Конспект урока биологии "Эвглена зелёная"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Шило Светлана Анатольевна

 

Цель урока: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни представителей типа Жгутиконосцы на примере эвглены зелёной. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эвглена зелёная

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни представителей типа Жгутиконосцы на примере эвглены зелёной и вольвокса. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

1.        Где обитает амеба обыкновенная?

2.        Как передвигается амеба?

4.        Как дышит амеба?

5.        Как происходит процесс пищеварения у амебы?

6. Как называется процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности?

7. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?

8.        Как называется способность живого организма реагировать ни воздействие
внешней среды?

9.Что происходит с амёбой при наступлении неблагоприятных условий?

II. Изучение нового материала

Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с одноклеточными организмами – эвгленой зелёной и вольвоксом.

1. Среда обитания, строение и передвижение эвглены зеленой 

Эвглена зеленая, как и амёба, живет в сильно загрязненных пресных водоемах со стоячей водой.

Тело эвглены вытянуто, имеет веретеновидную форму. Длиной  около 0,05 мм. Передний конец тела притуплён, а задний заострён.

Наружный слой цитоплазмы эвглены плотный, он образует вокруг её тела оболочку. Благодаря оболочке форма эвглены практически не изменяется при движении. Но тонкая и эластичная оболочка позволяют ей сокращаться, вытягиваться и изгибаться. В цитоплазме, в передней части тела, лежит сократительная вакуоль, а в задней трети – ядро.

На переднем конце тела эвглены имеется тонкий длинный вырост цитоплазмы – жгутик. Благодаря жгутику эвглена может свободно передвигаться. Вращая жгутиком, эвглена как бы ввинчивается в воду, благодаря чему плывёт тупым концом вперёд. Наличие жгутика определило систематическое положение эвглена зелёной:

Тип Жгутиконосцы

Класс Жгутиконосцы

По своему строению эвглена похожа на одноклеточные водоросли. В её цитоплазме содержатся зеленые хлоропласты, несущие зеленый пигмент – хлорофилл.

В: Какова роль хлоропластов?

- на свету в хлоропластах идёт процесс фотосинтеза – превращение неорганических веществ в органические.

Благодаря наличию хлоропластов, на свету эвглена способна к фотосинтезу.

Ещё одна особенность, указывающая на сходство эвглены с растениями, наличие ярко-красного светочувствительного глазка. При помощи глазка эвглена различает изменения освещенности. Благодаря глазку эвглена всегда плывёт в освещённую часть водоёма, где условия для фотосинтеза наиболее благоприятны.

В: О чём говорит сходство эвглены с растениями?

- сходство в строении клеток растений и животных указывает на родство между растениями и животными.

2. Питание 

В зависимости от условий среды эвглена способна менять характер питания.

На свету, благодаря способности к фотосинтезу, ей свойственно автотрофное питание – способность самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. В цитоплазме в виде мелких зёрен скапливаются запасные питательные вещества по составу напоминающие крахмал. Они расходуются при голодании эвглены. Если  эвглена длительное время находится в темноте, то хлорофилл исчезает, и она начинает питаться гетеротрофно – усваивает готовые органические вещества, образовавшиеся при гниении отмерших организмов.

Растворённые в воде органические вещества поступают в цитоплазму через оболочку и через клеточный рот, который расположен на переднем конце тела. Благодаря движению жгутика в клеточный рот затягиваются органические микрочастицы.

Переваривается пища в пищеварительной вакуоли. Непереваренные остатки пищи выбрасываются у заднего конца тела.

3. Дыхание 

Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит, как и у амебы, через всю поверхность тела. Растворенный в воде кислород поступает в клетку, где расходуется в процессе жизнедеятельности.

4. Выделение 

В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.

5. Размножение 

Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые части. Если в одну из дочерних клеток не попал какой-либо органоид (например, глазок или жгутик), то впоследствии он там образуется.

6. Циста

При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амёбы, образуется циста. Жгутик отпадает, тело округляется и покрывается плотной защитной оболочкой. В таком состоянии эвглена проводит зиму  или переносит высыхание водоёма.

Многообразие  простейших класса Жгутиконосцы

Сообщения или самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы:

Виды Жгутиконосцев

Особенности строения тела

Образ жизни Место обитания

Вольвокс

Трипаносомы

Лейшмании

Лямблии

III. Закрепление.

  1. В каких условиях обитает эвглена зеленая?
  2. Как передвигается эвглена зеленая?
  3. Охарактеризуйте типы питания эвглены зеленой.
  4. Сравните способы размножения амебы обыкновенной и эвглены зеленой.
  5. Какие особенности строения и жизнедеятельности подтверждают сходство эвглены зеленой с растениями?

Вывод:

Жгутиконосцы – это простейшие, имеющие в качестве органоидов движения жгутики. Среди них встречаются одиночные и колониальные организмы.

Эвглена зеленая – организм, сочетающий в себе признаки животного и растения. С одной стороны, эвглене свойственно автотрофное питание благодаря наличию хлорофилла. С другой стороны, эвглена активно двигается, как животное, обладает гетеротрофным питанием – поедает частицы органических веществ, мелких животных, одноклеточные водоросли. Особенности питания эвглены позволяет ботаникам относить её к растениям, а зоологам – к животным.

Пример с эвгленой зеленой показывает, что граница между животными и растениями достаточно условна.

Шило С.А.                                                                                                 Биология  животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Луч света в зелёном царстве" (фотосинтез)

Цели урока:Образовательная – раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле, опираясь на имеющиеся знания учащихся,Развивающая – развитие логического мышления, развитие умени...

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Конспект урока литературы  по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

конспект урока по "У лукоморья дуб зелёный..." А.С.Пушкина в 5 классе

материал в помощь учителю для подготовки к урокам по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе...