Урок биологии в 9 классе "Биотические связи в природе" по учебнику Пономарёвой И.Н.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Леденёва Галина Викторовна

Предлагаемый методический материал направлен на достижение современных целей образования. Элементы современных технологий - развития критического мышления, игровой, ИКТ, а также деятельностный подход и частая смена видов деятельности, предотвращает усталость, что способствует сохранению здоровья учащихся, развитию активности и умению самостоятельно приобретать знания. Оптимальное сочетание индивидуальной, парной и групповой форм работы позволяет каждому ученику раскрыться в полной мере, способствует развитию коммуникативных качеств.Наглядность и интересные задания позволяют поддерживать интерес на протяжении всего урока,а красивая музыка и стихи способствуют формированию эстетического вкуса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок биологии в 9 классе «Биотические связи в природе»

Цели:

  1. образовательные – Формирование представлений о биотических связях в живой природе;
  2. развивающие – развивать умения и навыки самостоятельного овладения знаниями,  творческой инициативы и активности, умение анализировать и оценивать свою работу;
  3. воспитательные – воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда,  интерес к предмету и развитие коммуникативных качеств:  доброжелательное отношение, взаимопомощь, умение сотрудничать.

Оборудование:  компьютер, проектор или интерактивная доска, ЦОР «Цепи и сети питания», управляемая презентация к уроку, кроссворд, контрольные листы для учащихся, учебник под редакцией Пономарёвой И.Н. -основной и дополнительные источники: словарь Основные биологические понятия и термины Н.Ф.Реймерс, учебник Общая биология В.Б.Захаров.

Предварительная подготовка учителя к уроку: для урока нужно будет размножить контрольные листы и индивидуальные задания для закрепления (Приложение 4) по количеству учащихся в классе (Приложение1), стихотворение Овидия, из расчёта 1 лист на двоих (Приложение 2), кроссворд (Приложение 3), схему  и кластер можно распечатать, а можно вывести на экран.

Ход урока

I стадия «Вызов».

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет немного необычный, и я надеюсь, очень интересный урок. Каждый из вас сделает для этого всё возможное. На уроке мы будем учиться работать вместе, сообща, помогать и поддерживать друг друга. Итак, начнём наш урок  красиво. На фоне звуков прекрасной музыки живой природы  послушайте, пожалуйста стихотворение Марии Ханоновны Левитман. (Звучит музыка  «Золотая инструментальная коллекция. Вангелис. Музыка  природы»)

Соседи, соседи: жуки и медведи.

Орлы и козявки, деревья и травки …

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных, обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

-  Как вы думаете, о чём пойдёт  речь сегодня на уроке? (О взаимоотношениях между живыми организмами)

-Что вы уже знаете об этом? (Приём «покопаемся в памяти»)

- Как вы думаете, какова  цель нашего урока? (Познакомиться поближе со всеми типами взаимоотношений между живыми организмами.) (Записывают в тетрадях тему урока)

Ребята, во время работы мы делаем все необходимые записи в тетрадях, а оценки заносим в контрольный лист, который есть у каждого из вас. В конце урока и тетради, и контрольные листы сдаёте учителю на проверку, и каждый получит оценку за урок. Желаю успешной работы и только отличных отметок!

IIстадия «Осмысление»   

  1. Начнём знакомство с пищевыми или трофическими связями.

- Просмотрите  анимацию и выполните задания. (Индивидуальная работа с ЦОР «Цепи и сети питания» )

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/42381680-f723-46f2-b13c-c41b7f633ea6/%5BBIO9_09-53%5D_%5BMA_01%5D.swf

  1. Задания: Выделите основные понятия, о которых рассказано в анимации  и дополните схему:
  2. Словарная работа:  Выпишите в словарь определения основных понятий  вашей схемы. (Работа со словарём)
  3. Работа в  парах: Прослушайте стихотворение Овидия и  составьте схемы  пищевых  связей, складывающиеся между героями этого стихотворения (текст стихотворения раздать на каждую парту):

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицею – гроза невинных стад;

Орёл,  стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою.

