Календарно-тематическое планирование по биологии в 6,9 классах коррекционной школы 8 вида на 2013-2014 учебный год
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

НИКИТИНА ЯНА ЮРЬЕВНА

Календарно-тематическое планирование на год по биологии в коррекционной школе 8 вида в 6,9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 69_biologiya_god.doc330 КБ

Предварительный просмотр:

предмет: Биология

Программа:

 Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Учебники:

  1. Естествознание. Неживая природа 6 кл.:Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Н. В. Королев, Е. В. Макаревич. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Биология. Человек, 9 кл.: Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ ТИ. В. Романов, И. Б. Агафонова. – М.:Дрофа, 2008.

Пояснительная записка: Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь, мышление и учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой.

6 класс

№п/п

№ урока

Тема урока

Цели и задачи урока

Словарная работа

Дата

Оборудование

Лабораторная, практическая работа

Введение (3часа)

1

1

Природа – живая и неживая

Познакомиться с новым курсом.

Изучить живую и неживую природу.

Развивать и коррегировать устную речь и  мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Тела живые. Тела неживые: твердые, газообразные, жидкие.

Природа живая. Природа неживая.

Иллюстрации природных и искусственных тел, учебники, презентация «Природа живая и неживая».

Индивидуальная работа по карточкам.

2

2

Земля – планета, на которой мы живем.

Познакомиться  с понятием космос, небесные тела.

Развивать представление о земле, как космическом теле, о том, почему происходит смена дня и ночи.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Небесные тела. Звезды. Планеты. Космос. Полюсы Северный и Южный. Смена дня и ночи. Сутки. Год. Смена времен года.

Глобус, карта полушарий, учебники, цветные карандаши.

Зарисовка движения Земли вокруг Солнца, вращение Земли вокруг оси под лучами Солнца.

3

3

Для чего нужно изучать неживую природу

Изучить явления природы, которые способствуют сохранению природных богатств.

Развивать и коррегировать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать у детей нравственные качества.

Расширять представления об окружающем мире.

Сохранение природных богатств.

Учебник, презентация «Использование природных материалов в хозяйстве человека»

Индивидуальная работа по карточкам.

Вода (16 часов)

4

1

Вода в природе

Изучить воду в природе.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать у детей нравственные качества. Расширять представления об окружающем мире.

Вода, водоемы.

Учебник, презентация «Вода и ее значение в природе».

Заполнение таблицы «Значение воды».

5

2

Непостоянство формы и текучесть воды

Изучить непостоянство формы и текучесть воды.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать у детей нравственные качества.

Расширять представления об окружающем мире.

Водяной пар.

Учебник, цветные карандаши, посуда для проведения опытов: колба, стакан, блюдце.

Лабораторная работа № 1 «Непостоянство формы и текучесть воды».

6

3

Расширение и сжатие воды

Познакомиться с расширением  и сжатием воды.

 Развивать и коррегировать устную речь и  мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать у детей нравственные качества.

 Расширять представления об окружающем мире.

Сжатие воды при нагревании.

Стеклянная колба, штатив, спиртовка, лед, учебник, тетрадь.

Лабораторная работа № 2 «Расширение и сжатие воды».

7

4

Термометр и измерение температуры

Познакомиться с понятием термометр и с его видами.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

Расширять представления об окружающем мире.

Термометр.

Термометры: ртутный, спиртовой.

Индивидуальная работа по карточкам.

8

5

Измерение температуры воды

Научиться измерять температуру воды.

Развивать и коррегировать устную речь, память, мышление.

Вызывать интерес к учебе.

Шкала.

Учебник, тетради, цветные карандаши, спиртовка, колбочка.

Лабораторная работа № 3 «Измерение температуры воды».

9

6

Свойства воды при замерзании

Изучить  свойства воды.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Твердое состояние.

Учебник, презентация «Свойства воды».

Заполнение таблицы «Свойства воды».

10

7

Превращение воды в пар при нагревании

Познакомиться с превращениями воды в пар при нагревании.

Развивать и коррегировать устную речь, память, мышление.

Вызывать интерес к учебе.

Испарение, паровой двигатель.

Учебник, тетради, вертушка.

Заполнение перфокарт.

11

8

Свойства воды растворять некоторые

 твердые вещества

Научиться растворять твердые вещества в воде.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

Фильтр.

Посуда для опыта: стаканы салфетки бумажные, воронка; вода, соль, сахар.

