Опыт работы по теме: ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Данный опыт поможет учителю естествознания коррекицонной школы добиться результативности в знаниях учащихся, используя предложенные мной методы работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Введение.

Работа над общим развитием детей осуществляется в процессе систематического усвоения ими знаний и навыков на уроках и во время выполнения домашних заданий. Очень важно, чтобы знания детей об окружающем их мире не были сведены к набору отдельных сведений, а давались в определенной системе и последовательности, чтобы они объяснялись в форме, доступной для учащихся начальных классов.

Например,  знакомя детей с временами года,я в первую очередь обращаю их внимание на закономерность и последовательность смены одного времени года другим, на значение этой смены для жизни растений и животных, труда человека.  Рассматривая с детьми природные различия отдельных районов РФ, основное внимание  уделяю выяснению простейших причин этих различий, таких, как высота солнца над горизонтом, продолжительность солнечного освещения, количество теплых дней, необходимых для развития растений, и т.д. Эти знания основываются на непосредственных наблюдениях в природе, сведениях о своей местности, материалах учебника, рассказах учителя, рассмотрении картин, просмотре кинофильмов, телевизионных передач, создающих представление о природе других районов России.

На уроках дети не только сообщают содержание своих наблюдений, но и делают некоторые обобщения и умозаключения на основе этих наблюдений. Они сравнивают наблюдаемый объект с другими известными им объектами.

Знания, полученные детьми ранее, взаимодействуют с новыми наблюдениями, и на основе старых и новых наблюдений углубляются полученные сведения. Таким образом, основная линия развития мышления ребенка заключается в переходе от наглядно-действенного к наглядно-образному и от наглядно-образного к словесному, абстрактному мышлению.

Восприятие отдельных природных явлений.

        Всякая наука и учебный предмет представляют собой систему понятий, развивающихся в логической последовательности. Задача обучения детей природоведению состоит в том, чтобы проводить повседневную, систематическую работу по созданию у них представлений и выработке понятий.

        При этом первым этапом процесса усвоения знаний является восприятие отдельных природных явлений или фактов. Качество усвоения повышается, если дети подготовлены к восприятию нового путем постановки перед ними определенных задач.

        Активность учащихся при восприятии повышается, если удается создать проблемную ситуацию, поставив перед ними конкретные вопросы: почему происходит такое природное явление? Как его можно объяснить?

        Проблемная ситуация чаще всего создается правильно поставленными вопросами и заданиями, которые дает учитель во время наблюдений в природе, проведении опыта или практической работы. Важный момент активизации восприятия – использование учителем знаний, полученных детьми ранее.

        При изучении нового материала  важно определить, что дети уже знают об этом явлении или предмете природы.

        Часто младшие школьники подмечают лишь внешние, часто не существенные для характеристики явления признаки, поэтому роль учителя очень велика в организации наблюдений. Надо научить детей видеть наиболее важные, существенные черты, характеризующие предмет или явление. Для этого прежде всего следует организовать наблюдения школьников за определенным конкретным природным явлением или объектом. Дети при систематических и направленных наблюдениях начинают подмечать отдельные детали, а не только общие и наиболее яркие признаки объекта или природного явления. Наблюдения становятся разносторонними и целенаправленными. Постепенно дети учатся сравнивать объекты, делать выводы на основе наблюдений. Естественное, врожденное стремление ребенка рассматривать новый предмет или явление, наблюдать его составляет первоначальную основу восприятия.

Представления.

        Получив от учителя задания для наблюдений, дети проводят их. В результате у них в сознании создается первичное представление о внешнем виде объекта или природного явления. Представления возникают у детей в сознании в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но эти образы являются несколько более обобщенными, чем при простом восприятии.