Голубка ж, как овца, должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.

  1. Как  видите в природе ни один вид, ни один живой организм не может  существовать без других. Вся живая природа представляет собой сложную систему биотических связей,  от которых зависят возможности питания, размножения, распространения видов, способность существовать совместно. Отношения видов в этих связях могут быть различными от взаимополезных  до взаимоневыгодных. Я предлагаю вам познакомиться с этими отношениями поближе.  Для этого с помощью текста нашего учебника с.196-199 и дополнительных источников информации, разгадайте и заполните кроссворд, подготовьте выступление от группы.  Первая группа  - познакомит всех  с полезными биотическими связями и заполнит свою часть кроссворда (вопросы 1-5), а 2 группа с невыгодными и безразличными для вида связями  и заполнит свою часть кроссворда (вопросы 6-10).  
  2.  Кроссворд «Биотические связи в природе»
  3. Проверка правильности заполнения кроссворда и выступления групп .
  4. Работая с учебником,  вы обратили внимание на то, что среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ , выделяют определённые типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп.  По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные.  Давайте изобразим информацию о биотических связях графически  в форме кластера на доске и в тетрадях: Фронтальная работа
  5. Первичное закрепление:
  1. Индивидуальная работа  Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-)  или безразлично (0)  и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях  бобовых растений, 2.  Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9.  Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.
  2. «Своя игра» игра – викторина  - «Биотические связи  природе» - работа в группах с помощью управляемой  презентации.
  1. Подведение итогов урока:  Ребята, заканчивается наш урок, давайте подведём итоги.  У меня освободился микрофон,  и  поэтому у вас есть возможность высказаться по поводу того, что…

- Для меня стало новым…

- Меня удивило…

- Я научился…

- Я понял, что могу…

- Мне понравилось (не понравилось)…

8.Информация о домашнем здании: Ребята вы сегодня очень хорошо поработали,  я  очень довольна и рада за вас. Предлагаю вам самим придумать  себе домашнее задание. Это может быть любое творческое задание: сочинение от лица любого живого организма на тему «Мои друзья, враги, соседи»,  викторина, загадки, интересные вопросы, интеллект-карта, задания для цифрового диктанта. Кому скучно работать одному, можно объединиться  и выполнить задание вдвоём. А для тех, кто ничего не сможет придумать §53 и 5 толстых и тонких вопросов по содержанию параграфа.

III  стадия: Рефлексия

И в заключении я предлагаю вам составить синквейн по теме урока и нарисовать своё настроение, с  которым вы уходите с урока?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

10 1 9 2 3 7 8 6 5 4

Слайд 2

По горизонтали: 1. Биотическая связь, при которой особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы. 2. Любая взаимополезная обязательная и случайная биотическая связь, повышающая выживаемость каждого из видов в борьбе за существование. 3. Биотическая связь, при которой особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида. 6. Форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. 9. Взаимоневыгодный тип связи, при котором два близких вида существуют за счёт одного общего ресурса, которого на всех не хватает. По вертикали: 4. Односторонняя связь, выгодная для одного партнёра и безразличная для другого. 5. Полезное сожительство, превратившееся в тесное физическое сожительство, при котором один вид не может существовать без другого. 7. Биотическая связь, при которой один вид умерщвляет представителей другого вида и использует их в качестве пищи. 8. Биотическая связь и способ питания организмов за счет питательных веществ другого организма, при чем последний при этом не погибает, но чувствует себя угнетённо. 10. Сложная система связей между живыми организмами в природе.

