Внешнее и внутреннее строение семени
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Лазуренко Елена Николаевна

Урок разработан для обучающихся 6 класса. ( УМК И.Н.Пономаревой). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneshnee_i_vnutrennee_stroenie_semeni.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО БИОЛОГИИ

В  6 КЛАССЕ

                         

Тема «Внешнее и внутреннее строение семени»

Цели:

  1. Создать на уроке все необходимые условия для полноценного усвоения учащимися знаний о строении семени, о значении семян для растения как органа его размножения и распространения.
  2. Организовать на уроке эффективную познавательную деятельность, в ходе которой учащиеся развивали умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с лабораторным оборудованием.
  3. Создать условия для воспитания любви к природе, бережного отношения к лабораторному оборудованию.

Оборудование:

коллекции семян, сухие и набухшие семена фасоли и пшеницы, лабораторное оборудование: лупа, препаровальная игла, салфетки, электронное приложение к уроку в виде презентации.

I.Орг. момент

- Ребята, сегодня на уроке мы изучим новую тему. Чтобы узнать её название вы должны отгадать загадку:

       В землю ляжет,

       Чтобы встать

       И до солнышка достать

                                   (семя)

-  Верно.

Тема урока «Внешнее и внутреннее строение семян» (слайд)

- Сегодня на уроке мы изучим не только новую тему, но сегодняшним уроком мы открываем новую главу учебника. Откройте оглавление и прочитайте его название (Органы цветковых растений)

-Сколько параграфов входит в эту главу? (17)

-С какими темами нам предстоит познакомиться? Какие новые понятия мы узнаем?

II. Изучение нового материала.

   1. Актуализация знаний.

- Какие растения называют семенными? (цветковые и хвойные)

- Для чего цветковые и хвойные растения образуют семена? (они необходимы для размножения и расселения растений по Земле)

- Где образуются семена у цветковых растений? (внутри плода)


- У всех ли растений образуется одинаковое количество семян внутри плода? (нет, их может быть мало или одно, или много)


- Совершенно верно. Посмотрите на доску
(слайд- тема урока)

                                           

ПЛОДЫ

            Односемянные                                              Многосемянные

              (вишня, слива, абрикос)                       (фасоль, мак, горох)

2. Работа с коллекциями семян

- На столах у вас есть коллекции семян. Рассмотрите их.

- Какие семена вам знакомы?

  Каким растениям они принадлежат?

3. Рассказ учителя

- Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег (слайд-проросток)

- Это маленькое растеньице называется проростком.

- Спустя какое-то время у него появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена.

(Слайд) СЕМЯ-это орган полового размножения и расселения растений.

    - Ребята, к нам на урок пришли 2 гостьи. Это девочка, которую зовут Фасолинка и девочка-Пшеничка.  Послушаем их внимательно.

     Фасолинка:

 Тело моё одето в платьице-кожуру. Она защищает меня от неблагоприятных условий. Кожура бывает разного цвета: пёстрая,  белая, красная.

        А вот и моё тельце-2 семядоли. В них находится запас питательных веществ. Но самая главная часть – это зародыш. Он состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька и почечки с листочками.

     Пшеничка:

У меня тоже есть платьице - семенная кожура. Она очень плотная, так срослась с околоплодником, что не отделить. А в теле моём большую часть занимает эндосперм- это особые клетки, в которых содержится много питательных веществ.

        Но у меня только одна семядоля, а вот зародышевый стебелек, зародышевый корешок и почечка у меня тоже есть.

- Ребята, вспомните рассказы девочек, посмотрите на доску (слайд) и давайте выясним, чем же отличаются друг от друга семя фасоли и семя пшеницы.

           ( у фасоли 2 семядоли, а у пшеницы – 1, у пшеницы есть эндосперм, а у фасоли нет, у пшеницы кожура срослась с околоплодником)

 - В чем сходство   (есть кожура, запас питательных веществ, зародыш)

 - Цветковые растения,  семена которых имеют 1 семядолю называются однодольными, 2 семядоли - двудольными.) (слайд)

- Ребята, а вы хотите заглянуть внутрь семени? (да). Но сначала мы отдохнем!

Физминутка

           УЧЕНИК ТИХОНЬКО ВСТАЛ, ПОТЯНУЛСЯ,

            РАЗ НАГНУЛСЯ, ДВА НАГНУЛСЯ,

            ТРИ НАГНУЛСЯ,

            И ПРИСЕЛ
           И ЗА ПАРТУ ТИХО СЕЛ.

- Ну, вот мы отдохнули, можно продолжить нашу работу. Сейчас нам предстоит выполнить лабораторную работу, но сначала давайте вспомним  правила техники безопасности. (СЛАЙД-инструкция по ТБ).

  (СЛАЙД) тема нашей работы - «Строение семян двудольного растения-фасоли».

- Мы будем рассматривать фасоль, так как семя фасоли крупное, можно легко увидеть все его части, во-вторых, это незаменимый источник белка, который мы употребляем в пищу.

      Сейчас известно более 150 видов фасоли. В основном они произрастают в тропиках Африки, Америки и Азии. И только 2 вида фасоли выращивают в России: фасоль обыкновенную и фасоль пеструю.

4. Лабораторная работа

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Чем они отличаются? Какие больше? (набухшие).

  1. Чем вы можете это объяснить? (вода попала внутрь семян).

  1. А как вы думаете, как она туда попала?

