Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии
статья по биологии по теме

Савченко Ирина Николаевна

Творческий отчет по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых  компетентностей  на уроках биологии

Творческий отчёт по самообразованию

                учителя биологии

                                     Савченко Ирины Николаевны

2014год.

Компетентностное обучение лежит в основе ФГОС II поколения и способствует формированию личности, умеющей эффективно действовать в ситуации неопределенности.

   Формированию компетентностей у обучающихся препятствует недостаточное использование интерактивных технологий в процессе преподавания биологии.

В моей педагогической лаборатории есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю несколько основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Проектная  технология
    Исследовательские технологий
  • Технология модульного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Применение опорных конспектов  в процессе обучения предмету

Использование ИКТ в процессе обучения предмету

Мы живем в мире, который  становится все более зависимым от информационных технологий, учащиеся и учителя должны быть знакомы с ними. Современному учителю необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями.  Ведь сегодня учитель должен не просто учить, а учить учиться.
       Специфика преподавании биологии заключается в наглядности обучения, применении лабораторных и практических работ. Поэтому я широко на уроках использую готовые образовательные продукты. Программа  Intel «Обучение для будущего» помогла мне освоить новые формы и методы работы на уроках, которые развивают самостоятельное мышление школьников  и в значительной мере способствуют повышению качества приобретаемых ими знаний. Применение технологии проектного обучения  я осуществляю в системе классно-урочной работы, это способствует интеграции курса «Биология» с курсом «ОБЖ» и интенсификации учебного процесса.

Я использую  ИКТ через:

  • Инструментирование некоторых  видов деятельности в учебном процессе: создание и использование на уроках презентаций по некоторым темам

 5 класс – «Разнообразие организмов»;6 класс – «Царство  грибов»; « Царство Растения»;7 класс – «Разнообразие рыб»,  «Классы птиц» (данную презентацию использую на трех уроках), «Обобщающий  урок по теме  «Птицы», «Мир млекопитающих» (данную презентацию использую на четырех  уроках), «Самые красивые существа на Земле – бабочки»;8 класс –  «Пищеварение»;9 класс – «Приспособленность -  результат действия факторов эволюции».

Использую ИКТ в воспитательной работе. Так в 5 классе с целью совершенствования навыков личной гигиены  был проведен классный час  по теме: «Профилактика возникновения инфекционных заболеваний». Вместе с учащимися была создана  компьютерная презентация по теме урока.

  • Мультимедийное пособие «Задачи по генетике»
  • Приобретение навыков использования ИКТ в жизни.
  • Занимаюсь дополнительным образованием через создание проектов, научных работ.

Использование  Интернет - ресурсов

Готовясь к очередному уроку,  чётко представляю себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.    Обучаю детей пользоваться информационными ресурсами сети Интернет с целью:

  • развития информационной компетентности;
  •  самостоятельного поиска информации;
  •  самостоятельной подготовки к сдаче экзамена;
  • участия в дистанционных проектах.

Программные продукты, используемые на уроках.

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии»,  «1 С: Репетитор. Биология», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Биология 6 кл. Живой организм», «Лабораторный практикум. Биология 6-11 кл»,  «Анатомия и физиология человека  9 кл.», «Экология 10-11 кл.».

В 2014 г  Гимназия приобрела  полный комплект Электронных наглядные пособия (DVD — диск):

  • Анатомия - Часть 1-4,
  • Анатомия и морфология растений - Часть 1-4,
  • Биология - Часть 1-4, Биотические отношения,
  • Генетика
  • Животный мир Арктической зоны
  • Земля. История планеты.
  • Земля. Происхождение человека
  • Земля. Развитие жизни
  • Основные отряды птиц - Часть 1-2
  • Основы селекции
  • Природные зоны мира
  • Природные зоны России
  • Природные сообщества
  • Секреты природы
  • Систематика растений - Часть 1-2
  • Цитология
  • Эволюция животного мира
  • Экологические факторы. Влажность
  • Основы селекции ( 7 фрагментов)
  • Экологические факторы. Свет
  • Экологические факторы. Температура
  • Экологический альмонах
  • Экология. ХХI век