Лабораторная работа № 4 «Свойства воды растворять некоторые твердые вещества».

12

9

Нерастворимые в воде вещества

Изучить нерастворимые в воде вещества.

Развивать и коррегировать  мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство любви к природе.

Нерастворимые.

Посуда для опыта: стаканы салфетки бумажные, воронка; вода, мел, крахмал.

Индивидуальная работа по карточкам.

13

10

Вода прозрачная и мутная

Познакомиться с прозрачной и мутной водой.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Минеральная.

Посуда для опыта: стакан,  вода, мел.  

Индивидуальная работа по карточкам.

14

11

Водные растворы: минеральная, морская

и питьевая вода

Научиться доказывать, что в воде есть минеральные соли, различия видов воды по составу.

Развивать и коррегировать память, речь.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Раствор.

Стакан с водой, штатив, спиртовка.

Индивидуальная работа по карточкам.

15

12

Использование воды в быту и хозяйстве человека

Познакомиться с использованием воды и с ее значением в быту и  в хозяйстве человека.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе

Очистные сооружения. Охрана воды.

Учебник, презентация «Использование воды в быту и хозяйстве человека»

Заполнение таблицы «Использование  воды в быту и в хозяйстве человека».

16

13

Ценность воды и необходимость бережного

отношения к ней

Познакомиться с ценностью воды и необходимостью бережного отношения к ней.

Развивать и коррегировать внимание, речь. Воспитывать чувство любви к природе. Воспитывать бережное отношение к окружающим.

Водозабор.

Учебник, тетради, фильм «О бережном отношении к воде».

Индивидуальная работа по карточкам.

17

14

Демонстрация опытов

Повторить и закрепить знания по теме «Вода».

Развивать и коррегировать  мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Воспитывать самостоятельность.

Штатив, спиртовка, воронка.

Стакан с водой, штатив,

спиртовка, стаканы салфетки бумажные, воронка; вода, мел, крахмал.

Индивидуальная работа по карточкам.

18

15

Повторительно-обобщающий урок

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебник, тетради, цветные карандаши.

Тестовая работа по теме «Вода».

19

16

Экскурсия к местным водоемам

Познакомиться и углубить знания о местных водоемах.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

Тетради, карандаши, фотоаппарат.

Создание фотоотчета.

Воздух (13 часов)

20

1

Что такое воздух? Его свойства

Изучить свойства воздуха.

Развивать и коррегировать память, речь.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Газообразное тело.

Стакан с водой,  кусок сахара, почва.

Лабораторная работа № 5 «Свойства воздуха».

21

2

Упругость воздуха

Изучить упругость воздуха.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Упругость. Сжимаемость.

Стеклянная трубка с пробкой. Картофель, распылитель.

Лабораторная работа № 6 «Упругость воздуха».

22

3

Теплопроводность воздуха

Изучить теплопроводность воздуха.

Развивать и коррегировать внимание, речь.

Воспитывать чувство любви к природе.

Теплопроводность.

2 стакана, стеклянный колпак.

Индивидуальная работа по карточкам.

23

4

Расширение и сжатие воздуха

Изучить расширение и сжатие воздуха.

Развивать и коррегировать речь, память и мышление.

Воспитывать чувство любви к природе.

Воспитывать бережное отношение к окружающим.

Расширение. Сжатие.

Стакан с водой. Колба с трубочкой, чернила (марганцовка).

Индивидуальная работа по карточкам.

24

5

Движение воздуха

Изучить движение воздуха.

Развивать и коррегировать внимание, память.

Воспитывать чувство любви к природе.

Ветер.

Лампочка, лист бумаги, свеча, презентация «О природных стихиях»

Заполнение перфокарт.

25

6

Состав воздуха

Изучить состав воздуха.

Развивать и коррегировать внимание, память речь.

Воспитывать интерес к окружающей среде.

Воздух.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Зарисовка схемы «Состав воздуха».

26

7

Кислород и его свойства

Изучить кислород и его свойства.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Кислород.

Марганцовка, пробирка с пробкой и стеклянной трубкой, стеклянная банка, пробирка, спиртовка, лучина.

Индивидуальная работа по карточкам.

27

8

Значение кислорода в природе и в жизни

 человека

Познакомиться со значением кислорода в природе и в жизни человека.

Развивать и коррегировать внимание, память речь.

Воспитывать бережное отношение к окружающим.

Жидкий кислород.

Учебник, тетрадь, презентация «Кислород и его значение в природе и в жизни человека».

