Технология ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности)
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

   Технология ИСУД  (индивидуальный стиль учебной деятельности)

 Актуальность вопроса. Интересное, сложное и переходное время сегодня в педагогике. Методология преподавания многих предметов претерпевает кардинальные перемены. Учителю  необходимо  уметь  запустить  и   поддержать  процессы  саморазвития  и  самопознания  ученика.  Для  того,  чтобы  у  многих  учащихся  поддерживать  радость  творчества  и  постоянную  необходимость  учебного  успеха,  возникла  необходимость  освоения  новой  компетенции  учителя - акцентировать  приоритет  не на  содержании,  а  на  освоении  учащимися  способов  действий, не  нанося  ущерб  самому  содержанию. Педагог,  работающий  по  данной  методике,  должен  в  совершенстве  владеть  содержанием курса и  использовать  его  как  средство  развития  и   социализации  учащихся. Педагог  должен  грамотно анализировать  не  только  содержание  предмета,  но и  педагогические  условия,  ситуации,  средства,  приемы  и  методы  учебной  работы  и  самого  субъекта  учебной   деятельности -  ученика.  Успешная  профессиональная  деятельность  учителя  технологична  и   соответствует  алгоритму.

Алгоритм деятельности учителя по данной технологии:  -анализ  и  выделение  проблемы;  -ресурсы и целеполагание; -планирование; -организация  процесса;  -анализ  результатов.

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  изучаются  различные  процессы  и  объекты.Профессионал-педагог  понимает,  что  не  все  учащиеся  оказываются  одинаково  в комфортных   условиях  на  уроке.  Есть  дети,  которым  легче  построить  таблицу,  чем  её  проанализировать  и  наоборот. У  каждого  ученика  своя  мотивация  на  уроке.  В  данном  случае  и  необходимо  применить  управленческую  компетенцию  учителя –  умение  осуществлять  педагогический  анализ,  в  результате  действий  педагога  организация  образовательного  процесса  комфортная и  развивающая  для  каждого  ученика.  В   пространстве  учебного  успеха  ученика   встречаются  «ученик»  и  «учебные  формы  работы»,  технология  ИСУД   позволяет  реализовать  встречу  этих  направлений.  Если  учебный  успех  ученика  каждого  ученика  понимать не  только как  увеличение  информации,  но, прежде  всего  как  рост  его  учебных  возможностей.                                       Образовательная среда мотивирует ученика на учёбу, формирует ЗУН, развивает познавательную сферу, параметры учебного успеха  должны отображать эти требования.                                                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon работа Урвачева121 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии

Учитель биологии: Урвачева Е.С.

МОУ СОШ №12 с. Дивноморское г. Геленджик

2008 год

                                                                                                                                                       

                                 Технология ИСУД

         (индивидуальный стиль учебной деятельности)

     4.2.1.Актуальность вопроса.

     Интересное, сложное и переходное время сегодня в педагогике. Методология преподавания многих предметов претерпевает кардинальные перемены. Учителю  необходимо  уметь  запустить  и   поддержать  процессы  саморазвития  и  самопознания  ученика.  Для  того,  чтобы  у  многих  учащихся  поддерживать  радость  творчества  и  постоянную  необходимость  учебного  успеха,  возникла  необходимость  освоения  новой  компетенции  учителя - акцентировать  приоритет  не на  содержании,  а  на  освоении  учащимися  способов  действий, не  нанося  ущерб  самому  содержанию. Педагог,  работающий  по  данной  методике,  должен  в  совершенстве  владеть  содержанием курса и  использовать  его  как  средство  развития  и   социализации  учащихся. Педагог  должен  грамотно анализировать  не  только  содержание  предмета,  но и  педагогические  условия,  ситуации,  средства,  приемы  и  методы  учебной  работы  и  самого  субъекта  учебной   деятельности -  ученика.

     Успешная  профессиональная  деятельность  учителя  технологична  и   соответствует  алгоритму.

4.2.2.Алгоритм деятельности учителя по данной технологии:

             -анализ  и  выделение  проблемы;

   -ресурсы и целеполагание;

   -планирование;

   -организация  процесса;

   -анализ  результатов.

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  изучаются  различные  процессы  и  объекты.