Применение исследовательских технологий

  •      Исследовательскую технологию применяю на уроках – лабораторных, экскурсиях, когда учащиеся в доступных ему предела на основании материалов опытов и наблюдений приходят к некоторым самостоятельным выводам. А когда сами учащиеся опытов не производят и остаются только зрителями, то демонстрируя учащимся различные объекты или показывая опыты,  стараюсь при этом так построить урок, чтобы учащиеся рассуждали бы на основании увиденного и приходили бы к некоторым самостоятельным выводам. Ежегодно привлекаю учащихся к  научно-исследовательской деятельности. Вместе с учащимся выбираю тему, составляем план научно – исследовательской работы, где намечаем программу работы по заданной теме:  постановка цели и задач, корректировка  темы, изучение литературы по теме, составление плана работы, создание черновых материалов, подготовка тезисов, окончательный вариант работы, презентация работы. В плане указывается, где будет представлен результат выполненной работы: гимназическая конференция «Шаг в будущее», районная конференция, республиканская конференция, российский открытый конкурс «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку». Темы учебно-исследовательских  работ  учащихся: «Применение фитоинсектицидов против вредителей огородов», «Экспертиза меда и способы обнаружения его фальсификации»,  «Как экономно питаться?»,«Экологически чистая квартира». « Вермикомпостирование», « Определение витамина С в бруснике» «Экскурсии в окрестностях  гимназии:  «Фенологические наблюдения за природой», «Растения  края»  и др.
  • Лабораторные работы начиная  с 5 класса: «Разнообразие клеток», « Разнообразие одноклеточных организмов» и др.

Применение  проектной  технологии.

Организую работу учащихся над разными проектами: индивидуальными и групповыми, предметными и межпредметными, творческими. Проекты проводятся как краткосрочные, так и долгосрочные.

Метод проектов   применяю  при изучении некоторых тем. Так  в 20012 г. в 6 классе  был реализован и представлен на районном уровне учебный  краткосрочный проект «Царство Грибов». Данный проект был  применен в системе классно-урочной работы. Тема учебного проекта соответствует изучаемому разделу, поэтому проект полностью ориентирован на учебную программу и учебный план. Применение данной технологии в урочное время, способствует интеграции курса «Биология» с курсом «ОБЖ»  и  интенсификации учебного процесса и  позволило  сократить время на  изучение данного раздела в 2 раза.

В стадии реализации находится  учебный долгосрочный проект «Царство животных». Второй год вместе с учащимися 7 классов  к некоторым урокам делаем презентации, которые включают иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи. Данный проект  помогает сформировать у учащихся познавательный интерес к предметам биологического цикла.

Пятый год принимаю участие в гимназическом социальном проекте.  Вместе с учащимися 5-11 классов выращиваем рассаду цветов  и высаживаем около памятника Победы.

В 2012-2013 -  был реализован общешкольный проект «Школьный дворик»

Применение   игровых технологий.

 В основной школе, особенно в 5 – 7 классах,  использую игровые технологии, уроки – путешествия, обучающие, обобщающие, развивающие познавательные, творческие игры  - все это способствует формированию вариативного способа мышления. Игровую технологию чаще использую при обобщении и закреплении пройденного материала.  Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, увлекательных и занимательных заданий, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. В основной школе, особенно в 5 – 7 классах,  использую игровые технологии, уроки – путешествия, обучающие, обобщающие, развивающие познавательные, творческие игры  - все это способствует формированию вариативного способа мышления. Игровую технологию чаще использую при обобщении и закреплении пройденного материала: в 5 классе – это уроки  «Загадки  Вселенной»,«Путешествие по Вселенной»,«Разнообразие живого»,«Жизнь на Земле»,«Неповторимая Земля»,«Экологические проблемы», в 6 кл. «Плоды, распространение плодов и семян», в 7 кл. «В мире птиц», «Млекопитающие», «Эти забавные животные».            Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, увлекательных и занимательных заданий, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности.

Роль  модульного  обучения в развитии познавательной активности ученика.