        Для углубления и расширения представления учитель ставлю перед детьми вопросы, выявляющие основные свойства предмета или явления. Например, дети наблюдают осенью листопад и отвечают на вопросы: что происходит во время листопада? (Листья падают с деревьев.) С каких деревьев падают листья? (С лиственных деревьев.) Учитель объясняет, что через листья испаряется влага, которая поступает к ним от корней по стволу. Если зимой листья будут на деревьях, то они погибнут, так как вода в листьях замерзнет. Зачем же нужен деревьям листопад? (Чтобы не погибли лиственные деревья.) Почему же ель и сосна не сбрасывают хвою? (Потому что через хвою мало испаряется воды.) В заключение учащиеся делают вывод: листопад бывает осенью. Это подготовка лиственных деревьев к зимним холодам.

        В 5 классе дети вначале получают конкретные представления о холме во время экскурсии, выявляют основные свойства этой формы земной поверхности, знакомятся с его подошвой, крутыми и пологими склонами, вершиной. Затем в классе школьники рассматривают на картинах различные виды холмов, находят на них те части, которые наблюдали в природе, читают статью в учебнике, и у них вырабатывается представление вообще о холме и его признаках.

        Таким образом, удается  научить детей выделять в предметах или явлениях их признаки и свойства, затем для расширения представления сравнивать признаки и свойства нескольких предметов или явлений, выясняя в них наиболее существенные особенности. Еще К.Д. Ушинский говорил, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления»*.

        Например, при сравнении хвойных и лиственных деревьев учащиеся в первую очередь должны отметить их общие признаки: наличие корней, ствола, ветвей, листьев. Затем школьники, сравнивая эти общие признаки, приходят к выводу, что основное отличие – в листьях: на хвойных деревьях листья имеют вид хвои.

        Важным шагом в формировании представлений является выделение детьми самых существенных признаков предмета. Так, например, они должны подчеркнуть, что все лиственные деревья имеют листья, а хвойные – хвою. Или, что все холмы имеют вершину, подошву, склоны, но каждый холм отличается своей высотой и формой.

        Ребенку необходимо пояснять, что изменение несущественных признаков или свойств предмета не влияет на принадлежность данного предмета к определенному понятию. Например, лиственное дерево может быть высоким или низким, толстым или тонким, иметь большую или небольшую крону, но оно все равно остается лиственным, а не хвойным деревом.

        Ставлю своей задачей научить детей распознавать предметы по их существенным признакам. Так, например, называя один или несколько существенных признаков предмета,  предлагаю учащимся назвать сам предмет: невысокое растение, имеет несколько тонких стволов, на ветках может быть хвоя или обычные листья. (Кустарник.)  Предлагаю ответить, что это за форма поверхности, на которой хорошо видна ровная линия горизонта и нет заметных повышений или понижений. (Равнина.) Таким образом существенные признаки предмета помогли учащимся правильно определить сам предмет.

        Систематическая работа по выявлению существенных признаков и свойств приводит к тому, что у детей создаются осознанные представления об отдельных природных объектах.

        Наличие представлений дает человеку возможность оперировать образами при отсутствии самих предметов. Дети рассказывают о холмах, чертят схему холма, не видя его перед собой в классе, или рассказывают о каком-либо животном, используя данные наблюдений за ним дома, в природе, живом уголке, хотя ни животного, ни его изображения нет перед ними.

        Таким образом, исключительно важную роль в психической деятельности детей играют зрительные, слуховые, двигательные (моторные), осязательные, обонятельные,

________

*Ушинский К.Д. Избр.пед.соч.,т.II. М.,1958, с.436

вкусовые и другие представления, являющиеся образами предметов.

Понятия.

        Следующий этап работы – формирование у детей определенных понятий. Наличие у учащихся отчетливых и точных представлений дает возможность формировать эти понятия.

        Понятия имеют определенное содержание и объем. В содержание понятия входят существенные признаки предмета или явления природы, отличающие его от других. В природоведении мы встречаемся с двумя видами понятий – географическими и биологическими. К географическим понятиям относят единичные и общие; к биологическим – видовые и родовые.

        Единичные географические понятия – река, город, горы.

        Общие понятия выражаются терминами, а единичные – названиями или именами собственными.