Профессионал-педагог  понимает,  что  не  все  учащиеся  оказываются  одинаково  в комфортных   условиях  на  уроке.  Есть  дети,  которым  легче  построить  таблицу,  чем  её  проанализировать  и  наоборот. У  каждого  ученика  своя  мотивация  на  уроке.  В  данном  случае  и  необходимо  применить  управленческую  компетенцию  учителя –  умение  осуществлять  педагогический  анализ,  в  результате  действий  педагога  организация  образовательного  процесса  комфортная и  развивающая  для  каждого  ученика.  В   пространстве  учебного  успеха  ученика   встречаются  «ученик»  и  «учебные  формы  работы»,  технология  ИСУД   позволяет  реализовать  встречу  этих  направлений.  Если  учебный  успех  ученика  каждого  ученика  понимать не  только как  увеличение  информации,  но, прежде  всего  как  рост  его  учебных  возможностей.                                      

Образовательная среда мотивирует ученика на учёбу, формирует ЗУН, развивает познавательную сферу, параметры учебного успеха  должны отображать эти требования.                                                                                

                                                                                                                       

Ресурсы учебного успеха ученика параметры ИСУД

Параметры ИСУД

Критерии оценки

объем и качество знаний/знаю

обученность

оценка по предмету

предметные навыки/умею

навыки

минимум, максимум

саморазвитие, познание/могу

внимание, память модальность

максимум, минимум

аудит, визуал, кинестет

интерес, мотивация/

хочу

развитие потребностей

познавательный, социально-духовный

Самая эффективная и  адекватная  система  оценивания  работы  ученика,  вселяющая  уверенность,  успех  и  для  педагога  и  для  ребенка-  это  отсчёт  от  базового  уровня «зачет», путем  прибавления  баллов.

        4.2.3.Структура учебного успеха ученика

    Из  опыта  методики  преподавания,  рассматривая  параметры  ресурсов  учебного  успеха  можно  говорить  о  том,  что  с  ростом  одного  из  параметров-  растут  одновременно и  другие.  Если  растет  и                            развивается  любой  из  параметров  индивидуального  стиля  учебной  деятельности  ученика,  то  увеличивается  общий  уровень  его  познавательных  возможностей -  его  обучаемость.  Педагог-новатор,  владеющий  современными  технологиями,  существует  в  режиме  эксперимента  каждую  минуту  урока,  предметом  его  исследовательской  деятельности  является  учебная  ситуация.  Такой  учитель  не  может  не  владеть  навыками  грамотного  управления  собственной  деятельностью,   условиями  и  ресурсами  учебной  деятельности  своих  учеников. Для  создания  атмосферы  творчества  на  уроке,  настрой  на  мотивацию  к  учебе   педагог  запускает  механизмы  саморазвития,  самопознания,  самоопределения  у  своих  учеников.  Учитель,   владеющий   системой  технологии   ИСУД,   использует  дидактический,  развивающий  потенциал  ученика.  Обучаемость  проявляется  как  уровень  самостоятельности  в  учебной  деятельности  ученика.  Зная  психофизиологические  особенности  учащихся,  учитель  определяет  меру  педагогической  помощи  каждому  ученику  в  отдельности.

                 

             

          4.2.4.  Уровни  обучаемости:

  1. уровень обучаемости - репродуктивный
  2. уровень- прикладной
  3. уровень- творческий        

Определить  уровень  обучаемости  в  данном  случае  можно  благодаря выполнению  заданий  несложного  уровня.

            Задания.

1 уровень-  Что  ты  запомнил  с урока?

2. -Соотнесите  свойства  или  функции  с  объектом  или  явлением.

3.- Какие  усложнения  данного  явления  или  процесса  характерны  при  переходе  изучения  от  одного  объекта  к  другому,  почему?

          Примерные  задания.

1  уровень-  Рассмотрите  рисунок-схему  животной  клетки  и  подпишите  органоиды.

2  уровень-  заполни  таблицу    

                            гладкая мышечная    поперечно-полосатая мышечная

                                    ткань                                          ткань

строение              

местонахождение

действие

3 уровень- рассмотрите  рисунки  микропрепаратов тканей  растений  и  животных . Назовите  ткань, месторасположение,  функция,  отличительные  особенности.