Модульную технологию, одним из разработчиков которой является П.И. Третьяков, в большей практикую в старших классах, но начинаю знакомить  с элементами  данной технологии учащихся с   пятого класса.  В основном это уроки изучения нового материала. Если в среднем звене это отдельные уроки «Вода на земле», «Дыхательная система», то в  то в 10-11-х классах – это целая серия уроков по теме «Химическая организация клетки», Размножение и развитие живых организмов», «Основные закономерности явлений наследственности». Модульная технология позволяет создать ситуацию успеха для каждого обучающегося на уровне его учебных возможностей.  На мой  взгляд, модульное обучение обладает целым рядом преимуществ. Оно обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах.  Кроме того, модульное обучение обеспечивает и «мягкие» формы контроля в процессе усвоения содержания учебного материала. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность.

Роль проблемного обучения  в развитии познавательной активности ученика.

В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение. Используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету. К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится  то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении. Поэтому в течении нескольких лет я формирую банк  проблемных вопросов,  познавательных задач к  урокам,  применение которых позволяет мне сделать уроки содержательными, интересными, а так же готовить школьников к биологическим олимпиадам.

Применение опорных конспектов  в процессе обучения предмету. Одним из результативных методов является метод опорных конспектов. На основе различных конструкций, выстраивается каркас конкретного содержания урока, а работа по заполнению схемы ведется самостоятельно, вот где и могут проявиться творческие способности учащихся. Педагогический опыт работы с  опорными конспектами  показывает, что схемы и опорные сигналы запоминаются легко, если они придуманы детьми. Проявив свое индивидуальное творчество, опорные конспекты помогают накапливать, хранить и передавать информацию в краткой и удобной для воспроизведения форме.

Опорный конспект по теме: «Внутренняя среда организма»  в 8 классе. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними. Так форменные элементы крови  расположены  в порядке убывания  их количества в  1 мл. крови, так и во порядке  убывания их продолжительности жизни. Кроме того установлена связь между цветом клеток крови и цветом  элементов информации, что способствует лучшему усвоению информации.

 

Опорный конспект по теме: « Виды взаимоотношений организмов» Опорный конспект так же  представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними. Установлена связь между  видом взаимоотношений, цветом и символами.

Методы фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно – измерительных материалов  Постоянно совершенствую методики оценивания учебных достижений учащихся, разрабатываю контрольно – измерительные материалы: разноуровневые проверочные работы, тесты, зачеты. В основной школе, особенно в 5 – 7 классах контрольные работы стараюсь делать  не только содержательными,  с целью проверки глубины понимания биологических процессов, но и интересными. Разрабатываю тесты по типу ЕГЭ.

Результативность использования современных образовательных технологий 

  1. Повышение качества и результативности урока.
  2. Повышение мотивации к изучению предмета «биология»
  3. Развитие субъектности ученика (самостоятельность, инициатива, ответственность).
  4. Профессиональное самоопределение – понимаю, что делаю.
  5. Развитие личности, востребованной в современных жизненных условиях.
  6. Учащиеся владеют биологической  грамотностью.
  7. Учащиеся применяют знания и умения, полученные на уроках и в рамках дополнительного образования в различных сферах жизни.
  8. Расширение кругозора  и мировоззрения учащихся.

Разработка открытого урока по биологии с использованием проектной технологии

Дата      .                                                                                                                                         Класс___6____

Тема:        Значение грибов в природе и жизни человека»

ТЦУ:

  • Образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов отличающие их от организации других царств живой природы;  формирование умений узнавать изученные грибы, раскрыть значение грибов .
  • Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать.
  • Воспитательная: , воспитание сотрудничества, коммуникативности, обучение общению и саморегуляции.
  • Валеол. аспект  - в целях гигиенического воспитания и воспитания здорового образа жизни  уметь   учащимися научно обосновывать правила  «Профилактики отравлений грибами»

 

Тип урока:  Урок  изучения нового материала с использованием проектной технологии

Форма обучения : групповая

Методы:    стимулирования и мотивации, сравнения, иллюстративный,  наглядный , репродуктивный, проблемный.