Заполнение таблицы «Значение кислорода».

28

9

Углекислый газ и его свойства

Познакомиться со свойствами углекислого газа и с его свойствами.

Развивать и коррегировать  устную речь, память, внимание.

Вызывать интерес к окружающему миру.

Углекислый газ.

Марганцовка, пробирка с пробкой и стеклянной трубкой, стеклянная банка, пробирка, спиртовка.

Индивидуальная работа по карточкам

29

10

Значение воздуха и борьба за его чистоту

Изучить значение воздуха.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать самостоятельность

Озеленение.

Презентация «Значение воздуха», учебник, тетради.

Заполнение таблицы «Значение воздуха».

30

11

Демонстрация опытов

Повторить и закрепить знания по теме «Воздух».

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Спиртовка, пробирка.

Лампочка,

лист бумаги, свеча, марганцовка, пробирка с пробкой и стеклянной трубкой, стеклянная банка, пробирка, спиртовка.

Индивидуальная работа по карточкам

31

12

Повторительно-обобщающий урок

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Тестовая работа «Воздух».

32

13

Экскурсия в котельную

Познакомиться и углубить знания о котельной.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

Тетрадь, карандаши, фотоаппарат.

Фотоотчет.

Полезные ископаемые (19 часов)

33

1

Разнообразие полезных ископаемых

Познакомиться с разнообразием полезных ископаемых.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

Полезные ископаемые.

Месторождения.

Карта «Полезные ископаемые России». Таблица знаков полезных ископаемых, учебники, цветные карандаши.

Индивидуальная работа по карточкам

34

2

Полезные ископаемые, используемые

в строительстве: гранит

Изучить полезные в строительстве.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь.

Воспитывать интерес, бережливость к окружающей природе.

Гранит.

Учебник, презентация «Полезные ископаемые в строительстве», образцы гранита.

Заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение».

35

3

Известняк

Изучить  известняк.

Развивать и коррегировать устную речь и  мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.

Известняк. Мел. Мрамор.

Учебник, презентация «Полезные ископаемые в строительстве», мел, мрамор (образец)

Заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение».

36

4

Песок. Глина.

Изучить песок и глину.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Песок. Глина.

Учебник, презентация «Полезные ископаемые в строительстве», песок, глина (образец)

Заполнение таблицы «Полезные ископаемые в строительстве и их значение».

37

5

Горючие полезные ископаемые: работа с картой

Познакомиться с горючими  полезными ископаемыми.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Горючие.

Карта полезные ископаемые России, атлас, контурная карта, цветные карандаши.

Практическая работа № 1 «Горючие полезные ископаемые»

38

6

Торф

Изучить торф.

Развивать и коррегировать речь, память и мышление.

Воспитывать чувство любви к природе.

Торф. Торфяное болото.

Торф (образец), учебник, цветные карандаши, презентация «Торф».

Индивидуальная работа по карточкам.

39

7

Каменный уголь

Изучить каменный уголь.

Развивать и коррегировать речь, память и мышление.

Воспитывать чувство любви к природе.

Каменный уголь.

Каменный уголь (образец), учебник, цветные карандаши, презентация «Каменный уголь».

Индивидуальная работа по карточкам

40

8

Закрепление

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Образцы изученных полезных ископаемых.

Индивидуальная работа по карточкам.

41

9

Нефть

Изучить  нефть.

Развивать и коррегировать речь, память и мышление.

Воспитывать чувство любви к природе.

Нефть. Нефтяные вспышки.

Нефть (образец), учебник, цветные карандаши, презентация «Нефть».

Заполнение таблицы

 «Что получают из нефти»

42

10

Природный газ

Познакомиться с природным газом.

Развивать и коррегировать речь, память и мышление.

Воспитывать чувство любви к природе.

Природный газ.

Учебник, презентация «Природный газ».

Индивидуальная работа по карточкам.

43

11

Полезные ископаемые, используемые для

 получения минеральных удобрений

Познакомиться с полезными ископаемыми для получения минеральных удобрений.

Развивать и коррегировать внимание, память.

Воспитывать чувство любви к природе.

Фосфориты.

Образцы минеральных удобрений.

Зарисовка схемы «Растения, для хорошего урожая которых требуются калийные и фосфорные удобрения».

44

12

Калийная соль

Познакомить с калийной солью.

Развивать и коррегировать внимание, память.

Воспитывать чувство любви к природе.

Калийная соль.

Презентация г. Соликамск- место добычи солей.