Слайд 3

в а р т в т с т н а р т о и б и к е ч к с у н и м е и у м з и л а т с е е б о в н о н а х л я и ц н е р у к п а м з и т и з а н е й т р а л м з в е т с ч и н щ и м и с о и з о о з м м л а с н е м о к


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Викторина по теме «Биотические связи в природе»

Слайд 2

Типы биотических связей 200 300 400 Экология в стихах 200 300 400 Найди подобное в природе 500 500 500

Слайд 3

Типы биотических связей 200 Между какими животными возникают конкурентные отношения? 1.Белка и заяц 2.Белка и куница 3. Белка и сойка

Слайд 4

Типы биотических связей 200 Между какими животными возникают конкурентные отношения? 1.Белка и заяц 2.Белка и куница 3. Белка и сойка

Слайд 5

Типы биотических связей 300 Какие отношения являются симбиотическими? Вьюнок – малина Ель – белый гриб Волк – лиса Клубеньковые бактерии – бобовые Заяц - белка

Слайд 6

Типы биотических связей 300 Какие отношения являются симбиотическими? Вьюнок – малина Ель – белый гриб Волк – лиса Клубеньковые б актерии – бобовые Заяц - белка

Слайд 7

Типы биотических связей 400 Найдите организмы, вступающие друг с другом в конкурентные отношения: выхухоль, выдра, гиеновидная собака, водяная крыса, щука, леопард, ондатра, гиена.

Слайд 8

Типы биотических связей 400 водяная крыса, выхухоль и ондатра щука и выдра гиена, гиеновидная собака и леопард

Слайд 9

Экология в стихах 200 О каких отношениях идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина? Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, Страшатся щуки крокодила; От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей, Всегда имеет верх над слабостью сила. А.С.Пушкин.

Слайд 10

Экология в стихах 200 Хищничество

Слайд 11

Экология в стихах 300 О каких биотических связях повествует автор стихотворения? Запрягся рак-отшельник... Актиния на нем... Отшельник не досадует, Что ноша тяжела, Ведь часто крошки падают К нему с ее стола. Е. Фейкрабенд .

Слайд 12

Экология в стихах 300 Мутуализм

Слайд 13

Экология в стихах 400 Какой биологический смысл вкладывает автор в стихотворение? О каком типе взаимоотношений идёт речь в стихотворении Свифта? Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая мошка; На блошке той – блошинка - крошка, В блошинку же вонзает зуб сердито Блошиночка ... и так до бесконечности. Д.Свифт.

Слайд 14

Экология в стихах 400 Речь идёт о том что, на одном животном может паразитировать одновременно большое количество всевозможных паразитов. Тип взаимоотношений - паразитизм.

Слайд 15

Найди подобное 500 Найди паразитов среди перечисленных организмов: вьюнок, омела, росянка, роза, заразиха, одуванчик, папоротник, повилика, аскарида, сороконожка, бычий цепень, клоп, клещ, майский жук, стрекоза.

Слайд 16

Найди подобное 500 Найди паразитов среди перечисленных организмов: вьюнок, омела, росянка, роза, заразиха , одуванчик, папоротник, повилика , аскарида , сороконожка, бычий цепень , клоп , овод, клещ , майский жук, стрекоза.

Слайд 17

Найди подобное 500 Найдите хищников среди перечисленных растений и животных: омела, росянка, роза, кувшинка, снегирь, клест, ястреб, лещь , окунь, щука, буйвол, кенгуру, снежный барс, куница.

Слайд 18

Найди подобное 500 Найдите хищников среди перечисленных растений и животных: омела, росянка , роза, кувшинка, снегирь, клест, ястреб , лещ, окунь , щука , буйвол, кенгуру, снежный барс , куница .

Слайд 19

Найди подобное 500 Определи тип взаимоотношений изображённый на картинке и найди подобное в мире растений и животных.

Слайд 20

Найди подобное 500 Конкуренция внутривидовая



Предварительный просмотр:

                                                                                    Приложение 1

  1. Лист контроля для учащихся.