                                                                                                                       

4.2.5.Формирование индивидуального стиля учебной деятельности по параметрам: память, внимание. умения, навыки.

Формируют  индивидуальный  стиль учебной  деятельности  учащегося  такие  параметры,  как  память,  внимание,  навыки,  модальность и  другие.                    

   

   Память   -  это  процесс, в  результате  которого  происходит  запоминание, сохранение  и  воспроизведение информации. Существует образная,   словесно-логическая ,эмоциональная   моторная(двигательная); произвольная  и  непроизвольная.   На  основании  степени  комфортности для  ученика  в восприятии  информации (визуал, аудит, кинестет)  и  развит  лучше  тот  или  иной  вид  памяти. Установить  какой  вид  памяти  преобладает  у   ученика  можно методом педагогического наблюдения. Аудиалы  хорошо запоминают услышанное  на  уроке,  могут  легко  воспроизвести  вслух,  у  этих  детей  хорошо  развита  образная  память. Визуалы  рассмотрев  таблицы,  схемы,  материал  параграфа  выполняют  индивидуальные  задания  разного  уровня  по  карточкам,  из  рабочих  тетрадей и  другие  письменные  виды  заданий,  у  них  также  развита  образная  память. Кинестетам  нужно  выполнение  практической  части изучаемого  материала  для  усвоения.   Специалист-психолог и  учитель-предметник  поможет  разобраться  какой  вид  памяти  преобладает  у  ученика   и  развивать  различные  виды  памяти ( по мере  возможности). Произвольная  память-  это  результат  волевых усилий  ученика.  Непроизвольная  память-  запоминание  материала,  когда  есть  интерес  и  желание  запомнить.

Внимание-  направленность  и  сосредоточенность  ученика  на  чем-то  конкретном.  Внимание   можно   характеризовать  по  определенным  параметрам:-  объем,  распределение, концентрация,  устойчивость.   Первый  уровень недостаточный,  когда  критерии  по  всем  параметрам  низкие.  Второй  уровень  критический,  когда  критерии   чуть  выше.  Третий  уровень  достаточный,  критерии -  в  норме.  Самый   стойкий  вид  внимания   тот,   который  возникает  в  результате  интереса   и  если  данный  интерес  поддерживается  педагогом  умело,  грамотно.  

Умения  и  навыки  могут  обеспечить  ученику  самостоятельность  действий  и  оптимизацию  деятельности  на  уроках  и  при   выполнении  домашних  заданий.  Через  определенный  период  времени  педагог  может  отследить  навык  планирования, организации  своей  деятельности,  самооценки.  Во  время  работы  учеников  в  группах  можно  также  отследить  коммуникативные  навыки,  при  работе  с  ТСО,  с   книгами - можно  пронаблюдать  за  информационными  навыками  каждого,   мыслительными  навыками

       

                                                                                                                     

         

                       Примерное  задание.

1.Анализ. Соотнесите  понятия  и  конкретные  примеры.  

                                                                                                                             

Способ приобретения иммунитета                                          Вид

а ) передается по наследству                                             1)естественный                                                                                                            

б ) вырабатывается под воздействием вакцины                                  

в ) возникает после введения в организм сыворотки     2)искусственный

         г ) формируется после перенесенного заболевания                                                                                                  2.Синтез. Назовите  одним  словом:

 а) ароморфоз, дегенерация, идиоадаптация

б)изменчивость, наследственность, естественный отбор

в)хромосомная, генная, геномная

3.Сравнение. Что общего и различного между  царством животных и растений?

4.Логика ( причинно-следственные связи).

Убери лишнее и объясни свой выбор.

а ) митохондрии, ядро, лизосомы, ферменты

б ) единообразие, расщепление, комбинирование, кроссинговер

в ) кровь, тканевая жидкость, лимфа, плазма.

5.Вывод. 

В одном лесу растут дубы, клены, липы, осины.  В другом лесу  растут сосны, ели. Сколько видов и популяций населяют эти  леса?

В системе  ИСУД  огромное  значение имеет  уровень  развития  мотивационно- потребностной   и  эмоционально- волевой сфер,  так как  выявляет  степень  заинтересованности  ученика  предметом.  Для педагога  эти данные - основа выбора для  подбора содержания и  форм  работы,  мотивирующих  детей  и  развивающих  их  волю.