        Видовые биологические понятия – заяц, ель, василек. Родовые биологические понятия – животное, хвойное растение, цветковое растение.

        Все существенные черты родового (биологического) или общего (географического) понятия свойственны и каждому отдельному объекту, т.е. единичному или видовому понятию. Но, кроме существенных родовых или общих признаков, каждый объект имеет и свои индивидуальные черты, которые делают его единичным (или видовым) понятием. Так, например, река Волга, как и всякая река, имеет общие признаки: исток, русло, правый и левый берега, притоки, устье. Единичными признаками у Волги являются следующие: исток находится на Валдайской возвышенности; при впадении Оки в Волгу стоит город Горький; на правом берегу Волги расположена Приволжская возвышенность; устье реки при впадении ее в Каспийское озеро-море разделено на рукава и образует обширную дельту.

        В процессе работы необходимо обратить внимание детей на связь единичного географического понятия с общим понятием, видового (биологического) – с родовым (медведь – животное; ель – растение; Москва – город и т.д.).

        Дети осваивают как родовые, так и видовые понятия. Когда они знакомятся с понятиями растение, животное, насекомое, птица, зверь, они получают знания родовых понятий, значительно более широких, чем видовые: береза, медведь, стрекоза, кукушка, белка.

        Давая детям представления и формируя понятия о предметах и явлениях природы, , опираясь на наблюдения в природе, применяю различные наглядные пособия, выявляющие основные свойства предметов. При  формировании понятий о горах  опираюсь на наблюдения детьми холмов (на равнине) или гор (в горной местности) и выясняет, какие представления о горах имеют школьники. Затем  демонстрирую кинофильм «Равнины и горы». В дальнейшей беседе по содержанию фильма  использую настенные картины. Работа может строиться по следующим вопросам: какие части имеет холм? Какие части есть у горы? Что общего у холма и горы? Что выше – холм или гора? Чем гора отличается от холма?

        Выясняя основное отличие холма от горы,  у детей формируется  понятие «горы».

         Предлагая учащимся найти на карте горы . закрепляю общее понятие «горы». Затем переходя к показу на карте РФ конкретных гор – Кавказских, Уральских и др. – и рассказывая о них,  создаю у школьников представления об отличительных особенностях одних гор от других, т.е. выявляет индивидуальные черты единичных понятий (их различия по высоте, внешнему виду и другим признакам).

        После знакомства детей с новым понятием «океан»  предлагаю сначала найти каждый океан на глобусе, затем на карте полушарий и ответить на следующие вопросы: почему Северный Ледовитый океан так называется? Почему Магеллан дал название одному из океанов Тихий?  Почему его называют еще Великим? Какие материки омывает Тихий, или Великий, океан? Подобная работа в разных вариантах продолжается и на последующих уроках.

        Рассказывая о том, как проводят зиму разные животные в лесу,  предлагаю вспомнить, как эти животные готовились к зиме. Почему медведь и барсук не запасали пищу на зиму? Почему лисица и заяц осенью тоже не делали запасов? кто из животных запасал еду? Ответы на эти и подобные вопросы дают возможность формировать у школьников понятия о приспособлении различных животных к условиям обитания.

        Большую роль в формировании природоведческих понятий играет закрепление полученных знаний и применение их на практике: при проведении опытов и практических работ, на обобщающих уроках.

        Итак, путь от ощущения и восприятия к представлению, а затем к понятию есть путь к наиболее полному отражению в сознании учащихся действительности в ее существенных, закономерных связях и отношениях.

Приемы и методы формирования природоведческих представлений и понятий на уроках.

        Применение разнообразных приемов и методов работы на уроках, использование тех представлений, которые есть у детей, применение различных наглядных пособий помогают  формировать общие природоведческие понятия. Большую роль в формировании понятий играет определенная система в изложении , которая достигается при условии, если все части учебного процесса связаны ведущей идеей и служат ее раскрытию и подтверждению.

        В систематическом рассказе  наглядность имеет большое значение: идя от наглядного, зрительного восприятия, дети легче подходят к обобщению, т.е. к формированию понятия.