Индивидуальная работа по карточкам.

45

13

Демонстрация опытов

Повторить и закрепить знания по теме «Полезные ископаемые».

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Суперфосфат.

Стакан с водой, ступка, калийная соль, фосфорит, суперфосфат

Индивидуальная работа по карточкам.

46

14

Полезные ископаемые, используемые

для получения металлов

Познакомиться с полезными ископаемыми для получения металлов.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Металл, руда, самородки

Образцы полезных ископаемых.

Индивидуальная работа по карточкам.

47

15

Черные металлы, их свойства и получение

Познакомиться с черными металлами.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Домна, сталь, сталевары, чугун.

Образцы полезных ископаемых, учебник, презентация «Черные металлы».

Заполнение таблицы «Изделия из черных металлов»

48

16

Цветные металлы, их свойства и получение

Познакомиться с цветными металлами.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Алюминий, медь, олово, бронза.

Образцы полезных ископаемых, учебник, презентация «Цветные металлы».

Индивидуальная работа по карточкам.

49

17

Распознавание черных и цветных металлов

 по образцам

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Алюминий, медь, бронза, чугун, сталь.

 Презентация «Образцы черных и цветных металлов», учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Практическая работа № 2 «Распознавание черных и цветных металлов

 по образцам».

50

18

Повторительно-обобщающий урок

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Карта «Полезные ископаемые России»,

таблица знаков полезных ископаемых, учебник, тетради.

Тестовые задания «Полезные ископаемые».

51

19

Экскурсия на угольный разрез

Познакомиться и углубить знания о полезных ископаемых.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

КМА.

Видеофильм об «КМА»

Индивидуальная работа по карточкам.

Почва (12 часов)

52

1

Почва – верхний плодородный слой земли

Изучить почву.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Перегной.

Презентация «Почва», учебник

Индивидуальная работа по карточкам.

53

2

Экскурсия к почвенным обнажениям

Познакомиться с почвенными обнажениями.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

Закапушка.

Блокнот, карандаш, коробочки для сбора образцов

Индивидуальная работа по карточкам.

54

3

Перегной – главная часть почвы

Изучить перегной.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.

Расширять представления об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Перегной.

Стакан с водой, комочек почвы, пробирка с пробкой, спиртовка, учебник, тетрадь, презентация «Перегной - что это?»

Заполнение таблицы «Состав почвы».

55

4

Неорганическая часть почвы – песок, глина,

минеральные соли

Изучить неорганическую часть почвы.

Развивать и коррегировать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать у детей нравственные качества.

Расширять представления об окружающем мире.

Неорганическая часть.

Стакан с водой, несгоревшие остатки почвы, бумажный фильтр, спиртовка.

Индивидуальная работа по карточкам.

56

5

Песчаные, глинистые и черноземные почвы

Изучить песчаные, глинистые и черноземные почвы

Развивать и коррегировать устную речь, память, мышление.

Расширять представления об окружающем мире.

Вызывать интерес к учебе.

Чернозем.

Две банки, вата, песок, глина, почва, воронка, вода.

Лабораторная работа № 7

«Песчаные, глинистые и черноземные почвы»

57

6

Почвы родного края

Изучить почву родного края.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Спиртовка. Чернозем.

Образцы почв, оборудования для опытов: стакан с водой, несгоревшие остатки почвы, бумажный фильтр, спиртовка.

Индивидуальная работа по карточкам.

58

7

Обработка почвы

Изучить обработку почвы.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Плуг. Борона. Обработка. Культиватор.

Учебник, презентация «Обработка почвы».

Тестовая работа.

59

8

Весенняя обработка почвы: вскапывание

и боронование лопатой и граблями

Научиться обрабатывать почву весной.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

Вызывать интерес к окружающему миру.

Инвентарь.

Лопата,

Рыхлители, мотыга,

Колышки, веревки.

Практическая работа № 3

«Весенняя обработка почвы».

60

9

Вскапывание приствольных кругов деревьев

и кустарников

Научиться вскапывать приствольные круга  деревьев

и кустарников.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

Вызывать интерес к окружающему миру.

Приствольный круг.

Лопата, колышки, рукавицы.

Практическая работа № 4 «Вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников».

61

10

Рыхление почвы – «полив без воды»

Научиться рыхлить почву.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

Вызывать интерес к окружающему миру.

Рыхление.

Инвентарь для рыхления, комнатные растения.

Индивидуальная работа по карточкам

62

11

Значение почвы для народного хозяйства.

Необходимость бережного обращения с ней

Познакомиться со значением почвы для народного хозяйства.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Полезащитные посадки.

Учебник, цветные карандаши, презентация «Значение почвы для хозяйства».

Индивидуальная работа по карточкам

63

12

Повторительно-обобщающий урок

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебник, тетради.

Тестовые задания

Итоговое повторение (5 часов)

64

1,2

Экскурсия в краеведческий музей г. Белебея.

Познакомиться с достопримечательностями  города.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

Тетради, карандаши.

Фотоотчет.

65

3,4

Работы на пришкольном участке

Повторить знания о работе на пришкольном участке.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Рыхление. Инвентарь.

Полезащитные посадки.

Лопата, мотыга,  колышки, грабли, лейка, ведро с удобрениями.

Индивидуальная работа.

66

5

Понятия, изученные в течение года.

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебник, тетради, цветные карандаши.

Тестовая работа.

9 класс

№п/п

№ урока

Тема урока

Цели и задачи урока

Словарная работа

Дата

Оборудование

Лабораторная, практическая

работа

Введение (1 час)

1

1

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

Познакомиться с предметом анатомия.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

Воспитывать самостоятельность.

Анатомия, гигиена, физиология

Учебник, тетрадь, презентация «Что такое анатомия?»

Индивидуальная работа по карточкам

Общий обзор (6 часов)

2

1

Клетка

Познакомиться с клеткой.

Развивать и коррегировать внимание, память, речь и мелкую моторику рук.

Вызывать интерес к окружающему миру.

Амеба, цитоплазма, ядро

Учебник, цветные карандаши, тетрадь, презентация «Световой микроскоп».

Лабораторная работа №1

«Устройство светового микроскопа»

3

2

Химический состав  клетки.

Изучить химический состав клетки.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление, фонематический слух.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Бели, жиры, углеводы.

Учебник, презентация «Строение клетки», цветные карандаши.

Лабораторная работа №2 «Строение клетки»

4

3

Жизнедеятельность клетки.

Изучить жизнедеятельность клетки.

Развивать и коррегировать фонематический слух, зрительную память, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Обмен веществ, мочевина, углекислый газ.

Учебник, презентация «Жизнедеятельность клетки», цветные карандаши.

Индивидуальная работа по карточкам

5

4

Ткани.

Изучить ткани.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире.

Эпителиальная, хрящи, кости, поперечнополосатая, ткань.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши, презентация «Ткани человека».

Заполнение таблицы «Ткани человека и их функции».

6

5

Органы. Системы органов.  

Изучить органы. Системы органов.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Органы, система органов, скелет, диафрагма.

Учебник, презентация «Органы», тетрадь, цветные карандаши.

Индивидуальная работа по группам.

7

6

Повторение раздела «Общий обзор».

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Эпителиальная, хрящи, кости, поперечнополосатая, ткань, диафрагма.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Тестовая работа.

Опорно-двигательная система (12 часов)

8

1

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.

Изучить скелет человека. Состав костей.

Развивать и коррегировать устную речь, мелкую моторику рук, память, мышление.

Расширять представления об окружающем мире.

Скелет, мышцы, ключица, лопатка, череп.

Учебник, презентация «Состав костей», тетрадь, цветные карандаши

Лабораторная работа №3 «Состав костей»

9

2

Строение и соединение  костей.

Изучить строение и соединение костей.

Развивать и коррегировать фонематический слух, умение слушать и слышать (аудирование), внимание, речь устную.

Расширять представления об окружающем мире

Трубчатые, губчатые.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Заполнение таблицы «Строение костей».

10

3

Скелет головы.

Изучить скелет головы.

Развивать и коррегировать мышление, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать внимательность, наблюдательность.

Мозговой, лицевой отдел, лобная, затылочная.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Зарисовка строения черепа.

11

4

Скелет туловища.

Изучить скелет туловища.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление и  творческие способности.

Воспитывать интерес к окружающей среде.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Позвоночник, крестцовый, копчиковый.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши, презентация «Скелет туловища».

Индивидуальная работа по карточкам

12

5

Скелет конечностей.


Изучить скелет конечностей.

Развивать и коррегировать мышление, память, мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к предмету, к окружающему миру.

Предплечье, ключица, бедро, голень, стопа

Учебник, презентация «Скелет конечностей».

Заполнение таблицы «Скелет конечностей и его функции»

13

6

Первая помощь при  растяжении связок, вывихах суставов и ушибах.