4.2.6.Практическая деятельность-создание условий формирования учебного успеха у учащихся.

В  самом  начале своей  деятельности  по  системе  ИСУД   я   провела  анкетирование  среди  учащихся  с  просьбой  выбрать  10  пунктов  из  предложенных  в  анкете,  которые     действительно  важны  и  комфортны  для  ученика.

1 Поощрения  учителя  за  хорошо  выполненную  работу

2.Порицания  за  ошибки

3.Учебно-познавательные  игры

4.Демонстрация  видеофильмов  и  опытов

5.Задания,  которые  получаются

6.Свободный  выбор  задания

7.Учитель  считает  меня  личностью

8.Содержание задач  и  вопросов  взято  из  реальной  жизни

9.Учитель  учитывает  мои  интересы                                                    

10.На  уроке  я  сам  разбираюсь  с  проблемами

11.Учитель  не  использует  много  непонятных  слов

12.Я  могу  действовать  на  уроке  разными  способами

13.Мне  нужно  придумывать  что-то  новое                                          

14.Много  заданий  таких, где  нужна  смекалка

15.Мне  нужен  этот  урок,  чтобы  понять  свою  роль  и  место  в        обществе                                                                                                                    

16.Мы говорим о людях,которые для меня интересны.

17.Ученики  на  уроках  могут  помогать  друг  другу                              

18.Успех  всех  зависит  от  успеха  каждого

19.Мы  на  уроках  проверяем  задания  друг у  друга  и  можем  повлиять на отметку друга

20.Меня  информируют  об  обязательных  результатах  обучения

21.Мне  объясняют  смысл  каждого  способа  деятельности  на  уроке

22.Учитель  дает  мне  задания,  которые  сразу  не  получаются

23.Я  сам  оцениваю  собственные  результаты  и  сам  работаю  над  ошибками

24.Работа  на этом  уроке  дает мне  возможность прогнозировать свою жизнедеятельность

25.На этом уроке я учусь сам, учитель выступает только в роли консультанта, но я сам отвечаю за результаты учения  

В  результате  анкетирования,  выясняется   какой  уровень  развития  мотивации  у  каждого  конкретного  ученика.  Если  отмечены  номера  с  1  по  7,  то  это  указывает  о  необходимости  эмоциональных  приемов  мотивирования  учебной  деятельности.  Отмечены  номера  с  8  по  14 – в  учебной   мотивации  преобладает  познавательный  уровень.  Если  среди  ответов  есть  номера  с  15  по  19  можно  говорить  о  развитии  социального  уровня  мотивации  учебной  деятельности.   У  учащегося  в  анкете  отмечены   номера  с  20  по  25,  значит  ученик  вышел  на  самый  высокий  уровень  мотивации  на  учебу.   Такую  анкету  я   проводила  с  учащимися 7 и 9 классов,  в начале  работы  по  данной   методике  и буду проводить  через  год. Свою  работу я строила  на  основании  запросов  учащихся,  планировала  для  каждой  отдельно  взятой  группы  учеников (по  результатам  анкеты). Думаю, что  через  год  уровень  мотивации  учащихся  будет меняться  от  репродуктивного  к  творческому.  Значит  в  этот  период  должны  создаваться условия для обеспечения  успеха   ученика, необходимо способствование  развитию  творчества.   Каждый  день,  заходя  в  класс  к  ученикам  я  старюсь  нести  с  собою  заряд   бодрости,  радость,  хорошее  настроение,   одновременно  с этим  я  всегда  требовательна  к  себе  и  к  детям.  Большое  значение  в  жизни  каждого  ученика   имеет  личность  педагога,  его  профессионализм,  его  желание  творить,  вселять  веру  в  маленького  человека.  Современный  педагог,  считаю,  что  должен  знать  и  владеть  методикой  системы  ИСУД,  так  как  эта  система  является  открытой.  

