Внешнее и внутреннее строение семени
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

носкова Елена Михайловна

Сценарий урока по биологии 6 класс УМК В.В. Пасечник с использованием системно-деятельностного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnee_i_vnutrennee_stroenie_semeni.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока:  Внешнее и внутреннее строение семени

Цель: 

  • содержательная: с помощью лабораторной работы обеспечить понимание учащимися отличия в строении семян двудольных и однодольных растений.
  • деятельностная (формирование умений новых способов действий):

-  формировать у учащихся   умения определять   внутреннее и внешнее строение семян.

  • развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемную и коммуникативную.

Задачи:

  • Формировать умения выделять и планировать этапы учебного исследования;
  • Формировать понятие  о зародыше семени как зачаточном организме, о его функциях;  
  • Фомировать умения работать с лабораторным оборудованием и раздаточным материалом

ПЛАН УРОКА: (оформление доски)

  1.  Семя и его значение в жизни растений.
  2. Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»  
  3. Запасные питательные вещества семени.  

Ход урока:   

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ  проверка готовности к уроку

1 этап урока Создание учебной ситуации – дидактическая игра «Лови  подсказку»

Ребятам нужно догадаться, о чем пойдет речь на уроке, используя как можно меньше подсказок. Ответ можно записать на листочке в любой момент сдать, предварительно подписав фамилию и число понадобившихся подсказок.

 Подсказки

       1.Этот орган является важнейшим достижением в эволюции у высших растений.

       2.Это орган растения, который ему жизненно необходим.

       3.Этот орган появляется в определённый период жизни растения.

       4. " Спит волшебным сном малютка. Кто бы разбудил?

        Солнце грело, грело. Не встаёт малютка!

        Дождик брызгал, брызгал. Крепко спит малютка.

        Ветер дул-дул. Как мертва малютка.

        А пришли все вместе – сразу разбудили».

       ЧТО ЖЕ ЭТО ЗА МАЛЮТКА?  

     5. Этот орган называют зачаточным растением.

      6. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

     ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Почему этот орган жизненно необходим растениям?

Почему его называют зачаточным растениям?     

Насколько важно растениям иметь такие органы?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ:

-Давайте вместе сформулируем тему нашего урока, так, чтобы она выражала главные вопросы изучения (результат совместной деятельности) 

Например:

 Строение семян цветковых растений

Строение и функции семян.

Значение семян в жизни растений

ПЛАНИРОАНИЕ ХОДА УРОКА

В центре слайда презентации записываю ключевое слово «Семя». Предлагаю вспомнить, что уже известно по данному вопросу.

Какие вопросы по этой теме вас интересуют, прежде всего?

 (результат совместной деятельности)

Например:

1.Как устроено семя?

2. Одинаково ли по строению семена различных растений   (открыть слайд с планом урока)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ЗНАНИЙ

Какие источники знаний могут помочь нам найти ответ?

Натуральные объекты, коллекция семян, учебник, интернет

 ЗНАКОМСТВО С НОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ…

 2 этап урока: Изучение нового материала – стадия осмысления

 Как мы уже сказали, что семя является важнейшим достижением в эволюции у высших растений. Это достижение заключается в устройстве самого семени. Какую структуру представляет собой семя? Докажите, что семя состоит из небольшого, но сформировавшегося растения и запаса питательных веществ на первое время обоснования на новом месте. 

"Коробочка запечатана

А ней растенье спрятано

С ветками листочками

С белыми цветочками"

Чтоб найти нам ответ

Мы исследуем объект.

Групповая работа Лабораторная работа «Особенности строения семян двудольных и однодольных растений»

Цель: познакомиться со строением семян; типами семян; особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.

Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, бобов, зерновки пшеницы и ржи, препаровальные иглы, лупы, текст учебника, рисунки учебника, слайды презентации с изображением семян двудольных и однодольных растений.

Работа с информационными  листами. Провести самостоятельное исследование  в виде эксперимента по заданному алгоритму. При постановке опыта учащиеся отвечают на вопросы.

1. Какова цель опыта?

2.В чем заключается условие опыта?

3. Какие действия проводились, в какой последовательности?

4. Какие выводы следуют из опыта?