Познакомиться с первой помощью при растяжении связок, вывихах, суставов и ушибах.

Развивать и коррегировать внимание, память, мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Ушибы, связки

Учебник, тетрадь, презентация «Первая помощь при растяжении».

Индивидуальная работа по карточкам

14

7

Первая помощь при переломах костей.

Изучить первую помощь при переломах костей.

Развивать и коррегировать   внимание, память, мелкую моторику рук.

Воспитывать наблюдательность.

Первая помощь при переломе

Учебник, тетрадь.

Тестовая работа.

15

8

Строение и значение мышц.

Изучить строение и значение мышц.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Воспитывать чувство любви к природе и бережное отношение к окружающим.

Сократимость.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши.

Заполнение таблицы «Виды мышечной ткани».

16

9

Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление.

Изучить основные группы мышц. Работу мышц. Утомление.

Развивать и коррегировать внимание, память,  мышление.

Воспитывать наблюдательность.

Расширять представления об окружающем мире.

Круговая, височная, жевательная, мимическая мышцы.

Учебник, презентация «Работа мышц», тетрадь, цветные карандаши

Заполнение таблицы «Группы мышц».

17

10

Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека.

Изучить гигиену физического труда. Осанку и здоровье человека.

Развивать и коррегировать память, речь.

Вызвать мотивацию к дальнейшему обучению.

Гигиена, ритм, осанка.

Учебник, презентация «Осанка и здоровье человека», тетрадь, цветные карандаши

Индивидуальная работа по карточкам

18

11

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Изучить значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

Развивать и коррегировать память, речь, мышление.

Расширять представления об окружающем мире.

Тренировка, опорно-двигательная система.

Учебник, тетрадь

Тестовая работа.

19

12

Повторение раздела: «Опорно-двигательная система»

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Предплечье, ключица, бедро, голень, стопа

Учебник, тетрадь, цветные карандаши

Индивидуальная работа по карточкам

Кровеносная система (9 часов)

20

1

Значение крови и органы кровообращения.

Познакомиться со значением крови и органами кровообращения.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Кровеносная система, кровообращение

Учебник, тетрадь, презентация «Значение крови и органы кровообращения»

Индивидуальная работа по карточкам

21

2

Состав крови.

Изучить состав крови.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Кровь, тромбоциты, плазма, эритроциты

Учебник, тетрадь, презентация «Состав крови»

Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение крови»

22

3

Сердце: его строение и работа.

Изучить сердце его строение и работу.

Развивать и коррегировать внимание, мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Предсердие

Учебник, тетрадь, презентация «Сердце»

Работа с карточками.

23

4

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

Изучить кровеносные сосуды и круги кровообращения.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Артерия, капилляры, вены

Учебник, тетрадь, презентация «Кровеносные сосуды»

Зарисовка схемы «Круги кровообращения»

24

5

Движение крови по сосудам.

Изучить движение крови по сосудам.

Развивать и коррегировать внимание, память, мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Воспитывать интерес к окружающей среде.

Артериальное давление

Учебник, тетрадь, презентация «Движение крови по сосудам»

Лабораторная работа №5 «Подсчет частоты пульса»

25

6

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.

Изучить первую помощь при кровотечениях. Переливание крови.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление и  творческие способности.

Прививать самостоятельность.

Переливание, группа крови

Учебник, тетрадь, презентация «Переливание»

Работа с карточками.

26

7

Предупреждение заболеваний кровеносной системы.

Изучить предупреждение заболеваний кровеносной системы

Развивать и коррегировать навык общения, устную речь, фонематический слух.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Нагрузка, отдых

Учебник, тетрадь

Работа по тексту учебника (коллективная).

27

8

Вредное влияние табака и  спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.

Изучить вредное влияние табака и  спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать наблюдательность.

Гангрена

Учебник, тетрадь

Просмотр видеофильмов

28

9

Повторение раздела: «Кровеносная система»

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Эритроциты, лейкоциты

Учебник, тетрадь

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

Дыхательная система (8 часов)

29

1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Изучить значение дыхания и органы дыхательной системы.

Развивать и коррегировать внимание, мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Бронха, трахея

Учебник, тетрадь, цветные карандаши, презентация «Органы дыхательной системы»

Зарисовка строения дыхательных путей

30

2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Изучить строение легких. Газообмен в легких и тканях.

Развивать и коррегировать память, мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Венозная кровь, артериальная

.