Приемы:  принятие роли учителя, прием аналогий.

                            Ход урока

1. Организационный момент.

    Учебно-воспитательная задача этапа .Обеспечить нормальную внешнюю обстановку  работы на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

2. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.

   Учебно-воспитательная задача этапа: подготовить учащихся к

активному учебно-познавательной деятельности.

  1. Сообщение темы  урока.
  2. Постановка задачи вместе с учащимися.
  • Повторить, закрепить, систематизировать изученный материал
  1. Показ практической значимости.

Здравствуете ребята! Наш урок я хочу начать с такой фразы: “Самые знакомые и самые таинственные существа”. И речь сегодня пойдет о грибах.  

--Почему самые знакомые?  ...

-.Под словом грибы мы привыкли обычно подразумевать….

-Какие грибы ?  - те самые белые, сыроежки и грузди, что собираем в лесу. То есть те грибы которые нам знакомы.

- А почему таинственные? 

      А таинственные потому, что число различных видов грибов огромно и оценивается учеными  в более чем 100 тыс. видов. При этом доля крупных, видимых глазом, грибов составляет лишь малую часть этого гигантского разнообразия форм.

Слайд: основополагающий вопрос.
 И сегодня    цель урока   создать общий продукт  - буклет о грибах.

А для этого будем решать следующие задачи:

Познакомимся с значением грибов в природе и жизни человека.

     Титульная страничка буклета уже есть, а вам остается  создать стальные странички.

       А для этого  сегодня на уроке мы будем работать группами, и от работы каждой группы , от работы каждого из вас, зависит, достигнем ли мы конечной цели.

 А  какая конечная цель урока?  Создать буклет.

  • У нас четыре группы,  и у каждой группы есть свой проблемный вопрос на который  в ходе работы они должны ответить.

Слайд: проблемные вопросы.

( Проектное задание 1)

  1. Каково значение грибов в жизни человека?

(Проектное задание 2)

2.  Больше пользы или вреда наносят грибы сельскому хозяйству?

( Проектное задание 3)

3.    Какова роль грибов в природе?

(Проектное задание 4)

4.   Можно отравиться не только ядовитыми грибами, но и съедобными. Почему?

  1. Сообщение общих правил.
  • в каждой группе есть капитан в функции которого входит: корректировать работу группы и дисциплину,  в конце урока оценить работу каждого члена группы.
  • Каждая группа получает папку, где имеется лист проектной деятельности, где расписаны этапы работы, задания, рефлексия.
  • Внимательно читайте инструкции и четко выполняйте работу по этапам.
  • Будете терпеливы друг к другу.
  • Внимательно слушайте выступление каждой команды.

Удачи вам!  

3. Этапы  работы группы:

1 этап. Планирование работы в группе. ( 3 мин)

  1.  Познакомьтесь  с предложенным  группе  материалом.
  2. Сформируйте внутри группы две подгруппы.
  3. Распределите задания внутри группы согласно выбранным ролям ( смотрите лист деятельности группы)
  4. Запишите фамилию

2 этап. Выполнение заданий.  ( 10 мин)

  1. Прочитайте предложенную вам информацию ( информационная карточка №1)
  2. Выполните следующие задания согласно  выбранным ролям.
  3. Выполните любое творческое  задание
  • Синквейн ( см . модуль написания синквейна)
  • Нарисовать рисунок запомнившегося гриба
  • Стихотворение

3 этап. Подготовка к выступлению.  ( 3 мин)

  1. Определите количество выступающих.
  2. Подготовка к  защите  проекта перед учащимися. Оформление проекта: подготовка выступления, подпишите название продукта совместной деятельности, склейте скотчем рабочие листы.

4 этап. Защита проекта. ( 3 мин.) Свой продукт представляет и защищает первая команда

 Краткое выступление перед классом с использованием фотографий

  1. Рассказать про каждый гриб кратко и показать фотографию на экране
  2. Подвести итог, ответив на проблемный вопрос:  Каково значение грибов в жизни человека?

 Все команды выступили успешно и внесли свой вклад в создании буклета, а теперь оцените свою работу.

