урок биология 7 класс "Значение птиц и их охрана "
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Михалко Татьяна Леонидовна

методическая копилка педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_znachenie_i_ohrana_ptic.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Значение  птиц и их охрана»

Тема урока: Птицы

Цель урока: изучить значение птиц и меры по их охране.

Задачи:

- знакомство  учащихся с ролью птиц в природе и жизни человека

- воспитание научного мировоззрения, заботливого отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание

- развитие у учащихся потребности беречь животный мир

Ход урока

Организационный момент

Изучение нового материала

1.        Значение птиц в природе.

Птицы являются одним из важнейших природных элементом, они входят в круговорот веществ, и их роль огромна. Обусловлено это и немалым видовым разнообразием птиц — 9000 видов; на нашей планете всего около 100 млрд. птиц. В чем же роль птиц в природе? (Ограничение роста растений, опыление цветковых растений, распространение семян, являются санитарами). То есть птицы нужны в природе для поддержания баланса.

2.Значение птиц в жизни человека. Это значение не меньше, чем в природе.

Промысловые и домашние птицы предоставляют нам:

1)мясо, яйца, жир,;

2)удобрение;

3)пух (морская утка — гага, дает теплейший пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников);        

4)цель спортивной охоты (фазаны, куропатки, рябчики, гуси, перепела, утки);        

5).едят вредителей сельскохозяйственных растений .(цесарки едят колорадских жуков);

6)едят разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных;

7)эстетическое и научное значение;

8)являются украшением.

3.        Причины сокращения и исчезновения Птиц. .

Учитель, проводя урок, читает строки поэта К.В. Авилова:
«Вы услышите сквозь грохот столетий.

Вашу кровлю минует беда, Если новой весной на рассвете Белый аист вернется сюда».

 В настоящий момент птицам грозит беда, они могут пропасть. Сейчас каждый второй вид птиц под угрозой исчезновения.

Причины подобного положения дел такие.

  1. Неоправданный промысел. Полярная утка-гага, у которой самый теплый пух, весной выстилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают пух для своих целей, уничтожают взрослых птиц. Сейчас гаги находятся в Красной Книге, охраняются государством в Кандалакшском заповеднике. В начале XX века среди модниц особым высшим шиком считалось иметь платье из перьев колибри и шляпки из! перьев таких птичек а в XVII—XVIII веках в моде были шляпы, украшенные перьями страусов. В итоге миллионы птиц стали жертвами моды.
  2. Перемена места жительства, вырубание лесов, распашка степей, осушение болот. Дрофа в 50-е годы XX века в огромном количестве обитала в степях вокруг шахтерского поселка — Губкина. В результате строительства города, использования земель данные птицы прекратили гнездиться и тем самым сократили резко численность.
  3. Болезни, которые завез человек. Вместе с людьми и их питомцами на открытые земли приходило много инфекций, большая часть которых стали губительными для животных этих земель.
  4. Уничтожение домашними животными. Во время географических открытий люди переселялись, завозя вместе с собой своих домашних любимцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках еды, а иногда и жилья губили гнезда, норы птиц, съедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Например, на островах ив Австралии обитало множество видов нелетающих птиц. Кошки стали причиной исчезновения 20 % видов птиц этих мест.
  5. Загрязнение окружающей среды. Сейчас в цепи Питания животных, в том числе и птиц, появилось множество ядовитых веществ. Все вещества, со временем накапливаясь в организмах животных, приводят к появлению у них хронических заболеваний, мутаций и уродства у потомства.

4. Охрана птиц.

Для охраны животного и растительного мира применяют разные

меры.

  1. Международные организации: ГРИНПИС и др.
  2. Красная Книга.
  3. Особые меры для сохранения исчезающих видов.

4.Заповедники.

5.Предложение учителя самому содействовать сохранению птиц, а именно:

  • Защищать гнезда,
  • Не кричать в лесу.
  • Не нарушать правила отстрела.
  • Не брать яйца и птенцов из гнезда.
  • Строить кормушки.
  • Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

Закрепление материала: фронтальная беседа.

Подведение итогов урока

Домашнее задание — составление кроссворда «Птицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.

На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...

Урок биологии в 7 классе. Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Охрана птиц.

Цель урока :формировать знания обучающихся о значении птиц, их охрану и миграционные процессы; раскрыть  роль птиц в экосистемах и хозяйстве человека; продолжать формировать умение обобщать, сопо...

Урок биологии "Отряды птиц: Куриные и Совы"

Урок биологии в 7 классе в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" по теме "Отряды птиц Куриные и Совы". Представлена технологическая карта урока....

Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"

Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...

Открытый урок биологии "Класс Птицы"

Конспект открытого урока биологии в 7 классе на тему "Внешнее строение птиц"...

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА БИОЛОГИИ ТЕМА "ПТИЦЫ. ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЕТУ"

мАРШРУТНЫЙ ЛИСТ КАК ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ НА УРОКЕ....