Этап урока

Оценка

Самооценка

Взаимооценка, оценка в группе

Оценка учителя

1.Пищевые или трофические связи. Работа с ЦОР:

-заполнение схемы (индивидуальная работа)

-словарная работа (индивидуальная работа)

-составление пищевых цепей (парная работа)

2.Типы биотических  связей

- Заполнение кроссворда (групповая работа)

- подготовка выступления (групповая работа)

-графическое изображение биотических связей в форме кластера (фронтальная работа)

3.Первичное закрепление:

-определение  значения взаимоотношений для видов и дополнение кластера (индивидуальная работа)

- Игра – викторина «Своя игра» «Биотические связи» (групповая работа)

4. Итоги урока и рефлексия:

-свободный микрофон (индивидуальные выступления)

-синквейн (индивидуальная  работа)

-Общая оценка за урок

Приложение 2

Стихотворение Овидия

Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицею – гроза невинных стад;

Орёл,  стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою.

Голубка ж, как овца, должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице-сове, средь ночи тёмной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживлённый,

Вползая вверх, цветок съедает сонный.

Приложение3

Кроссворд «Биотические связи в природе»

По горизонтали:1. Биотическая связь, при которой особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы. 2. Любая  взаимополезная обязательная и случайная биотическая связь, повышающая выживаемость каждого из видов в борьбе за существование. 3. Биотическая связь, при которой особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида. 6. Форма взаимоотношений, при которой  совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. 9. Взаимоневыгодный тип связи, при котором  два близких вида существуют за счёт одного общего ресурса, которого на всех не хватает.

По вертикали:  4. Односторонняя связь, выгодная для одного партнёра и безразличная для другого. 5. Полезное сожительство, превратившееся в тесное физическое сожительство, при котором один вид не может существовать без другого. 7. Биотическая связь, при которой один вид  умерщвляет представителей другого вида  и использует их в качестве пищи. 8. Биотическая связь и способ питания  организмов за счет питательных веществ другого организма, при чем последний при этом не погибает, но чувствует себя угнетённо. 10. Сложная система связей между живыми организмами в природе.

Приложение4

Задание для индивидуальной работы при закреплении

Рассмотрите отношения, складывающиеся между организмами, с точки зрения каждого из них и решите хорошо ему от этих отношений (+), плохо (-)  или безразлично (0)  и дополните примерами свой кластер: 1. Горох и клубеньковые бактерии на корнях  бобовых растений, 2.  Лягушка и комар, 3. Дизентерийная амёба в кишечнике у человека, 4. Зебры и антилопы, 5.белка и лось, 6. Повилика и кустарник, 7.подосиновик и осина, 8. Акула и рыба – лоцман, 9.  Томат и гриб фитофтора, 10. Корова и жук-навозник.

  1. Управляемая презентация к уроку
  2. Управляемая презентация для игры - викторины «Биотические связи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии по теме "Витамины" 8 класс учебник Драгомилов Маш

Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения....

Класс Головоногие моллюски урок биологии 7 класс УМК Пономарёвой

Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски...

Контрольная работа по биологии в 6 классе по главе "Органы растений" (учебник Пономарёвой И. Н.)

Контрольная работа для учеников 6 класса составлена в формате ЕГЭ, то есть включает в себя тестовые задания с выбором одного правильного ответа, задания повышенной сложности на соответствия или выбор ...

Рабочая программа по биологии 5 кл. к учебнику Пономарёвой И. Н.

Рабочая программа по биологии 5 кл. составлена в соответствии с ФГОС ( 2014) на основе авторской программы Пономарёвой И. Н. , КучменкоВ.С. и др....

"Вид. Критерии вида" Урок (сдвоенный) по биологии в 10 классе по учебнику Пономарёвой, углубленный уровень

Сдвоенный урок по биологии в 10 классе разработан с использованием разных видов деятельности обучающихся и с использованием материалов на развитие функциональной грамотности....

Презентация к уроку биологии "Как питаются паразиты?", 5 класс, учебник Суховой Т.С., Строгонова В.И.

В презентации представлена информация о сущности паразитического образа жизни, приведены примеры организмов паразитов из разных царств, даны иллюстрации болезней, вызываемых паразитами, а также привед...

Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Фотосинтез". Учебник -И.Н. Пономарёва + дополнительные материалы к уроку

Данный урок является составной частью темы «Питание живых организмов». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Корневое питание растений», знания о внутр...