5 этап. Оценивание результатов проекта. ( 5 мин)

  • Рефлексия № 1 -  капитан команды оценивает работу каждого учащегося своей группы
  • Рефлексия № 2 – каждый учащийся оценивает свою работу.

3. Оценивание работы групп учителем.

Не зря грибы считают одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы.  И несмотря на то что некоторые грибы опасны для человека, жизнь без грибов была бы невозможна.
Обратите внимание на  оформление нашего буклета и найдите закономерность.

 А теперь ребята вспомните цель нашего урока.

Достиг ли наш урок конечной цели? Благодаря работе каждой группы, работе каждого из вас наш урок достиг конечной цели и мы вместе создали общий продукт – буклет.

Рефлексия

Данный проект был  применен в системе классно-урочной работы. Тема учебного проекта соответствует изучаемому разделу, поэтому проект полностью ориентирован на учебную программу и учебный план. Применение данной технологии в урочное время, способствует интеграции курса «Биология» с курсом «ОБЖ»  и  интенсификации учебного процесса и  позволило  сократить время на  изучение данного раздела в 2 раза.

План занятия был выполнен, задачи занятия решены. К такому выводу пришли сами дети. В том числе, это показала рефлексия. На занятии были соблюдены основные психологические и гигиенические требования.

Деятельность учащихся я оцениваю следующим образом: на занятии чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащихся было приподнятым. На занятии присутствовали самоконтроль и самокоррекция со стороны ребят. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности. Внешний вид и организованность ребят способствовали успешному достижению цели занятия.

Занятие удалось, так как были созданы условия для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика.

Пример модуля для 11 класса, выдается каждому учащемуся.

 Модуль по теме: «Модификационная и наследственная изменчивость»

(Урок изучения нового материала)

Цель:

  1. Самостоятельно  усвоить новые понятия  модификационная и наследственная изменчивость.
  2. Продолжить  совершенствование навыков работы с учебником.
  3. Продолжить  совершенствовать умение сравнивать.

Внимание! Внимательно прочитай цели урока. Запиши тему урока в тетрадь.

УЭ -1.Типы изменчивости.

  1. Прочитайте  вступление к главе «Закономерности изменчивости»
  2. Ответьте на вопросы ( устно)
  1. Что такое изменчивость?
  2. Для каких организмов характерна изменчивость?
  3. Сколько типов изменчивости существует, назовите их.
  4. Дайте определение наследственной изменчивости.
  5. Дайте определение модификационной изменчивости.
  6. Какой тип изменчивости передается  последующим поколениям?

УЭ – 2. Модификационная изменчивость.

      Задача:

  1. Прочитайте статью «Модификционная изменчивость
  2. Ответьте на вопросы (устно)
  1. Какие факторы влияют на формирование модификационной изменчивости?
  2. Приведите пример  модификационной изменчивости из учебника .
  3. Приведите самостоятельно примеры модификационной изменчивости на основе жизненного опыта.
  4. Объясните, почему модификационная изменчивость не наследуется организмами.

УЭ – 3. Типы наследственной изменчивости.

  1. Прочитайте первый абзац статьи «Типы наследственной изменчивости»
  2. Составьте  в тетради Схему «Типы наследственной изменчивости»
  3. Прочитайте полностью статью «Типы наследственной изменчивости и приготовьтесь устно отвечать на вопросы.
  1. Какой процесс лежит в основе комбинативной изменчивости, приведите пример?
  2. Назовите основные источники  комбинативной изменчивости и поясните их.
  3. Каково значение комбинативной изменчивости?

УЭ – 4. Сравнительная характеристика модификационной и наследственной изменчивости.

Задача: закрепить изученный материал, систематизировав его в виде таблицы

Задание. Заполните таблицу в тетради.

Таблица. Сравнительная характеристика модификационной и наследственной изменчивости.

Вопросы для сравнения

Модификационная

изменчивость.

Наследственная

изменчивость

1. Влияют ли условия среды?

2. Происходит изменение генов?

3. Генотип организма изменяется?

4. Передается последующим поколениям?

5. Встречается у всех организмов?