     Я  прочитала   методические  пособия  с  рекомендациями   и  постепенно  стала  внедрять  в  свою  работу.  Длительное  время  я  работала  по  методикам  АСО  и  КСО, дифференциации обучения,   я  обобщала  опыт         своей  работы  просто  при  очередной  аттестации.  В  связи  с  реформой  образования,  решила   пересмотреть  свой  стиль  работы,  перечитала  подборку  метод. литературы,  статьи  в  научно-методическом  журнале «Завуч»  и  других,  для  себя  сделала  вывод,  что  современному  ученику,  кроме  возможности  получать  знания,  нужно  еще  помогать развивать     компетенции, учитывая особенности каждого  ребенка.

       Именно  такая  система,   как   индивидуальный  стиль  учебной  деятельности   позволяет  раскрыться  каждому  ребенку  и  не  только   раскрыться,  но  и  расти  в  глазах  окружающих.  Хочу  поделиться  информацией,  о применяемых  мною,  учебных   приемах,  видах  и  формах  учебных  заданий  и  их  развивающем  потенциале.  Развивающий  потенциал,  дифференциацию  и  индивидуализацию  учебного  процесса   можно  развивать  только  благодаря  дидактическому  материалу,  который   подбирает  и  составляет  педагог  индивидуально  ученикам.

     

               

   4.2.7.Анализ, синтез параметров ИСУД.

   

  Предварительно  каждому  ученику  группы  или  класса  учитель  составляет  характеристику  по  параметрам   ИСУД:   внимание, память, модальность, навыки,  умения  -  благодаря  несложным  психологическим  заданиям,  тестам.  Характеристику  я  составляла  при  помощи  школьного  психолога.  

           

  Характеристика  параметров  ИСУД   Ивановой  Кати:

1.обученность –«3»  (по  биологии)

2.обучаемость – 1 уровень (репродуктивный)

3.внимание – рассеянное

4.память – не  развита

5. навыки – активное слушание, работа в парах, диалог, элементарная  логика

6. мотивация – базовый  уровень

         

   Характеристика  параметров  ИСУД   Сергеева  Вани:

1.обученность – «4»  ( по биологии)

2.обучаемость – 2 уровень ( прикладной)

3. внимание – умеет концентрировать

4. память – наглядная, образная

5. навыки – умеет планировать, развита самооценка

6. мотивация – познавательный уровень

         

       Характеристика  параметров  ИСУД    Томиной   Аллы:

1.обученность – «5»  ( по  биологии)

2.обучаемость-3 уровень (творческий)

3. внимание – устойчивое

4. память – словесно-логическая

5. навыки – смысловое чтение, анализ, синтез, вывод, логика, сравнение

6.мотивация – социальный уровень.

4.2.8. Разноуровневые задания для учащихся  во время уроков и вне уроков  

  На основании данных  характеристик  можно  составлять задания  разного  уровня,  учитывая  индивидуальный  стиль учебной  деятельности каждого  в  отдельности.  Я  учитываю  при  составлении  заданий,  что  необходимо  развивать творческий  потенциал  ученика,  поддерживать  его  стремление  к  учебному  успеху, творить  при выполнении заданий  разного  уровня.  Примеры  выполненных    заданий  моими  детьми  приведу      ниже,  дети  выполняли  их  как  домашние задания после  изучения  темы,     как  летние  опытнические  задания,  исследовательские  работы  учащихся  при  участии  в  конкурсах  разного  уровня, участие  в  экологических  играх, предметных  неделях  биологии, экологии, олимпиадах  разного  уровня   и  в результате – великая  радость  для  маленького  человечка,  радость  победы,  успеха,  учебного  успеха.  

     

      Креативность  учащихся  я  развиваю  во  время  уроков,  проводя  не  просто  обычные  уроки,  а  уроки-конференции, уроки - деловые  игры, уроки    с  групповыми  формами  работы,  уроки  со  взаимопроверками,  взаимопомощью  и  т.д.   В  результате выполнения  заданий уровня учащегося,  вселяю  в  него уверенность  в  свои  силы,  возможности,  вызываю   интерес  к  предмету,   желание  развиваться  и  расти  в  глазах  одноклассников.  Когда  ребенок  стремиться  к  этому  сам,   я  считаю,  это  и  есть   залог  учебного  успеха  каждого.  