Учебник, тетрадь, цветные карандаши, презентация «Строение легких»

Выполнение заданий на индивидуальных карточках.

31

3

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Изучить дыхательные движения и  регуляцию дыхания.

Развивать и коррегировать внимание, мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Дыхательные движения

Учебник, тетрадь, цветные карандаши

Лабораторная работа №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»

32

4

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

Изучить влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.  

Воспитывать у детей нравственные качества.

Жизненная емкость легких

Учебник, тетрадь, цветные карандаши

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

33

5

Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

Изучить болезни дыхательной системы и их предупреждение.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать наблюдательность.

Туберкулез

Учебник, тетрадь, презентация «Болезни дыхательной системы»

Составление рассказа по опорной карточке.

34

6

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

Изучить гигиену дыхания. Охрану воздушной среды.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать наблюдательность.

Воспитывать любовь к окружающей среде.

Чистый воздух

Учебник, тетрадь, презентация «Гигиена дыхательной системы»

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами.

35

7

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

Изучить профилактику и первую помощь при нарушении дыхания.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать наблюдательность.

Воспитывать любовь к окружающей среде.

Профилактика

Учебник, тетрадь

Индивидуальная работа по карточкам

36

8

Повторение раздела: «Дыхательная система»

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Бронха, трахея, профилактика

Учебник, тетрадь

Тестовая работа

Пищеварительная система (10 часов)

Венозная кровь, артериальная

37

1

Значение и состав пищи.


Изучит значение и состав пищи.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Пища

Учебник, тетрадь, презентация «Состав пищи и ее значение»

Индивидуальная работа по карточкам

38

2

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

Изучить значение пищеварения. Систему органов пищеварения.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать наблюдательность

Пищеварение

Учебник, тетрадь, презентация «Система органов пищеварения»

Тестовая работа

39

3

Строение и значение зубов.

Изучить строение зубов.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Клыки, коронка, шейка, зубная эмаль

Учебник, тетрадь, презентация «Строение и значение зубов»

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами

40

4

Пищеварение  в ротовой полости и в желудке.

Изучить пищеварение в ротовой полости и в желудке.

Развивать и коррегировать внимание, память, мышление и  творческие способности.

Прививать самостоятельность.


Слюна, желудок, пищевод, желудочный сок

Учебник, тетрадь

Составление рассказа по опорной карточке

41

5

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Изучить пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Всасывание, ворсинки, желчь, печень, поджелудочная

Учебник, тетрадь, презентация «Пищеварение в кишечнике».

Тестовая работа

42

6

Гигиена и нормы питания.

Изучить гигиену и нормы питания.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Аппетит

Учебник, тетрадь

Коллективная работа по учебнику

43

7

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Пищевые отравления.

Изучить профилактику желудочно-кишечных заболеваний. Пищевые отравления.

Развивать и коррегировать навык общения, устную речь, фонематический слух.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Глисты, пищевое отравление, бутулизм

Учебник, тетрадь

Заполнение схемы «Причина пищевых отравлений»

44

8

Вредное влияние курения и   спиртных напитков на пищеварительную систему.

Изучить вредное влияние курения и   спиртных напитков на пищеварительную систему.

Развивать и коррегировать навык общения, устную речь, фонематический слух.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Алкоголь

Учебник, тетрадь

Написание мини-сочинения «Мое отношение к курению»

45

9

Повторение раздела: «Пищеварительная система».

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебник, тетрадь

Тестовая работа

Выделительная система (3 часа)

46

1

Значение выделения. Строение почек.

Изучить значение выделения. Строение почек.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Мочеточник

Учебник, тетрадь, презентация «Строение почек»

Индивидуальная работа по карточкам

47

2

Предупреждение  заболеваний органов мочевыделительной системы.

Изучить предупреждение  заболеваний органов мочевыделительной системы.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Почки

Учебник, тетрадь

Индивидуальная работа по карточкам

48

3

Повторение темы: «Выделительная система».

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Почки, мочеточник

Учебник, тетрадь

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами

Кожа (5 часов)

49

1

Строение и значение кожи.


Изучить строение и значение кожи.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность

Кожа

Учебник, тетрадь, презентация «Строение кожи»

Индивидуальная работа по карточкам

50

2

Роль кожи в теплорегуляции.  Закаливание организма

Изучить роль кожи в теплорегуляции. Закаливание организма.

Развивать и коррегировать навык общения, устную речь, фонематический слух.