УЭ – 4. Домашнее задание.  Индивидуальное. Ответьте на вопрос № 3 в тетради.Докажите, что познание человеком закономерностей  наследственности и изменчивости имеет большое практическое значение.

Параграф №  34                                                                                                            7 класс

Проблемные вопросы и познавательные задачи по теме:

«Парнокопытные, непарнокопытные»

  1. Многие считают, что свиньи валяются в грязи, потому что любят грязь, но они с удовольствием купаются и в чистой воде? Предположите, зачем свиньи «купаются» в грязи?                                                                                                                                                              

      Ответ:  Свиньи таким образом избавляются от паразитов и регулируют температуру тела в жаркое время года.

  1. В пустынях песок раскаляется до 70 гр.. но верблюды спокойно ходят по нему и даже ложатся на песок. Почему они не получают ожогов?

      Ответ:  У верблюдов на ногах и на груди имеются толстые мозоли, которые предохраняют его от ожогов.

  1. Почему лось может легко бегать по болоту?

     Ответ:  Копыта лося глубоко раздвоены. Между копытами имеется растяжимая перепонка, которая увеличивает площадь опоры ног лося и позволяет преодолевать топкие трясины.

  1. Почему шуба из оленьего меха  «доха» считается особенно теплой?

      Ответ:  Каждый волос шкуры оленя заполнен пузырьками воздуха, что делает ее теплее даже при отсутствии подпуши.

Задание 2.   Викторина.

  1. Какая птица может летать хвостом вперед?  (КОЛИБРИ)
  2. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?  (ГОГОЛЬ)
  3. В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли – стерхи (РОССИЯ, ЯКУТИЯ)
  4. Какая птица обладает наибольшим размахом крыльев?  (АЛЬБАТРОС – размах крыльев до 4 метров, величина смой птицы 1 м.  Птица океанов  южного полушария. Большую часть своей жизни проводит в воздухе.
  5. Какая сова охотится днем? БЕЛАЯ ИЛИ ПОЛЯРНАЯ)  никогда не садится на деревья.
  6. Какая птица выводит птенцов зимой?  (КЛЕСТ . выкармливает птенцов не насекомыми, как большинство воробьиных, а измельченными семенами ели и сосны.
  7. Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну?  (ОЛЯПКА)
  8. Какая птица выкармливает своих птенцов рыбой и из рыбьих косточек делает свое гнездо? (ЗИМОРОДОК)
  9. Мертвое тело какой птицы может сохраняться до 20 лет без разложения. (КЛЕСТ – так как тело просмаливается смолистыми веществами)
  10. Чьи птенцы шипят из гнезда, как змеи? (Вертишейки)
  11. Какая птица «поет» хвостом? (бекас)
  12. У каких птиц гнездо плавает? ( чомга, черная крачка)
  13. Какая птица в момент опасности быстро сбрасывает перья? ( Рябчик) ? (Это защитное приспособление. Атакующий хищник остается с облачком перьев, а рябчик успевает избежать его когтей)
  14. Этот ночной хищник смеется как человек. (Филин)
  15. Греки первым назвали ее птицей мудрости (Сова)

Пример разноуровневой  контрольной работы по типу ЕГЭ

9 класс ( 5 вариантов)

Контрольная работа по биологии по теме

 «Механизмы эволюционного процесса».

Вариант 1.

ЧАСТЬ А.

К  каждому из заданий А1 –А 12 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Наиболее напряженная форма борьбы за существование.

  1. внутривидовая
  2. межвидовая
  3. борьба с неблагоприятными условиями среды

А2. В бассейне Амазонки часты наводнения, поэтому подавляющее большинство зверей отлично лазают по деревьям. Результатом какого вида борьбы за существование  является данный пример?

  1. внутривидовая
  2. межвидовая
  3. борьба с неблагоприятными условиями среды

А3. Какая форма естественного отбора способствует сдвигу среднего значения признака или свойства.

  1. стабилизирующий отбор                                        3)  половой отбор
  2. движущий отбор

А4. Результатом, какой формы отбора наблюдаются устойчивые размеры и формы цветков у насекомоопыляемых растений.