        Наглядные пособия используются не только для создания представлений и образов отдельных конкретных предметов, но и как исходный материал для формирования понятия.

        Беседа по наблюдениям детей, просмотренному фильму, разобранным картинам или диафильмам помогает сознательному усвоению учащимися программного материала. А на основе сознательного его усвоения у детей образуются правильные природоведческие понятия.

         Необходимо серьезно относиться к подготовке бесед, выявляющих основные признаки и свойства предметов и явлений. Не следует ставить вопросы, требующие от детей только работы памяти и показывающие лишь механическое, а не сознательное усвоение программного материала. Необходимо так формулировать вопросы, чтобы ответы на них показывали понимание учащимися даваемых определений. Так, например, нельзя ставить вопросы: что такое исток? Что называют океаном? И т.п. Надо сначала предложить ребенку показать на картине, схеме, плане местности, карте исток реки, а затем спросить, что называют истоком реки или ручья. Нельзя опрашивать учащихся подсказывающими вопросами и вопросами многословными, так как они не выявляют понимания детьми содержания природного явления, а наталкивают их на механические заучивания.

        Работая над образованием общих понятий, стараюсь обращать внимание на умение детьми применять свои знания,проверяю, умеют ли найти на карте горы, реки, моря и т.д.

        В 5 классе дети учатся ухаживать за комнатными растениями. У них создается понятие о том, что каждому растению для развития необходимы благоприятные условия: хорошая почва, достаточное количество влаги, света, тепла. Ухаживая за комнатными растениями, дети учатся правильно рыхлить почву, поливать растения, вытирать крупные листья влажной тряпкой, опрыскивать растения.  В первую очередь  проверяю, все ли дети умеют правильно это делать, и стараюсь добиться того, чтобы общие понятия были закреплены практической деятельностью на уроках и вне их.

        Проводя последовательную работу над созданием представлений и понятий, необходимо добиваться полной осознанности содержания понятий, так как только такие знания переходят в убеждения. Важным условием организации целенаправленного восприятия детьми природного объекта является сочетание его показа с объяснением учителя. Показ может быть в природе или во время демонстрации кинофильма, телепередачи, рассматривания настенной картины, во время опыта, на предметном уроке. Такой прием работы обеспечивает в сознании школьников связь между словом и конкретным образом природного явления или объекта.

        Кроме того, считаю важным добиваться от учащихся умения показать природные явления или объекты на картинах, в коллекциях и гербариях и рассказать о них, останавливаясь на характерных чертах данного явления.

        На уроках природоведения необходимо формировать у детей пространственные представления и элементарные понятия (о горизонте, сторонах горизонта, ориентировании) на основе практических работ и наблюдений в природе.

        Итак, прочное овладение научными знаниями и формирование понятий у учащихся протекает через восприятие, создание представлений и их осмысливание.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Формирование экономико бытовых умений учащихся коррекционной школы VIII вида

Система работы раскрывает особенности и принципы планирования работы по формированию экономико–бытовых умений и навыков, системно– деятельностный подход в обучении на уроках социально–бытовой ориенти...

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

Использование игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида при работе над словарными словами в 5 классе

  Выполнение программы по русскому языку в специальной (коррекционной) школе, прочность и глубина знаний, получаемых на уроке, во многом зависит от интереса к предмету, желания изучать его. У учащихся...

Урок математики на тему:"Проверка арифметических действий" в 7 классе для учащихся коррекционной школы VIII вида

Данная разработка представляет собой текстовый материал, (игру) для учащихся 7 класса...

Опыт работы по теме "Формирование здоровья и здорового образа жизни у учащихся"

В статье представлен опыт работы школы по формированию здоровья и здорового образа жизни у учащихся....

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы VIII вида

Вопросы, связанные с изучением детей с ограниченными возможностями здоровья относятся к числу актуальных в педагогике, психологии и других смежных науках. Это подтверждается значительной распространен...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....