Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Марьянова Татьяна Измаиловна

Конспект урока литературы  по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.pptx1019.64 КБ
Файл konspekt_uroka.docx21.04 КБ
Файл oleni_2.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

Слайд 2

Красота спасет мир. Ф. М. Достоевский

Слайд 3

Иван Алексеевич Бунин

Слайд 6

Шишкин Иван - Хвойный лес...

Слайд 7

Тема стихотворения - олень в лесу Первая строфа задаёт тему – лес и олень Вторая строфа развивает тему – олень дома, в неопасной обстановке Третья строфа - кульминация - олень почувствовал опасность и уходит от беды Четвёртая строфа – олень ушёл; молодость и сила победили… ЧТО победили?

Слайд 8

Красота Смерть Густой зеленый ельник Глубокие пушистые снега Олень, могучий, тонконогий Уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной Тяжкие рога Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу

Слайд 9

Основная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ добро зло ПОБЕДА ДОБРА НАД ЗЛОМ

Слайд 10

Клод Лорран . Пейзаж с Асканием , стреляющим в оленя (1682)

Слайд 11

Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. Свет Чистота красота духовность Грация добро любовь творчество верность

Слайд 12

Олень Слова - мучительные трубы, гремящие в глухом лесу, - следят, перекликаясь грубо, куда я пламя пронесу. Но что мне лай Дианы жадной, ловитвы топот и полет? Моя душа - олень громадный - псов обезумевших стряхнет! Стряхнет - и по стезе горящей промчится, распахнув рога, сквозь черные ночные чащи на огненные берега! В. Набоков



Предварительный просмотр:

   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45 СТАНИЦЫ СЕВЕРСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРСКИЙ РАЙОН

План-конспект урока  литературы

в 5 классе

Разработала

учитель 1 квалификационной категории

Марьянова Т.И.

2011

Тема урока: «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Цели урока:

1. Обучающие:

  • выявление художественной идеи стихотворения;

2. Развивающие:

  • формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями;

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к родной природе;
  • воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть.

Оборудование урока: презентация; рисунки учащихся; учебник Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель Г.С. Меркин.- М.: «Русское слово»; тетради.

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф.


Опережающие задания:

Лексическая работа

Объясните значение слов: красота, смерть.

  • Подготовить сообщение «литературоведа» о литературном символическом значении образа оленя.
  • Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющем в оленя».
  • Подготовить выразительное чтение стихотворения В.Набокова  «Олень» и комментарии: символическое значение слов: ловитва, лес, значение выражения пройти огонь, воду и медные трубы, сообщение о Диане.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания. Рассказ об И.А.Бунине.

2. Анализ стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». (слайыд №1,2)

1.Слово учителя

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.

Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения в исполнении В.Дугина.(слайды №3-5)

3. Исследовательская работа с текстом

  • Повторное чтение стихотворения.
  • Определите тему стихотворения (слайд №6)
  • О чем говорится в каждой строфе? (слайд №6)
  • Что победили молодость и сила?
  • Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.
  • Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (слайд №7)

(красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)

  • Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?

(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота) 

4.Слово учителя

 Мы  подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная, неочевидная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.

Но стихотворение не отпускает нас от себя. Задумайтесь. Есть еще нечто. Это ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.

И появляется мысль о победе добра (красота – это добро) над злом (зло – смерть). (слайд №9)

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота) 

5.Сообщение учащегося о символическом значении образа оленя в мифах.

6. Слово учителя

      Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью  и музыкой.

7. Сообщение учащегося о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».(слайд №10)

8. Слово учителя

      В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом.

      У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
      Олень нередко фигурирует в
геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".

  • В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?

(красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)

  • Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (слайд №11)

(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)

9. Выразительное чтение учащимся стихотворения В.Набокова «Олень» (слайд №12)

                 Олень

Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
                              В. Набоков

10.Лексическая работа

  • Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.
  • К чему стремится душа поэта?

(Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремиться к «огненным берегам» - творению красоты.)

3. Итоги урока.

  • Составить синквейн, посвященный стихотворению И.А.Бунина «Олень».

(Презентация рисунков учащихся и фотографий).

  • Объявление оценок.

4. Домашнее задание.

Прочитать рассказ И.А.Бунина «В деревне».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Вернись, лесной олень…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 5 класс В.И.Бунин "В деревне"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по УМК Меркина...

Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"(5 класс)

Разработка урока по литературе по теме  " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…" в 5 классе.Разработка урока содержит конспект урока и презентацию....

Конспект урока литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс.

Конспект открытого урока  литературы по рассказу И.А. Бунина "Косцы". 5 класс...

Карточка "Густой зелёный ельник у дороги" (5 кл)

Задние для самостоятельной работы на уроке литературы в 5 классе на тему "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги"...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...

Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...

Презентация к произведению Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги".

В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к уроку по анализу стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги"....