  1. стабилизирующий отбор                                        3)  половой отбор
  2. движущий отбор

А5. К какому направлению эволюции относят крупные эволюционные изменения, которые приводят к общему подъему уровня организации.

  1. дивергенция                                                              4) конвергенция
  2. ароморфоз                                                                 5) идиоадаптация.
  3. дегенерация.

А6. К какому направлению эволюции относят переход к паразитическому образу жизни.

  1. дивергенция                                                              4) конвергенция
  2. ароморфоз                                                                 5) идиоадаптация.
  3. дегенерация.

А7. Некоторые съедобные бабочки формой тела, окраской подражают ядовитым бабочкам. К какому типу приспособлений относится данный пример?

  1. форма тела                                                             4) покровительственная окраска
  2. предупреждающая окраска                                  5) мимикрия
  3. приспособительное поведение                             6) маскировка

А8.К какому типу приспособлений относят яркую окраску  свойственную, например, ядовитым, обжигающим или жалящим насекомым.

  1. форма тела                                                             4) покровительственная окраска
  2. предупреждающая окраска                                  5) мимикрия
  3. приспособительное поведение                            6) маскировка

А9. Процесс расхождения признаков организмов, возникающих от общего предка, в ходе их приспособления к разным условиям среды.

  1. дивергенция                                                              4) конвергенция
  2. ароморфоз                                                                 5) идиоадаптация.
  3. дегенерация.

А10. Примером, какой биологической закономерности являются крылья птицы и крылья бабочки.

  1. дивергенция                                                              4) конвергенция
  2. ароморфоз                                                                 5) идиоадаптация.
  3. дегенерация.

А11. Какой из критериев вида определяет сходство внешнего и внутреннего строения

  1. морфологический критерий                                    4) физиологический критерий
  2. экологический критерий                                          5) географический  критерий.

                  3)     молекулярно-биологический (биохимический)

А12.Какой из критериев вида определяет ареал его обитания.

  1. морфологический критерий                                    4) физиологический критерий
  2. экологический критерий                                          5) географический  критерий.
  3. молекулярно-биологический (биохимический)

ЧАСТЬ В.

К  каждому из заданий В1 –В5  подберите нужное слово или слова.

В1.Внешние различия в строении полов носят название - ………………

В2. Процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других называется - ………………………..

В3. Сходство беззащитного или съедобного вида с одним или несколькими неродственными ему видами, хорошо защищенными и обладающими предостерегающей окраской называется ……

В4. Сочетание формы тела и окраски организма с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания называется  …………………………….

В5. Крупное эволюционное изменение, которое приводит к общему подъему уровня организации называется ……

ЧАСТЬ С.

Запишите развернутый ответ.

С 1. Приведите пример физиологической адаптации амфибий и объясните значение

C 2. Приведите пример физиологической адаптации у ныряющих животных и объясните значение.

С 3.Приведите пример физиологической адаптации  у пустынных животных  и объясните значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках биологии»

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. В процессе работы я сформ...

Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка

Данное пособие представляет собой теоретический и практический материал по освоению компетентностного подхода к обучению школьников 5-8 классов. Теоретический материал содержит информацию о ключ...

Новые педагогические технологии как ресурс формирования ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания

Третье тысячелетие в нашей стране в сфере образования началось с огромного количества реформ: изменение содержания обучения, стандартов и требований к уровню подготовки учащихся; единый государс...

Формирование ключевых компетентностей на уроках математики

В данной статье обобщён опыт работы по формированию ключевых компетентностей на уроках математики....

Формирование ключевых компетентностей на уроках истории и обществознания.

Для развития самостоятельности ребёнка надо научить школьников пользоваться хранилищами информации, развивать умения мобилизовать свой личностный потенциал для решения экономических, социальных,...

Совершенствование социального опыта через формирование ключевых компетентностей на уроках физики

Представлена система преподавания физики в старших классах, нацеленная на формирование у выпускника ключевых компетентностей....

О формировании ключевых компетентностей на уроках физической культуры в 9 классе

О формировании ключевых компетентностей на уроках физической культуры в 9 классе...