Как объяснить результат опыта?

При выполнении работы отрабатывается прием анализа. В самостоятельной работе учащиеся рассматривают натуральные сухие и  набухшие объекты, затем описание в учебнике, рисунки на слайде презентации.

Продумать продукт вашей работы – схемы, таблицы и т.д. 

Алгоритм действий

1, 2группа

1. Рассмотрите набухшие и сухие семена фасоли или бобов. Сравните их размеры и внешнюю форму.

2. Найдите рубчик. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек, почечку. Обратите внимание на микропиле(семявход). Зчем нужен семявход?

3.Сверните текстовую информацию о строении семени фосоли в схему или таблицу.

4. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

5.  Читая учебник, выясните,  в каких частях семени могут запасаться питательные вещества у других двудольных растениях. Какие растения будут называться двудольными?

6. Докажите, что фасоль относится к двудольным растениям

7.Можно ли по наличию эндосперма судить о принадлежности растения к однодольным?

8. Выясните стратегию поведения зародыша фасоли и гороха  при прорастании 

3,4 группа

1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.

2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша. Что такое щиток?

4. Сверните текстовую информацию о строении семени пшеницы в схему или таблицу.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

6. Докажите, что пшеница относится к однодольным растениям. Какие растения будут называться однодольными?

7. Чем отличается семенная кожура однодольных растений от двудольных.

8.Что вырастет   из корешка, стебелька и почечки семени?

Учащиеся представили аналитические схемы строения. Для формирования и развития биологических понятий  отрабатывается прием сравнения, используя вопросы.

 1. Реши, в чем основное сходство семян разных растений.

2. Выдели существенные части семян фасоли и пшеницы

3. Сопоставь эти части у одного семени с такими же частями другого семени.

4. Отметь, что в них сходного, чем они отличаются?

Семя фасоли

Зерновка пшеницы

После групповой работы учащиеся предлагают свой продукт совместной деятельности.   Актуализация и фиксирование затруднения.  

- На какие вопросы вы смогли ответить? Что вызвало затруднения? Определите спорные выводы?

Предполагаемые затруднения: не все учащиеся смогли выявить   стратегию поведения   прорастания зародыша фасоли и гороха. Работа с учебником.

 -Спрогнозируйте содержание текста по  фотографиям, где дается описание прорастание семян. При прорастании семядоли в одних случаях выносятся на поверхность и фотосинтезируют, а в других – остаются в земле. Важность обстоятельств состоит в том, что семядоли служат источником энергии (с одной стороны как кладовая питательных веществ, а с другой стороны - как фотосинтезирующий орган) и отражают путь эволюционного становления конкретного вида.

Первичное закрепление. Работа в парах Выделение причинно-следственных связей.  

Установите соответствие между растениями и характерными признаками строения семян/

   ПРИЗНАКИ                                                                                         РАСТЕНИЯ

  1.  Запас питательных веществ содержится                                       А.  Фасоль                                                                                              

     в  семядолях.                                                                                       Б. Пшеница

  2.Зародыш семени состоит из 1 семядоли.

  3.  Околоплодник невозможно

    отделить от семенной кожуры.

 4. При прорастании семени семядоли

    выносятся на поверхность.

5. Зародыш состоит из корешка, стебелька,

 почечки и 2 семядолей.

1

2

3

4

5

                                                                                                           

-Объяснить смысл загадок и поговорок.

 Выделите и запишите признак в загадке, который помог найти ответ. Выдвижение гипотез о значении запаса питательных веществ в семени.

Загадка

 1. "В малой хатке – спаленке

Спит ребёнок маленький

В кладовой еда лежит

Как проснётся, будет сыт."

