращается на половину (данные Министерства образования)

очень часто учащиеся испытывают стрессовые ситуации, которые отрицательно сказываются на здоровье. Поэтому мы на своих уроках стараемся создавать благоприятную обстановку, чтобы учащиеся меньше нервничали и чувствовали себя в школе комфортно.

Работая на уроках биологии с дополнительной литературой, у учащихся формируется информационная культура, учащиеся учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации. Замечено, что данный вид работы создает в коллективе психологически комфортную среду: каждый ученик верит в себя, в свои силы и возможности, испытывает не только радость познания, но и радость общения, радость творчества.

Работая в школе долгое время, не могу не заметить, как важна психологическая атмосфера, в которой находятся дети и отсюда простой вывод: поощряю даже небольшой успех ученика, отмечаю хотя бы добрым словом его личные достижения, что воодушевляет ребенка, создает положительные эмоции. Стараюсь сделать так, чтобы все это стало стилем моей работы.

Необычным моментом моих уроков является использование музыкальных произведений, поэзии. Например, при изучении темы «Биоциноз. Биогеоциноз.» урок начинается с лунной сонаты Бетховена. После небольшой паузы задаю вопрос: какую картину вы видели перед собой, когда слушали музыку? Некоторые учащиеся описывают яркие солнечные образы – сад в наряде красочном, звучание пчелиной арфы под полем гречихи, багровый закат, стройные тополя у дороги и т.д. Слушая музыку А.Вивальди «Времена года» ребята слышат щебетание и пересвист птиц, журчание ручьев, шум дождя, использование данного элемента на уроке биологии оставляет неизгладимый отпечаток в сердце ребенка, не оставляет равнодушным, способствует чувствовать, понимать прекрасное в жизни. Природа печальная или радостная, задумчивая или величавая, она такова каковой видит ее человек. Положительные эмоции на таких уроках доминируют.

В настоящее время семья, как социальный институт переживает кризис. В семьях происходят конфликты, драмы, стрессы. На демографическую ситуацию в России огромное влияние оказывает репродуктивное здоровье молодежи. Состояние репродуктивного здоровья подростков в настоящее время является острой и актуальной проблемой. Биология – это основной предмет в образовательном поле по вопросам формирования здоровьесберегающих компетентностей у учащихся. Поскольку обеспечивает необходимый объем  знаний об организме человека, закономерностях его роста и развития, анатомо-физиологических особенностях репродуктивной системы, медико-гигиенических аспектах проблемы.

Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях характеризуется нарастанием уровня инвалидности, негативные тенденции коснулись практически всех классов болезней. Частота гинекологической патологии подростков за последние пять лет увеличилась в среднем с 8% до 14,4%

Неосведомленность об основах анатомии и физиологии репродуктивной системы человека и вытекающее из этого недоразвитие осознания образа жизни женщины – продолжательницы рода, имеет место не только у самой девушки, но и у ближайшего ее окружения. Результат – случайная беременность, аборты в подростковом возрасте, бесплодие в зрелом периоде жизни. Здоровье будущих поколений зависит от репродуктивного здоровья женщины, которая является хранительницей генофонда нации. Изучая тему  «Репродуктивное здоровье», стараюсь рассказывать учащимся корректный материал  по данной теме, который обязательно должен органически встраиваться в содержание урока (дополнительная информация в презентациях, задания – игры: решение проблемных ситуаций, подбираю компактный по объему и интересный по содержанию материал). Тем самым  я готовлю будущее России - молодежь к взрослой жизни.

Использую принцип соответствия содержания материала возрастным особенностям детей и подростков. Стараюсь, чтобы материал был доступен, интересен, учитываю практическую значимость знаний в повседневной жизни. Учитываю тот факт, что знания полученные учащимися на уроке оказывать и воспитательное воздействие, опираюсь на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества  для социальной адаптации. Отсутствие знаний в области репродуктивного здоровья приводит к ранним беспорядочным половым связям, венерическим заболеваниям, абортам.

Формируя у подростков здоровьесберегающие компетентности, избегаю прямого дублирования материала при его отборе на уроках разных предметов (экология, ОЗОЖ, биология).

На своих уроках особое внимание обращаю на культуру человека, т.к. выработать соответственный здоровый стиль жизни может только культурный человек, отсутствие же понимания значимости здоровья для полноценной жизни характеризует низкий уровень общей культуры человека.

Культура и полезные сведения о жизни приобретаются через знания, а сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки здорового образа жизни, можно дать. Именно это поможет дать результат. В этом и заключается формирование здоровьесберегающих компетентностей на уроках биологии, где я ставлю перед учащимися задачи и их реализую:

научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

навыки управления своим здоровьем;

знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний;

знать факторы положительного влияния  здорового образа жизни на общее состояние организма;

навыки оказания первой медицинской помощи;

навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

культура межличностных отношений.

Все эти задачи и реализуются на уроках биологии, внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, на которых разъясняю необходимость проявления заботы о своем здоровье и здоровье окружающих. Создание условий в системе образования и в частности на уроках биологии по сохранению и укреплению здоровья ребенка – важная и актуальная задача сегодняшнего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию здоровьесберегающей компетентности учащихся по биологии в теме «Опора и движение».

Данные методические рекомендации направлены на формирование здоровьесберегающей компетентности  в теме «Опора и движение»   в курсе биологии раздела «Человек и его здоровье» для учащихс...

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ .

Формирование здоровьесберегающей компетентности на уроках физической культуры в 1-4 классах на основе личностно-ориентированного подхода....

«Формирование ИКТ - компетентности на уроках биологии.»

Учебно-методическая разработка http://sov.opredelim.com/docs/167100/index-2183.html...

Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеклассную работу

    Понятие «формирование» означает процесс целенаправленного воздействия на человека. Результатом этого процесса выступают количественные и качественные изменения, характ...

Формирование здоровьесберегающей компетентности через уроки и внеурочную деятельность

Обучение правильному положению тела в воде на задержке дыхания...