Воспитывать самоконтроль

Теплорегуляция, закаливание

Учебник, тетрадь

Индивидуальная работа по карточкам

51

3

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях.

Изучить первую помощь при перегревании, ожогах и обморожениях

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Искусственное дыхание

Учебник, тетрадь, презентация «Первая помощь при перегревании»

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами

52

4

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Изучить гигиену кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Гигиена

Учебник, тетрадь, презентация «Гигиена кожи»

Тестовая работа

53

5

Повторение раздела: «Кожа».

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Кожа, закаливание, теплорегуляция

Учебник, тетрадь

Индивидуальная работа по карточкам

Нервная система (9 часов)

54

1

Значение и строение нервной системы.

Изучить значение и строение нервной системы.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность

Нервная система, нервы

Учебник, тетрадь, презентация «Строение нервной системы»

Индивидуальная работа по карточкам

55

2

Спиной мозг.

Изучит спинной мозг.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.  

Воспитывать у детей нравственные качества.

Спинной мозг

Учебник, тетрадь, презентация «Спиной мозг»

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами

56

3

Головной мозг.

Изучит головной мозг.

Развивать и коррегировать устную речь и мелкую моторику рук, память, мышление.  

Воспитывать у детей нравственные качества.

Головной мозг, мозжечок, мост

Учебник, тетрадь, презентация «Головной мозг»

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами

57

4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

Изучить особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Приобретенные, врожденные, речь

Учебник, тетрадь, презентация «Речь

Индивидуальная работа по карточкам

58

5

Эмоции. Внимание и память.

Изучить Эмоции. Внимание и память.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Эмоция, внимание

Учебник, тетрадь, презентация «Эмоция. Внимание, Память».

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами

59

6

Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна.

Изучить сон и бодрствование. Профилактику нарушения сна.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Бодрствование

Учебник, тетрадь

Индивидуальная работа по карточкам

60

7

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

Изучить  гигиену нервной системы. Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Режим дня

Учебник, тетрадь

Составление рассказа по опорным схемам

61

8

Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Изучить нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Тарантул, гадюка, каракурт

Учебник, тетрадь

Тестовая работа

62

9

Повторение раздела: «Нервная система».

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Режим дня, бодрствование, эмоция, память

Учебник, тетрадь

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами

Органы чувств (5 часов)

63

1

Значение органов чувств. Орган  зрения.

Изучить значение органов чувств.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук.

Воспитывать наблюдательность

Зрение, слух, вкус, осязание, обоняние

Учебник, тетрадь, презентация «Орган зрения»

Индивидуальная работа по карточкам

64

2

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

Изучить гигиену зрения. Предупреждение глазных болезней.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Глазное яблоко, сетчатка, хрусталик, радужная оболочка

Учебник, тетрадь, презентация «Гигиена зрения»

Зарисовка схемы «Внутреннее строение глаза»

65

3

Орган слуха. Гигиена слуха.  

Изучить органы слуха. Гигиену слуха.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Ушная раковина, улитка, слуховая труба, среднее ухо

Учебник, тетрадь, презентация «Орган слуха»

Заполнение таблицы «Строение органа слуха»

66

4

Органы осязания, обоняния и вкуса.

Изучить органы осязания, обоняния, вкуса.

Развивать и коррегировать зрительную память, мелкую моторику рук.

Расширять представления об окружающем мире.

Кожа, обоняние

Учебник, тетрадь, презентация «Орган чувств»

Индивидуальная работа по карточкам

67

5

Повторение раздела: «Органы чувств».

Проверить приобретенные ЗУН.

Развивать и коррегировать память и мелкую моторику рук, память, мышление.

Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.

Учебник, тетрадь

Тестовая работа

Охрана здоровья (1 час)

68

1

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

Изучить здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

Развивать и коррегировать внимание, память и мелкую моторику рук, мышление.

Прививать самостоятельность.

Государственные пособия, пенсии

Учебник, тетрадь

Самостоятельная работа по карточкам с опорными словами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по Истории Отечества для 7 класса коррекционных школ VIII вида

Данное планирование составлено в соответствии с требованием программы....

Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Цель: формирование  языковой,  коммуникативной  и  лингвистической  компетентности  учащихся.В  процессе  изучения  грамматики  и  правописания...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку в 6 классе коррекционной школы VIII вида

        Программа  по  русскому языку  для  6  класса  учитывает  особенности  познавательной  деятельности  умственно отст...