  1. Найдите на вогнутой стороне семени РУБЧИК (след от места прикрепления к плоду) и СЕМЯВХОД (через него вода попадает внутрь семени и оно набухает). РАССКАЗ (см. приложение к уроку)

  1. При помощи препаровальной иглы снимите кожицу набухшего семени с выпуклой стороны, убедитесь, что она плотная.
  2. Под кожурой находятся  (СЛАЙД) 2 семядоли и зародыш.

Рассмотрите зародыш.

  1. Найдите зародышевой корешок, стебелек и почечку.

  1. ВЫВОД: семена двудольных растений  сверху покрыты кожурой, которая защищает от повреждений и высыхания. На вогнутой стороне  есть РУБЧИК и СЕМЯВХОД. Под кожурой находится  зародыш, он состоит из 2 семядолей, зародышевого корешка, стебелька и почечки.

     9.  Рассмотрите семена пшеницы.

     10. Попытайтесь снять с него кожуру.

     11.   Разделите семя пшеницы на 2 части.

  1.  Рассмотрите эндосперм, он мучнистый – это специальная ткань, в которой находятся запасные питательные вещества для зародыша.

- Откройте тетради на странице 21. Напишите названия частей семени, указанных на рисунке цифрами. Сделайте вывод о строении семени двудольного растения.

-  А сейчас мы проверим, как вы усвоили новую тему.

5. Графический диктант

  1. Все семена цветковых растений имеют одинаковое строение.
  2. Первым у проростка появляется корешок.
  3. Зародыш состоит из зародышевого корешка и почечки.
  4. Снаружи семена покрыты кожурой, которая защищает их от повреждений и высыхания.
  5. Растения, семена которых имеют одну семядолю, называются двудольными.
  6. Семя-это орган полового размножения и расселения растений.
  7. Пшеница-это двудольное растение

(СЛАЙД с правильными ответами)

III. Подведение итогов.

       Выставление оценок.

IY.  Домашнее задание:

  • Параграф №10  (прочитать и выучить основные понятия).

  • Задание №1 в тетради на странице 20.

  • Индивидуальные задания:

                    Подготовить выступления на темы:

                   «Пробуждение семени»

                   «Тыквята»

                   «Живые семечки"

Приложение к уроку

        

                                                                                 

Как бобы пароход разорвали

Огромный пароход «ХАРЬКОВ» плыл из-за границы к родным берегам. Все его трюмы до отказа были заполнены бобами.

Недалеко от Константинополя случилась неприятность: пароход наскочил на каменистую мель. Проутюжив днищем камни, «Харьков» пошёл дальше; так бы и дошел до Одессы, если бы не бобы.

Оказалось, прогулка по камням не обошлась благополучно. В днище парохода, под одним из грузовых трюмов, образовалась пробоина, через которую стала внутрь поступать вода.

Будь у парохода обыкновенный груз, а не бобы,- ничего бы особенного не произошло. Вода бы заполнила один грузовой трюм, а дальше её не пустили бы водонепроницаемые поперечные перегородки, отделяющие этот трюм от соседних.

     Дело кончилось бы тем, что «Харьков», глубже погрузился бы в воду и от этого несколько бы потерял в скорости. Но бобы решили судьбу парохода по- иному. Вода поднималась все выше и выше, проникая сквозь все щелочки между бобами. Как бы плотно ни были насыпаны бобы, дорога воде всегда найдется. Бобы, впитывая в себя воду, стали разбухать. А разбухшим бобам и места надо больше. Места же в трюме было столько, что бы вместить сухие, а не разбухшие бобы. Что же оставалось делать бобам в поисках простора? Им оставалось одно: давить из всех сил на стенки и палубу трюма. А сила разбухших бобов в тесноте  - дело нешуточное.

Ученые подсчитали. Что при 25% поглощенной воды, бобы давят на тело, препятствующей их набуханию, с силой 30 килограммов на 1 кв. см. Такое давление может испытывать корпус подводной лодки на глубине 300 метров. Но что бы выдержать такое давление, этот корпус имеет особую цилиндрическую форму, и он очень прочный. От парохода же не требуется погружения на такую глубину. Значит, и корпус его делают не таким прочным, как у подводной лодки.

     Понятно, что такое давление бобов кончиться даром не могло.

С оглушительным треском лопнули швы бортов и палубы в районе затопленного трюма. Пароход разломился не две отдельно плавающие части - носовую и кормовую. Вызванный к месту аварии буксирный пароход потащил в Севастополь носовую половинку «Харькова», а затем вернулся и за кормовой.

      Моряки долго тогда шутили: «Пароход «Харьков» - самое длинное судно в мире: его нос в Севастополе, а корма в Константинополе». Вскоре обе половинки «Харькова» при помощи электросварки соединили в одно целое.

        Так вот что могут наделать безобидные бобы.

                                                              (Н.П. Болгаров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня."

При изучении темы “Корень”, учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: ...

Внешнее и внутреннее строение семени

Сценарий урока по биологии 6 класс УМК В.В. Пасечник с использованием системно-деятельностного подхода...

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Презентация "Внешнее и внутреннее строение семени"

Данная презентация используется при проведении урока в 6 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение семени"...

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...

Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».

Задания по типу ВПРдля проведения проверочной  работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа»,  «Стебель, его строение и значение»,  « Цветок...


 

Комментарии

Чернова Елена Николаевна

Материал о бобах, которые разорвали пароход можно использовать на уроке физики в 7 классе при изучении темы "Давление".