      Вместе  с  детьми  я  стараюсь  быть  везде  и  всюду,   мы  проводим  внеклассные  мероприятия   – экскурсии, походы и классные творческие  дела;      предметные  недели,  конкурсы,  походы,  посещения  спортивно – развлекательных  учреждений.   Считаю,  что  данные  мероприятия  также  помогают  развитию  творчества  у  учащихся.  Именно  здесь  легче  подметить  к  чему  тянется  ребенок,   далее  направить  его  в  нужное  русло,  не  упустить  момент  раскрытия  индивидуальности.

 

      На  сегодняшний  день  в классе,  где  я  классный  руководитель,  более половины  детей  устойчиво  занимаются  любимым  делом,   творчеством,  а  начиналось  у  них  все   с  простых  творческих  заданий,  дел  во  время  урока  биологии  и  на  факультативных,  групповых  занятиях  по  биологии.   Какие   широкие   возможности  сегодня,  когда  кабинет  биологии  оснащен  по последнему  слову  техники,  огромное   спасибо   за   это   ПНПО.

   

      Интерес  и  радость творчества у  учащихся  всегда  шагают  рядом,  когда  рядом  еще  и  опытный    наставник-педагог.  Когда я  планирую  урок  и  задания  на  урок, -  к  следующему  уроку  я  повышаю  планку,  учитывая  психофизиологические  возможности  каждого  ученика.   Мы  растем  вместе,   интересно  наблюдать  за  ростом  учащихся, у  кого-то  это  происходит  легко  и  просто,  у  кого-то  с  большим  трудом  и  здесь  нужно  умелое  наставничество  в  корректной  форме,   но  тогда  видеть  радость  успеха  этого  ученика -  большее  удовольствие.

     

      4.2.9. Результативность.      

         

     На  каждом  из  этапов  работы  я  обязательно  провожу  диагностику -  путем  анкетирования,  опросов  учащихся,  их  родителей   придерживаясь  параметров   ИСУД.   Обязательно  корректирую,   возвращаюсь  назад,   анализирую,  что  же  не  так,   советуюсь  со  школьным  психологом    и   только  тогда   иду  дальше.

      Еще  раз  назову этапы деятельности-  выделение  проблемы,  оценка  ресурсов  и  целеполагание,  планирование,   организация  и  коррекция  реального  процесса,   анализ  результатов.  

       После  учебной  четверти,  учебного  года -   вместе  с  учащимися  подводим  итоги,   где  анализируем  свои  достижения,  успехи -  от  небольших- на конкретных уроках, при выполнении заданий; до  высоких  результатов - на  городском уровне (2 место в предметной олимпиаде и 3 место в конкурсе  научно-практических работ учащихся), зональном(3 место в предметной олимпиаде) и краевом  уровне(2 место в конкурсе научно практических работ учащихся),  что  у  нас  уже  есть, надеемся на дальнейшие успехи.

      Результаты выполнения краевой контрольной работы по биологии в 9 классе- из 23 учащихся, «5 и 4»- 18,  «3»- 5, качество обученности- 78%.  

Я,   как  педагог,  работающий  по  методике  ИСУД   постоянно  корректирую,  либо   выстраиваю  новую  матрицу  достижений  учащегося   вместе  с  ним,   чтобы  он  сам  осознавал  содеянное  и  далее  творил  осмысленно.( использую параметры: знаю, умею, хочу. могу)

4.2.10.Примерные дидактические задания для учащихся, применяемые на уроках для развития мышления, логики:

1. Активное слушание 

1а. Активное слушание с опорой на визуальный ряд

1б.Активное слушание с опорой на визуальный ряд, с заданием            

2. Мозговой штурм

Данный приём требует  навыков учителя и осознанной организации учащихся,  эффективен при выдвижении гипотез и предложений.

3. Планирование порядка  изучения материала  в коллективной работе. 

Для выполнения данной работы учитель прописывает алгоритм: изучение объекта, изучение процесса.

4.Практическая групповая работа.

Возможна при изучении закономерностей сложных процессов (построение вариационных кривых, составление схемы синтеза белка и т.п.)

5.Просмотр видеофрагмента с заданиями и без заданий. 

6.Сравнение процессов, объектов, явлений.     

Познавательные процессы при сравнении двух объектов для усвоения материала, например растительная и животная клетки, анаболизм и катаболизм.    

7.Самостоятельное изучение материала на уроке с использованием инструктивной карты.

