Контрольно-методический срез «Определение уровня обучаемости учащихся по биологии» как элемент технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности.
учебно-методический материал по биологии по теме

Дегтярева Светлана Анатольевна

Контрольно-методические срезы (КМС) по определению обучаемости учащихся я провожу в начале учебного года и на основе анализа определяю дозу педагогической помощи  в зоне ближайшего развития ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kms_opredelenie_urovnya_obuchaemosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольно-методический срез

«Определение уровня обучаемости учащихся по биологии»

как элемент технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности.

Обученность – объем и глубина знаний ученика по предмету, уровень владения метапредметными умениями и навыками. Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) по качеству и содержанию устных ответов, по результатам зачетных работ и т.п.

Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

3 уровень обучаемости – творческий уровень (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решения и т.д.)

2 уровень обучаемости – прикладной уровень (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации)

1 уровень – репродуктивный уровень  обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

Меньше 1 – случай, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

        Методика определения уровня обучаемости

- Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал, изложение  и представление которого займет не более 7-8 минут (5-7 класс), 8 минут (8-9 класс) и 10-12 минут (10-11 класс).

- Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях.

- Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации (5-7 минут).

- Учитель организует самостоятельную работу учащихся, в ходе которой учащиеся отвечают на пять вопросов:

1. О чем вы узнали на уроке?

2.Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.

3. Выполните задания по образцу

4. Выполните задание в измененной ситуации

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите связь с жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить о творческом уровне обучаемости. Если ученик справился с четырьмя заданиями, то это говорит о прикладном уровне обучаемости. Если выполненными оказываются три первых задания – этот ученик демонстрирует репродуктивный уровень обучаемости. (Галева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.

Контрольно-методические срезы (КМС) по определению обучаемости учащихся я провожу в начале учебного года и на основе анализа определяю дозу педагогической помощи  в зоне ближайшего развития ученика.

5 класс.        Тема « Науки о живой природе»

1. О чем вы узнали на уроке?

2. Напишите определение науки биологии так, как вы его запомнили.

3. Распределите по группам тела живой и неживой природы: ель, подберезовик, Солнце, синица, туча, камень.

4. Вставьте пропущенные слова: Живые организмы отличаются от неживой природы тем, что они а) растут    б) …        в) …    г) … е) …

5. Два ученика поспорили. Миша утверждал, что знания по биологии не пригодятся ему в жизни. Вова уверен в том, что изучение биологии необходимо каждому человеку. С кем из учеников вы согласны? Объясните свою точку зрения.

6 класс            Тема «Мир растений»

1. О чем вы узнали на уроке?

2. Напишите определение науки ботаники так, как вы его запомнили.

3. Заполните таблицу, распределив растения по группам и вписав нужные номера:

1)огурец  2) овес,  3)одуванчик,   4) пшеница     5) клевер,    6) медуница,  7)тополь 8) морковь, 9) крапива     10) подсолнечник

Дикорастущие растения

Культурные растения

4.Вставьте пропущенные слова

А) По продолжительности жизни растения, которые весной развиваются из семян, зацветают и образуют плоды с семенами и после отмирают, называют - …

Б)По продолжительности жизни, растения которые в первый год обычно развивают корни и побег, а на второй год зацветают и  дают плоды с семенами называют - …

В) Жизненная форма растений, имеющих зеленые стебли, ежегодно отмирающие – это…

Г) Жизненная форма растений, имеющих много   стволов, отходящих от одного основания – это …

5. Объясните, почему необходимо беречь и охранять дикорастущие растения.

7 класс Тема «Зоология – наука о животных»

1. О чем вы узнали на уроке?

2. Почему современная наука зоология – это система наук о животных

3. Соотнесите название науки и её определение

1. Эмбриология

А- изучает взаимоотношения организмов между собой и средой обитания

2.. Систематика

Б- изучает ископаемых животных.

3.Палеонтология

В – изучает индивидуальное развитие организмов

4. Экология

Г- изучает классификацию животных

5.Этология

Д – изучает поведение животных

6. Генетика

И- изучает распространение животных

7.Зоогеография

К- изучает закономерности наследственности

4. Распредели, какие признаки относятся:

1 – к растениям.

2- к животным,

3 – ко всем живым организмам:

А- состоят из органических и неорганических веществ;

Б- автотрофы;

В- гетеротрофы;

Г- состоят из клеток;

Д- способны к активному передвижению;

Е- способны к обмену веществ, размножению и росту;

Ж- в клетке есть клеточная оболочка, хлоропласты;

З- в клетке нет целлюлозной клеточной оболочки и пластид;

К- приспособлены к условиям окружающей среды.

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и известные вам способы борьбы с ними.

8 класс    Тема «Ткани»

1. О чем вы узнали на уроке?

2. Напишите определение ткани так, как вы его запомнили.

3. Соедините свойства и названия типа ткани

Тип ткани

Свойства

1.Мышечная

А- Отдельные клетки разбросаны в массе межклеточного вещества

2. Нервная

Б- Клетки плотно прилегают друг к другу

3. Эпителиальная

В – Клетки способны сокращаться, становиться короче и толще

4. Соединительная

Г – свойственны возбудимость и проводимость

4. Вставьте пропущенные слова (обозначение типа ткани)

А) Кровь человека – это пример  … ткани

Б) Покровы тела – это пример …ткани

В) Скелетные мышцы тела – это пример … ткани

Г) Спинной мозг образован … тканью

5. Объясните, как нервная ткань обеспечивает согласованную работу всего организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  из...

Индивидуальный стиль учебной деятельности (технология ИСУД)

Мы не можем избавиться от того, за что ругаем. Но мы можем использовать то, за что хвалим. Это ИСУД!...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)

 Технология ИСУД  (индивидуальный стиль учебной деятельности) Актуальность вопроса. Интересное, сложное и переходное время сегодня в педагогике. Методология преподавания мно...

Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета

В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология  дает возможность  формирова...

Педагогическая технология ИСУД ( Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности) на уроках географии в 6 классе

Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), ...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...