Поговорки

 2."От доброго семени – добрый  всход"

 3. "Каково семя, таково и племя"

 4. "По семенам и всходы"

 5.От худого семени не жди доброго племени 

ФИЗМИНУТКА 

 Организую самостоятельную деятельность учащихся по самооценке, взаимооценке новых и отрабатываемых знаний, побуждаю к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи одноклассникам; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной. Учащиеся оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников, учатся взаимодействию. Данные рисунки в виде подсказки показаны на слайде презентации

                                                                          

Вставьте  пропущенные слова

  1. Основными частями семени двудольных растений являются семенная ….и…
  2. Семенная кожура …семя растения от…..
  3. Эндосперм – это …для развития зародыша.
  4. Запасные вещества накапливаются в …. и …..
  5. Однодольными называют растения, в семени которых……
  6. Зародыш семени однодольного растения состоит из ……., ……..,….. и ……
  7. Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве…..
  8. ……- это след от семяножки.
  9. Околоплодник срастается с семенной кожурой у……..растений
  10. Двудольными называют растения, в семени которых…….

Взаимопроверка тестов. (Правильные ответы показываются на отдельном слайде)

ошибок нет «5»

1-2 ошибки «4»

3 ошибки «3»

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игровое задание.  Тест – рисунок.  При выборе правильного ответа соединяются линии

при этом получается рисунок. «Строение семени фасоли».  Два человека выполняют задание  у доски, используя интерактивную доску. Все остальные на распечатанных листах с  заданиями теста

             

Тест

1. При прорастании из семени первым появляется:

а. почечка 1-9-24-32-10-23

б. зародышевый корешок 23-1-9-10-24-32

в.семядоли 24-9-10-32-1-23

2. Семядоля – это зародышевый:

а. лист 31-33-38-11-13

б. стебелек 13-31-33-38-11

в. корешок 33-38-11-13-31

3. Щиток в семенах злаков – это:

а. видоизмененный стебелек 14-8-21-4-12

б.почка 14-8-8-21-4

в. видоизмененная семядоля 12-14-8-4-21

4. Значение семенной кожуры:

а. содержит питательные вещества 20-22-26-1-27

б. защищает семя от высыхания 1-27-20-22-26

в. обеспечивает семя водой 26-1-27-20-22

5. Семя большинства покрытосеменных растений состоит из:

а. зародыша, эндосперма, семенной кожуры 26-15-29-16-30

б. зародыша 30-15-29-26-16

в. эндосперма 29-26-16-30-15

6.Питательные вещества в семени пшеницы находятся.

а. в корне 19-14-25-30- 17

б. в семядолях 25-17-19-14 - 30

в. в эндосперме 30-25-17-19-14

7. Надземный способ прорастания семян мы наблюдаем:

а. у дуба 18-6-14-21-3

б. фасоли 14-18-6-3-21

в. гороха 6-3-21-18-14

8. След от семяножки называется:

а. микропиле 37-35-6-36

б.рубчик 6-36-37-35

в. щиток35-36-6-37

9. Составная часть зародыша семени, из которой развивается лист:

а. почечка 2-5-34-28-35

б. стебелек 34-28-35-2-5

в. корешок 35-34-28-5-2

-А теперь проверьте себя по образцу-эталону.

  Раздаю  детям эталоны,

можно  показать на слайде.                   Готовый рисунок

  Рефлексия

  • Над какой темой работали?                                                                    
  • Удалось ли выполнить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?                                                                  
  • Что нужно сделать ещё?
  • В чём испытывали трудности?
  • Где можем применять полученные знания?
  • Я хотел бы узнать…
  • Мне больше всего…

 ОЦЕНКИ И КОМЕНТАРИИ

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ

Что надо сделать дома по минимуму:

ПРОЧЕСТЬ § 10 , ВЫПОЛНИТЬ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЕ ЗАДАНИЯ №    1-4    СТР. 20-22

Что можно сделать по желанию на выбор:

НАЙТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РУБРИКИ "ЭТО ИНТЕРЕСНО" «САМЫЕ.САМЫЕ» .Написать мини- сочинение «За, что я хочу сказать спасибо семенам растений»

Используемый учебный материал

Список специальной литературы для учителя:

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

Учебные пособия для учеников

1  Рохлов В., Теремов А., Петросова Р., «Занимательная ботаника», М., «Аст-Пресс», 2002г

Дидактический материал.

1. Информационные листы с алгоритмом проведения лабораторной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Внешнее и внутреннее строение семени

Урок разработан для обучающихся 6 класса. ( УМК И.Н.Пономаревой)....

Презентация "Внешнее и внутреннее строение семени"

Данная презентация используется при проведении урока в 6 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение семени"...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...