Прочитать материал, изучить строение, познакомиться с циклом развития, провести диагностику, записать в тетрадь

8.Выполните задание в тестовой форме 

9.Шифровой диктант.   

10.Раскрыть смысл понятий, названных ниже.

Фотосинтез – это

Митохондрии – это

11.Сравнить два близких по смыслу понятия.

Что общего между углеводами и липидами?

12.Сравните объекты, модели, рисунки и др.    

13.Найти место в учебнике, где описывается объект, процесс, явление, представленные на картинке, в видеофрагменте.   

14.Найти смысловую ошибку в тексте 

15.Найти соответствие фактов и понятий.

16.Найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору.

17. « Почини цепочку» - задание на определение и восстановление логической связи между словами и действиями.

18.Назвать одним словом ( обобщить несколько слов одним понятием)

19.Разделить на группы организмы, процессы, понятия, характеристики.

20.Решить биологическую задачу на выдвижение гипотез.

21.Придумать и записать вопросы к тексту.

22.Защитить свой проект.

23.Провести наблюдение, исследование по заданному алгоритму.

24.Создать презентацию к теме.

Рекомендации эффективного использования технологии ИСУД:

 Для того, чтобы эффективно использовать технологию ИСУД в практике:

1)диагностировать уровни развития всех параметров учебного успеха ученика                                                                                                                

2)подобрать к этим параметрам формы заданий и виды работ, выполнение которых требует развития творчества ученика

3)использовать материал диагностики для мониторинга результатов учебного процесса.                                                                                                                  

Например, создание индивидуальной карты развития ребёнка средствами учебного предмета.

               

                 

       4.2.11. Индивидуальная  карта  развития Иванова Петра

                               средствами учебного предмета биологии.                               

    Во время урока этому ученику изучать новый материал удобнее исследуя данные параграфа, дополнительной литературы.

     Задание выдавать на карточке, четко формулируя цель, задачи.

      На этапе закрепления, обобщения материала можно давать задания в виде работ, развивающих логическое мышление.

     Домашнее задание должно быть несложным, но интересным, повышающим мотивацию.

На протяжении учебного года учитель составляет мониторинг учебного процесса по параметрам ИСУД.  Всё это позволяет обеспечить условия развития каждого ученика – что является основной задачей технологии ИСУД.      

Использованная литература:

1.А.В.Рябоконь «О типологии индивидуализации стилей учебной деятельности»

2.А.Б.Збанацкая «Личностные характеристики студентов»

3.В.А.Рожина «Психолого-педагогические аспекты формирования»

4.Н.Л.Галеева «Учёт и развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащихся»

5.Н.Л.Галеева «Учитель биологии в пространстве педагогического эксперимента»

6.А.Л.Крупенин «Эффективный учитель»

7.В.Г.Степанов «Индивидуальный подход к трудным подросткам»

                           

   

   Содержание:

1.Актуальность вопроса.

2.Практическая деятельность- создание условий формирования  учебного  успеха  у  учащихся.

3.Примерные  задания  по  системе   ИСУД.

4.Результативность.

5.Приложения.

6.Список  литературы.

                                                                                                                                                     

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение элементов системы ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности обучающегося) на уроках биологии

Предмет  биология -  прекрасное  поле  и  перспективы  развития  общенаучных  и  мыслительных  навыков,  так  как  здесь  из...

Контрольно-методический срез «Определение уровня обучаемости учащихся по биологии» как элемент технологии развития индивидуального стиля учебной деятельности.

Контрольно-методические срезы (КМС) по определению обучаемости учащихся я провожу в начале учебного года и на основе анализа определяю дозу педагогической помощи  в зоне ближайшего развития учени...

Индивидуальный стиль учебной деятельности (технология ИСУД)

Мы не можем избавиться от того, за что ругаем. Но мы можем использовать то, за что хвалим. Это ИСУД!...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...

Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика средствами учебного предмета

В публикации представлен опыт работы в рамках технологии ИСУД (учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика). Данная технология  дает возможность  формирова...

Педагогическая технология ИСУД ( Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности) на уроках географии в 6 классе

Одним из дидактических ресурсов личностно-ориентированного обучения является технология «ИСУД» (Технология учета и развития параметров Индивидуального Стиля Учебной Деятельности ученика), ...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...